Конспект занятия ФКЦМ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба; о значении хлеба в жизни человека;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_hleb_vsemu_golova.docx | 51.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе.
Тема недели«Хлеб – всему голова!»
Тема НОД: «Хлеб – всему голова!»
Автор конспекта:Тлегенова А.М.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие- ФКЦМ
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; о значении хлеба в жизни человека;
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Развивающие: закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России. Развивать речь детей, активизировать в речи слова (хлеборобы, хлебопеки, ржаной, пшеничный, хлебозавод ).
Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
Предметно-пространственная развивающая среда (ППРС): мольберт, картинки из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы, мяч.; хлеб (белый, черный), хлебобулочные изделия.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно –эстетическое развитие
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Дети:
Хлеб.
Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете. Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)
Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети:
Его покупают в магазине.
Воспитатель:
А, хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?
Дети:
Пекут из муки.
Воспитатель:
А что такое мука, из чего её получают?
Дети:
Из зёрен.
Воспитатель: Правильно. Давайте поиграем в игру: «Назови какой, какая, какое?» Я буду называть слова, а вы продолжите.
Хлеб из ржи – ржаной; Хлеб из пшеницы – пшеничный; Каша из овса – овсяная; Каша из пшена – пшенная; Каша из кукурузы - кукурузная; Каша из гречихи – гречневая; Поле с рожью – ржаное; Поле с пшеницей – пшеничное; Поле с овсом – овсяное; Поле с ячменем – ячменное; Поле с кукурузой – кукурузное; Поле с гречихой – гречишное; Поле с просом - просяное
Воспитатель:
Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети:
Да хотим.
Воспитатель:
Выращивать и убирать людям хлеб помогают специальные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его?
Дети:
Тракторист.
Воспитатель:
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель:
Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети:
Комбайнёр.
Воспитатель:
Что же делает комбайн?
Дети:
Собирает колосья.
Воспитатель:
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети:
На мельницу.
Воспитатель:
Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети:
На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель:
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки, и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй.(2 раза)
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети:
Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель:
А как все эти продукты можно назвать одним словом?
Дети:
Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу почему все хлебобулочные изделия называются по разному.
Батон - Думали ли вы о том, что нарезая батон, вы держите в руке … палку. Да, да, именно так. Ведь французское слово baton значит палка, жезл. Видимо по внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку, французское название «батон».
Булка – А вот у булки другая история. Она находится в близком родстве с .. папской буллой. История этого родства такова. Слово «булка» заимствованно из польского языка. По –польски bulka (булка) –это уменьшительное слово от bula (булла) – большой круглый хлеб. Определение круглый здесь играет главную роль, т.к. первоисточником польского слова bula – шар, круглая печать. Поэтому папские грамоты, скрепленные печатями, называли буллами.
Калач - это слово славянского происхождения, но и оно связано с круглой формой хлеба. Оно произошло от корня коло (колесо).
Сайка - Это слово пришло из эстонского языка. Эстонское слово sai ( белый хлеб) превратилось в сайку, которую у нас называют булку из специального теста.
Воспитатель:
Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети:
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много свету – много хлеба».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Воспитатель:
Дети, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети:
Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель:
Какие машины помогают хлеборобам?
Дети:
Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель:
Как нужно относиться к хлебу?
Дети:
Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать, лучше остатки собрать и покормить птиц.
Воспитатель:
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Конспект НОД в подготовительной группе.
Тема недели«Хлеб – всему голова!» Тема НОД: «На чем люди ездят» («На чем бы ты хотел поехать»)
Автор конспекта:
Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие- рисование
Задачи:
Образовательные: формировать умение детей изображать различные виды транспорта, их форму, строение, пропорции (отношение частей по величине). Закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, изображать легко контур простым карандашом (графитным) и закрашивать цветными.
Развивающие: развивать умение дополнять рисунок характерными деталями, доводить замысел до конца .
Воспитательные: воспитывать умение оценивать свою работу.
