ПРОЕКТ «Развитие математических способностей одаренных детей посредством развивающих игр»
материал по математике

Суворова Алла Владимировна

ПРОЕКТ
 
«Развитие математических способностей одаренных детей  посредством развивающих игр»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №9 "Малахитовая шкатулка"

ПРОЕКТ
 
«Развитие математических способностей одаренных детей  посредством развивающих игр»

Проект подготовила:

 Воспитатель высшей

квалификационной категории

Суворова Алла Владимировна

г. Нижневартовск

Содержание

  1. Введение.........................................................................................................3
  2. Аспекты развития детей дошкольного возраста .......................................7                                                                                                
  3. Познавательная активность дошкольников и ее развитие...........................8                          
  4. Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста .........11            
  5. Система работы..............................................................................................14                                                                                                

6.Требование к проекту..........................................................................................15  

7.Описание опыта................................................................................................17                                                                                         8.Перспективный план работы  ...............................................................................25                                                      

9. Работа с родителями ........................................................................................33

10. Анализ результатов работы...........................................................................33                                                                                      

11.Заключение........................................................................................................36                                                                                                      

12.Литература .......................................................................................................37                                                                                            

Введение

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.

       Проблема детской одаренности является актуальной в современных условиях. Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте.    Примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.  В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике.        

        Математика обладает уникальным  развивающим эффектом. «Она приводит  в порядок ум», т.е. наилучшим  образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию, эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека.

      Основным  направлением образования нашего района является физико-математическая направленность. А целевые ориентиры ФГОС выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы, настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.   Осуществляя преемственность  между школой и  нашим дошкольным учреждением, уделяем особое внимание математическому развитию, которое дает  ребёнку  ощущение уверенности в своих  силах, основанное на том, что мир  упорядочен и потому постижим,  следовательно, предсказуем для человека. Надо  помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение развивающих игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности, и это  создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.                                                                          

      Комплексная диагностика помогла выявить уровень развития интеллектуальных способностей и наметить систему предстоящей работы.                                                                                Для интеллектуально – одаренных детей, программа их возрастной группы оказывается достаточно легкой, а знания по ней усвоены глубоко и прочно. Поэтому в организации образовательного процесса я использую принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Дифференцированное обучение предусматривает создание оптимальных условий для развития способностей каждого ребенка. Так, например, таким детям следует предлагать усложненные варианты заданий, создавать условия побуждающие детей оказывать помощь другим детям, оценка своих работ и работ других детей. Такой подход оказывает помощь детям в развитии их способностей и одаренности, эти дети  очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они  настойчиво ищут ход решения, который  ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у  него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует  мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.  Из  всего многообразия занимательного математического материала в  дошкольном возрасте наибольшее применение в развитии математических способностей находят развивающие игры. В развивающих играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

     Систематическое использование развивающих игр способствует развитию математических способностей, самостоятельно мыслить, творческому отношению к учебной задаче. Теоритическая значимость, актуальность проблемы послужили основанием для определения темы проекта:

 «Развитие математических способностей одаренных  детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр».

 Цель проекта: Повышение  уровня развития математических способностей одаренных детей старшего дошкольного возраста, через систему развивающих игр и пособий.

Задачи проекта.

1.Проонализировать  современную педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме проекта и произвести отбор необходимого материала.

2. Провести мониторинг с целью выявления одаренных детей.

2.Создать центр «Юного мыслителя».

3.Развить у старших дошкольников с помощью развивающих игр логические приемы мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование).

4.Сформировать представление о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации), отрицание.  

5. Проанализировать результаты  работу по проекту

Ожидаемый результат. 

1.Введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая бы позволила одаренному дошкольнику реализовать свои способности в учебной деятельности, тем самым стимулировать активную мыслительную деятельность.

2.Использование наряду с традиционным оборудованием и пособиями               дидактический материал, который способствует формированию      

     математических способностей  детей, элементарных навыков логического       мышления.

3.Использование наряду с традиционными формами организации учебного     процесса интегрированные, комплексные и сюжетно-игровые.  4.Создание условий для приобретения дошкольниками основ логического    мышления и активного их использования в разнообразной деятельности

Вид проекта: практико-ориентированный

 Срок реализации: долгосрочный

Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты, родители.

Материалы и оборудование: логические блоки Дьенеша, развивающие   технологии В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина, игры-головоломки.

 Объект исследования проекта: процесс развития математических   способностей одаренных дошкольников. 

Предмет исследования проекта -   педагогические условия, способствующие формированию математических способностей одаренных дошкольников через систематическое проведение развивающих игр.  

Гипотеза:  Процесс развития  математических способностей детей старшего дошкольного возраста будет более эффективен, если использовать развивающие игры в разнообразных формах работы.

 Аспекты развития детей дошкольного возраста через  развивающую  игру.

     Традиция широкого использования  дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. В советской педагогике фундамент теории игр, как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева,  Е.А. Аркин (20-30-е годы). Достоинства игровой деятельности в том, что ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с трудностями. Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность. В последнее время поиски ученых идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта. В таких играх нет четко фиксированных правил, напротив дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаше называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно дидактическими.  Развивающие игры – это элемент новизны, а она то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку ребёнку готовая игрушка не в состоянии в том же объёме, что развивающие игры.

    В настоящее время выделено несколько подходов к определению задач и содержанию математического воспитания старших дошкольников. В основу опыта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов - блоков Дьенеша, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико-математические умения и представления, основы математических способностей. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности - ученья. В развитии детей дошкольного возраста используются развивающие игровые технологии Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича, Дьенеша, головоломки.

