картотека дидактических игр по ФЭМП
картотека по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Картотека
Дидактических игр
по ФЭМП
(средняя группа)
Каточка № 1
Составление геометрических фигур
1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек;
2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек;
3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек;
4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек;
5. Составить 3 равных квадрата из10 палочек;
6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника;
7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника;
8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7
палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники.
Каточка № 2
Составление геометрических фигур
Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола,
анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)
Задания:
1. Составить квадрат и треугольник маленького размера;
2. Составить маленький и большой квадраты;
3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут
равны 3 палочкам, а левая и правая – 2;
4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники.
Прямоугольники и четырёхугольники.
Каточка № 3
Найди и назови
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру
определённого размера и цвета.
Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12
геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать
различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий
квадрат и т.д.
Каточка № 4
Сложи квадрат
Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части;
формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на
несколько простых.
Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).
Задания к игре:
1. Разложить кусочки квадратов по цвету
2.По номерам
3.Сложить из кусочков целый квадрат
4.Придумать новые квадратики.
Каточка № 5
Какой?
Цель: Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине,
ширине, сравнивать 2 предмета по толщине, используя прилагательные
Материал: ленты разной длины и ширины .
Ход игры: На столе разложены лены, кубики. Воспитатель просит детей
найти ленты одинаковой длины, длиннее-короче, шире-уже. Дети
проговаривают используя прилагательные.
Каточка № 6
Угадай игрушку
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки
и действия.
Материал: 3-4 игрушки (по усмотрению воспитателя)
Ход игры: Воспитатель рассказывает о каждой игрушке, называя внешние
признаки. Ребенок угадывает игрушку.
Каточка № 7
Угадай, где?
Цель: развивать умение определять пространственные направления от себя.
Материал: игрушки или предметы по усмотрению воспитателя
Ход игры: Воспитатель прячет игрушку, а ребенок должен его найти, следуя
указаниям воспитателя, например: «Тебе нужно найти игрушку. Сначала
сделай два шага вперед, поверни направо сделай три шага вперед… и т. д. »
Каточка № 8
Лото «Геометрические фигуры»
Цель: Развитие представлений о геометрических фигурах
Материал: Карточки с изображением геометрических фигур: круг, квадрат,
треугольник, шар, куб и прямоугольник. Карточки с изображением предметов
круглой, квадратной, треугольной и т. д. форм.
Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с изображением
геометрических фигур и просит найти предмет такой же формы.
Каточка № 9
«Подбери игрушку»
Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его
учить находить равное количество игрушек.
Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.
Каточка № 10
«Подбери фигуру»
Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник,
треугольник, квадрат, круг, овал.
Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы
прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.
Содержание. Сначала В. предлагает обвести пальчиком фигуры,
нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой
нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и,
указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а
у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой,
маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».
Каточка № 11
«Почему овал не катится?»
Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и
фигуру овальной формы
Содержание. На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. В. обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры. , похожие на круг. Это фигура овальной формы. В. учит отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет.(почему?) Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута). Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал.
Каточка № 12
«Назови и сосчитай»
Цель: учить детей считать звуки, называя итоговое число.
Содержание. Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3
детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, веши, а
сегодня они научатся считать звуки. В. предлагает детям сосчитать, помогая
рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам
производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят
негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала
извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут
ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается
воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает
детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5
раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед,
присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.
Каточка № 13
«Назови свой автобус»
Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника,
треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом
и размером,
Содержание. В. ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к
которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки
автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями
Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как
на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет
модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и
становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.
Каточка № 14
«Хватит ли?»
Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного
размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.
Содержание. В. предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет:
«Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как
проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают
зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство
ж неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет
или убирают лишний.
Каточка № 15
«Собери фигуру»
Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.
Содержание. В. предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и
спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета?
Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные
фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки.
Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает
внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4
«Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами
одну под другой.
