"«В гостях у пешки»"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_4.docx | 329.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад
комбинированного вида «Рябинушка»
Подготовила
воспитатель
Горбунова О.М.
город Покачи
2021 г.
Цель: Сформировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с основными шахматными понятиями (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция.)
- Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, и применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
Развивающие
- Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
- Стимулировать детей к созданию новых творческих идей и решений.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность и потребность в приобретении новых знаний.
Предварительная работа: рассматривания иллюстраций, чтения книг, просмотр мультфильма «Шахматное королевство»
Материал и оборудования: шахматные наборы, иллюстрации на тему: «Шахматные фигуры», конверт с заданием.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня будет наше занятие?
- Как вы догадались, что о шахматах? – ответы детей
Кто знает где и когда появилась игра Шахматы? - ответы детей
- Родиной шахмат считается – Индия. Почти две тысячи лет назад придумал её древний индийский ученый. Сначала эта игра называлась Чатураджа. А потом в честь восточного короля – Шаха и назвали игру шахматами. Слово Шахматы состоит из двух частей.
- Что же обозначает второе слово? Мат в переводе с арабского языка означает Конец. И вскоре эту игру знали не только на востоке, но и в разных странах. А в Россию её привезли из Индии купцы много лет назад и хоть эта игра древняя до сих пор любят в неё играть и взрослые и дети. И вот в Индии узнали, что даже далеко на севере в городе Покачи дети подготовительной группы учатся играть в шахматы, обрадовались этому известию и отправили к нам гостей.
- Хотите посмотреть, кто же к нам приехал из Индии? ( ответы детей)
Достаю из шатра фигуры черную и белую пешки.
У белой пешки какой то конверт, интересно, что там написано? Почитаем?
- Ребята это сказка, а называется она: «Котята – хвастунишки»
- Хотите её послушать? Тогда слушайте.
«В одном городе у девочки Поли жили два котенка: белый и черный.
Котята очень любили бегать по шахматной доске и хвастать, что знают все шахматные премудрости.
– И ничего-то вы не знаете, – усмехнулась однажды Поля. – Так и быть поучу вас. Вот смотрите: это шахматная доска. На шахматной доске много-много белых и чёрных клеток-полей. Вот чёрные шахматные поля. Вот белые шахматные поля.
Тут котята фыркнули и отвернулись:
– Не будем учиться. Мы все-все знаем. Мы на этих полях в салочки играл.
– Тогда скажите: какие шахматные поля больше – белые или черные? – спросила Поля.
– Белые, – сказал белый котенок.
– Черные, – сказал черный котенок».
- А вы как думаете ребята?
(спрашивает у детей).
– Эх, вы – вздохнула Поля. – Белые и черные поля равны... Можете проверить.
(накладывает белое картонное поле на черное и наоборот.)
А что больше: шахматная доска или шахматное поле?
– Они равны, – ответил черный котенок.
– Поле больше, чем доска. Поле – оно большое-пребольшое, – сказал белый котенок.
- Так ли это?
– И ничего-то вы не слушаете, – покачала головой девочка. – Шахматная доска больше любого шахматного поля... А какая форма у шахматных полей и шахматной доски?
– У полей круглая, – сказал белый котенок.
– И у доски круглая, – добавил черный котенок.
- А вы что скажите ребята? (спрашивает у детей)
– Головы у вас круглые, – засмеялась Поля. – А шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Котятам стало очень стыдно. Они перестали хвастаться и вскоре научились играть не только в салочки, но и в шахматы.
А вы никогда не хвастаетесь?
Вот и вся сказка».
Снова показываете шахматную доску, белые и черные поля.
- Ребята отгадайте загадку – шутку:
1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.)
2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.)
3. В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.)
Физминутка на внимание «Поле-доска»
- Садитесь, посмотрите на свои доски, покажите черное поле, белое, молодцы
- Кто вспомнит правило доски без которого нельзя начинать игру. (ответы детей) У вас правильно расположены доски? (исправляют ошибки)
- Как называется на доске прямые линии, которые идут слева направо или справа налево (горизонтали)
- Чем обозначают горизонтали?( цифрами) Сейчас встанут те, у кого полоска - горизонталь есть, как называются полоски у тех, кто не встал? – вертикали они идут сверху вниз и снизу вверх, обозначаются буквами латинскими. Какие еще на шахматной доске есть линии? (диагонали)
Я – Волшебная доска
Но без фигур совсем тоска.
О каких фигурах идет речь? - О шахматных
Посмотрите на мою доску действительно, ни одной шахматной фигуры как же мне играть?
(предположения детей)
Думаю, что мне сможет помочь черная пешка, у неё какой то мешочек, но и без вашей помощи не обойтись.
Д/и. «Чудесный мешочек»
Правила игры: Дети на ощупь называют фигуру, достают её и правильно устанавливают на доске в начальной позиции
- Молодцы, ребята.
- А сейчас потренируемся. Игровые задания на магнитной шахматной доске: «Как ходит конь?», «Поставь ладью на свое место» и т.д.
Итог занятия: Вам понравилась игра в шахматы. А какие правила игры вы запомнили?
Молодцы. Думаю, вы заслужили подарки (дарит детям медальки «Юный шахматист»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песня-танец "Пешки - ложки"
Песня-танец "Пешки - Ложки" + минусовая фонограмма...
Песня танец "Пешки-ложки"
Песня-танец "Пешки-ложки" - при разучивание педагог показывает, а дети повторяют. Песню пешки-ложки можно петь самим. можно скачать....
А лето пришло пешком.
Что ты мне подаришь, лето?-Много солнечного света!В небе радугу-дугу!И ромашки на лугу! Площадки в наше...
№3. «Мы пешки в бою не любим спешки».
«Мы пешки в бою не любим спешки».Цель: Зн...
Шахматы №5. "Смелая, храбрая Пешка".
Смелая, храбрая Пешка. Цель: Продолжить изучать пешку и ее ходы, их взаимодействия друг с другом на доске. Материал: шапочки с шахматными пешками по количеству участников, шахматное поле. Методика про...
"Бой с пешками". Дидактическая игра.
Учимся играть в шахматы с помощью пешек....
программа "Пешка"
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста...