Графические диктанты
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Письмо палочек. Чередование больших и миленьких палочек. Воспитатель зарисовывает на доску группу палочек — одна длинная, две короткие и опять длинная. Внимание детей обращается па то, что все палочки начинаются с одной линии, но длина у них разная. (Для облегчения поставленной перед детьми задачи воспитатель заранее ставит в их тетрадях красные точки на верхней линейке — начало письма — и синие в местах окончания палочек.) Перед началом письма воспитатель напоминает детям, как надо сесть, как положить тетради, как держать карандаш. Затем предлагает детям аккуратно написать палочки, ведя их от красных точек к синим. Выполнив это задание, дети по просьбе воспитателя внимательно рассматривают свои палочки, не вышли ли они за строчку, прямые ли. Далее воспитатель говорит детям, чтобы они, пропустив две клеточки, поставили точку на верхней линейке (показ на доске) — отсюда будет начинаться письмо новой палочки из следующей группы. Проверив, как дети справились с этим заданием, воспитатель предлагает им на этот раз самостоятельно написать одну длинную, две короткие и еще одну длинную палочку. И только убедившись, что все дети хорошо поняли задание и могут выполнять ею самостоятельно, воспитатель разрешает им дописать строчку до конца. (По усмотрению воспитателя может быть написана еще одна строчка таких же групп палочек.)
Зрительный диктант. На таблице (или фланелеграф) изображены три флажка, два из них окрашены в одинаковый цвет и обращены в одну сторону, третий — другого цвета и по-другому расположен. Перед показом таблицы детей предупреждают, что они должны очень внимательно рассмотреть и запомнить то, что сейчас будет показано. Затем вывешивается таблица. Дети рассматривают ее. В зависимости от навыков детей воспитатель может направить их внимание на расположение и цвет флажков, но лучше, если дети выполнят задание самостоятельно. Через некоторое время таблицу закрывают, дети по памяти выкладывают флажки из цветных палочек (или полосок), точно воспроизводя их цвет и расположение. По окончании этой работы таблицу вновь открывают, и дети проверяют правильность выполнения задания. (Если отдельные дети не справляются с подобными заданиями, с ними надо проводить дополнительную индивидуальную работу.)
Зарисовка каемочки (1 строчка). В тетрадях у детей написана строчка (или 2) палочек, сгруппированных по четыре. Воспитатель предлагает детям соединить линиями первую палочку со второй, третью — с четвертой (показ на доске). Получается каемочка из флажков. Дети заштриховывают или раскрашивают флажки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
graficheskie_diktanty.docx | 54.63 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
В сетке часов выделяется специальное время для подготовки детей к письму (одно занятие в неделю в течение второго и третьего периодов, т. е. примерно около 30 занятии). Проводит эти занятия воспитатель.
Подготовка к письму включает в себя развитие ряда умений и навыков. Немаловажную роль среди них играет развитие пространственных ориентировок, прежде всего ориентировки на листе бумаги. Решение этой задачи невозможно без определенного уровня развития зрительного восприятия и умения точно координировать движение руки.
В процессе развития графических навыков у детей воспитывается произвольное внимание и память. Воспитатель учит детей одновременно начинать и заканчивать работу, ставить перед собой определенные задачи правильного изображения тех или иных фигур, удерживать эти задачи в памяти (например, написать три большие палочки и две маленькие), при выполнении упражнений контролировать процесс их решения и правильно оценивать получаемые результаты. ( «Сколько и каких палочек надо было написать? Сосчитайте, правильно ли выполнили задание? Посмотрите внимательно, хорошо ли написаны палочки. А теперь напишите еще пять таких же палочек совсем хорошо» и т.п.) Дети учатся внимательно слушать и запоминать объяснения воспитателя, работать самостоятельно, оценивать свою работу п работу других. На всех этапах обучения упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной целенаправленной деятельностью ребенка. Эта сознательная деятельность и составляет сущность упражнений. Только при целенаправленном выполнении упражнений и возможно добиться желаемых результатов. В первую очередь необходимо научить детей правильно сидеть и правильно держать карандаш, тетрадь. Воспитатель постоянно следит за тем, чтобы дети сидели прямо, не касаясь грудью стола. Для правильного положения рук детям предлагается поставить руки перед собой на локти, затем раздвинуть их, спустить руки на стол и немножко подвинуть локти к себе. Приучая детей правильно держать карандаш, воспитатель показывает, в каком положении должны находиться большой, указательный и средний пальцы. Внимание детей обращается на то, что пальцы при этом не надо сильно сжимать, карандаш можно легко вынуть, что можно поднять указательный палец, а два держат карандаш (детям предлагается проделывать эти упражнения перед началом работа), а два других пальца только приближаются к ладони, но не прижимаются.