Каточка № 16
«На птицефабрике»
Цель: упражнять детей в счете в пределах, показать независимость числа
предметов от площади, которую они занимают.
Содержание. В.: «Сегодня мы пойдем на экскурсию - на птицефабрику. Здесь
живут куры и цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их 6, на нижней – 5
цыплят. Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше чем
курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно сделать, чтобы курочек и
цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке). Игра
повторяется. В. незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу для
цыпленка, и т. д.
Каточка № 17
«Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа,
вверху, внизу.
Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны
рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в
левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем
углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об
узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине
большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-
волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и
т. д.
Каточка № 18
«Вчера, сегодня, завтра»
Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий
«вчера», «сегодня», «завтра».
Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это
«вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели,
отражающей конкретное временное понятие.
Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого
стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.
Каточка № 19
«Когда это бывает?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.
Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей
в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают
себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети
поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем
день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.
Каточка № 20
«А что потом?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в
разное время суток; развивать речь, память.
Ход игры: Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:
Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении
всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем
рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра.
Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.
Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у
меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А
что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает:
«Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку.
Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.
Примечание. Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так
как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет
всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.
Каточка № 21
«Когда ты это делаешь?»
Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток,
развивать внимание, память, речь.
Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое —
нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь,
причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если
ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и
вечером». В роли ведущего может быть один из детей.
Каточка № 22
«Посчитай птичек»
Цель: показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет
в пределах 7.
Содержание. Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок(снегирей и синичек(на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по 5. В. добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 6 синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше:6 или 6?Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 6. (Подчеркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет поровну по 5). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц. Аналогичным образом знакомит с числом 7.
Каточка № 23
«Встань на место»
Цель: упр. детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева,
справа, перед, за.
Содержание. В. по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать:
«Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя.
Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их
назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться
налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.
Каточка № 24
«Где фигура»
Цель: учить правильно, называть фигуры и их пространственное
расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать
расположение фигур.
Содержание. В. объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.
Каточка № 25
«Палочки в ряд»
Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине.
Содержание. В. знакомит детей с новым материалом и объясняет задание:
«Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине».
Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и
перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно
каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в
ряд» - поясняет В.
Каточка № 26
«Части суток»
Цель: упражнять детей в различении частей суток.
Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь.
Содержание. В. чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее.
1.Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят…
2.Случится в солнечный денек
Ты в лес уйдешь поглуше
Присядь попробуй на пенек
Не торопись… Послушай…
3.Вот уж вечер.
Роса. Блестит на крапиве.
Я стою на дороге,
Прислонившись к иве…
4.Плакали ночью желтые клены:
Вспомнили клены,
Как были зелены…
Каточка № 27
«Кто быстрее найдет»
Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими
образцами и в обобщении предметов по форме.
Содержание. Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят
назвать фигуры стоящие на подставке. В. говорит: «Сейчас мы поиграем в
игру «Кто быстрее найдет». Я буду называть по одному человеку, и говорить
какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет,
поместит его рядом с фигурой такой же формы». Вызывает сразу 4 ребенка.
Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. В. Задает
вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т. д.
В заключение В. задает вопросы: Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.). Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они
похожи? Сколько их?
Каточка № 28
«Прогулка в сад»
Цель: познакомить детей с образованием числа 8 и считать до 8.
Материал. Наборное полотно, цветные изображения 8 больших, 8 маленьких
яблок картинки, на которых нарисовано 6 и 5, 4 и 4 предмета.
