Математические игры и упражнения в средней группе.
картотека по математике (средняя группа)

Метлич Людмила Андреевна

Картотека математических игр и упражнений предложеных в пособии  И.А. Помораевой и В.А. Позиной "Занятия по формированию математических представлений в средней группе детского сада"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека математических игр и игровых упражнений

в средней  группе.

Игра «Что где находится».

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, какие предметы они видят вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Игровое упражнение «Волшебный мешочек».

Воспитатель последовательно показывает детям шар и куб. Уточняет название, форму и цвет фигур. Затем кладет фигуры в мешочек.

Дети по очереди нащупывают фигуры, называют их и показывают остальным, чтобы проверить ответ.

Игра повторяется 2–3 раза. Аналогичные действия дети выполняют с кругом, квадратом и треугольником.

Игровое упражнение «Поручение».

 Воспитатель предлагает детям поочередно спрятать за спину правую и левую руку. Уточняет, какую руку они спрятали, какую показали. Воспитатель просит ребят посмотреть направо (налево) и сказать, что они видят справа (слева).

Подвижная игра «Найди свой домик».

На полу лежат круг, квадрат, треугольник. Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре и называют ее форму и цвет. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате, по второму сигналу находят свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого квадрат, – к квадрату, у кого треугольник, – к треугольнику. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор.

Игра повторяется 2–3 раза. Каждый раз воспитатель меняет фигуры местами, а дети обмениваются фигурами.

 Дидактическая игра «Где звенит колокольчик».

Дети встают в круг и закрывают глаза. Ведущий (воспитатель или ребенок) подходит к кому-нибудь из детей и звенит колокольчиком (впереди, сзади, слева, справа, вверху или внизу). Ребенок называет направление, где звенел колокольчик, и в случае правильного ответа становится ведущим.

Игра повторяется 3–4 раза.

Игровое упражнение «Скажи наоборот».

Воспитатель по очереди бросает детям мяч и называет слова, характеризующие предметы по длине, ширине, высоте. Ребенок называет противоположное слово (например, длинная дорога – короткая дорога) и возвращает мяч.

Игровое упражнение «Угадай, что изменилось?»

Воспитатель раскладывает на столе колечки и предлагает детям запомнить порядок их расположения. Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет колечки местами. Дети открывают глаза и определяют, что изменилось (например: «Желтое колечко лежало на четвертом месте, а сейчас на втором месте».)

Упражнение повторяется 2–3 раза

Игровое упражнение «Не ошибись».

 Воспитатель уточняет названия геометрических фигур, выложенных на фланелеграфе (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), и предлагает поиграть. Воспитатель в разном порядке показывает геометрические фигуры, а дети выполняют соответствующие движения: круг – прыгают, квадрат – хлопают в ладоши, треугольник –приседают, прямоугольник – шагают на месте.

Игровое упражнение «Поставь так же».

Воспитатель предлагает детям расставить цилиндры определенным образом: красный цилиндр на первое место, потом синий цилиндр, желтый цилиндр между синим и красным цилиндрами и т. д. Каждый раз уточняется место цилиндров путем пересчитывания их по порядку. 

Дидактическая игра «Найди себе пару».

Дети по очереди достают из мешочка один из предметов (кубы, шары, цилиндры, мячи и др.), уточняют его название и цвет. По первому сигналу воспитателя дети разбегаются по группе, по второму сигналу они находят себе пару: ребенка с таким же предметом.

Игра повторяется 2–3 раза. Каждый раз воспитатель уточняет, какую пару должны найти себе дети (ребенка с предметом такого же цвета или такой же величины). Дети объясняют свой выбор. 

 Дидактическая игра «Спрячь игрушки».

Куклы «играют» с гномиками: они прячут игрушки, а дети помогают их найти. (Ребята  ищут предметы глазами, находясь в определенном месте группы.) Дети называют место,  где спрятана игрушка, используя слова: сзади, впереди, вверху, внизу, слева, справа.  

Игра повторяется 2–3 раза с изменением местоположения детей.

Игровое упражнение «Разложи фигуры». 