Познавательная активность дошкольников, и ее развитие.

Формирование познавательных процессов, системы умственных действий тесно связано как с содержанием знаний, так и со способами их освоения.

Основной особенностью умственной деятельности детей дошкольного возраста является ведущая роль в ней сенсорных процессов. На основе ощущений и восприятий идет формирование содержания знаний -представлений, имеющих при всей обобщенности ярко выраженный образный и, следовательно, сенсорный характер.

Основные формы мышления, функционирующие в дошкольном возрасте, - это наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями. К концу дошкольного возраста все большее место и все большую роль начинает играть словесно-логическое мышление.

Вторая особенность умственной деятельности дошкольника -всевозрастающая произвольность познавательных процессов: развитие произвольного воспроизведения в деятельности памяти, целенаправленного внимания, восприятия с перерастанием его в деятельность наблюдения.

Третья особенность - постоянное изменение мотивов умственной деятельности. В младшем дошкольном возрасте основные мотивы умственной деятельности связаны с игровыми интересами ребенка, с результатами продуктивной деятельности. Постепенно к старшему дошкольному возрасту начинают формироваться познавательные интересы как мотивы умственной деятельности.

Для полноценного умственного развития важны не только своевременное формирование познавательных процессов, но и их произвольность. Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах.

При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать - это значит говорить про себя или вслух, а говорить - значит думать.

После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. Он начинает иметь дело не только с теми предметами, которые непосредственно видит, которыми манипулирует, но и с теми, которые в данный момент отсутствуют или которых вообще не было в его личном опыте.

Таким образом, слово удваивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствие. Это расширяет границы его познавательной деятельности: он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Предметная «исследовательская» деятельность, свойственная ребенку раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

Меняется характер общения ребенка с взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты.

Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности, познавательных интересов. Вопросы возникают у ребенка при непосредственном ознакомлении с какими-либо предметами и явлениями, в общении с взрослыми и сверстниками, часто бывают результатом его собственных рассуждений.

Содержание детских вопросов разнообразно. По свидетельству психологов, нет ни одной области знаний, которой бы ни касались вопросы детей. Дети спрашивают об окружающих их предметах, далеких планетах и

космосе, происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире нормах и правилах поведения, смысле и значении отдельных слов и о многом другом. Интерес ребенка к тем или иным явлениям жизни в мире взрослых стимулирует и его вопросы.

С течением времени вопросы меняются по форме. Детей 2-3 лет интересуют названия предметов, их свойства и качества.

Детям более старшего возраста 4-4,5 года свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем. Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности: на систематизацию представлений, на нахождение в них аналогии, общего и различного.

Успешная деятельность ребенка является стимулом развития познавательных интересов.

Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляет детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.

Таким образом, условие развития познавательной активности, подъем ее на более высокий уровень - это практика и успешные исследовательские действия ребенка.

Роль  игры в развитии детей дошкольного возраста

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игнорирование этих потребностей в образовательной работе означало бы игнорирование особенностей развития ребенка дошкольного возраста.

Игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. В процессе игр идет совершенствование психических познавательных процессов.

В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Ребенок незаметно для себя выполняет большое число упражнений, действий, тренируется в счете, сравнивает множества, группирует,   и т.д.

Дидактическая игра позволяет индивидуализировать работу, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку.

Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры.

Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку.

Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение   задач,   которые   связаны   с   развитием      внимания,   памяти      и

формированием   способности   сравнивать,   сопоставлять,   делать   выводы   и обобщения.

В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы друг друга, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер. Дидактическая игра с ее обучающей задачей, облеченной в игровую, занимательную форму, привлекала к себе внимание видных зарубежных и русских педагогов еще на заре зарождения теории и практики обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Так, Мария Монтессори, Блехер Ф.Н., Сорокина А. И. и многие другие широко использовали игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей. Я присоединяюсь к их мнению и смотрю на игру не как на развлечение или забаву, а вижу в ней большой труд детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил, вижу в игре источник физического и психического развития ребенка, могущественный фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей.

Игры служат подготовительной ступенью к развитию их интеллектуальной деятельности, оказывают благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха, моторики. В игре все внешние чувства упражняются, а, следовательно, игра действует на детей развивающе. Через игру дети получают развитие таких интеллектуальных процессов, как память, мышление, воображение. Все высшие чувства находят в играх благодатную почву для своего развития.

Особо популярными в связи с реорганизацией всей системы образования в нашей стране, стали развивающие игры, когда игра вновь стала рассматриваться в качестве одного из важнейших средств обучения, развития и воспитания ребенка. В педагогике стала приоритетной идея развивающего обучения, основанная на психологических исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и других. В развивающих играх скрыта возможность самостоятельно

находить ответы на многие вопросы: в чем гармония сочетания фигур, как обеспечить трансформацию цветов и форм одновременно, изменить форму игрового устройства, а также реализуется потребность дошкольника в творческих проявлениях.

Освоение разнообразных развивающих игр возможно на разных уровнях детской активности и самостоятельности. Поэтому они незаменимы в процессе развития и воспитания ребенка, учитывающем индивидуальный темп овладения им средствами и способами познания. Все развивающие игры многовариативны, подходы к их решению многообразны, неиссякаемы, поэтому у каждого есть возможность проявить в игре особенности своей личности.

В моей работе дидактическая игра это способ обогащения знаний детей, расширение их кругозора, уточнения понятий, т.е., расширяя сферу игры, ребенок расширяет и сферу своего мышления, открывает новые свойства вещей и явлений и черпает более точные понятия.

Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом развития познавательной активности. Все они выполняют основные функции обучения -образовательную, воспитательную и развивающую.