Содержание. На наборном полотне в один ряд на некотором расстоянии друг от друга размещаются цветные изображения 6 больших яблок, 7 маленьких яблок. В. задает вопросы: «Что можно сказать о величине яблок? Каких яблок больше (меньше)? Как проверить?» Один ребенок считает большие. Другой маленькие яблоки. Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, каких яблок больше, каких меньше? 3атем вызывает ребенка и предлагает ему найти поместить маленькие яблоки под большими, точно одно под другим, и объяснить, какое число больше, какое меньше. В. уточняет ответы детей: «Правильно, теперь хорошо видно, что 7 больше чем 6. Где 7 яблок, 1 лишнее. Маленьких яблок больше (показывает 1 лишнее яблоко), а там, где 6, 1 яблока не хватает. Значит 6 меньше 7, а 7 больше 6.
Демонстрируют оба способа установления равенства, количество яблок доводят до 7. В. подчеркивает, что яблоки разного размера, но стало их поровну. - По 7. Далее педагог показывает детям способ образования числа 8, используя те же приемы, что и при образовании числа 6 и 7.
Каточка № 29
«Сделай столько же движений»
Цель: упражнять в воспроизведении определенного количества движений.
Содержание. В. строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет
задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов
нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала
выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой
шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2
задания. Предлагают выполнить несложные упражнения.
Каточка № 30
«Матрешки»
Цель: упражнять в порядковом счете» развивать внимание, память.
Материал. Цветные косынки (красны, желтая, зеленая: синяя и т. д. ,
от 6 до 10 штук.
Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в
ряд-это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая,
третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая
матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами.
Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка
была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки
могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.
Каточка № 31
«Сложи дощечки»
Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине,
упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.
Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать
картонки.
Содержание. Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает
набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп
сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов
расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить
дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По
очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При
выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети
сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.
Каточка № 32
«Какое число рядом»
Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к
названному .
Материал. Мяч.
Содержание. Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч
кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее
или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.
Каточка № 33
«День и ночь»
Цель: закреплять знания детей о частях суток.
Содержание. Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а В. подает сигнал.
Вариант №2. Перед подачей сигнала В. предлагает детям повторить за ним разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал.
Вариант № 3.Ведущий - один из детей. Он подбрасывает картонный круг, одна сторона которого окрашена в черный цвет, другая - в белый. И, в зависимости от того, какой стороной он упадет, командует: «День!», «Ночь!».
Каточка № 34
«Угадай»
Цель: закрепить навыки счета в пределах (…).
Содержание. В центре круге сидит зайка. В. говорит, что зайка хочет
поиграть. Он задумал число. Если к этому числу добавить 1, то получится
число ( ). Какое число, задумал зайка?
Далее зайка дает такие задания: «Положить в квадрат число меньше (…) на 1.
В кругу - число больше (…) на 1 . и т. д.
Каточка № 35
«Незаконченные картинки»
Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых
форм.
Материал. На каждого ребенка листок бумаги с незавершенными
изображениями (1-10 предметов). Для их завершения необходимо подобрать
круглые иди овальные элементы. (1-10) бумажных кругов и овалов
соответствующих размеров и пропорций. Клей, кисть, тряпочка.
Содержание. В. предлагает детям узнать, что изображено на картинках. Когда
все вместе это выяснить, предлагает подобрать фигуры, недостающие в
рисунках и наклеить их. Перед наклеиванием проверяет правильность
подбора фигур. Законченные работы выставляются, дети сами находить друг
у друга ошибки.
Каточка № 36
«Про вчерашний день»
Цель: показать детям, как необходимо беречь время.
Жил-был мальчик по имени Сережа. На столе у него стояли часы-будильник, на стене висел толстый и очень важный отрывной календарь. Часы вечно куда-то спешили, стрелки никогда не стояли на месте и всегда приговаривали: «Тик-так, тик-так - береги время, упустишь - не догонишь». Молчаливый календарь свысока посматривал на часы-будильники, ведь он показывал не часы и минуты, а дни. Но однажды - и календарь не выдержал и заговорил:
-Эх, Сережа, Сережа! Уже втрое ноября, воскресенье, уже подходят к концу эти сутки, а ты еще уроки не сделал. …
-Так-так, - сказали часы. - Подходят к концу вечер, а ты все бегаешь и бегаешь. Время летит, его не догонишь, его упустил. Сережа только отмахнулся от надоедливых часов и толстого календаря.