Предметно-пространственная развивающая среда (ППРС): картинки с изображением разнообразных транспортных средств, простой карандаш, цветные карандаши. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие
Ход занятия:
В: Ребята, многие из вас вместе с родителями путешествовали, ездили отдыхать в отпуск, в гости к родственникам.
В: Давайте вспомним, какой бывает транспорт? На чем мы ездим по земле? (такой транспорт называется – наземный) А на чем мы плаваем? (такой вид транспорта называется водный) А на чем мы можем полететь по воздуху? (такой транспорт называется воздушный)
Теперь мы знаем, что есть наземный, водный и воздушный транспорт, т.е. мы можем поехать на машине по дороге, поплыть на пароходе по воде, полететь на самолете по воздуху.
Ребята, как вы думаете, на чем лучше всего отправляться в путешествие, на каком виде транспорта? (на машине, т.к. можно увидеть много интересного, памятники, парки, природу и т.д.).
В: Ребята, попробуйте отгадать загадку.
Слушайте мою загадку:
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Для блестящих огонька. (Машина)
Да, это машина. Отгадали загадку. Машина – верный друг и помощник человека. Плохо пришлось бы человеку без машины. Для чего нужна машина? (ответы детей) Я вижу, вы любите путешествовать и кататься на машинах. (да)
Рассматривание транспорта (из чего сделаны, сколько колес, фар, стекла).
В: Ребята, вы хотите попробовать сделать такие интересные машины? (да) Ребята, мне на ушко машины рассказали о том, что в этом городке ни разу не было аварий. А знаете, почему? Потому, что следит за порядком здесь Светофор-Светофорович.
В: Ребята, выйдите из-за столов, и сейчас поиграем, проверим, хорошо ли вы запомнили слова Светофора-Светофоровича.
Красный цвет – стоят на месте, желтый цвет – хлопают в ладоши, зеленый цвет – топают ногами.
В: Спасибо ребята, вы все будите соблюдать правила дорожного движения? А сейчас, мы с вами отправимся в мастерскую и будем изображать различные виды транспорта.
Самостоятельная работа детей .
В: У всех получились красивые машины. Вам понравилось быть мастерами? (да) Теперь у нас у каждого есть своя машина, и мы будем примерными водителями .И я думаю , что мы никогда не будем огорчать нашего друга Светофор- Светофоровича.
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе.
Тема недели«Хлеб – всему голова!» Тема НОД: №5 познакомить с цифрой 4. количественным составом числа 5 из единиц.
Автор конспекта:
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие- ФЭМП
Задачи:
Образовательные: познакомить с цифрой 4.
Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
Закреплять умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
Развивающие: развивать умение обозначать в речи свое местоположение относительно другого лица.
Воспитательные: Воспитывать желание показать полученные знания.
Предметно-пространственная развивающая среда (ППРС) Демонстрационный материал: Куклы, карточки с цифрами от 1 до 4, карточки с изображением предметов одежды и обуви (на карточке от 3 до 5 предметов).
Раздаточный материал: Карточки с цифрами от 1 до 4 (для каждого ребенка), карандаши разного цвета (по 5 шт. для каждого ребенка), полоски бумаги разной длины.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно –эстетическое развитие
Ход занятия:
I.Вводная часть. Мотивационный момент:
Воспитатель: (дети стоят на ковре) Ребята, нас просят о помощи куклы. Они ничего не понимают, что это за цифры и как нужно найти предмет с помощью условной меры. Ну что поможем им?
II.Основная часть.
Игровое упражнение «Поможем куклам найти цифры».
Куклы просят детей угадать, какие цифры они показывают (в пределах 3). Дети отгадывают, находят у себя такие же и выкладывают карточки на стол. Затем называют цифры по порядку.
Куклы показывают детям четыре карточки с цифрой 1, предлагают определить, какое число они составили, и объяснить, как они его составили.
Воспитатель выясняет у детей, какой цифрой можно обозначить число четыре. Куклы помогают найти цифру и уточняют у детей, на что она похожа. Дети находят карточки с цифрой четыре, кладут их рядом с другими карточками и называют цифры по порядку.
