Интегрированное занятие по математике " Как люди научились считать"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Интегрированное занятие по математике "Как люди научились считать" для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированное занятие по математике | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по формированию математических представлений.
Тема: « Как люди научились считать»
Интеграция областей: познавательное развитие ,художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Предмет: математика.
Группа: подготовительная группа
Цель: познакомить детей с историей возникновения цифр и счета, познакомить с древнеримскими, древнегреческими, арабскими цифрами, с цифрами народов майя, упражнять в прямом и обратном счете, решении простых заданий, продолжать учить детей декорировать свои рисунки.
Задачи:
1. Образовательная: формировать знания о возникновении цифр и счета, упражнять в прямом и обратном счете, учить выполнять задания на сложение, уточнить знания о цифре «0» и ее значении в счете, уточнить знания о днях недели, цветах радуги, органах чувств.
2. Развивающая: развитие логического мышления, речи, чувства ритма, фантазию.
3. Воспитательная: воспитывать интерес к математике, развивать любознательность, умение работать в паре.
Методические приемы: наглядные, игровые, словесные, практические.
Форма организации: групповая.
Техническое обеспечение: компьютер, видеопроектор, магнитофон, фортепиано.
Демонстрационный материал: презентация «Как люди научились считать», 6 разных игрушек, апельсин, музыкальные инструменты.
Раздаточный материал: счетные палочки, картинки с изображением животных и рыб, ноты, листы бумаги, краски, кисточки, баночки с водой, тряпочки, подставки под кисточки.
Ожидаемый результат: дети познакомятся с историей возникновения цифр и счета, закрепят прямой, обратный порядковый счет, проявят интерес и фантазию при выполнении заданий, научатся работать в парах.
Конспект НОД
Этапы НОД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
| Раз, два, три, четыре, пять- Все могу я сосчитать: И салазки на горе, И коляски во дворе, И девчонок, и мальчишек, Их сестренок, и братишек, И прилавки в гастрономе, И окошки в нашем доме. Ребята, о чем это стихотворение? А как вы думаете, для чего нам нужен счет? - Мы можем посчитать и узнать, сколько получилось. -А как узнать, число , не считая. А как обозначить число на доске, в тетради? - А вы знаете, как появились цифры, почему они появились? - А ка узнать об этом, где? - А еще можно узнать о цифрах, отправившись в прошлое. | Ответы детей Цифрами Ответы детей |
Сообщение цели | -Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие в прошлое. - Давайте, мы с вами отправимся в прошлое на машине времени. - Приготовились. Начинается отчет. - 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – пуск - Наше путешествие называется « Как люди научились считать» | Ответы детей Имитация езды на машине, счет в обратном порядке |
Основная часть Новый материал Закрепление счета Новый материал Закрепление Новый материал Закрепление | Учиться считать люди начали давно-давно, а учителем у них была сама жизнь. Древние люди добывали себе пищу главным образом- охотой. На крупного зверя – бизона или мамонта- приходилось охотиться всем вместе: в одиночку ведь с ним не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтоб добыча не ушла, ее надо было окружить, ну хотя бы так: 5 человек справа, 7 сзади, 4 слева. Тут уж без счета никак не обойдешься! - И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек Не знал таких слов, как «5» или «7», он мог показать числа на пальцах рук. « Раз, два, три, четыре, пять- Будем пальчики считать: Первый мы зовем – большой, Указательный второй, Средний палец – длинный самый, А четвертый – безымянный, Ну а пятый – наш любимчик, Самый маленький мизинчик. Сосчитай-ка их опять- Раз, два, три, четыре, пять! - Покажите мне пять пальцев, 2 пальца, , покажите мне столько пальцев, сколько будет 2 прибавить три, а три и четыре, а если от 7 отнять 2. - Молодцы ребята, вы тоже умеете показывать на пальцах количество. Пальцы очень помогали людям считать. Особенно, когда люди начали обмениваться друг с другом. Так ,например, охотник менял одну шкуру на 2 рыбины у рыбака, но все это древние люди показывали на пальцах. Одна пятерня обозначала- 5, две руки – 10, две руки и нога – 15, две руки и две ноги – 20. - Ребята, давайте мы с вами посчитаем и поучимся показывать количество с помощью пальцев рук и ног. Покажите мне 15, 10,20,7,5 - Молодцы! Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Когда люди не знали, что такое цифры, считали они с помощью палочек, камней. - А теперь давайте вместе посчитаем. Возьмите картинки «Рыбак взял у охотника 2 шкуры, за одну шкуру он отдал 2 рыбины, сколько он отдал за 2 шкуры». «Рыбак взял у садовода 4 яблока, за каждое яблоко он отдал полрыбины. Сколько рыбак заплатил за 4 яблока? - Молодцы, все правильно сосчитали. Как люди научились записывать цифры. Проходили многие-многие годы. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, животные стали жить вместе с человеком. Люди научились сажать овощи, фрукты, научились выращивать хлеб. Им уже надо было считать не 20, а до 100, 1000. Надо было записать то, что они считали. - В разных странах и в разные времена это делалось по- разному. Очень разные и даже забавные цифры у разных народов. - Посмотрите, как записывали их в разных странах. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры 3, три палочки. А вот для десятков был уже другой знак – подкова. - У древних греков, например, вместо цифр были буквы, Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: «А- это один, Б – это два, В – это три». - У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Их можно увидеть на циферблате часов, и в книгах, где обозначаются номера глав. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы- палочки. Один-это один палец, 2 – два пальца, пять- это пятерня с отставленным большим пальцем,6 – это пятерня и один палец. - Давайте, мы с вами, попробуем показать на пальцах римские цифры. - Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек. - От арабов к нам пришло слово «цифра» от слова «сифр». - Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 1,2,3,4… Ребята, а теперь мы назовем эти цифры. А теперь напишите , которые я назову. (Цифра, обозначающая один предмет, цифра, которая стоит после трех, цифра, которая находиться между 7и 9, цифру, которая находится между5 и 8, но меньше7). - А это какая цифра? (0). Что она обозначает? ( Ничего, пусто) - Правильно. Оно происходит от латинского слова «нулла»- никакая. Изобретение нуля считается одним из важнейших открытий. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от нее. «Нолик – круглый, Как Земля Все считают от нуля. Арифметика проста: Если ноль- ладонь пуста. Пишем «0». И ясно всем: Здесь чего-то нет совсем! При помощи десяти цифр можно записать любое число, даже самое большое, и сразу ясно, какое количество оно обозначает. - Давайте, запишем цифру 1, а теперь число 10 с помощью двух цифр ( единицы и нуля). А теперь число 100, оно состоит из трех цифр (единицы и двух нулей). А теперь давайте их назовем. Какая цифра вам нравиться? 7, 5, 1? Почему? А что вы знаете о них? Что вы можете рассказать о цифре7? Очень многое в жизни связано с цифрой 7. Дети в 7 лет идут в школу, 7 цветов радуги (назовите их), 7 дней в неделе ( назовите их), 7 нот нотной грамоты. - Кто со сцены нам поет, Знает: 7 в октаве нот. Сам я подтвердить готов: 7 у радуги цветов. Дней в неделе тоже 7, Ну, уж это ясно всем. | Пальчиковая разминка. Счет руками и ногами Решение задач с помощью раздаточного материала. Смотрят презентацию Показ на пальцах Счет в прямом порядке до 9, запись чисел по заданию |
Динамическая пауза | Давайте подойдем к фортепиано и послушаем 7 звуков, которые записываются семью знаками – нотами) А теперь послушаем песенку про семь нот. | Дети берут в руки ноты и танцуют |
Продолжение основной части | А теперь поиграем в игру «Что для чего» Смотрите внимательно, здесь стоят разные предметы, закройте глаза, скажите, что изменилось. - А теперь закройте глаза и послушайте внимательно, сколько раз я хлопну в ладоши. - А теперь закройте глаза и понюхайте, чем пахнет. - А теперь закройте глаза и попробуйте на вкус, что это? «Все должны об этом знать, Чувств у человека – пять: Это обоняние, Вкус и осязание. Не забудь о главных двух: - Это зрение и слух. - А теперь скажите, чем мы смотрим. Сколько глаз у человека? Чем мы нюхаем? - Сколько ноздрей у человека? - Чем мы слышим? - Сколько ушей у человека? - Сколько ртов у человека? (2 уха, 2 глаза, 2 ноздри, 1 рот- всего 7) - А где еще можно встреть число 7? Это волшебное число часто упоминается в сказках «Белоснежка и 7 гномов», «Волк семеро козлят», «Цветик-семицветик». - А какие еще вы знаете сказки , где упоминаются другие цифры: «3 медведя», «3 поросенка», «2 жадных медвежонка». -Раз, два, три, четыре, пять! Хорошо уметь считать! Коль захочешь, сможешь ты Сосчитать свои мечты, Сто друзей себе прибавить, От злодеев мир избавить, Все науки изучить, Все пятерки получить! Цифры все легко и просто Детям выстроить по росту: Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять! Вместе учимся считать, Вместе веселее. А сейчас, ребята, я вам предлагаю придумать свои цифры и их нарисовать. Посмотрите, какие цифры у вас получились | Ответы детей Рисуют |
Анализ НОД | - Ребята, нам пора возвращаться домой. Начинаем отсчет. Ну вот мы с вами снова в детском саду. Зачем мы с вами сегодня отправлялись в путешествие? Как вы думаете, нам пригодится это в жизни? Вам понравилось путешествие? А что вы дома расскажите о своем путешествии? Хотелось бы вам отправиться ещё в путешествие и куда? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированное занятие "кошки среди людей"
Материал для детей старшей группы детского сада - начальной школы. Поможет детям узнать о кошках много нового в увлекательной форме.Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя наша встреча посвящена од...
Презентация "Как люди научились считать"
Данный проект знакомит детей с историей развития числа...
Как люди научились считать или откуда взялись цифры
Краткий занимательный курс в историю......
Конспект беседы с детьми подготовительной группы "Как люди научились считать?"
Беседа с детьми подготовительной к школе группы по формированию элементарных математических представлений...
Презентация "Как люди научились считать и записывать числа"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14363320","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
как люди научились считать
Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь.Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходило...
"Как люди научились считать"
quot; Как люди научились считать"...