На мой взгляд, дидактические игры математического содержания имеют большое значение для успешного вовлечения ребенка в серьезную учебную деятельность, для лучшего понимания и закрепления математического материала, для развития у детей познавательной активности, но их необходимо применять в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение.

                              Система работы.

По данной проблеме я работаю шестой год. Большую часть времени реализовывала свою деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, но, убедившись, что можно начать работу в данном направлении гораздо раньше, решила не упускать этот благотворный для развития познавательной активности возраст. Прежде, чем начинать работу по развитию познавательной активности я провела педагогическое обследование в группе  с целью: выявить уровень развития детей данной группы. Результаты обследования  мне нужны для того, чтобы:

выявить стартовый уровень развития;

ранжировать детей для дальнейшей работы с ними;

планировать систему работы. Стартовые результаты были такие: низкого уровня 55,7 %, среднего 44,3 %, высокого  уровня не было вообще. Исходя из этого, мною была спланирована система работы, поставлены задачи:

  1. Использовать дидактические игры математического содержания;
  2. Использовать в работе модели, пооперационные  карты,  схемы, алгоритмы;
  3. Создать развивающую среду в группе для развития познавательной активности;
  4. Разработать   цикл   занятий   по   формированию   математических представлений с целью развития познавательной активности;
  5. Проводить совместную работу с родителями.

При    обследовании    детей    особое    внимание    уделяла    на    следующие характеристики:

проявляет ли ребенок интерес к общению с взрослым и сверстниками на интересующие его темы, строить простейшие умозаключения, устанавливать элементарные причинно-следственные связи. (Выявлялись познавательные и речевые возможности);

умеет ли ребенок на основе своего чувственно-практического опыта обследования предметов выделять их по определенным признакам. (Выявлялись умение выполнять инструкции)

Исходя из результатов обследовани выяснилось, что дети имеют разный практический опыт и разный уровень подготовленности. Психологами установлено, что до 70% информации усваивается детьми через мимику, жесты, интонацию. Поэтому при разработке системы мною учтены:

  1. Психологические особенности и возможности детей младшего и среднего дошкольного возраста;
  1. Необходимость сбалансированности нагрузки и исключения перегрузок;
  1. Соблюдение заданного образовательным стандартом объема программного материала.

 

Требования к методическому обеспечению проекта:

1.Опора на ведущий вид деятельности – игру.                                        

2.Учет сенситивных периодов развития ребенка при планировании и реализации долгосрочного проекта.                                                      

3.Опора на ту форму мышления, которая является ведущей на данном возрастном этапе  (наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое).

4.Учет возрастных особенностей: памяти, внимания, эмоционально – волевых и мотивационных процессов при организации игрового взаимодействия.

5.Использование игрового материала таким образом, чтобы развитие математических способностей сочеталось с развитием творческих способностей.

6.Применять сертифицированные игры, дающие возможность творчески развертывать игровой процесс и предполагающие возможность вариативности инструкций и гибкого их применения.

     Проведение мною мониторинга одаренности  начиналось с наблюдения за ребенком, которое проводилось  во всех видах деятельности, это позволило получить первичную информацию о характере и направленности интересов и одаренности ребенка. Однако, в ходе наблюдения за детьми трудно  избежать субъективных оценок, и можно упустить из виду скрытые, нереализованные задатки и способности. Поэтому я провела анкетирование родителей, а также обследовала детей с помощью стандартизованной методики, предложенной А.И.Савенковым «Детская одаренность – развитие средствами искусства» в сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хаану и Г. Кафу)

         

                      Формы  организации детской деятельности.

     Соревнования. Игры с правилами. Сюжетные игры. Беседа. Составление и    

     отгадывание загадок. Решение проблемных ситуаций. Моделирование.    

     Реализация проекта. Разучивание. Ситуативный разговор с детьми.

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

 Подбор программно-методического обеспечения.

Методики

Пособия

1

Программа В. И. Логиновой «Детство»,    «Математика до школы» - А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт,                                       «Логика и математика до школы» - Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая.

Б.Б. Финкельштейн  «Игры с логическими блоками Дьенеша».

-Логические блоки Дьенеша,

Серии: «Давайте вместе поиграем»,   Поиск затонувшего клада», «Лепим нелепицы», «Спасатели приходят на помощь».

2

- Методики В.В. Воскобовича

«Сказочные лабиринты игры», «Коврограф», «Ларчик».

3

- Михайлова З.А. «Занимательные задачи для дошкольников».

«Игры-головоломки».

4

Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»

Творческие игры.

5

 Н.В. Верещагиной:

«Результаты мониторинга образовательного процесса».

1.Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.

2.Уровни развития интегративных качеств.

Описание опыта реализация проекта: «Развитие математических способностей одарённых детей посредством развивающих игр»

      В основу проекта были заложены 9 компонентов математических способностей:

1.Умение к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от определенных количественных взаимоотношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами взаимоотношений и связей.

2. Умение обобщать математический материал, вычленять важно, отвлекаясь от незначительного, видеть общее во внешне различном.

3.Умение к оперированию знаковой и числовой символикой.

4.Умение к “последовательному, верно расчленённому логическому рассуждению”, связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах.

5.Умение сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами.

6.Умение к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли).

7.Гибкость мышления, умение к переключению от одной умственной операции к иной, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов.

8.Математическая память. Возможно, предположить, что её типичные черты к тому же вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы.

9.Умение к пространственным представлениям, которая прямым способом связана с наличием подобной отрасли математики как геометрия. 

         Целевые ориентиры ФГОС на этапе завершения дошкольного образования.

1.Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных
  видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

2.Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в    

    совместных играх.  Способен     договариваться,   учитывать интересы    

    и чувства других, сопереживать неудачам и
   радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.

3.Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в
  разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии,    

   воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в    

   игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры

4.Творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании,
   придумывании сказок, танцах т. п. Ребёнок может фантазировать  

    вслух, играть  звуками и словами.  Хорошо понимает устную речь и    

    может выражать свои мысли и желания.

5.У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может      

     контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой      

     потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных    

     материалов.

 Этапы выполнения работы.

Название этапа

Мероприятия

Сроки

1.

Подготовительный

Изучение проблемы. Выявление актуальности, инновации. Мониторинг.

сентябрь

2.

Проектировочный

Разработка проекта. Создание методической базы.

сентябрь

3.

Экспериментальный

Апробация проекта

Октябрь -май

4.

Аналитический

Анализ на основе мониторинга.

май

 Инновационный потенциал проекта «Развитие математических способностей одарённых детей посредством развивающих игр»

заключается в использовании детьми  старшего дошкольного возраста  блоков Дьенеша,  развивающих игр В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина, игр-головоломок. Систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей, логического мышления и моделирования чисел. Одним из наиболее эффективных пособий, на мой взгляд, являются развивающие игры, которые способствуют развитию у детей мышления, памяти, воображения и других психических процессов. Самостоятельности в выполнении простых, логико-математических действий, их осознание, развитие способности детей управлять собой, в жизненных ситуациях. Выполнение действий по алгоритму создает основу совершенствования умения контролировать ход своих решений.

Использование пооперационных карт, схем, планов и алгоритмов в
моей работе является неотъемлемой частью развития у детей познавательной
активности.        Алгоритмы      представляют      собой      точную,      строгуюпоследовательность шагов, в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Трудности возникали при пояснении цепочки действий. Сначала знакомила детей с алгоритмом, состоящим из двух действий, потом из трех. Так, постепенно мы преодолевали умение ориентироваться в строгой последовательности.

Дети в совместной с взрослым деятельности осваивают простые замещения, схематизацию. Так, составляя план кукольной комнаты, заменяют стол квадратом или кругом, диван - прямоугольником; по стрелкам определяют направление действий, движений.

Работа по развитию умения классифицировать предметы по свойствам включала ряд этапов.

Первый этап предусматривал развитие и совершенствование умения классифицировать предметы на «абстрактном» материале. Детям предлагались игры на классификацию предметов по заданным свойствам: цвету, форме, размеру. Это такие игры, как: «Продолжи ряд», «Что бывает круглое», «Подбери по цвету», «Мастерская форм», «Спортсмены строятся», «Раздели фигуры» и т.д. В качестве материала используются блоки Дьенеша. Усложнение игр состоит в переходе от классификации по двум-трем свойствам к классификации по трем-четырем, а также использование карточек-схем по определению свойств к классификации. На втором этапе уже совершенствуется умение на «жизненном» дидактическом материале. Использование такого материала позволило научить детей логически мыслить, активизировать вербальные формы познания (умение рассуждать, обосновывать правильность или ошибочность действий, строить простейшие умозаключения, устанавливать элементарные причинно-следственные связи).

Существует третий этап - развитие у детей умений подбирать и изготавливать дидактический материал, подлежащий классификации, я предлагаю использовать его с детьми среднего дошкольного возраста во втором полугодии. Это очень сближает ребят, развивает у них интерес, целеустремленность, желание принимать участие в общем деле. Так, к переходу на качественно новую ступень развития (старший дошкольный возраст), значительно повысится уровень развития мышления, вырастет интерес к познанию свойств, улучшится познавательная деятельность в целом.Процесс познания форм, величин, количественных, пространственных, временных отношений детьми младшего и среднего дошкольного возраста осуществляется в основном в естественной повседневной обстановке, в специально организуемых дидактических играх, игровых ситуациях.Основное внимание уделяла освоению способов практических действий, таких как группировка предметов по признакам, сравнение их путем сопоставления, воссоздание целого из частей. От уровня освоенности практических действий зависит характер математических представлений.Игры и упражнения повторяются, варьируются, усложняются,обеспечивается смена дидактического материала

Немаловажную роль в моей работе сыграли логические блоки Дьенеша. Использование логических блоков позволило мне моделировать важные понятия математики, кодировать информацию.

Музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания
весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи
интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.
Неотъемлемой частью занятий является
использование музыкального
сопровождения,    
проведение     музыкальных        физкультминуток     с математическим содержанием.

Именно музыкальная форма, в которую облечено математическое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, способствует познавательной активности. Музыкально - математические средства используются мною на основе комплекса знаний, умений, навыков, необходимых   для освоения программы обучения дошкольников.

Благодаря игровым ситуациям, используемым для заинтересованности детей развитием сюжета, воспитанники в активной познавательной деятельности осваивали приемы группировки, классификации, выявляли отношения и зависимости между предметами по их размеру, форме, цвету, расположению в пространстве, определяли последовательность и результативность своих действий, познавали начала логики, учились строить

простейшие    умозаключения,    устанавливать    элементарные        причинно-следственные связи.

Это в результате, помогло им перейти от простого восприятия предметов, чисел, явлений к осознанию их значения и необходимости использования в жизни.