Продолжая воспитание навыков, полученных детьми на занятиях рисованием, аппликацией, конструированием, воспитатель учит детей ориентироваться на листе бумаги - уметь определять части листа бумаги и расположение на нем рисунка (верх, низ, правая и левая стороны, справа, слева, над, под).
Воспитание навыка точно координировать движение руки осуществляется путем выполнения различных заданий: проведения линий в ограниченном пространстве, например между линейками; точного расположения линий, фигур, ориентируясь на линейки (клеточки) тетради; правильной, аккуратной обводки и штриховки фигур. Дети учатся писать карандашом простейшие элементы — палочки вертикальные (стоячие), горизонтальные (лежачие) и наклонные, палочки с закруглением вверху и внизу, палочки с петлей, овалы и круги; составлять каемочки из усвоенных элементов. Письмо элементов проводится в тетрадях в клеточку1. Для зарисовки, обводки и заштриховки фигур используются другие тетради (в клеточку).
1Рекомендуется использовать тетради в три косые линейки при письме элементов второго и третьего этапов.
Зрительные диктанты способствуют развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки и воспроизводить их по памяти, выкладывая их из цветных палочек или геометрических фигур или рисуя цветными карандашами.
Воспитатель заранее готовит таблицы для зрительных диктантов (они могут быть выложены на фланелеграфе). Кроме того, для каждого ребенка готовится специальный набор пособий: плоские цветные палочки, цветные карандаши, вырезанные из картона фигуры (по два квадрата, прямоугольника, треугольника, кружка, овала). Одни фигуры должны быть большего размера, другие меньшего. Фигуры должны быть окрашены в основные цвета, соответствующие цвету фигур, используемых для зрительного диктанта.
Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых - развитие внимания к речи воспитателя. При проведении слуховых диктантов фигуры выкладываются после однократного словесного описания их воспитателем.
Фигуры для слуховых диктантов подбираются из числа уже знакомых детям по зрительным диктантам, но менее сложные. Так, например, на одном из занятий детям предлагают после рассмотрения выложить фигуру, состоящую из елочки с четырьмя парами веточек и сосенки с тремя парами веточек, на одном из последующих занятий для слухового диктанта дается такое задание: «Из палочек, которые лежат у вас на столах (4 коричневых и 12 зеленых) надо сложить елочку и сосенку с одинаковым количеством веточек». Или: «Возьмите четыре коричневых и восемь зеленых палочек и сложите из них елочку и сосенку». И т. п.
Усложнение материала как зрительных, так и слуховых диктантов заключается в увеличении количества элементов, в более сложном их расположении, а также в увеличении элементов, различно окрашенных.
Система графических упражнений. С целью обеспечения постепенного перехода от простейших графических задач к более сложным вся система графических упражнений делится на три этапа.
Па первом этапе (5-6 занятии, в зависимости от возникающих затруднении) дети осваивают зарисовку по точкам, а затем самостоятельно зарисовку фигур, состоящих из прямых линии, а также письмо прямых палочек; учатся аккуратно заштриховывать фигуры прямыми линиями, вертикальными и горизонтальными.
В течение второго этапа обучения (5- 6занятии) осваивается письмо наклонных линии, зарисовка фигур, состоящих из прямых и наклонных линий, обводка и штриховка фигур косыми линиями.
На усвоение материала третьего этапа отводится значительно больше времени 18-20 занятий. За это время дети овладевают зарисовкой наиболее сложных фигур, включающих круги и овалы, осваивают написание палочек с закруглением внизу и вверху, письмо овалов и палочек с петлей. Закрепляются ранее полученные навыки. Продолжаются упражнения в заштриховке фигур. Кроме заштриховки вертикальными, горизонтальными и косыми линиями, дети усваивают заштриховку фигур короткими линиями и точками.
Планирование занятий. Подбирая материал для занятий, воспитатель руководствуется следующим: и каждое занятие включается, во-первых, письмо тех или иных элементов, во-вторых, зрительный или слуховой диктант и, в-третьих, зарисовка каемочки, чередующаяся с зарисовкой или обводкой с последующей штриховкой узоров, включенных в слуховой или в зрительный диктант. Па более поздних этапах обучения в занятии могут быть одновременно включены зрительный и слуховой диктанты.