Игровое упражнение «Составьте число правильно».
Воспитатель предлагает детям составить число с помощью карандашей разного цвета. Он показывает детям карточки с изображением предметов одежды или обуви и просит определить, каким числом можно обозначить количество предметов, и составить это число с помощью карандашей.
Игровое упражнение повторяется 3–4 раза.
После каждого задания воспитатель спрашивает у детей: «Каким числом можно обозначить количество предметов на карточке? Сколько всего карандашей вы взяли? Сколько карандашей какого цвета взяли?»
Физкультминутка
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали Выпрямиться.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямиться и сесть.
Дети садятся за столы, в листочках необходимо обвести цифры: 1, 2, 3, по точкам.
Игровое упражнение «Найди одинаковые полоски».
Воспитатель показывает условную мерку в виде красной полоски – на длину, желтую мерку – на ширину. Дети должны найти среди остальных полосок, равную условной мерке.
Игровое упражнение «Где расположен предмет?».
Воспитатель предлагает детям выполнить следующие задания: «Определите, где находится шкаф (часы, доска, кукольный уголок…) относительно вас. Где находится доска относительно меня?» (Шкаф находится слева от вас.)
Упражнение может проводиться в виде соревнования между двумя командами, задания могут давать дети (ведущие) по образцу воспитателя.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, кто просил вас о помощи? Для чего мы выполняли задания?
У вас все получилось или были трудности?
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе.
Тема недели«Хлеб – всему голова!» Тема НОД: № 6« Знакомство с количественным составом числа 6»
Автор конспекта:
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие- ФЭМП
Задачи:
Образовательные: познакомить с количественным составом числа 6 из единиц; познакомить с цифрой 5.
Закреплять умение последовательно называть дни недели. Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Развивающие: развивать логическое мышление
Воспитательные: воспитывать усидчивость ,умение слушать товарищей.
Предметно-пространственная развивающая среда (ППРС) Демонстрационный материал: Корзина с предметами: компасом, часами, кружкой, телефоном, клубком веревки, коробочкой, флажком; рюкзак, карточки с цифрами от 1 до 5, карточки с изображением различных предметов (от 1 до 5).
Раздаточный материал: Наборы геометрических фигур, «листочки» деревьев разного цвета (по 8шт на каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 5.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно –эстетическое развитие
Ход занятия:
Игровая ситуация «Поход в лес».
1 часть. Игровое упражнение «На что похоже?».
Воспитатель обращает внимание детей на корзину с предметами, Он поочередно достает их и просит детей определить, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет. Дети показывают соответствующие геометрические фигуры.
2 часть. Игровая ситуация «Собираемся в поход».
Воспитатель предлагает детям собрать вещи в поход и уточняет, что необходимо взять с собой. На столе находится компас, корзина, рюкзак, часы, термос, кружка, компьютер, телефон. Воспитатель дает детям задание выбрать шесть предметов, которые им понадобится в походе. Дети выполняют задание под музыку. Затем уточняет: «Сколько каких предметов взяли? Какое число вы составили? Как составили число 6? (1 +1+1.....)
3 часть. Игровое упражнение «Собери осенний букет».
Воспитатель загадывает детям загадку:
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)
На полу «листочки» деревьев разного цвета. Воспитатель предлагает детям составить с их помощью число 6 так, чтобы один и тот же цвет не повторялся дважды.
Затем воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего листочков в вашем букете? Сколько листочков какого цвета? Как составили число 6?» (Дети Называют цвет и счет )
4 часть. Игровое упражнение «Поставим цифры в ряд».
Воспитатель читает детям стихотворение. Дети показывают соответствующие карточки с цифрами и выставляют карточки на доске.
Числа выстроились в ряд,
Мы считаем все подряд:
Нос – один (Показ цифры.)
И голова – одна. (Показ цифры.)
Глаза – два(Показ цифры.)
И уха – два. (Показ цифры.)
Втроем всегда богатыри, (Показ цифры.)