Делать уроки Сережа стал тогда, когда за окном наступила темнота. Ничего не видно. Глаза слипаются. Буквы по страницам бегают, как черные муравьи. Положил Сережа голову на стол, а часы ему говорят:
-Тик-так, тик-так. Сколько часов потерял, прогулял. Посмотри на календарь, скоро воскресенье уйдет, и ты его больше никогда не вернешь. Посмотрел Сережа на календарь, а на листке уже не второе число, а третье, и не воскресенье, а понедельник.
-Целые сутки потерял, - говорит календарь, целый день.
-Не беда. Что потеряно, то найти можно, - отвечает Сережа.
-А вот пойди, поищи вчерашний день, посмотрим, найдешь ты его или нет.
-И попробую, - ответил Сережа.
Только он это сказал, как что-то его подняло, закружило, и оказался он на улице. Осмотрелся Сережа и видит - подъемный краг тащит к верху стену с дверью и окнами, новый дом растет все выше и выше, и строители поднимаются все выше и выше. Работа у них так и спорится. Ни на что не обращают внимание рабочие, спешат дом построить для других людей. Закинул Сережа голову и как закричит:
-Дяденьки, видать ли вам сверху, куда вчерашний день ушел?
-Вчерашний день? - спрашивают строители. - А зачем тебе вчерашний день?
-Уроки сделать не успел. - Ответил Сережа.
-Плохо твое дело, - говорят строители. Мы вчерашний день еще вчера обогнали, а завтрашний сегодня обгоняем.
«Вот чудеса„ - думает Сережа. - Как можно завтрашний день обогнать, если он еще не пришел?» И вдруг видит - мама идет.
-Мама, где бы мне вчерашний день найти? Понимаешь, я его как-то нечаянно потерял. Только ты не беспокойся, мамочка, я его обязательно найду.
-Вряд ли ты его найдешь, - ответила мама.
Вчерашнего дня уже нет, а есть от него только след в делах человека.
И вдруг прямо на земле развернулся ковер с красными цветами.
-Вот наш вчерашний день, - говорит мама.
Этот ковер мы вчера на фабрике соткали.
Далее В. проводит беседу о том, почему Сережа потерял вчерашний день, и как нужно беречь время.
Каточка № 37
«Машины»
Цель: закрепить знания детей и последовательности чисел в пределах 10.
Материал. Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей,
на рулях номера машин -изображение числа кружков 1-10. Три круга того же
цвета - для стоянок машин.
Содержание. Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными
кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули - каждой колонне
одного цвета. По сигналу все бегут по групповой комнате. По сигналу
«Машины! На стоянку!»- все «едут» в свой гараж, т. е. дети с красными
рулями, едут в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины
выстраиваются в колонну по порядку номеров. Начиная с первого, В.
проверяет порядок номеров, игра продолжается.
Каточка № 38
«Чиним одеяло»
Цель: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление
геометрических фигур из данных деталей.
Содержание. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно
построить в виде рассказа. «Жил-был Буратино, у которого на кровати
лежало красивое краснее одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-
Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай,
сколько дыр прогрызла крыса? Теперь возьмите фигуры и помогите Буратино
починить одеяло».
Каточка № 39
«Живые числа»
Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.
Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.
Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по
комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся
в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.).
Дети меняются карточками. И игра продолжается.
Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1,
пересчитываются по порядку.
Каточка № 40
«Сосчитай и назови»
Цель: упражнять в счете на слух.
Содержание. В. предлагает детям считать на слух звуки. Он напоминает, что
делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед
(«Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек»). Извлекают (2-10)
звуков. Всего дают 2-3 гадания. Далее В. объясняет новое задание: «Теперь
считать звуки будем с закрытыми глазами. Когда сосчитаете звуки, откройте
глаза, молча отсчитайте столько же игрушек и поставьте их в ряд». В.
отстукивает от 2 до 10 раз. Дети выполняют задание. Отвечают на вопрос:
«Сколько игрушек вы поставили и почему?»
Каточка № 41
«Новогодние елочки»
Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты (одного из
параметров высоты).
Материал. 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см.
(елки могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные
полоски той же длины.
Содержание. В. собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Мы будем играть так: наша группа поедет в лес, и каждый найдет там елочку, по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам.
Каточка № 42
«Путешествие по комнате»
Цель: учить находить предметы разной формы.
Содержание. Детям показывают картинку, изображающую комнату с
различными предметами. В. начинает рассказ: «Однажды к мальчику
прилетел Карлсон: «Ах, какая красивая комната, - воскликнул он. - Сколько
тут интересных вещей! Я такого никогда не видел». «Давай я тебе все покажу
и расскажу, - ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот это стол» -
начал он. «А какой он формы?» - тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик
стал очень подробно рассказывать все про каждую вещь. А теперь
попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону все-все про эту
комнату и предметы, которые в ней находятся.
Каточка № 43
«Кто быстрее назовет»
Цель: упражнять в счете предметов.
Содержание. В. обращается к детям: «Мы поиграем в игру «Кто быстрее
назовет». Каких игрушек (вещей) у нас по 2 (3-10)? Кто быстрее найдет и
назовет, тот выигрывает и получает фишку».
В конце игры дети подсчитывают свои фишки.
Каточка № 44
«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»
Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.
Содержание. Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном
направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдет, тот
игрушку найдет». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по
одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать,
чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то
придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6
шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному
ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее форму, всем детям –
назвать предмет такой же формы (задание делят по частям), вызывают 5-6
детей.
Каточка № 45
«Кого больше»
Цель: учить детей видеть равное кол. разных предметов и отражать в речи: по
5, по 6 и т. д.
Содержание. «Сегодня утром я ехала в детский сад на автобусе, -
рассказывает В., - в трамвай вошли школьники. Среди них были мальчики и
девочки. Подумайте и ответьте, больше было мальчиков девочек, если
девочек я обозначила большими кругами, а мальчиков – маленьких» -
педагог указывает на фланелеграф, на котором 5 больших и 6 маленьких
кружков, расположенных вперемешку. Выслушав детей, В.спрашивает: «А
как сделать, чтобы еще быстрей увидеть, что девочек и мальчиков было
поровну?» Вызванный ребенок раскладывает круги в 2 ряда, один под одним.
«Сколько было школьников? Давайте все вместе сосчитаем».
Каточка № 46
«Мастерская форм»
Цель: учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур.
Материал. У каждого ребенка спички без головок (палочки), окрашенные в
яркий цвет, несколько кусков ниток или проволочек, три-четыре листа
бумаги.
Содержание. В.: «Дети, сегодня мы поиграем в игру «Мастерская форм».
Каждый постарается выложить как можно больше разных фигур». Дети
самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.
Каточка № 47
«Незнайка в гостях»
Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение
вести счет предметов.
Содержание. В. обращается к детям: «Мы с вами еще раз поучимся делать
так, чтобы разных предметов было поровну». Он указывает на стол и говорит:
«Утром я попросила Незнайку к каждой группе игрушек поставить карточку,
на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите,
правильно ли Незнайка расставил игрушки и карточки? (Незнайка ошибся).
Выслушав ответы детей, В. предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе
соответствующую карточку. Дети по очереди пересчитывает ют игрушки и
кружки на карточках. Последнюю группу игрушек педагог предлагает
сосчитать всем детям вместе.
Каточка № 48
«Сломанная лестница»
Цель: учить замечать нарушения в равномерности нарастания величин.
Материал. 10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1xl5.
Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.
Содержание. На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме
одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и
сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана»,
становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают
ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и
находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно
одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.
