Умники и Умницы
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике
Тема: «Умники» и «Умницы»
Средняя группа
1) Задачи:
1.1) Закрепить умение считать в пределах 5;
формировать представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета;
продолжить работу по формированию умения сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине);
совершенствовать навыки в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).
1.2) Развитие словесно-логического мышления.
1.3) Воспитание чувства коллективизма;
воспитание аккуратности, доведения начатого дела до конца.
2) Методы и приемы руководства: вопросы, пояснение.
3) Материал.
3.1) Демонстрационный: машины 5 шт.; куклы 5 шт.; 4 корзины; 2 набора фигурс шарами и кубами, количество кубов и шаров равно количеству детей.
3.2) Раздаточный: круги (d = 10 см) по 5 шт. для каждого ребенка; квадраты (5 × 5) по 4 шт. для каждого ребенка; дорожки, изготовленные из картона разной длины и ширины по 2 шт. ( L1 = 20 см, b1= 5 см;L2 = 40 см, b2 = 10 см) для каждого ребенка; шары разного размера (d1 = 5см, d2 = 15 см).
4) Подготовка к занятию: до занятия расставляю столы для двух команд.
5) Ход занятия:
1 часть – вводная (организационно-мотивационная) часть.
Дети сидят на стульчиках, перед ними столы для двух команд.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам сыграть в игру «Умники и умницы». Давайте разделимся на две команды: команду девочек и команду мальчиков. Команда девочек будет называться «Умницы», а команда мальчиков –«Умники».
(Дети делятся на две команды и рассаживаются за столы.)
2 часть - основная (деятельностная) часть.
Раздаю команде «Умницы» - 4 куклы, а команде «Умники» - 5 машинок, прошу каждую команду расположить игрушки на столе в ряд и спрашиваю:
«Что нужно сделать, чтобы узнать сколько машин и кукол?»
Ответы команд (посчитать).
- Правильно, нужно посчитать сколько кукол и сколько машин! (Дети из каждой команды по очереди пересчитывают игрушки.)
- Сколько кукол? (спрашиваю у команды «Умницы»).
Ответы детей (4).
- Правильно, у вас 4 куклы!
- Сколько машин? (спрашиваю у команды «Умники»).
Ответы детей (5).
- Правильно, у вас 5 машин!
- Ребята, а поровну ли у каждой команды машин и кукол?
Ответы детей (нет).
- А как можно это проверить, какие вы знаете способы сравнения?
Ответы детей (наложение и приложение).
- Правильно! А давайте с вами вспомним что такое наложение и что такое приложение! Как можно сравнить игрушки способом наложения?
Ответы детей (посадить кукол в машины).
- Правильно! А способом приложения?
Ответы детей (посадить кукол рядом с машинами).
- Молодцы! Сейчас из каждой команды я вызову по одному участнику, участнику из команды «Умницы» нужно будет сравнить куклы и машинки способом наложения, а участнику из команды «Умники» - способом приложения (вызываю по одному ребенку из каждой команды по очереди, они выполнят задание).
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием! Прежде чем продолжить давайте отдохнем!
Физминутка
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на стульчик сесть опять
(Дети рассаживаются по своим местам.)
- Молодцы! Теперь мы готовы продолжить нашу игру! Ребята, давайте с вами уточним пять машин и четыре куклы, что больше?
Ответы детей (пять машин больше, чем четыре куклы).
- Правильно! Четыре куклы и пять машин – сравните, что меньше?
Ответы детей (четыре куклы меньше, чем пять машин).
- Молодцы! А как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну?
Ответы детей (можно добавить куклу).
- Правильно! У меня как раз есть еще одна кукла (показываю ее детям и ложу на стол). А что еще можно сделать, чтобы уравнять количество игрушек?
Ответы детей (убрать машинку) .
- Молодцы! (вызываю ребенка и прошу его уравнять игрушки одним из способов, после спрашиваю каким именно способом он это сделал, т.е. убрал или добавил игрушку и выясняю по сколько стало кукол и машин, затем восстанавливаю неравенство и прошу установить равенство другим способом, после выполнения задания хвалю ребенка).
