«Развитие математической грамотности у детей раннего возраста через русские народные сказки»
презентация к уроку по математике (младшая группа)

Луговских Ольга Николаевна

«Развитие математической грамотности

у детей  раннего возраста через русские народные сказки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_lugovskih.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс на тему « РАЗВИТИЕ Математической грамотности У ДЕТЕЙ раннего ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ русские народные сказки » Воспитатель: Луговских О.Н .

Слайд 2

Цель: Распространение педагогического опыта по использованию сказок для развития математических представлений у дошкольников.

Слайд 3

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются: Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях); 2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение); 3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация); 4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация); 5. Овладение детьми математическими способами познания действительности : счет, измерение простейшие вычисления; 6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений; 7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка; 8. Развитие инициативности и активности детей.

Слайд 4

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Как сделать обучение занимательным? Сказка - универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные события; действие же имеет приключенческий характер. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным .

Слайд 5

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка: • Потребность в автономности. В каждой сказке герой на протяжении всего пути действует самостоятельно, сам делает выбор, сам принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы. • Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем. • Потребность в активности. Герой всегда активен, все время находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д.

Слайд 6

Работу со сказками можно проводить во всех сферах деятельности: а) в подвижных играх б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какого героя не хватает», «Найди место сказочного героя», «Головоломки»); в) в сюжетно-ролевых играх Вариативность игр со сказками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).

Слайд 8

На современном этапе разработано множество разнообразных математических сказок, такими авторами как Шорыгиной Е.А., Ерофеевой Т.И., Большуновой Н.Я и многими другими авторами. В математической сказке можно выделить свою особую структуру: - введение в сказочную страну, в которой живут сказочные математические объекты; - разрушение благополучия, т.е. нарушение отношений, связей между сказочными математическими объектами; - восстановление этих отношений, связей и т.д. В содержание математических сказок обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве , а также числа и др. Осваиваемое содержание может быть включено в сказку в форме особого рода познавательных задач – загадок, выполнение которых становиться мерой социальной значимости героя (и его помощников - детей): волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). Такого рода ситуации типичны в сказках: женихов испытывает принцесса; Баба-яга испытывает Ивана Царевича и т.д. Этот способ эффективен, потому что в качестве задач или загадок легко может быть представлено любое содержание, в том числе и математическое. При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.

Слайд 9

НОД 1.Занятия – сказки. На первом этапе особая роль в организации игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Я знакомлю с персонажами сказок, подбираю игровые задания, играю и занимаюсь вместе с детьми. В каждой игре присутствует сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую – либо проблему. 2. Комбинированные занятия из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий. (Провожу, когда дети давно играют и хорошо знают все игровые упражнения). 3. Занятия – досуг. (особенно в старшем дошкольном возрасте, включаю, как итоговое на закрепление пройденного материала). 4. Прекрасно получаются комплексные занятия. (математика, развития речи и изобразительная деятельность, экологическое образование и конструирование.)

Слайд 10

Фигурная сказка Ознакомление детей с геометрическими фигурами , величиной, длинной.

Слайд 11

Моделирование сказок с помощью геометрических фигур «Три поросенка» «Три медведя» «Волк и семеро козлят»

Слайд 12

Интегрированное занятие «Кто деду помог вытащить репку?»

Слайд 13

Формирование пространственный представлений

Слайд 14

Подвижная игра «Найди свой домик» Развитие внимания, быстроты мышления, ориентировка в пространстве, коммуникабельности, доброжелательного отношения друг к другу .

Слайд 15

Сказка «Три медведя» на новый лад Развитие творческих способностей детей. Счет до трех непринужденной форме.

Слайд 17

Спасибо за внимание! Успехов вам в работе! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...

Квест-игра по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (по мотивам русской народной сказки) «Гуси-Лебеди»

. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В от...

Долгосрочный проект «Путешествие в сказку» Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке

         Дошкольники недостаточно знают русских народных сказок, в домашних условиях из-за занятности, родители мало уделяют чтению книг детям или читают литературу не ...