На полу стоят 4 корзины, рядом лежат наборы шаров и кубов. Каждая из команд  отбирает шары и кубы из своих наборов и раскладывает в 2 корзины: в одну – шары, в  другую – кубы. Воспитатель уточняет названия фигур.

Игра «Чудесный мешочек». 

Упражнение проводится с использованием демонстрационного и раздаточного  материала.  Из «чудесного» мешочка воспитатель достает шар, уточняет название фигуры, ее цвет,  предлагает детям найти такой же шар и произвести с ним знакомые действия (покатать).  Воспитатель достает цилиндр, называет фигуру, просит детей найти такую же и  выполнить с ней возможные действия (прокатить, поставить).  Затем воспитатель спрашивает: «Что можно делать с цилиндром? Чем похожи шар и  цилиндр? (Их можно катать.) Чем отличается цилиндр от шара?»(Цилиндр можно  поставить.) 

Игровое упражнение «Разложи картинки». 

На доске в произвольном порядке расположены картинки, на которых изображен мишка  в разное время суток. Воспитатель предлагает детям помочь мишке разложить картинки  по порядку: «Что изображено на картинках? Что делает мишка? Когда это бывает?»  Уточняет последовательность расположения картинок (утро, день, вечер, ночь)

Игровое упражнение «Далеко – близко». 

Мишке снится, что он играет с шишками. На полу – 2 корзины. Воспитатель уточняет расположение корзин относительно детей:  далеко или близко они стоят. Затем дети берут по одной шишке, бросают их в корзины и  говорят, далеко или близко упала шишка. 

Упражнение повторяется 3–4 раза.

Игровое упражнение « Слушаем  музыку». 

Воспитатель предлагает детям вместе с матрешками послушать музыку и сосчитать  звуки. Он 3 раза ударяет ложками и спрашивает: «Сколько звуков вы услышали?» Затем  просит детей отсчитать столько кругов, сколько звуков они услышали.  Аналогичное задание дети выполняют, слушая барабан (4 звука) и дудочку (5 звуков).  Каждый раз воспитатель уточняет: «Сколько кругов вы отсчитали? Почему вы отсчитали  столько кругов?»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек». 

Дети по очереди ощупывают в мешочке геометрические фигуры, называют их и  показывают остальным, чтобы проверить ответ. 

Игра повторяется 2–3 раза

Игровое упражнение «Отгадай, сколько». 

 У воспитателя на столе 3 кубика, расположенные в ряд и накрытые салфеткой.  Воспитатель показывает приемы счета предметов на ощупь. Предлагает ребенку  посчитать кубики. Другому ребенку воспитатель предлагает отсчитать столько же  кубиков и расположить их на счетной лесенке. Воспитатель уточняет: «Сколько кубиков  ты отсчитал? Почему ты отсчитал столько кубиков?» Затем снимает салфетку, вместе с  детьми пересчитывает кубики и спрашивает: «Сколько кубиков было под салфеткой?» Дети проверяют правильность выполнения задания, расположив кубики друг под другом.  

Игровое упражнение «Наш день».

У каждого ребенка сюжетные картинки с изображением детей, играющих в зимние  игры. Воспитатель задает детям вопросы и предлагает показать соответствующие  картинки: «Вспомните, во что вы играли вчера на прогулке? Во что бы вы хотели  поиграть сегодня? Во что вы будете играть завтра?» 

Упражнение можно провести и без картинок (в зависимости от того, насколько хорошо  дети владеют понятиями вчера, сегодня, завтра).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект народного праздника с коррекционными играми и упражнениями в средней группе Тема : «Новый год -Коляда»

Конспект народного праздника по теме: « Новый год — Коляда» ( Праздник с проведением коррекционных игр и упражнений).Программное содержание:Образовательные задачи:Познакомить детей с праздновани...

Экологические игры и упражнения (для средней группы)

Экологические игры в осенний период....

« Оздоровительные игры и упражнения в средней группе»

Релаксационные упражнения для детей среднего дошкольного возраста....

Игры и упражнения для средней группы

ТЕМАКорова с теленком Родителям рекомендуется. Закрепляем  основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый; дополнительно коричневый, черный, серый и белый. Рассмотрите на картинка...

Театрализованные игры и упражнения в средней группе

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в среднем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а теа...