- А сейчас каждому из вас я раздам по 5 кругов и по 4 квадрата, вам нужно будет сравнить количество кругов и квадратов любым из способов и уравнять их количество!
(Дети выполняют задание, после чего выборочно спрашиваю у детей какими способами они произвели сравнение и уравнивание фигур.)
- Молодцы, вы хорошо освоили способы сравнения и уравнивания предметов и поэтому все справились с заданием! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Разложи фигуры», но для этого нам нужно подготовить наши пальчики!
Пальчиковая гимнастика «1-5 научились мы считать»
Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с мизинца) .
Научились мы считать (сжимают и разжимают кулаки) .
Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с большого) .
Надо нам умнее стать… (сжимают и разжимают кулаки) .
- Ну вот наши пальчики готовы и мы можем поиграть! Каждой команде я раздам по одному набору геометрических фигур (показываю геометрические фигуры детям). Что это за фигуры?
Ответы детей (шары и кубы).
- Правильно! (раздаю детям наборы геометрических фигур) А еще у меня есть вот такие корзины (показываю их детям и ставлю на пол, по 2 корзины для каждой команды). Каждой команде нужно будет отобрать шары и кубы из своих наборов и разложить их в две корзины: в одну – шары, в другую – кубы. Понятно?
Ответы детей (да).
(Каждая команда раскладывает шары и кубы по корзинам. Проверяю правильность выполнения задания.)
- Молодцы! Наши глазки немного устали, давайте дадим им отдохнуть!
Гимнастика для глаз
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
Раздаю каждому ребенку 2 дорожки и спрашиваю: «Одинаковой ли длины дорожки?»
Ответы детей (нет)
- Покажите длинную дорожку.
(Дети показывают длинную дорожку.)
- Покажите короткую дорожку.
(Дети показывают короткую дорожку.)
- Одинаковой ли ширины дорожки?
Ответы детей (нет).
- Покажите широкую дорожку.
(Дети показывают широкую дорожку.)
- Покажите узкую дорожку.
(Дети показывают узкую дорожку.)
- Как можно назвать одним словом длинную и широкую дорожку?
Ответы детей (большая дорожка) (в случае затруднений, подсказываю).
- А короткую и узкую?
Ответы детей (маленькая дорожка).
- А сейчас я предлагаю команде «Умницы» составить из длинных и широких дорожек одну большую дорожку и прокатить по ней вот такой большой шар (показываю его команде «Умницы»), а команде «Умники» из коротких и узких дорожек одну маленькую и прокатить по ней маленький шар (показываю его команде «Умники»)! (Дети составляют дорожки и прокатывают по ним шары.)
3 часть – заключительная (рефлексивно-оценочная) часть.
- Вот и подошла к концу наша игра! Ребята давайте с вами вспомним какие задания были у каждой команды? (по очереди спрашиваю у каждой команды, какие задания они выполняли).
Ответы команд.
- А в какие игры мы свами играли?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мини-интеллектуальная олимпиада "Умники и умницы"
Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нес...
Конспект детско-родительского досуга по математике "Умники и умницы"
Согласитесь, большое значение для работы с детьми имеет налаженный контакт с родителями. данный конспект этого интересного мероприятия поможет вам в этом....
Конспект занятия-игры в подготовительной к школе группе « Умники и умницы».
Цель. Закрепить навык чтения слогов, слов с изученными буквами....
Умники и умницы.
Сценарий познавательно-математического конкурса для подготовительной группы....
игра "Умники и умницы"
Развитие познавательной и речевой активности осуществляется в различных видах деятельности и непосредственно через игру.В старшем дошкольном возрасте использую интересные и доступные интел...
Авторская программа по работе с одаренными детьми "Умники и умницы"
Данная программа ориентирована для работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет. Направлена на развитие логики , мышления...
Олимпиада "Умники и умницы"
Материал для проведения олимпиады "Умники и умницы" в старшей и подготовительной группах детского сада....