Каточка № 49
«Сестрички идут по грибы»
Цель: закрепить умение строить ряд по величине, устанавливать соответствие 2-х рядов,
находить пропущенный элемент ряда.
Демонстрационный материал: фланелеграф, 7 бумажных матрешек (от 6см до 14 см.),
корзиночки (высотой от 2см до 5 см.). Раздаточный: тот же, только меньшего размера.
Содержание. В. говорит детям: «Сегодня мы будем играть в игру, как сестрички идут в лес по грибы. Матрешки - это сестрички. Они собираются в лес. Первой пойдет самая старшая: она самая высокая, за ней пойдет самая старшая из оставшихся и так все по росту», вызывает ребенка, который на фланелеграфе строит матрешек по росту (как в горизонтальный ряд). «Им надо дать корзиночки, в которые они будут собирать грибы», - говорит педагог.
Вызывает второго ребенка, дает ему 6 корзиночек, спрятал одну из них (только не первую и не последнюю), и предлагает расставить их в ряд под матрешками, чтобы матрешки их разобрали. Ребенок строит второй сериационный ряд и замечает, что одной матрешке не хватило корзиночки. Дети находят, в каком месте ряда самый большой разрыв в величине корзиночки. Вызванный ребенок расставляет корзиночки под матрешками, чтобы матрешки их разобрали. Одна остается без корзиночки и просит маму дать ей корзиночку. В. даст недостающую корзиночку, и ребенок ставит ее на место.
Каточка № 50
«Незаконченные картинки»
Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлой
формы разной величины.
Содержание. У каждого ребенка лист бумаги, на котором 8 незавершенных
рисунков. Чтобы закончить рисунок, необходимы предметы разных
пропорций, соответствующие бумажные фигуры (клей, кисточка, тряпочка).
Каточка № 51
«Разделим пополам»
Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета
пополам.
Демонстрационный материал: полоска и круг из бумаги.
Раздаточный материал: у каждого ребенка - по 2 прямоугольника из бумаги
и по 1 карточке.
Содержание. В.: «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот - другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной? Педагог уточняет: «Половина-это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части? Что больше: целая полоска иди половина? и т. д. ». Аналогично: с кругом.
Далее дети учатся самостоятельно делить прямоугольник пополам.
Каточка № 52
«Встань на место»
Цель: упражнять детей - в счете в пределах 10.
Содержание. Педагог говорит: «Сейчас мы поучимся подбирать карточки, на
которых нарисовано поровну разных предметов» и предлагает сосчитать,
сколько предметов нарисовано у них на карточке. Далее объясняет задание:
«Я буду называть числа, дети выходят, встанут в ряд и покажут всем свои
карточки, назовут, сколько предметов у них нарисовано. Вопросы:
«Поскольку предметов у них нарисовано?» и т. д.
Каточка № 53
«Назови скорей»
Цель: усвоение последовательности недели.
Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий.
Он бросает кому-либо мяч и говорит: «Какой день недели перед четвергом?»
Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Среда». Теперь он становится ведущим,
бросает мяч и спрашивает: «Какой день был вчера?» и т. д.
Каточка № 54
«Найди игрушку»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
Содержание. «Ночью, когда в группе никого не было, - говорит В, - к нам
прилетел Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить,
поэтому он спрятал игрушки, а в письме он написал, как их можно найти».
Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом, пойти прямо
и т. д. »
Каточка № 55
«Путешествие в булочную»
Цель: учить детей делить предметы на 2, 4 равные части складыванием и
разрезанием, устанавливать отношения между целым и частью.
Содержание. «Сегодня вечером я пойду в булочную за хлебом, - говорит В.
- мне нужна половина буханки хлеба. Как продавец разделит буханку?
Возьмите прямоугольник, это как будто буханка хлеба. Разделите его так, как
разрезал бы буханку продавец. Что вы сделали? Что у вас получилось?