Решение   задач   математического   развития   дошкольников   успешно осуществлялось при соблюдении следующих условий: внимание   воспитателя      к   проявляющемуся   у   детей   стремлению познавать формы, величины, цвета, числа; активное   включение   в   детскую   деятельность       по   различению, называнию, воссозданию, обследованию, группировке, преобразованию; организация   процесса   познания   в   интересной,   доступой   форме: дидактических      играх; наличие   развивающих   познавательных   игр,   пособий   всвободном  пользовании;

Поощрение самостоятельного использования дидактического материала. Дети уже в конце младшего начале среднего возраста обладали определенной самостоятельностью, что позволило им активно включаться в игровой сюжет. Поэтому мне приходилось больше внимания уделять подбору игр, игровых упражнений, группировке. Своевременная положительная оценка, эмоциональная поддержка позволяет детям исправлять ошибки, и не бояться экспериментировать. Дети охотно делились впечатлениями о только, что выполненных игровых действиях, радовались успехам.

Технология моего руководства предусматривает создание комфортных условий,   где   царит   атмосфера  доверия,   сотрудничества,   сопереживания,

гуманистическая система взаимодействия в увлекательной игровой деятельности.

Этим обусловлен мой отказ от традиционных занятий по образцу, ориентированных на репродуктивную детскую деятельность, формирование навыков. Познавательная активность, интерес к поиску проявляются лишь в том случае, где нет принуждения. Важным условием такого подхода в обучении является широкое использование такой формы педагогического общения, при которой ребенок чувствовал бы себя не только как обучающийся (т.е. как объект), но и как самостоятельно действующая личность (т.е. как субъект).

Такой формой общения является сотрудничество. При этом ребенок ощущает доверие к себе, уважение к своей личности, с которой, как он имеет возможность убедиться, считаются, мнение которой ценят. Итак, сущность моей системы работы заключается в том, чтобы инициировать совместно с родителями познавательную активность ребенка, помочь ему овладеть рациональными способами практического осуществления простейших видов детской деятельности, предоставить ребенку право самостоятельно делать выбор и принимать решения в игровых ситуациях.

На протяжении своей работы в данном направлении я вела сравнительный анализ уровня развития математических представлений у детей, в соответствии с возрастными особенностями и программными требованиями, получила хорошие результаты. Моя работа по развитию познавательной активности принесла огромную пользу для общего развития каждого ребенка. На конец года в группе результаты изменились следующим образом: низкий уровень снизился на 47,7 % и составил 8 %, средний уровень увеличился за счет перехода с низкого на 24.7 % и составил 69 %, а высокий уровень, который не был выявлен, составил 23 %.

Во время летних каникул я продолжала использовать дидактические игры математического содержания в совместной деятельности. И в начале следующего учебного года, когда дети перешли в среднюю группу, я получила

такие результаты: низкий уровень 3,8 % , средний 76,3% , а высокий 19,9%. После полученных результатов, моя работа снова продолжилась. В группе дидактические игры разнообразились, несколько изменилась и развивающая среда в группе, были привлечены силы родителей.

На сегодняшний день работа в этом направлении продолжается и есть все основания предполагать, что к концу года средней группы я добьюсь высоких результатов развития познавательной активности.

Большое значение для развития познавательной активности имеет созданная в группе развивающая среда. О том, как я организовала такую среду в своей группе, хочу остановиться подробнее.

Прежде всего, разнообразные игры структурно включаются в развивающую среду, становятся ее естественным фоном. Одно из требований к её организации - одновременное наличие игр, способствующих развитию умений сравнивать, воссоздавать, изменять, варьировать, упорядочивать, классифицировать. Это обеспечивает выбор ребенком той игры, которая интересует его, разноплановость развивающего воздействия. Используя игротеку, педагог помогает ребенку организовать познавательную и творческую деятельность, увлечь ею, вступить в диалог, максимально реализовать себя в игре.

В данном случае игры являются одним из средств организации и развития самостоятельной познавательно-игровой деятельности детей. Как известно, эта деятельность может возникать спонтанно или как направляемая взрослыми, или как предложенная детям в специально организованной ситуации.

Необходимо правильно расположить зону, в которой детям будет удобно играть индивидуально или малыми подгруппами.

Уголок занимательной математики - это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями, материалами и определенным образом  художественно  оформленное  место.   Вблизи  этой  зоны размещен

магнитофон, и имеется комплект аудиокассет для использования в целях повышения у детей эмоционального настроя на деятельность. Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми. При создании такой зоны решаются следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Воспитание у детей потребности    занимать свое свободное время не    только    развлекательными,    но    и    требующими    умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке занимательной математики определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Заинтересованность, увлеченность педагога - основа для проявления детьми интереса к математическим играм. Созданию уголка предшествовал подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещались:настольно-печатные игры;игры для развития мышления;разнообразные панно;сенсорные поля;игры на составление целого из частей;лабиринты, головоломки, алгоритмы;кубики Никитина;блоки Дьенеша и схемы для их использования;палочки Кюизенера;счетные палочки.Все   они   интересны,   занимательны       и   нравятся   детям.        Для

стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников

мною использовались фланелеграфы с наборами геометрических фигур, счетные палочки. В течение года по мере освоения детьми игр я, оснащала их виды новым занимательным материалом, игровыми приемами, вводила более сложные игры.Чтобы уголок занимательной математики привлекал и заинтересовывал детей, я использовала сюжетные изображения из геометрических фигур.Руководство      самостоятельной      математической деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм.

Всю работу я организовывала с учетом индивидуальных особенностей и предлагала игру, ориентируясь на уровень развития ребенка. Также привлекала малоактивных детей, с помощью игровых приемов, заинтересовывала их игрой и косвенно помогала, задавая наводящие вопросы. Интерес к дидактической игре становился устойчивым тогда, когда дети осознавали и видели свои успехи.

Мое руководство было направлено на постепенное развитие детской самостоятельности. Когда я видела, что ребенок увлеченно занят и старается достичь какого-либо результата, то с помощью вопросов поискового характера активизировала детскую мысль. Уже в конце младшей, начале средней группы значительно возросли возможности детей в сравнении со стартовыми показателями. Отмечалось стремление их к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивало самоорганизацию. Дети могли выбрать сами себе игру, целенаправленно действовать с материалом, объединяться в группы по 3-4 человека.

Играла сама, составляла силуэты, отгадывала загадки, ходы лабиринта и в это время привлекала детей к оценке своих действий, просила подсказать мне следующий ход, дать совет. При этом ребенок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать.

                          Перспективный план работы

             

Месяц

Используемые игры

Цель

Задания

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

«Сложи узор»

«Точечки».

«Квадрат Воскобовича»

«Цифроцирк»

                                 

 

                                  Блоки Дьенеша

 

«Кораблик Плюх-Плюх».

                             

«Цифра-домино».

Развивать комбинированные способности путем комбинирования цвета и формы.

Закрепить умение различать цвет, считать до десяти.

Воспитывать у детей стойкий интерес к математике.

                                       

Знакомить с цифрами и числами натурального ряда»

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства геометрических фигур.

                                                         

                                     Способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

                                               

Развивать память, логическое мышление, закрепить знания детей о цифрах.

СУ/а №21, СУ/в№18 СУ/д№№1,4 из книги Б.П. Никитина «Развивающие игры» - 2000)  

   «Разложить красные квадраты по порядку». Б.П. Никитин «Развивающие игры»-2000г. С.108.

       

«Назови цвета квадрата», «Назови геометрические фигуры, из которых состоит квадрат». Пособие В.В. Воскобовича.

                         

 «Найди героев цифроцирка».   Пособие: «Игра + обучение = серьезное развлечение»             Т.Г. Харько,             В.В. Воскобович

                           

                                     «Помоги Муравьишкам» «Построй дорожку муравьишкам»  (таблица а,б).      Логика и математика для дошкольников Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая.                                    

«Сколько всего мачт, флажков, флажков разного цвета?» Пособие В.В. Воскобовича.

«Сложи цифру». Пособие: «Две игры в одной коробке» В.В. Воскобович.

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

«Блоки Бьенеша»

 

«Сложи узор»

                           «Квадрат Воскобовича»              

 

 

«Ларчик»

   

 «Чудо крестики 2»

   

 «Прозрачная цифра»

Блоки Дьенеша  

Развитие аналитической деятельности, умение классифицировать объекты. Стимулировать развитие мыслительных способностей детей, любознательность, познавательный интерес, умение довести начатое дело до конца.

Развивать умение анализировать, сравнивать, способность к комбинированию.

Способствовать освоению приемов конструирования геометрических фигур и алгоритмов предметных форм. геометрических фигур.

                                       

 Знакомство с числами и цифрами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счета в пределах десяти.

                       Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления. Развивать познавательные и творческие способности детей, мелкую моторику рук.

Развивать внимание, память, элементы логического мышления.

«Заселидомики»(таблица14)  , «Почини одеяло Буратино».                   Логика и математика для дошкольника Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая.)

                                 

                                       СУ/д№16( из книги Б.П. Никитина «Развивающие игры» - 2000)                        

                                     

                                        «Конверт, домик, летучая мышь»  «Крыса Шушера»  

             

           

                                                     

                                     

«Что изменилось?» Игровой обучающий комплекс.                 Т.Г. Харько.             В.В. Воскобовича.

                                                           

Дети называют геометрические фигуры, считают их количество, перечисляют признаки сходства и различия. Конструируют фигурки по теме «самолеты» и «Бабочки». Пособие   В.В. Воскобовича.

                             Упражнение «Разноцветные палочки».                              В.В. Воскобович

«Лепим нелепицы» Финкельштейн Б.Б.

Н
О
Я
Б
Р
Ь

«Кубики для всех»

                 «Прозрачный квадрат»

«Цифроцирк»

Блоки Дьенеша.

                           «Сложи квадрат».

                             «Сложи узор»

                            «Ларчик».

Учить мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать.

                                     Познакомить детей с эталонами формы и величины, соотношение целого и части, с физическими свойствами: прозрачность, гибкость;  развивать сенсорные , познавательные и творческие способности.  Способствовать развитию умения составлять различные предметы из пластинок «Прозрачного квадрата».

Знакомство с числами и цифрами натурального ряда, порядковым и количественным составом числа.

                                           

Развитие умения выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

                                   

Развитие цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей и целого.

Развивать способность к анализу и синтезу, способности к комбинированию.

Формировать представления о сенсорных эталонах цвета, формы, величины.

Знакомство с игрой. (Образцы даны в книге: Б. Никитин. Развивающие игры.      С.101-106.        

 «Лошадка ОШ», «Парусник», «Самолетик»          «Нетающие льдинка озера АЙС» В.В. Воскобовича.

«Выход на арену цифроцирка».  Пособие: «Игра + обучение = серьезное развлечение»             Т.Г. Харько,             В.В. Воскобович

                                           «Найди клад»,   «Засели домик».                                Логика и математика для дошкольника    Е.А. Носова,             Р.А Непомнящая. Стр. 32.

СК 10-12. Книга Б.П. Никитина «Развивающие игры» стр.93.

                                           СУв №1-3.                        Б.П. Никитин «Развивающие игры»-2000г. стр.-46

 «На что похоже?»        Игровой обучающий комплекс.                 Т.Г. Харько.             В.В. Воскобовича.

       

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

 «Цифроцирк»,

                                                               

«Прозрачная цифра».

                             Блоки Дьенеша

                               

                   «Колумбово яйцо».