И поросенка тоже три. (Показ цифры.)
Четыре в комнате угла, (Показ цифры.)
Четыре ножки у стола. (Показ цифры.)
А.Усачев
Воспитатель спрашивает у детей: « Сколько пальцев на одной руке?» Воспитатель показывает карточку с цифрой 5 и поясняет: «Это цифра пять, она обозначает число пять. Найдите у себя карточку с цифрой пять и обведите ее пальчиком».
Воспитатель читает детям отрывок стихотворения С.Маршака
«Веселый счет»:
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Дети по заданию воспитателя показывают «ручку» и «ножку» у цифры 5.Воспитатель дополняет цифровой ряд карточкой с цифрой 5.Дети называют цифры по порядку. Затем они выкладывают цифры по порядку у себя на столе, находят похожие цифры (цифры5 и 2) и объясняют, чем они отличаются.
Затем воспитатель предлагает детям найти на доске карточку с изображением пяти предметов (на доске карточки, на которых изображено от 1 до 5 предметов) и говорит:
Пять пальцев ровно на руке,
И пять – отметка в дневнике.
5 часть. Игровое упражнение «Назови день недели».
Воспитатель спрашивает у детей: «Какой день недели сегодня? В этот же день ушли в поход школьники и вернутся через два дня на третий. В какой день недели вернутся из похода школьники?»
Воспитатель предлагает детям еще 2-3 аналогичных задания.
Какие вы молодцы, все справились с заданиями.
Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе.
Тема недели«Хлеб – всему голова!» Тема НОД: «Ваза с колоском»
Автор конспекта:
Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие- аппликация
Задачи:
Образовательные: закреплять умение работать ножницами.
Формировать умение в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (зерна, листья,ваза).
Развивающие: развивать умение красиво подбирать цвета(желтый, тёмно-желтый, оранжевый).Развивать чувство цвета, композиции. Учить оценивать свою работу и работы других детей по цветовому и композиционному решению. Воспитательные: Воспитывать художественный вкус, бережное отношение к хлебу. Предметно-пространственная развивающая среда (ППРС): Игрушка-Незнайка; муляжи хлебобулочных изделий (пирожки, каравай, печенье,
пончики.); колоски пшеницы; зернышки; «баранки» из бумаги, костюм или
маска «колоска»; серийные картинки для игры “Что за чем?” мяч; картон; цветная бумага;
клей; ножницы.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие
Ход занятия.
Организационный момент
Чтение стихотворения Е. Кравченко «Чудесный
колосок»
Расскажу тебе, дружок,
Про чудесный колосок.
Тот, что зреет на полях –
Попадёт на стол в хлебах.
Сушки, плюшки и батон –
Хлеб приходит в каждый дом.
Стук в дверь, воспитатель вносит игрушку - Незнайку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришел Незнайка.
Он спрашивает: «Что это за бусинки у вас на столах лежат?»
Дети: Это не бусинки, а зернышки пшеницы.
Незнайка: Их можно есть?
Дети: Нет!
Незнайка: Если зернышки есть нельзя, тогда чем у вас в группе так вкусно пахнет?
Дети: Это пахнет булочками и пирожками, которые получаются из таких зернышек.
Незнайка: Ребята, расскажите мне, пожалуйста, как может из такого маленького зернышка
получиться такой большой пирожок?
Воспитатель: Расскажем Незнайке?
Дети: Да.
Игра «Что за чем?»
Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением разных этапов появления на столе хлеба (зернышко, трактор пашет землю, колосья, комбайн убирает урожай, пекарь печет хлеб.). Ребенок выбирает карточку и дает объяснение, что изображено и почему
именно эту карточку он взял первой, второй и т. д. (Зерна сеют в землю, из них
вырастают колосья. Колосья собирают, обмолачивают и получают зерна. Из зерен на
мельницах делают муку, а уже из муки пекут хлеб).
Воспитатель: Незнайка, а хочешь с нами поиграть?
Незнайка: Конечно, хочу!
