Развитие математических представлений дошкольников
статья по математике (старшая группа)
В условиях вариативности образования по-прежнему происходит внедрение в практику работы дошкольных и школьных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам обучения и воспитания детей. В связи с этим, все более актуальной становится проблема разработки таких подходов к построению системы непрерывного математического образования дошкольников и младших школьников, при которых будут соблюдены современные требования к организации личностно-ориентированного образовательного процесса, подразумевающее полноценное развитие личности обучаемого в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 35.28 КБ |
Предварительный просмотр:
В условиях вариативности образования по-прежнему происходит внедрение в практику работы дошкольных и школьных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам обучения и воспитания детей. В связи с этим, все более актуальной становится проблема разработки таких подходов к построению системы непрерывного математического образования дошкольников и младших школьников, при которых будут соблюдены современные требования к организации личностно-ориентированного образовательного процесса, подразумевающее полноценное развитие личности обучаемого в соответствии с его индивидуальными особенностями. [ 4,5] Подобное развитие охватывает различные "стороны" ребенка, которые выражаются в его потребностях и переживаниях, возникающих на разных стадиях взросления. Например: потребность в познании, организации собственной деятельности, переживание различных чувств и эмоций и т.п. А.В. Запорожец отмечал, что, если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно. [ 2] Теоретические основы формирования интеллектуальных умений широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, В.Ф. Паламарчук, С.Л. Рубинштейн, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др). Особое внимание уделяется психологическим закономерностям интеллектуального развития личности, способам его стимулирования и т.д. Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков. [1] Формирование математических представлений - мощное средство интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Проблема интеллектуального развития у дошкольников отражена в исследованиях различных авторов, которые осуществлялись в области математического развития дошкольников (Л.Н. Вахрушева, Е. В. Соловьева), Н.Г. Белоус, Р.Л. Березина, З.А. Грачева, Е.А. Носова). [1] Как указывает ряд исследователей (Н.Г. Белоус, Л.И. Божович, Н.И. Непомнящая, Л.С. Славина, А.А. Смоленцева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Г.И. Щукина и др.), система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие познавательных интересов и интеллектуальных умений детей в процессе изучения математики, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на весь ход развития личности. [1] Также, опыт показывает, что в дошкольных образовательных учреждениях не всегда уделяется должное внимание формированию логических структур мышления, развитию креативных способностей, связи математического образования с духовной жизнью детей и практическим опытом, что не соответствует социальному заказу современной школы. Явно недооцениваются на практике такие вопросы интеллектуального развития, как формирование у дошкольников пытливости, любознательности, самостоятельности, то есть тех качеств, которые необходимы ребенку для радостного восприятия окружающего мира и предстоящей учебной деятельности. Потенциальные возможности детей зачастую остаются нереализованными. Эти и другие недостатки во многом объясняются некритическим отношением воспитателей к современным программам обучения и воспитания, несовершенством их научно-методической подготовки, особенно по вопросам педагогической психологии, низким уровнем культуры общения в логике личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. [5] Одной из проблем формирования элементарных математических представлений у дошкольников является обеспечение преемственности в работе детского сада и школы, а в связи с этим: появление эффективных методов и приемов обучения. Изучение математики в начальной школе предусматривает уверенную ориентацию детей в количественных и пространственных отношениях окружающей действительности. Современное обучение в детском саду не всегда в полной мере решает эти задачи. Нередко математические знания дети усваивают формально, без должного их понимания. Одной из причин такого уровня знаний является недостаточная разработка отдельных методических вопросов. Так, современное обучение математике в детском саду во многом ориентируется на вербальные (словесные) методы, которые дают возможность формировать у детей конкретные знания, умения и навыки, и недостаточно ориентируется на методы, которые содействуют развитию у них познавательных интересов и способностей, логического мышления. До сих пор в методике обучения математике в детском саду нет четких показателей математического развития дошкольников. Государственные стандарты требуют конкретной экспериментальной проверки. Часто уровень математического развития ребенка определяют, исходя только из объема (суммы) отдельных знаний, тогда как развитие обеспечивается системой и качеством этих знаний. В связи с этим очень остро стоит проблема разработки принципов отбора и систематизации математических знаний на основании государственных стандартов, индивидуализации и дифференциации обучения. Решение этих проблем позволит достичь наиболее высокого уровня математического развития детей. Сегодня, важнейший принцип в дошкольной педагогике - принцип развивающего обучения. Суть его заключается в том, что под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, то есть развивается личность ребенка в целом. Развивающий эффект обучения достигается лишь тогда, когда оно сориентировано на «зону ближайшего развития
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
играовые технологии в развитии математических представлений дошкольников.
Пути реализации программы математического развития детей (познавательные и развивающие игры). Программа "Детство"....
играовые технологии в развитии математических представлений дошкольников.
Пути реализации программы математического развития детей (познавательные и развивающие игры). Программа "Детство"....
Консультация "Роль развивающей игры в развитии математических представлений дошкольников"
laquo;Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть ...
Интеллектуальный клуб для родителей на тему: «Инновационные формы работы с родителями по педагогическому просвещению родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников»
игровые задания для родителей по ФЭМП...
Презентация : Использование логических блоков Дьенеша в процессе развития математических представлений дошкольников
Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму)...
Использование дидактических игр в работе по развитию математических представлений дошкольников с задержкой психического развития
Наиболее трудным предметом для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообраз...
Математическая сказка как средство развития математических представлений дошкольников
Статья описывает использование в сказках математических персонажей....