«Квадрат – домино»

Закрепить знание цифр и чисел натурального ряда. Способствовать усвоению счета и отсчета в пределах  десяти.

                                         

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и сопоставлять, объединять предметы по признакам.

Развивать способности к анализу, абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческого мышления и воображения.                 Развитие логического мышления, умения рассуждать.

Развивать геометрическое представление, наблюдательность.

                                                         

Развивать пространственное воображение  комбинированных способностей, логического мышления.                                                

«Какую ошибку сделал Магнолик Нолик?» Пособие: «Игра + обучение = серьезное развлечение»             Т.Г. Харько,             В.В. Воскобович

                                           «Разложи по цвету и пересчитай»           Приложение В.В. Воскобовича.

                               «Необычные фигуры» Логика и математика для дошкольника Е.А. Носова, Р.А Непомнящая     (Таблица 4 -6).         «Помоги фигурам выбраться из леса».   Логика и математика для дошкольника                   Е.А. Носова,                      Р.А Непомнящая.             Стр. 35  

Составляют силуэты птиц, человека, животных – по выбору. «Математика до школы». З.А. Михайлова, Р.А. Непомнящая. Стр. 142

Сложить «квадрат» из карточек Б.                           В.В. Воскобович                «Две игры в одной коробке».

Я
Н
В
А
Р
Ь

«Чудо крестики1» В.В. Воскобовича.

                   «Уникуб»

                   «Цфроцирк»

                              «Чудо крестики 2»

«Сложи узор»

                              «Блоки Дьенеша».

Развивать логическое мышление, конструктивные способности,  умение сопоставлять из частей целое.                                          

 Развивать творческое воображение, умение ориентироваться в пространстве.

Закрепить счет, познакомить с составом числа первого десятка, с помощью зрительного, слухового и тактильно-осязательных анализаторов; способствовать совершенствованию мелкой моторики руки.

                                          Развивать конструкторские способности, умение составлять из частей целое.

Развивать способность к анализу и синтезу, способности к комбинированию.

Развивать умение развивать множества на два подмножества

«Построй космический корабль».

                                    Задание (У-36), Книга Б. П. Никитин «Развивающие игры»., 2000. С.60.

                                         

                                        «Парад-алле». Пособие: «Игра + обучение = серьезное развлечение»             Т.Г. Харько,             В.В. Воскобович  

                             

                                     «Машина»  Приложение к игре. В.В. Воскобович.

                                                   СУв 4-6. Б.П. Никитин «Развивающие игры»-2000г. стр.-46

                                   «Раздели Блоки – 1». Логика и математика для дошкольника    Е.А. Носова,             Р.А Непомнящая.      стр. 43  

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

Головоломка «Колумбово яйцо»

                                   «Сложи квадрат»

«Чудо крестики 1»

«Разложи предметы по порядку»

«Волшебный квадрат Воскобовича»

«Прозрачная цифра»

Развивать у детей пространственное мышление и творческое воображение.      Учить складывать животных из деталей.

Развитие цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей и целого.

                                      Развивать сенсорные способности, психические процессы; внимание, память, мышление и мелкую моторику руки.

Учить детей раскладывать веревочки в порядке возрастания и убывания длинны.

Способствовать развитию мелкой моторики рук, пространственного мышления.

Развитие сенсорных способностей, знакомство с расположением предметов в пространстве.

«Заяц» Пособие «Математика до школы» З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая 1998г.

                                                 СК 2 -9. Книга Б.П. Никитина «Развивающие игры» стр.93.

«Насекомые» Приложение к игре. В.В. Воскобович.

                                       «Ларчик» В.В. Воскобович.

                                      «Туфелька для золушки».

                                                                   

                                        Сложи цифру 8.                   В.В. Воскобович.

М
А
Р
Т

«Цифра-домино»

«Ларчик» В.В. Воскобовича.

Блоки Дьенеша

«Прозрачная цифра».

«Сложи квадрат»

Развитие пространственного воображения, логического мышления, комбинированных способностей цифр.

                                             Развивать память.

Учить группировать предметы по наличию одного признака.

Развитие сенсорных способностей, знакомство с расположением предметов в пространстве.

Развитие цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей и целого.

Сложить цифру 1-5.    Развивающая игра В.В. Воскобовича.

«Что изменилось?».

«Найди свой домик».

Пособие «Математика до школы»,               А.А. Смоленцева,   О.В. Пустовойт.

Сложи цифру 9.                   В.В. Воскобович.

СК 9-15. Книга Б.П. Никитина «Развивающие игры» стр.93-94.

А
П
Р
Е
Л
Ь

«Прозрачная цифра».

«Цифроцирк»

Блоки Дьенеша.    «Магазин».

«Сложи квадрат»

Учить конструировать цифры с помощью набора «Радуга».

                                            Знакомство с числами и цифрами натурального ряда, Усвоение счета и от счета в пределах десяти.

 Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства.
Развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор.
Развитие цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей и целого.

«Сложить цифру  обозначающую количество твоих лет»

                                               

  «Чехарда». Пособие «Игра обучение = серьезное развлечение» В.В. Воскобович.

«Покупаем игрушки»

Пособие: «Методика к логическим блокам Дьенеша» Б.Б. Финкельштейн.

СК 15-18. Книга Б.П. Никитина «Развивающие игры» стр.94.

М
А
Й

«Чудо крестики»

Блоки Дьенеша.

                      «Танграм»

«Цифроцирк»

«Сложи квадрат»

«Мониторинг»

Способствовать умению конструировать фигурки животных.                                                    

Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства.
Развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор.

Развивать у детей пространственное мышление и творческое воображение.      Учить складывать животных и птиц из деталей.