Игра «Собери колоски»
С помощью считалки выбирается водящий:
«Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки»
Водящий надевает атрибут колоска, получает корзину с «колосьями» (в качестве колосков можно использовать бумажные колоски). Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
«Чтобы новый хлеб испечь, пышен и высок,
Надо в поле уберечь каждый колосок!»
Водящий разбрасывает «колоски»
Участники игры, пока играет музыка, должны собрать как
можно больше «колосков».
Творческое задание аппликация «Чудесный колосок».
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем колоски из бумаги, поставим их в вазочку, а
Незнайка посмотрит, как у вас получается.
Дети вырезают зерна колосков из прямоугольной желтой бумаги, сложенной пополам и наклеивают снизу вверх в виде колоска. Для вазы нам понадобится лист прямоугольной формы, сложенный
вдвое, из которого, дети вырезают вазу, используя симметричный метод по образцу. В
ходе занятия воспитатель направляет внимание детей на расположение композиций
на листе.
Динамическая пауза «В поле вырос колосок»
В поле вырос колосок (дети машут руками перед собой вправо-влево)
Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх)
По тропинке хлеборобы
Шли домой из далека (ходьба на месте)
Говорят: «Такого хлеба, не видали мы пока» (поднять плечи, покрутить головой из
стороны в сторону).
Чтение стихотворения Н. Тихонова «Берегите хлеб»
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите,
Берегите, Хлеб родной.
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы – люди!
Научитесь хлеб беречь».
Дети рассказывают Незнайке, что с хлебом надо обращаться бережно, нельзя его кидать,
если кто-то увидит хлеб на земле, надо поднять его и покрошить птичкам.
Подведение итогов:
Воспитатель: Ну, что Незнайка, ты нашел ответ на свой вопрос: как из такого маленького
зернышка получаются большие пирожки, булочки, баранки?
Незнайка: Да. Спасибо, вам ребята! Сегодня вы многому меня научили, мы с вами так
дружно и весело поиграли, если можно, я еще приду к вам.
Конспект НОД в подготовительной группе.
Тема недели«Хлеб – всему голова!» Тема НОД:« От куда хлеб пришел». Составление описательного рассказа
Автор конспекта:
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие
Задачи:
Образовательные: Закреплять знания детей, что хлеб – ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди; как много труда надо затратить , чтобы получить хлеб.
Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных.
Развивающие: Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложных предложений Воспитательные: Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих.
Предметно-пространственная развивающая среда (ППРС): Колосья ржи и пшеницы.
Испечённый каравай.
Руль, изготовленный из картона для каждого ребёнка.
Рушник.
Мяч.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие,
Ход занятия. 1.Организационный момент:
Дети садятся за столы. Педагог задаёт загадку:
“ Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место. “ Хлеб”.
2. Беседа о хлебе.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? ( О хлебе).
- Откуда берется хлеб, который каждый день мы покупаем в магазине?
- Золотист и усат
В ста карманах сто ребят. ( Колос)
Педагог рассматривает с детьми колосья.
- Из чего состоит колос? ( Стебель, зёрна, усики).
- Чем похожи колосья ржи и пшеницы? ( Хлебные растения, растут в поле, из них делают хлеб).
- В чём отличия у этих колосьев? (Зерно пшеницы круглее, чем у овса; из пшеницы делают пшеничный, белый хлеб, манную крупу – манную кашу, а из овса готовят овсяную кашу, овсяные хлопья…).
3. Рассматривание сюжетной картины “ Уборка урожая” –
- Какое время изображено на картине?
- Как вы догадались?
- Как называется место, где выращивают пшеницу? ( Колхозное поле, поле).
- Что делают колхозники? ( Собирают урожай).
- Для этого они используют специальную технику. Какую?
- Кто работает на комбайне? ( Комбайнёры).
- Комбайнёры на своих мощных машинах перемалывают колосья и зерно, отделённое от стеблей пересыпается в грузовые машины.