Письмо элементов. За 30 занятий дети усваивают шесть основных видов элементов: пять видов палочек (прямая, наклонная, с закруглением внизу, вверху с двумя закруглениями) и овал. Первые занятия (1-3) при усвоении письма каждого нового элемента не включают дополнительных заданий. После того как дети освоили письмо того или иного элемента, вводится письмо группы элементов с постепенным усложнением сочетаний. Группировка отдельных элементов может подбираться с учетом возможности их преобразования в цветную каемочку. Письмо групп различных элементов, в процессе которого закрепляются полученные ранее навыки, является в то же время хорошим упражнением для воспитания произвольного внимания и памяти, приучает детей одновременно начинать и заканчивать работу, дает возможность в интересной для детей форме перейти к зарисовке каемочки. В приложении, кроме основных элементов, даны примерные сочетания элементов, а также образцы каемочек, выполненные на основании этих сочетаний или независимо от них
.
Зрительные и слуховые диктанты. Всего на 30 занятиях проводится около 20 зрительных и около 5 слуховых диктантов. В большинстве случаев при проведении зрительных диктатов используется выкладывание из разноцветных палочек и геометрических фигур. В отдельных случаях, когда составленный узор достаточно прост, после выкладывания может быть использован прием зарисовки по точкам или самостоятельно пли обводка с последующей штриховкой.
На слуховых диктантах при достаточно простом сочетании фигур их выкладывание может сочетаться с зарисовкой или обводкой и штриховкой. Подбирая сочетания фигур для слухового диктанта, воспитатель всегда тщательно продумывает инструкцию. Она должна быть понятна детям и не, быть слишком сложной (см. занятие 2). Выполнение инструкции в процессе проведения слухового диктанта способствует закреплению знаний и навыков детей, касающихся цвета, формы, величины, а также развитию пространственной ориентировки.
В приложении даны примерные сочетания цветных фигур, которые могут быть использованы при проведении зрительных и слуховых диктантов. В зависимости от конкретных возможностей данной группы детей каждое из сочетаний фигур может быть упрощено или усложнено по усмотрению воспитателя.
Приведем примерные планы занятий.
Занятие 1
(последнее занятие первого этана)
План.
Письмо групп прямых палочек.
Зрительный диктант.
Зарисовка каемочки.
Оборудование.
Тетради в клеточку.
Карандаши черные и цветные.
Таблица зрительного диктанта.
Цветные палочки.
Письмо палочек. Чередование больших и миленьких палочек. Воспитатель зарисовывает на доску группу палочек — одна длинная, две короткие и опять длинная. Внимание детей обращается па то, что все палочки начинаются с одной линии, но длина у них разная. (Для облегчения поставленной перед детьми задачи воспитатель заранее ставит в их тетрадях красные точки на верхней линейке — начало письма — и синие в местах окончания палочек.) Перед началом письма воспитатель напоминает детям, как надо сесть, как положить тетради, как держать карандаш. Затем предлагает детям аккуратно написать палочки, ведя их от красных точек к синим. Выполнив это задание, дети по просьбе воспитателя внимательно рассматривают свои палочки, не вышли ли они за строчку, прямые ли. Далее воспитатель говорит детям, чтобы они, пропустив две клеточки, поставили точку на верхней линейке (показ на доске) — отсюда будет начинаться письмо новой палочки из следующей группы. Проверив, как дети справились с этим заданием, воспитатель предлагает им на этот раз самостоятельно написать одну длинную, две короткие и еще одну длинную палочку. И только убедившись, что все дети хорошо поняли задание и могут выполнять ею самостоятельно, воспитатель разрешает им дописать строчку до конца. (По усмотрению воспитателя может быть написана еще одна строчка таких же групп палочек.)
Зрительный диктант. На таблице (или фланелеграф) изображены три флажка, два из них окрашены в одинаковый цвет и обращены в одну сторону, третий — другого цвета и по-другому расположен. Перед показом таблицы детей предупреждают, что они должны очень внимательно рассмотреть и запомнить то, что сейчас будет показано. Затем вывешивается таблица. Дети рассматривают ее. В зависимости от навыков детей воспитатель может направить их внимание на расположение и цвет флажков, но лучше, если дети выполнят задание самостоятельно. Через некоторое время таблицу закрывают, дети по памяти выкладывают флажки из цветных палочек (или полосок), точно воспроизводя их цвет и расположение. По окончании этой работы таблицу вновь открывают, и дети проверяют правильность выполнения задания. (Если отдельные дети не справляются с подобными заданиями, с ними надо проводить дополнительную индивидуальную работу.)