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Познание».                 Уровень развития интегративных качеств.

Приложение к игреВ.В. Воскобовича.

                             «Угощение медвежат». Пособие: «Методика к логическим блокам Дьенеша» Б.Б. Финкельштейн.

                   «Математика до школы». З.А. Михайлова, Р.А. Непомнящая.

                          «Загадки Могнолика».  Пособие:«Игра + обучение = серьезное развлечение»             Т.Г. Харько,             В.В. Воскобович.                        СК18-24. Книга Б.П. Никитина «Развивающие игры» стр.94.

 Работа с родителями.

     Важное значение в работе с одаренными детьми, является организация работы с их родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников, мы выстраиваем по следующим направлениям:

1.Информационно-аналитическое направление. Реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных. Предполагает решение педагогических задач:

- выявить интересы и предпочтения родителей;

- выявить уровень их осведомленности в вопросах образования и воспитания детей;

- узнать семейный опыт, традиции воспитания детей.

2.Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания. Основной задачей этого направления работы с семьей является: повышение компетентности родителей в вопросах по развитию интеллектуальных возможностей ребенка.

3.Наглядно-информационное направление. Реализуется в подборе информации и оформления папок передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием работы, которая ведется в группе, а так же узнать о формах и методах математического развития в условиях семьи.

 Анализ результатов работы по проекту: «Развитие математических способностей одарённых детей посредствам развивающих игр»

       Проведённый мониторинг показал, что регулярное использование развивающих игр и упражнений, направленных на развитие математических  способностей,  способствовало развитию логических приемов мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование).  Сформировалось умение прослеживать, понимать, причинно -                             следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения, представление о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации), отрицание.  Укрепило интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое. Повысило уровни развития таких интегративных качеств как, «Любознательный, активный» - способность решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту, повысило качество уровня овладения универсальными предпосылками учебной деятельности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.  Благодаря использованию продуманной системы развивающих игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомления. К концу года большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных  математических представлений.                                                                                               

Игра стимулировала проявление творческих способностей ребенка, создавала условия для умственного развития одаренных детей.

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями. Образовательная область «Познание».  

Раздел «Формирование элементарных математических преставлений у одаренных детей». 

Уровни развития интегративных качеств.

1. Способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту.

 2.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

 3. Любознательный

Заключение

Развивающие игры представляют большую ценность в развитии интеллектуальных способностей одаренных дошкольников. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе  ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка. В результате нам удалось показать эффективность целенаправленного применения развивающих игр для развития математических  способностей дошкольников, т.е. цель  была достигнута. В ходе работы была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме, было раскрыто значение развивающих  игр в развитии интегративных качеств детей, была проведен мониторинг математического развития дошкольников и оценена эффективность использования развивающих  игр в математическом развитии  детей, т.е. все задачи, которые были поставлены перед нами, были решены.

В результате проведённой работы  гипотеза о том, что, если целенаправленно и систематически использовать развивающие игры, то можно повысить уровень математических способностей одаренных дошкольников, нашла своё подтверждение.

Определение перспектив развития данного проекта.

Так как на данном этапе проект показал свою эффективность, мы планируем:
- дальнейшую его реализацию в работе с одаренными детьми старшего дошкольноговозраста
- пополнение проекта новыми авторскими играми, разработками, мини-проектами;

- обобщение полученного опыта в форме методических публикаций;

- пропагандировать среди родителей важность развивающих игр в математическом развитии  детей.

                              Список литературы

1.  В.А.Крутецкий   “Психология математических способностей дошкольников” . – М.: Просвещение, 2000.- 286с.

 2. Козлова С.А. Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика». – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416с.

 3. Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических способностей дошкольников». – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 400с.

 4. Зебзеева В.А. , Михеева Н.В. «Теории и технологии дошкольного образования».; Мин – во образования и науки РФ, Оренбург. гос. пед. ун-т. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009г. – 284с.

 5. Смоленцева А.А. Пустовойт О.В. Математика до школы; Игры-головоломки / сост. Михайлова З.А. Непомнящая Р.Л. – СПб.: «Детство-пресс», 2003.-191с.

  6.  Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.  - 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990. – 160с.

  7. Носова Е.А. Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников». – 2-е изд., 2000.-94с.

  8.  Воскобович В.В. «Сказочные лабиринты игры».

  9. Харько Т.Г. Воскобович В.В. игровой комплекс «Ларчик» 2008.-30с.

  10. Финкельштейн Б.Б. «Давайте вместе поиграем» ООО «Корвет» 2008.- 11.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.

12.Афонькина Ю. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1992. №1.

13.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М, 1991.

Булычева А. Решение познавательных задач: возможные формы занятий //Дошкольное воспитание. 1996. №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр".

Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа по развитии математических способностей дошкольниковв соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня разв...

математический проект"Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр"

Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально- познавательной деятельност,и и именно интеллектуальные игры опираются на поисковую ...

Мастер-класс для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера»

Мастер-класс по организации образовательной деятельности детей с помощья логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Приложения к проекту "Развитие математических способностей у детей с ОНР, посредством дидактических, развивающих и интеллектуальных игр

В приложениея представлены:- перспективный план работы с детьми по формированию математических представлений;- направления, содержание и приемы коррекционной работы с детьми по профилактике различных ...

ПРОЕКТ «Развитие математических способностей одаренных детей посредством развивающих игр»

ПРОЕКТ  «Развитие математических способностей одаренных детей  посредством развивающих игр»...

Проект «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ, РАЗВИВАЮЩИХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР»

Представлена система работы по  развитию математических способностей у детей  с  ОНР через специально организованные игры и упражнения,   способствовует  повышению  ...