Покажите 1 из 2-х равных частей. А теперь обе половины. Соедините их
вместе, как будто остался целый прямоугольник (Сравнивают целую часть с
половинами. Находят 1, 2 части). Догадайтесь, как разделил бы продавец,
если бы мне было достаточно четвертушки хлеба. Правильно, он бы разделил
буханку на 4 части и дал бы мне одну их из них. Второй прямоугольник дети
делят на 4 части.
Каточка № 56
«Кто правильно подберет картинку»
Цель: учить подбирать указанное число картинок, объединив родовым
понятием «мебель», «одежда», «обувь», «фрукты».
Содержание. В. размещает на столе картинки предметов мебели и одежды
слева, овощей и фруктов справа и предлагает детям поиграть в игру «Кто
правильно подберет указанное число картинок?» В. объясняет задание: «У
меня на столе картинки предметов мебели и одежды, овощей и Фруктов. Я
буду вызывать сразу несколько детей. Выиграет тот, кто правильно подберет
столько картинок разных предметов, сколько я скажу». Выполнив задание,
дети рассказывают, как составили группу, посколько в ней предметов и
сколько их всего.
Каточка № 57
«Составь фигуру»
Цель: упражнять в группировке геометрических фигур по цвету, размеру.
Содержание. По просьбе В. дети достают фигуры из конверта, раскладывают
их перед собой и отвечают на вопросы: «Какие у вас фигуры? Какого они
цвета? Одинакового ли размера? Как можно сгруппировать фигуры,
подобрать подходящие? (по цвету, форме, размеру). Составьте группу из
красных, синих, желтых фигур. После того, как дети выполнять задание, В.
спрашивает: «Какие получились группы? Какого они цвета? Какой формы
оказались фигуры в первой группе? Из каких фигур составлена вторая группа?
Сколько их всего? Сколько фигур разной формы в третьей группе? Назовите
их! Сколько всего фигур желтого цвета?»
Далее В. предлагает перемешать все фигуры и разложить их по форме
(величине)
Каточка № 58
«Найди на ощупь»
Цель: учить детей сопоставлять результаты зрительного осязательного
обследования формы предмета.
Содержание. Занятие проводится одновременно с 2-4 детьми. Ребенок кладет
на стол руку с мешочком, затянутым на запястье. В. по одному предмету
кладет на стол, - ребенок, глядя на образец, находит в мешочке такой же
предмет на ощупь. Если он ошибается ему, предлагают внимательно
рассмотреть предмет я дать словесное описание. После этого ребенок снова
разыскивает на ощупь, но уже другой предмет. Повторность игры зависит от
степени усвоения детьми способа обследования.
Каточка № 59
«В какой сетке больше мячей»
Цель: упражнять детей в сравнении чисел и в определении, какое из 2-х
смежных чисел больше или меньше другого.
Содержание. В. показывает детям две сетки с мячами и предлагает угадать, в
какой из них больше мячей. (В одной сетке 6 больших, в другой-7 маленьких
мячей), если в одной 6 больших мячей, а в другой - 7 маленьких. Почему вы
так думаете? как можно доказать? Выслушав ответы детей, педагог говорит:
«Мячи положить парами трудно, они катятся. Давите, заменим их
маленькими кружками. Маленькие мячи - маленькие кружки. Большие
большими. Сколько надо взять больших кружков? Наташа, помести 6
больших кружков на наборном полотне, на верхней полоске. Сколько надо
взять маленьких кружков? Саша, помести 7 маленьких кружков на нижней
полоске. Коля, объясни, почему 7 больше 6, a 6 меньше 7? «Как сделать,
чтобы мячей стало поровну?»:
Выясняют два способа установления равенства.
Каточка № 60
«Кто быстрее подберет коробки»
Цель: упражнять детей в сопоставлении предметов по длине, ширине, высоте.