- Куда везут зерно на машинах? ( На элеватор)
- Что такое элеватор? ( Здание , где храниться зерно)
- С Элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из него получают муку
- Из муки замешивают тесто
- Тесто раскладывают по формочкам
- А затем выпекают хлеб
4. Физ. Минутка.
Педагог раздаёт детям рули. Дети становятся в круг и движутся по кругу за педагогом.
Едем в поле – (едут).
На кочку наехали – (подпрыгивают).
В ямку заехали – (присели).
Горки объехали – (“змейка”).
И на поле приехали.
- Ребята, посмотрите на какое огромное поле мы приехали, какие колосья на нём растут – они все разные:
- Одни высокие, а другие… (низкие)
- Одни большие, а другие … (маленькие)
- Одни толстые, а другие … (худые, тонкие ).
- Одни яркие, а другие… (бледные, тусклые ).
- Одни светлые, а другие… (тёмные).
5. Игра с мячом.
- Задаю вопрос – кидаю мяч, вы ловите и отвечаете.
- Какие зерновые культуры вы знаете? ( Рис, овёс, гречка…)
- Из пшеницы пекут хлеб, значит хлеб какой? ( Пшеничный).
- Изо ржи пекут лепёшки, значит лепёшка какая? ( Ржаная).
- Из кукурузы делают масло, какое? (Кукурузное).
- Из ячменя варят кашу, какую? ( Ячменную).
- Из кукурузы делают хлопья, какие? (Кукурузные).
- Каша из гречки, какая? ( Гречневая).
- Хлопья из овсянки, какие? ( Овсяные).
- Пудинг из риса, какой? ( Рисовый).
- Каша из риса? ( Рисовая).
6. Разбор пословицы.
- Объясните пословицу:
“Хлеб всему голова”.
Педагог дополняет ответы детей.
- Хлеб в доме является символом благополучия и богатства, так как хлеб не раз спасал от голода целые народы. Этот продукт наделяли и некой мистической силой: считалось, что если взять хлеб в дорогу, он не только всегда насытит, но и будет оберегать в пути. Какие бы блюда не входили в моду, какие бы продукты не становились популярны, хлеб всегда ставят во главу стола. Издревле хлеб считался той святыней, которую нужно было почитать и хранить в любой ситуации, и сколько бы не прошло веков, хлеб всегда останется символом самой жизни.
7. Беседа об отношении к хлебу.
- Как вы думаете, как надо, относится к хлебу?
- Почему?
8. Каравай.
Педагог выносит на рушнике каравай.
Вот он хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой,
Вот он тёплый, золотистый, словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила, в нём чудесное тепло,-
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрно хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно потрудились на земле. (С. Погореловский)
Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают с хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, сто принимая хлеб на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Издавна у славян существовал обычай: люди, переломив хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Педагог угощает всех гостей и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия во второй младшей группе по ФКЦМ. ОО "Познание" "Шестиногие друзья"
Знакомство детей с насекомыми...
Конспект занятия по ФКЦМ "Знакомство с комнатными растениями"
В данном конспекте дети знакомятся в растениями,которые находятся в группе. Учатся ухаживать за растениями: поливать, рыхлить почву, опрыскивать листики...
Конспект занятия по ФКЦМ «Цветочная поляна»
Конспект занятия по ФКЦМ в первой младшей группе "Цветочная поляна"...
Конспект занятия по НОД ФКЦМ тема: "Дикие животные"
Цель:Дать детям представление об одежде, которая защищает человека от холода и об "одежде" зверей, которая помогает перенести холодную зиму, защищает и маскирует от врагов. Познакомить с характерными ...
Конспект занятия ФКЦМ окружающий мир старшая группа 5-6 лет "Домашние животные"
Конспект знятия ФКЦМ " Домашние животные"...
Конспект занятия ФКЦМ "Чудесная мука"
Конспект занятия ФЦКМ (формирование целостной картины мира) «Чудесная мука» (вторая младшая группа)...
Конспект занятия ФКЦМ в старшей группе на тему «Зимние виды спорта» 2024г
Конспект занятия ФКЦМ в старшей группе на тему «Зимние виды спорта»....