Зарисовка каемочки (1 строчка). В тетрадях у детей написана строчка (или 2) палочек, сгруппированных по четыре. Воспитатель предлагает детям соединить линиями первую палочку со второй, третью — с четвертой (показ на доске). Получается каемочка из флажков. Дети заштриховывают или раскрашивают флажки.
Занятие 2
(второй этап обучения)
П л а н.
- Письмо наклонных палочек.
- Слуховой диктант.
- Заштриховка фигур.
Оборудование.
- Тетради в клеточку.
- Карандаши черные и цветные.
Письмо наклонных палочек требует достаточно развитых навыков проведения прямых линий, которые дети получили на первом этапе обучения.
Приступая к письму наклонных палочек в две клеточки, воспитатель показывает и рассказывает детям, как тщательно и аккуратно надо их проводить из уголка в уголок. (На предыдущем занятии дети выполняли более простые задания — писали короткие наклонные палочки.) Для облегчения этого задания в тетрадях детей заранее ставят точки в месте пересечения наклонной палочки со средней линией. Вначале воспитатель предлагает детям писать лишь несколько палочек (5—6). После выполнения этого задания дети внимательно рассматривают своп палочки, оценивают их, ставят точки над самыми лучшими палочками, и только после этого детям разрешают продолжать работу. В зависимости от правильности выполнения задания воспитатель может предложить детям закончить строчку или ж еще раз дает ограниченное задание.
Слуховой диктант. Детям предлагают очень внимательно выслушать воспитателя и точно выполнить его задание. Взять восемь зеленых палочек и четыре красные. Из зеленых палочек надо сложить большой квадрат, а из красных- маленький квадратик (или взять большой круг и маленький треугольник и положить их так, чтобы треугольник был над кругом).
После выполнения задания дети зарисовывают по заранее поставленным в их тетрадях точкам большой и маленький квадраты (стороны большого квадрата равны четырем клеточкам, стороны маленького — двум клеточкам).
Штриховка. Оба квадрата заштриховывают цветными карандашами, зарисовывают или обводят круг и треугольник над ним. Фигуры заштриховывают
подготовительных курсов дошкольной группы «Буратино».
Данная программа рассчитана на детей 6,5 – 7 лет – будущих первоклассников.
Проблема готовности ребёнка к школе, его успешной адаптации в новой среде существовала всегда, а сформулирована как проблема была несколько десятилетий назад в связи со снижением возраста начала систематического обучения в школе.
Учёными доказано, что семилетки проходят адаптацию легче, а дети шести с половиной лет сложнее.
Статус ученика требует от ребёнка осознания его специфической роли и позиции учителя, определённой дистанции в отношениях и понимание условности этих отношений. Среди детей шестилеток гораздо чаще встречаются первоклассники, не осознающие не только позицию учителя и его роль, но и своё положение ученика.
Особого внимания и отношения требуют дети, которые до школы воспитывались дома, не посещали дошкольные образовательные учреждения.
Школа – это совершенно новые условия жизни и деятельности ребёнка, это большие физические и эмоциональные нагрузки.
Не день, не два требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему.
Главной целью данной программы является содействие успешной адаптации будущих первоклассников к школе.
Программа подготовительных курсов дошкольной группы «Буратино»: методическое пособие. Авт.-сост.:Н.И.Кургина – Ленинск-Кузнецкий
2012 – 18с. МБОУ «Основная общеобразовательная школа №73»
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………… 4
2. Планируемые результаты…………………………………… 5
3. Уроки Мальвины…………………………………………….. 6
4. Уроки мудрой черепахи Тортиллы…………………………. 8
5. Уроки папы Карло…………………………………………… 10
6. Приложения………………………………………………….. 11
7. Литература…………………………………………………… 18
Пояснительная записка
Проблема готовности ребёнка к школе существовала всегда, особенно, в связи со снижением возраста обучающихся. Учёными доказано, что семилетки проходят адаптацию гораздо легче, чем шестилетки. А сейчас подавляющее большинство первоклассников возраста шести с половиной лет.
О том, что начало обучения в школе один из самых серьёзных моментов в жизни любого ребёнка, знают все.