Содержание. Выяснив, чем отличаются друг от друга коробки, стоящие на
столе, В.объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные,
короткие, широкие и узкие, высокие и низкие. Сейчас поучимся подбирать
коробки, подходящие по размеру. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет
коробки нужного размера?» Я буду вызывать по 2-3 человека, давать им по
одной коробке. Дети расскажут, какой длины, ширины, высоты их коробки. А
потом я дам команду: «Подберите коробки, равные вашей длине (ширине, -
высоте). Выиграет тот, кто быстрее подберет коробки. Детям может быть
предложено, построить коробки в ряд (от самой высоко до самой низкой или
от самой длиной до самой короткой).
Каточка № 61
«Не ошибись»
Цель: упражнять детей в количественном и порядковом счете.
Материал. На каждого ребенка полоска плотной бумаги, разделенная на 10
квадратов. 10 маленьких карточек, равных величине квадрата на полоск
е бумаги, с изображенными на них кружочками от 1 до 10.
Содержание. Дети кладут перед собой полоски бумаги и маленькие карточки.
Ведущий называет какое-нибудь число, а дети должны найти карточку, на
которой столько же кружков, и положить ее на соответствующий номер
квадрата. Ведущий может называть числа от 1 до 10 в произвольном порядке.
В результате игры все маленькие карточки должны быть расположены по
порядку от 1 до 10. Вместо называния числа ведущий может ударять в бубен.
Каточка № 62
«Сложи фигуру»
Цель: упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур.
Содержание. В. помещает модели геометрических фигур на фланелеграф,
вызывает ребенка и предлагает ему показать все фигуры и назвать их.
Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но
они разрезаны на 2, 4 части, если правильно приложить их друг к другу, то
получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого
количества частей они составили очередную фигуру.
Каточка № 63
«Кто больше, а кто меньше?»
Цель: закрепить счет и порядковые числительные; развивать представления: «высокий», «низкий», «толстый», «худой», «самый толстый»; «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.
Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.
«Как зовут мальчиков?» В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миши, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого, как зовут, если: Сева — самый высокий, Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша — самый толстый из них, а Гриша — самый худой; Коля — самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком же порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?
«Кто где стоит?» Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто — правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?
Каточка № 64
«Найди парную картинку»
Цель: учить узнавать по описанию узор, составленный из геометрических
фигур.
Содержание. Назначают ведущего. Он берет одну из карточек на столе у
педагога и, не показывая. Описывает ее устно. Тот, у кого такая же карточка
поднимает руку. Выигравшим считается тот ребенок, который узнал карточку
по словесному описанию и составил пару. Каждую карточку описывают 1 раз.
Первую карточку педагог описывает сам.
В ходе игры он назначает нескольких ведущих.
Каточка № 65
«Конструктор»
Цель: формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти.
Материал. Разноцветные фигуры.
Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры, изображенные на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида. Игру можно начать, обратившись к детям с такими стихами:
Взял треугольник и квадрат, Из них построил домик. И этому я очень рад: Теперь живет там гномик.
Квадрат, прямоугольник, круг, Еще прямоугольник и два круга…
И будет очень рад мой друг: Машину ведь построил я для друга.
Я взял три треугольника И палочку-иголочку. Их положил легонько я. И получил вдруг елочку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по ФЭМП
Для каждой игры указаны цель, материалы и ход ее проведения. Файл содержит картотеку дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей дошк...
Картотека дидактических игр по ФЭМП в ДОУ
В данной картотеке представлены дидактические игры по ФЭМП на все возрастные группы детского сада...
Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы
картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для подготовительной группы ДОУ...
Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений с описанием дидактических задач, оборудования, хода игры...
Картотека дидактических игр по ФЭМП
Дидактические игры, направленные на формированиеэлементарных математических представлений у детейстаршей группы...
Картотека дидактических игр по ФЭМП
Методическая разработка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной группе
Дидактическиеигры по ФЭМП в подготовительной группе 1. Ориентировка во времени1.1. Дидактическая игра «Успей вовремя»Цель: Продолжать закреплять понятие времени.Развивать чувств...