Картотека развивающих игр по ФЭМП 2 младшая группа
картотека по математике (младшая группа)

Недошивина Ольга Евгеньевна

Картотека развивающих игр по ФЭМП 2 младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_femp.docx489.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 138 г. Владивосток»

Картотека развивающих игр по ФЭМП

2 младшая группа

Подготовила:

Воспитатель Недошивина О.Е.

Г. Владивосток

2022 г.

«Найди предмет»

Цель: формирование у детей навыков сопоставления форм предметов с геометрическими образцами.

Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Содержание: Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог знакомит с  правилами игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается. Если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут  сопоставлены с геометрическими фигурами.

 «Длинное - короткое»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материал: атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки  (толстый мишка и тоненькая кукла).

Содержание: Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитатель примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками.  Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушкам. Вдруг обнаруживает, что на мишке   поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и определять, какая из них короткая,  а какая – длинная.

 «Широкое - узкое»

Цель: формирование  у детей представлений о понятиях «широкое - узкое».

Содержание: Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов путем сравнения широких и узких  ленточек  одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски одинаковой длины - широкая и узкая. По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них (эти игрушки можно заменить, например,  машинками).

«Три квадрата»

Цель: формирование у детей умения соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Материал: три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

Содержание: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построить из квадратов башни. Показывает на фланелеграфе, как это делается: размещает квадраты снизу вверх от большого к маленькому. «Сделайте  и вы такую башню на своих  фланелеграфах», -  предлагает воспитатель.

 Геометрическое лото

Цель: формирование у  детей  умения сравнивать изображение  предмета с изображением геометрической фигуры  по форме и подбирать к предметам соответствующие геометрические формы.

Материал:  5 карточек с изображением геометрических фигур круга, квадрата, треугольника, прямоугольнику, овала. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воздушный шар), квадратной (коврик, платок, кубик и другие.),  овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).

Содержание: В игре принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

 «Какие бывают фигуры»

Цель: формирование у  детей знаний новых геометрических форм: овала, прямоугольника, треугольника – через сравнение  с уже знакомыми: квадрат -треугольник, квадрат - прямоугольник, круг - овал.

Материал: кукла и геометрические фигуры. Демонстрационный: крупные картонные фигуры квадрата, треугольника, прямоугольника, овала, круга. Раздаточный: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Содержание: Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Предлагает детям  обвести контуры квадрата и  треугольника  пальцем. Фиксирует их внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично происходит знакомство с овалом и прямоугольником:  прямоугольник дается в сравнении с квадратом, овал  - с кругом. Фиксируется внимание детей на форме новых предметов.

«Кому какая форма»

Вариант 1.  Цель:  формирование  у детей умения группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, не беря во внимание  цвет, величину.

Материал.  Мишка и матрешка больших размеров. Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.

Содержание: Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на этот поднос - матрешке, все овалы на другой - мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется. В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка - заберет круги домой».

Вариант 2. Цель:  формирование у детей умения группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Содержание аналогично варианту 1.

 «Соберем бусы»

Цель: формирование  умения группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), находить простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Содержание: Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка, следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

 «Наш день»

Цель: закрепление у детей представлений о частях суток,  формирование умений правильно употреблять слова, обозначающие части суток: «утро», «день», «вечер», «ночь».

Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д., картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

Содержание: Дети сидят полукругом. Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например, «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:

Кукла Валя хочет спать.

Уложу ее в кровать.

Принесу ей одеяло,

Чтоб быстрее засыпала.

Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, во время какой части суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в хронологическом порядке. Дети раскладывают свои картинки  так же.

«Три медведя»

Цель: формирование у детей навыка  сравнения и упорядочения предметов по величине.

Оборудование. У воспитателя силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.

Содержание: Педагог раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула и т. д.  и рассказывает: «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он по размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул и т. д. для Михаила Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя; в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Педагог помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ФЭМП младшая группа

Данный материал поможе воспитателям провести день с детьми весело, в игровой форме, как индивидуально, так и со всей группой....

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП «Путешествие в сказочный лес» с использованием развивающих пособий Воскобовича (вторая младшая группа)

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП «Путешествие в сказочный лес» с использованием развивающих пособий Воскобовича (вторая младшая группа)...

Картотека развивающих игр по ФЭМП 2 младшая группа

Картотека развивающих игр по ФЭМП 2 младшая группа ...

Картотека дидактических игр по ФЭМП младшая группа

Картотека дидактических игр по ФЭМП младшая группа...

Картотека дидактических игр по ФЭМП Младшая группа

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений.Младшая группа....