Кривогина Мария Олеговна.
НОД по математике для средней группы «Наш богатый урожай!»
Программное содержание:
• Обучающие задачи
- различать и называть круг, квадрат и треугольник, показать независимость от цвета и размера;
- закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине,обозначать результаты сравнения словами: длинный, короткий, широкий, узкий; - продолжать учить определять цвета предметов, правильно их называть; - закреплять навыки прямого и порядкового счета в пределах пяти; - закреплять умение соотносить цифры с количеством;
- упражнять в определении пространственных направлений от себя называя их словами: впереди, сзади, слева, справа;
- продолжать учить определять предмет на ощупь.
• Развивающие задачи
- развивать внимание, любознательность, память, логическое мышление;
- развивать мелкую моторику, двигательную активность;
- развивать связную речь, расширить словарный запас;
- продолжать учить объяснять, рассказывать, доказывать, давать развернутые ответы.
• Воспитывающие задачи
- воспитывать умение работать сообща, прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга;
- формировать навыки взаимоконтроля;
- вызвать сочувствие;
- воспитывать интерес к занятиям математикой.
Оборудование и материалы:
Карточки с геометрическими фигурами, две дорожки разного цвета, изображения деда, бабки, внучки, Жучки и кошки, мешочек, овощи (муляжи, корзинки.
Ход НОД
I. Вступительная часть. Организационный момент.
Дети заходят в группу, здороваются и садятся на стулья.
Раздается стук в дверь, воспитатель идет открывать, приносит письмо. Почтальон Печкин принес нам письмо, давайте его прочитаем.
«Здравствуйте ребята!
Нам очень нужна ваша помощь. У нас в огороде созрел богатый урожай овощей, репку мы еле вытащили, а вот остальные овощи без вашей помощи не собрать. Приезжайте поскорее.
Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка.»
-Давайте поможем ей! Вы согласны?
II. Основная часть.
Давайте собираться в дорогу, на каком транспорте нам лучше поехать? (ответы).
Правильно на автобусе, но без билетов в автобус не пускают.
- Что нам надо сделать? (купить билеты)
Дидактическая игра «Билет на автобус»
На столе разложены карточки с изображением геометрических фигур (квадраты, круги, треугольники). Карточек, на которых изображено 3 фигуры по количеству детей, так же на столе есть карточки с изображением 1,2,4 фигур. На стульях карточки с такими же геометрическими фигурами. Воспитатель предлагает купить билет, где нарисовано 3 фигуры. Дети самостоятельно покупают билеты, занимают места согласно купленным билетам, т. е. садятся на тот стул, где нарисованы такие же геометрические фигуры, как у них на карточке. Воспитатель-кондуктор проверяет купленные билеты. Автобус отправляется. Прибыли, но до деревни нужно еще пройти пешком.
Дидактическая игра «Дорожки».
-Ребята здесь две дорожки, какие они?
-Широкая и узкая.
-Какие они по цвету (Ответы детей) Каковы они по длине (Ответы детей)
- По какой дорожке мы пойдем?
- Нас много, поэтому мы пойдём по широкой дорожке.
- А где лежит широкая дорожка?
- Широкая дорожка лежит слева.
-А узкая дорожка?
- Узкая лежит справа.
Вот мы и пришли! Смотрите, кто нас встречает. Один за другим выставляются герои сказки «Репка». Воспитатель задает вопросы на закрепление порядкового счета. И обращается к детям от имени бабки.
-Здравствуйте дети! У нас очень большой огород и на нем выросло много овощей. Мы уже старенькие, нам без вашей помощи не справится. Поможете нам ребята?
А вы знаете, как овощи можно на зиму заготовить, например капусту?
Пальчиковая гимнастика «Солим капусту».
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я Капуста?
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
Ну какие вы молодцы! И Бабушка приглашает пойти с ней в огород.
Упражнение «Где выросли?»
Вот мы шли, шли, шли и огурец нашли (Где? - впереди)
Вот мы шли, шли, шли и помидор нашли (Где? – слева)
Вот мы шли, шли, шли и капусту нашли (Где? – справа)
Вот мы шли, шли, шли и морковь нашли (Где? – сзади)
Вы только посмотрите, сколько овощей на грядках, возьмите корзинки и пусть каждый соберет столько овощей, какая цифра написана на корзинках! Вопросы детям на уточнение - сколько овощей нужно собрать (ответы детей выборочно)
-Все собрали? А теперь сделайте круг пошире и давайте сосчитаем. А дедушка нам мешочек подержит.
Воспитатель обращается к ребятам от имени дедушки. - Вы такие молодцы быстро управились. А мне вот интересно, умеете ли вы определять, что за овощ в мешке только при помощи рук (на ощупь? Только чур не подглядывать!
Игра «Чудесный мешочек»
Дети по очереди выходят, достают на ощупь овощи. Узнают их и называют, кладут их в корзинку, стоящую на столе.
- Сколько овощей в корзинке?
- Много
- Все овощи помещаются?
- Нет
- А почему все овощи не помещаются в корзинке?Какая она по размеру: большая или маленькая?
- Маленькая
-А в какую нужно положить все овощи, чтобы они поместились?
- В большую.
Один из детей выходит и перекладывает все овощи в большую корзину.
- Сколько овощей в большой корзинке?
- Много
- Ни одного.
- Правильно.
Молодцы. Вам понравилось, как вы выполняли задания? Мы побывали в гостях, собирали урожай, определяли овощи на ощупь. Раскладывали по нужным тарелкам.Овощи разные: разной формы и разного цвета. Осенью люди собирают урожай овощей в огородах. Бабушка приготовила вам угощение (морковку).
Дети принимают угощение, благодарят.
Осталось только увезти урожай в город.
Исполняется песня с движениями «Хороводная-огородная».