Школа – это совершенно новые условия жизни и деятельности ребёнка, это огромные физические и эмоциональные нагрузки на неокрепший организм.
Меняется вся жизнь: всё подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения - очень напряжённый период ещё и потому, что школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил.
Не один день требуется ребёнку, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Этот, довольно длительный процесс, связан со значительным напряжением всех систем организма.
Этот процесс приспособления ребёнка к школе, к новым условиям существования, новым видам деятельности, нагрузкам на организм и называют адаптацией. Чем быстрее школьник адаптируется, тем успешнее он будет в обучении, тем сохраннее будет его психологическое и физическое здоровье.
Недостаточная готовность к обучению не является непреодолимым препятствием в дальнейшем. Просто необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Подготовительные курсы нацеливают педагога, родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе, дают возможность учителю, логопеду, психологу понаблюдать за будущими первоклассниками, выявить способности, возможности и дать необходимые рекомендации родителям.
Основной целью данной программы является содействие успешной адаптации будущих школьников при обучении.
Задачи: * овладение первичными навыками учебной деятельности;
* развитие мелкой моторики, памяти, логического мышления, речи, внимания;
* приучать детей к новой организации жизни, общению в коллективе;
* выработать систему навыков организованности, аккуратности.
Программа рассчитана на 42 часа (14 дней по 3 занятия продолжительностью 30 минут с динамическими паузами по 10-15 минут)
В программе 3 раздела: «Уроки Мальвины», «Уроки мудрой черепахи Тортиллы», «Мастерская папы Карло». Все занятия проводятся в игровой форме. (На первом занятии рекомендуется посмотреть сказку или мультипликационный фильм «Приключения Буратино или Золотой ключик». Сценки разыгрывают ученики 4 класса)
Планируемые результаты освоения детьми программы дошкольной подготовки «Буратино»
В 1 разделе «Уроки Мальвины» формируются общие представления ребёнка об окружающем мире, природе, себе, семье, обществе, совершенствуется и обогащается речь ребёнка. Будущий первоклассник научится удерживать внимание, слушая короткий рассказ, который читает взрослый, обсуждать возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста. Также дети тренируются в составлении предложений, рассказов по картинке и по серии картинок, учатся пересказывать коротенькие тексты, выполнять различные графические задания.
Во 2 разделе «Уроки мудрой черепахи Тортиллы» будущие первоклассники знакомятся с пространственными и временными представлениями, последовательностями, со счётом предметов, основными геометрическими фигурами, понятиями «больше», «меньше», классификацией и обобщением понятий, выполняют графические задания, графические диктанты.
В 3 разделе «Мастерская папы Карло» дети получают знания из области изобразительного искусства, художественного труда, окружающего мира, приучаются работать в коллективе, группе, паре.
У детей будут сформированы универсальные учебные действия.
* Личностные универсальные учебные действия:
- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
- внутренняя позиция ребёнка на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности.
*Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение учитывать установленные правила в планировании;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, родителей, товарищей;
- в сотрудничестве с учителем работать самостоятельно по составленному плану.
* Познавательные универсальные учебные действия:
- осознавать необходимость нового знания;
- перерабатывать информацию для получения необходимого результата (выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждения).
* Коммуникативные универсальные учебные действия:
- уметь доносить свою позицию до других;
- с помощью педагога оформлять свои мысли в устной речи;
- уметь договариваться друг с другом.
| |||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
|
^ Уроки мудрой черепахи Тортиллы
|
|
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая методика "Графический диктант"
Предоставляется описание методики на определение школьной готовности дошкольников, бланк ответов, протокол, образец....
графические диктанты
графические диктанты по математике для старшего дошкльного возраста...
графические диктанты
Графические диктантыНе отрывая руки, сделай рисунок по следующему описанию, начиная от поставленной точки. Убедившись, что фигуры выполнены правильно, можно предложить построить такие же фигуры в зерк...
Практическое пособие "Графические диктанты"
Пособие преднозначено для детей дошкольного возраста подготовительной группы...
Презентация "Графический диктант"
Презентация "Графический диктант"...
графический диктант (рисование по клеточкам) тема: "Корова"
графический диктант - рисование по клеточкам на тему : "Корова"...
Графомоторные упражнения для детей дошкольного возраста. Графические диктанты.
Формирование глазомера, зрительной памяти; развитие воображения; развитие зрительного и кенестетического восприятия, зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений...