Занимательная математика для детей 3-4 лет
рабочая программа по математике (младшая группа)
Рабочая программа кружка "Занимательная математика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika_3-4.docx | 73.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №53 «Елочка»
Рабочая программа
по дополнительной образовательной услуге «Занимательная математика»
для детей 3-4 лет
Автор-составитель: Хлопчур Лилия Сергеевна
Тамбов
Целевой раздел
Пояснительная записка
Содержание Программы «Занимательная математика» ориентировано на развитие математических способностей детей 3-4 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
-систематизация и учёт математических знаний, полученных из разных источников (игры, общения, предыдущего обучения и т.д.);
-организация работы с детьми по освоению содержания Программы.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении и самостоятельной деятельности детей.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении и самостоятельной деятельности детей.
Содержание программы представляет одно из направлений образования в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, но и предполагающее развитие познавательных интересов ребенка.
При разработке Программы использованы следующие принципы:
- соответствия развивающему образованию;
- сочетания научной обоснованности и практической применимости;
- активности и самостоятельности;
- обеспечения единства воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- построения образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей;
- поддержки индивидуальности и инициативы детей;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Цели программы:
- раскрытие основных направлений математического развития детей 3-4 лет, в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей детей;
- создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей;
- введение ребенка в мир математики через расширение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, эспериментирование, метод проекта;
- формирование математической культуры.
Задачи:
- развивать потребность активно мыслить;
- создавать условия не только для получения знаний, умений и навыков, но и развития математических способностей;
- развивать логическое мышление;
- формировать инициативность и самостоятельность;
- обеспечивать вариативность и разнообразие содержания Программы и организационных форм ее усвоения;
- учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т.д.);
- формировать и развивать приёмы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование), конструктивные умения (плоское моделирование);
-формировать простейшие графические умения и навыки;
-обеспечивать повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах математического развития ребёнка.
Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формированию математических представлений, так и в процессе организации разных видов деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, общении).
Все это позволяет обеспечить:
- равные возможности усвоения программы каждым ребенком;
- преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках Программы;
- развитие познавательной деятельности;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс по формированию математических представлений в различных видах деятельности (в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, игре, занятиях, познавательно-исследовательской, ознакомлении с художественной литературой);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- формирование математических зависимостей и отношений;
- формирование математических действий;
- овладение математической терминологией;
- комплексный подход к развитию детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
Формирование математических представлений предполагает включение в жизнь ребенка специально спроектированных ситуаций общения, действий (индивидуальных и коллективных), в которых он принимает активное участие.
Наличие Программы создает условия для выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации Программы, а именно:
- учебно-методической поддержки участников образовательного процесса (педагогов, родителей, детей);
- организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы;
- взаимодействия с семьями детей в целях осуществления математического развития каждого ребенка.
Содержательный раздел
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.Программа соответствует принципам, целям и задачам современного математического образования детей 3—4 лет.
Таким образом, работа по данной программе:
- задает содержание математического развития детей 3-4 лет на современном этапе обучения;
- открывает большие возможности для творчества педагога (наличие УМК, который педагог может использовать по своему усмотрению, в зависимости от уровня развития детей, вносить изменения и дополнения в конспекты занятий, творчески их перерабатывать);
- предоставляет детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами), позволяющих усвоить программу.
В соответствии со ФГОС ДО, содержание Программы реализуется в различных ведущих видах деятельности.
Общение
Педагог:
- организует повседневное общение с детьми с целью закрепления и использования количественных, временных, | пространственных отношений и т.д.;
- связывает математику с окружающей жизнью, опытом ребенка (например, предлагает положить на стол столько ложек, сколько на нем тарелок, собрать большие и маленькие листочки и т.д.);
- организует совместную деятельность с детьми: экскурсии, наблюдения, обращая внимание на количественную характеристику предметов окружающего мира (много домов, машин, цветов, птичек; одно солнышко и т.д.);
-
привлекает внимание к последовательной смене частей суток, времен года;
- рассматривает с детьми деревья, определяя их высоту, толщину стволов, величину листьев; сравнивает вместе с детьми дома по высоте, машины по величине и т.д.;
- читает сказки, в которых присутствуют числа: «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и т.д.
|
Игра
Педагог:
- создает условия для самостоятельной игровой деятельности детей в группе, размещая дидактические и настольно-печатные игры с математическим содержанием, играя в которые ребенок закрепляет полученные знания;
- организует самостоятельную деятельность детей с различными конструкторами, мозаиками.
Взаимодействие с семьей
Педагог:
- в первую очередь знакомит родителей с содержанием Программы «Математические ступеньки», особо отметив, что они являются участниками педагогического процесса;
- ориентирует родителей на развитие познавательных интересов, не оставляет без внимания вопросы детей;
- предлагает им познакомить детей с произведениями, в которых присутствуют числа: сказки «Три медведя», «Два жадных медвежонка», загадки;
- привлекает родителей к участию в совместных мероприятиях, проектах, праздниках, конкурсах («Математика вокруг нас», «Числа в стихах, загадках, сказках» и т.д.).
Сотрудничество педагогов с семьей предполагает изменение модели их взаимодействия. Помимо традиционных форм (беседа, консультация, открытые занятия) педагогам и родителям предстоит работа по реализации совместных проектов, сетевому взаимодействию (сайт, электронная почта).
Педагогу необходимо информировать родителей о ходе усвоения ребенком содержания программного материала через индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов. Приглашать родителей на открытые занятия, осуществлять совместные проекты.
Все это будет способствовать повышению компетенции родителей в вопросах математического развития детей, решению задач по формированию предпосылок к учебной деятельности (лекции, семинары, переписка по электронной почте и т.д.).
Родителей желательно познакомить с книгами дополнительного комплекта для включения в образовательный процесс, рассказать, как использовать дополнительные пособия, игры, которые помогут ребенку лучше усваивать содержание Программы.
Организационный раздел
С целью успешной реализации Программы педагогам и родителям предлагается учебно-методический комплект.
Учебно-методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет»
В нем представлены содержание, объем и условия реализации Программы, даны развернутые методические рекомендации по реализации ее целей и задач, подробное планирование занятий, особенности формирования математических представлений у детей данного возраста, планируемые результаты в виде целевых ориентиров.
Это не инструкция, которой нужно неукоснительно следовать, а дидактический материал, который педагоги и родители могут использовать по своему усмотрению.
Рабочая тетрадь «Я начинаю считать»
Содержит систему развивающих заданий, выполнение которых направлено на последовательное усвоение детьми содержания Программы. Тетрадь предназначена для индивидуальной работы ребенка.
Использование рабочей тетради:
- позволяет широко применять наглядный, словесный метод обучения, методы практических заданий, моделирования;
- создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих в себя не только словесно-зрительное формирование математических представлений, но и двигательное (рисование геометрических фигур, определенного количества предметов, написание цифр);
- способствует формированию предпосылок к универсальным учебным действиям (умение понять учебно-игровую задачу, решить ее самостоятельно, провести самоконтроль и самооценку выполненной работы);
- позволяет ребенку самостоятельно найти и исправить ошибку;
- облегчает педагогу работу по подбору дидактических материалов.
Демонстрационный дидактический материал «Математика для детей 3—4 лет»
В качестве демонстрационного материала используются предметные и сюжетные картинки, с помощью которых дети знакомятся с числами и цифрами, геометрическими фигурами, величиной предметов, пространством и временем, а также с математическими понятиями, познают из связи и отношения, осваивают математические действия, овладевают математической терминологией, а впоследствии используют полученные знания в практической деятельности.
Программа составлена для детей 3-4 лет. Срок реализации программы – 36 недель. Количество занятий в неделю – 2. Продолжительность занятия – 15 минут.Предполагаемая наполняемость групп 10 человек.
Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.
Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.
Планируемые результаты освоения Программы
К концу учебного года ребенок:
- сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);
- устанавливает равенство и неравенство групп предметов;
- понимает значение вопроса «сколько?» и правильно отвечает на него;
- называет по порядку числительные в пределах пяти;
- относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;
- называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
- понимает, что фигуры могут быть разного размера; видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;
- сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине; использует в речи результаты сравнения; правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь правильно называет времена года: весна, лето, осень зима;
- обозначает словами положение предмета относительно себя;
- решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы.
Интегрируемые образовательные области
Каждое занятие, предложенное в Программе, построено с учетом принципа интеграции образовательных областей ФГОС ДС в соответствии с возрастными возможностями и особенностями ребенка.
«Социально-коммуникативное развитие» направлено на развитие общения и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование позитивных установок к учебной деятельности.
«Познавательное развитие» предполагает формирование понятий и представлений о числе, форме, величине, ориентировке во времени и пространстве.
«Речевое развитие» включает:
- овладение ребенком математическим словарем (число, геометрические фигуры, больше, меньше и т.д.);
- формирование грамматического строя речи (один ежик, одно солнце, одна шишка; один медвежонок, много медвежат и т.д.);
- диалогической речи (ответы на вопросы).
«Художественно-эстетическое развитие» предполагаетчтение стихотворений о частях суток, временах года, отгадывание загадок, в которых присутствуют числа.
На занятиях дети выполняют несложные задания на соединение (соедини картинки так, чтобы они относились к одному времени года), штриховку (раскрась только те предметы, которых по два; только круги и т.д.).
«Физическое развитие» представлено физкультминутками, которые проводятся на каждом занятии. На них дети выполняют несложные движения по тексту стихотворений, что способствует развитию мелкой моторики, основных движений.
Построение занятий обеспечивает единство воспитательных, развивающих и образовательных задач.
Учебный план
№ п/п | Месяц | Тема | Кол-во часов |
1 | сентябрь | Мониторинг | 1 |
2,3 | сентябрь | Ориентировка во времени. Утро. Величина. | 2 |
4 | сентябрь | Закрепление. Утро. Один – много. Большой – маленький. | 1 |
5,6 | сентябрь | День. Круг. Число 1. | 2 |
7,8 | октябрь | Вечер. Высокий-низкий. Большой-маленький, один –много. | 2 |
9,10 | октябрь | Ночь. Число 1. Круг. | 2 |
11 | октябрь | Экспериментирование«Веселый шарик» | 1 |
12,13 | октябрь | Оттенки цветов | 2 |
14,15 | октябрь-ноябрь | Цвет и форма | 2 |
16 | ноябрь | Экспериментирование«Цвета и оттенки» | 1 |
17,18 | ноябрь | Число 2. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий. | 2 |
19 | ноябрь | Закрепление. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий. | 1 |
20,21 | ноябрь | Число 2. Треугольник | 2 |
22 | ноябрь | Открытое занятие «Космическое путешествие» | 1 |
23 | декабрь | Число 2. Квадрат. | 1 |
24 | декабрь | Закрепление. Число 2. Треугольник, круг, квадрат | 1 |
25,26 | декабрь | Число 3.Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. | 2 |
27 | декабрь | ЗакреплениеБольшой, поменьше, маленький, треугольник | 1 |
28,29 | декабрь | Число 3. Слева, справа, наверху. | 2 |
30 | декабрь | Числа 1,2, 3 | 1 |
31 | декабрь | Экспериметирование«Геометрические фигуры» | 1 |
32,33 | январь | Сравнение чисел 2 и 3. Большой, поменьше, маленький | 2 |
34,35 | январь | Число 4. Квадрат | 2 |
36,37 | январь | Число 4. Квадрат и треугольник | 2 |
38 | февраль | Число 4. Логическая задача | 1 |
39 | февраль | Квадрат. Логическая задача | 1 |
40 | февраль | ЗакреплениеЧисло 4. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. | 1 |
41,42 | февраль | Времена года. Логическая задача | 2 |
43 | февраль | Сравнение чисел 3 и 4. | 1 |
44 | февраль | Прямоугольник. | 1 |
45 | февраль | Открытое занятие «Путешествие в зимний лес» | 1 |
46 | февраль | Закрепление. Сравнение чисел 3 и 4. Геометрические фигуры | 1 |
47-49 | март | Число 5. Весна. Большой, поменьше, самый маленький | 3 |
50 | март | Закрепление. Число 5. | 1 |
51 | март | Закрепление. Прямой и обратный счёт. | 1 |
52,53 | март | Число 5. Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача | 2 |
54 | март | Закрепление. Прямой и обратный счёт в пределах 5.Части суток | 1 |
55 | март | Экспериментирование«Песочные часы» | 1 |
56 | апрель | Сравнение чисел 4 и 5 | 1 |
57 | апрель | Овал | 1 |
58 | апрель | Закрепление. Сравнение чисел 4 и 5. Геометрические фигуры. Логическая задача. | 1 |
59-61 | апрель | Времена года. Овал. Слева, справа | 3 |
62,63 | апрель | Закрепление. Сравнение чисел. Порядковый номер. Вверху, внизу. Логическая задача | 2 |
64-66 | май | Повторение | 3 |
67 | май | Экспериметирование«Танграм» | 1 |
68 | май | Открытое занятие на тему «Путешествие в королевство Математики» | 1 |
69,70 | май | Мониторинг | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Цель и задачи | Виды и формы СДПД (совместной деятельности педагога с детьми) | Методическая литература | Интеграция образователь-ных областей | Дата проведе-ния |
Сентябрь | ||||||
1. | Мониторинг | |||||
2. | Ориентировка во времени. Утро. Величина. | Познакомить с частью суток-утро; учить правильно употреблять этот термин в речи; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; учить сравнивать знакомые предметы по величине (большой-маленький). | Д/и «Когда это бывает?» Чтение сти-я А. Кондратьева «Доброе утро» | Е.В. Колесникова с.13 | Познание Коммуникация Чтение худ. литературы | |
3. | Ориентировка во времени. Утро. Величина. | Учить выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой и маленький); Учить сравнивать совокупность предметов, различать, где один предмет, а где много. | Д/и «Большой-маленький» Чтение стих-я Г.Виеру «Цыплята» | Е.В. Колесникова с.14 | Познание Коммуникация Чтение худ. литературы | |
4. | Закрепление. Утро. Один – много. Большой – маленький. | Продолжать знакомить с частью суток – утро. Сравнивать совокупность предметов, различать, где один предмет, а где много. Сравнивать знакомые предметы по величине (большой – маленький), употреблять эти слова в речи. | Д/и «Один-много», «Отгадай и нарисуй» Физминутка «Пальчики» | Е.В. Колесникова с.15 | Познание Коммуникация Здоровье | |
5. | День. Круг. Число 1 | Познакомить с частью суток- день (научить правильно употреблять этот термин в речи), с числом 1. Познакомить с геометрической фигурой - круг; учить обследовать круг осязательно-двигательным путем, обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера. | Д/и «Назови правильно», «Когда это бывает?» | Е.В. Колесникова с.16 | Познание | |
6. | День. Круг. Число 1 | Продолжать знакомить с геометрической фигурой –круг. Учить отгадывать загадку, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки. | Д/и «Что бывает круглым?» Физминутка «По ровненькой дорожке» | Е.В. Колесникова с.17 | Познание | |
Октябрь | ||||||
7. | Вечер. Высокий-низкий. Большой-маленький, один –много. | Познакомить с частью суток-вечер; учить правильно употреблять этот термин в речи; учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий-низкий), употреблять эти слова в речи. | Д/и «Один-много», «Загадки и разгадки» | Е.В.Колесникова с.17 | Познание Коммуникация | |
8. | Вечер. Высокий-низкий. Большой-маленький, один – много | Закрепить понятие части суток – вечер. Закрепить понятия "большой" и "маленький", умение соотносить предметы по величине; продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи | Д/и «Соедини правильно» | Е.В.Колесникова с.18 | Познание Коммуникация | |
9. | Ночь. Число 1. Круг. | Продолжать учить сравнивать совокупность предметов, различать, где один предмет, где много; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры-круг. | Чтение стих-я А. Барто «Все спят» Д/и «Когда это бывает?» | Е.В. Колесникова с.19 | Познание Коммуникация Безопасность | |
10. | Ночь. Круг. | Закрепить понятие в части суток-ночь, учить правильно употреблять этот термин в речи; упражнять в рисовании предметов округлой формы. | Д/и «Волшебный мешочек» «Числовое лото» | Е.В. Колесникова с.20 | Познание Коммуникация Здоровье | |
11. | Эксперименти-рование«Веселый шарик» | Дать понятие геометрического тела: шар (что у него нет углов, что он катится). Формировать умение различать шары по размерам: большой и маленький, подбирать соответствующий стаканчик по размеру. | Д/и «Бусы» «Геометрическое лото» | Конспект | Познание Коммуникация | |
12. | Оттенки цветов | Закрепить умение различать и называть цвета и оттенки, сравнивать предметы по цветам и оттенкам. | Д/и «Найди фигуру» «Цветные круги» | Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка», стр. 31 | Познание | |
13. | Оттенки цветов | Тренировать умение группировать предметы по цвету и оттенкам в группы; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, формировать опыт взаимоконтроля. | Д/и «Времена года», «С какого дерева листок» Рассматривание репродукций художников пейзажистов | Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка», стр. 32 | Познание Здоровье | |
14. | Цвет и форма | Формировать представление о форме предметов и сравнении предметов по форме (одинаковая, различная), тренировать умение находить предметы одинаковые и различные по форме; ввести в речевую практику названия различных форм плоских фигур –квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник. | Д/и «Путаница» «Отгадай загадку» «Волшебные точки» Физминутка «Следопыты» | Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка», стр. 38 | Познание Чтение художествен-ной литературы | |
Ноябрь | ||||||
15. | Цвет и форма | Закрепить умение определять и называть цвет предметов, группировать предметы по цвету; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать память, внимание, речь, мелкую моторику рук; формировать опыт взаимоконтроля. | Д/и «Цветные ленты» «Найди игрушку» «Куклин дом» П/и «Кто быстрее?» | Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка», стр. 39 | Познание | |
16. | Экспериментиро-вание «Цвета и оттенки» | Во время экспериментальной деятельности научить детей различать цвета;сформировать умения смешивать краски для получения нового цвета, познакомить с получением промежуточных цветов и оттенков | Д/и «Загадки и разгадки» | Конспект | Познание | |
17. | Число 2. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий. | Познакомить с числом 2; учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под. Сравнивать знакомые предметы по величине: толстый-тонкий. | Д/и «Слушай хлопки» Чтение стих-я С Маршака о числе 2 | Е.В.Колесникова с.22 | Познание Чтение художествен-ной литературы | |
18. | Число 2. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий. | Продолжить изучение числа 2; продолжать учить выделять признаки сходства и различия. | Д/и «Что бывает осенью», «Загадки и отгадки» | Е.В.Колесникова с.23 | Познание Коммуникация | |
19. | Закрепление. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий. | Продолжать знакомить детей с числом 2. Развивать умение различать и называть пространственные направления: над, под, слева, справа, относительно себя Сравнивать предметы по величине: толстое, тонкое; Продолжать учить выделять признаки сходства и различия; Рисовать предметы круглой формы. | Д/и «Большая, поменьше, маленькая», «Подумай и раскрась» | Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка», стр. 95 | Познание | |
20. | Число 2. Треугольник | Продолжать знакомить с числом 2;учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Познакомить с геометрической фигурой-треугольник. | Игра «Знакомимся с треугольником», «Что лишнее?» | Е.В.Колесникова с.23 | Познание | |
21. | Число 2. Треугольник | Продолжать знакомить с числом 2. Учить обследовать форму осязательно-двигательным путем; учить рисовать треугольник и круг по точкам. | Д/и «На какую фигуру похожи предметы» Физминутка «Три медведя» | Е.В.Колесникова с.24 | Познание Коммуникация | |
22. | Открытое занятие «Космическое путешествие» | Закрепить знания детей о цветах и изученных геометрических фигурах. Развивать внимание, логическое мышление. | Д/и «Подбери ключ к замку», «Составь узор» | Конспект | Познание Коммуникация | |
Декабрь | ||||||
23. | Число 2. Квадрат. | Продолжать знакомить с числом 2;учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Познакомить с геометрической фигурой-треугольник. | Д/и «Загадки и отгадки», «Соедини правильно» | Е.В.Колесникова с.25 | Познание Коммуникация | |
24. | Закрепление. Число 2. Треугольник, круг, квадрат | Продолжать знакомить детей с числом 2. Закреплять умение отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. | Д/и «Чудесный мешочек», «Посмотри и сравни», «На какую фигуру похожи часы?» | Е.В.Колесникова с.26 | Познание Коммуникация | |
25. | Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. | Познакомить с числом 3; учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; учить относить последнее числительное ко всей перечисленной группе предметов. | Д/и «Сколько?» «Чудесный мешочек» | Е.В.Колесникова с.27 | Познание Коммуникация | |
26. | Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. | Продолжить знакомство с числом 3. Учить сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая); учить видеть в форме предметов геометрические фигуры. | Д/и «Убери лишнее», «Слушай, смотри, считай» | Е.В.Колесникова с.28 | Познание Коммуникация | |
27. | Закрепление: Большой, поменьше, маленький, треугольник | Продолжать знакомить с числом 3.Называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов.Отгадывать загадку на основе зрительно – воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки | Д/и «Загадка-отгадка», «Когда это бывает?», «Соедини правильно» | Познание Коммуникация Чтение художествен-ной литературы | ||
28. | Число 3. Слева, справа, наверху. | Продолжать знакомить с числом 3; учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько. | Д/и «Сосчитай и раскрась», «Третий лишний» | Е.В.Колесникова, с. 28 | Познание | |
29. | Число 3. Слева, справа, наверху. | Продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький); различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине) | Д/и «Три квадрата», «Украсим платок» | Е.В.Колесникова, с. 29 | Познание | |
30. | Числа 1,2, 3 | Повторить состав чисел 1-3. Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. Развивать внимание, мышление, устную речь. | Д/и «Узнай, кто спрятался», «Нарисуй правильно» | Е.В.Колесникова, с. 30 | Познание Коммуникация | |
31. | Экспериметиро-вание«Геометрические фигуры» | Закрепить понятие об изученных геометрических фигурах: круг, треугольник, квадрат. Учить распознавать геом. фигуры в окружающих предметах. | Д/и «Найди предмет», «Подбери фигуру» | Конспект | Познание Коммуникация Социализация | |
Январь | ||||||
32. | Сравнение чисел 2 и 3. Большой, поменьше, маленький | Продолжать учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения речи Развивать умение отгадывать загадки. | Д/и «Хватит ли белкам шишек?» «Составь узор» | Е.В.Колесникова с.31 | Познание Коммуникация | |
33. | Сравнение чисел 2 и 3. Большой, поменьше, маленький | Продолжать учить изображать предметы разной величины и сравнивать предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький; Развивать зрительное внимание. | Д/и «Когда это бывает?» «Сравни по размеру» | Е.В.Колесникова с.32 | Познание | |
34. | Число 4. Квадрат | Познакомить с числом 4; учить называть числительные по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; продолжить знакомство с геометрической фигурой-квадрат | Д/и «Хватит ли слону туфелек?» Игровое упражнение «Рисуем квадраты» | Е.В.Колесникова с.33 | Познание | |
35. | Число 4. Квадрат | учить обследовать квадрат осязательно-зрительным путем.Учить рисовать квадрат по точкам; различать и называть время года-зима;учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации. | Д/и «Геометрическое лото», Построй домик» | Е.В.Колесникова с.34 | Познание Коммуникация | |
36. | Число 4. Квадрат и треугольник | Продолжать знакомить с числом 4; с геометрической фигурой квадрат и треугольник. Учить называть числительное (4) по порядку и относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе. | Д/и «Выложи фигуры», «Подбери пару» | Познание Коммуникация | ||
37. | Квадрат и треугольник | Продолжать учить обследовать квадрат и треугольник осязательно – зрительным путем, рисовать квадраты и треугольники по точкам. | Д/и «Геометрическое лото», «Выбери нужный предмет» | Познание Коммуникация | ||
Февраль | ||||||
38. | Число 4. Логическая задача | Продолжать знакомить с числом 4; учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи. | Д/и «Что лишнее?» «Соедини по точкам» | Е.В.Колесникова с.34 | Познание Коммуникация | |
39. | Квадрат. Логическая задача | Учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур; продолжать учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. | Д/и «Сколько?» «Сложи по памяти» | Е.В.Колесникова с.35 | Познание Коммуникация | |
40. | ЗакреплениеЧисло 4. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. | Закрепить понятие и числе и цифре 4; о геометрических фигурах. Развивать внимание, память, логическое мышление, устную речь. Совершенствовать навыки устного счета. | Д/и «Подбери ключ к замку» | Е.В.Колесникова с.36 | Познание Коммуникация | |
41. | Времена года. Логическая задача | Дать понятие о временах года. Учить различать времена года: осень, зима, лето, весна. Отгадывать загадки на основе зрительно – воспринимаемой информации. | Д/и «Закончи предложение», «Когда это бывает?» | Познание Коммуникация Чтение художествен-ной литературы | ||
42. | Времена года. Логическая задача | Закрепить понятие о временах года. Учить различать времена года: осень, зима, лето, весна. Развивать внимание, память, логическое мышление, устную речь. | Д/и «Скажи, когда…» | Познание Коммуникация | 15.02 | |
43. | Сравнение чисел 3 и 4. | Учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; учить относить последнее числительное ко всей перечисленной группе. | Д/и «Найди картинку», Сосчитай и раскрась» | Е.В.Колесникова с.36 | Познание Коммуникация | 17.02 |
44. | Прямоугольник | Познакомить с геометрической фигурой - прямоугольник; учить обследовать форму осязательно-двигательным и зрительным путем. | Игровое упражнение «Рисуем прямоугольник» Д/и «Найди похожий предмет» | Е.В.Колесникова с.37 | Познание | |
45. | Открытое занятие «Путешествие в зимний лес» | Закрепить количественный и порядковый счет в пределах четырех, состав чисел, геометрические фигуры. | Д/и «Собери узор», «Укрась варежку» | Конспект | Познание Коммуникация Социализация | |
46. | Закрепление. Сравнение чисел 3 и 4. Геометрические фигуры | Продолжать учить различать равенство и неравенство групп предметов, называть числитель-ные до 4 по порядку. Закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры, обводить их по точкам, наносить горизонтальную штриховку слева направо. | Д/и «Подбери по форме», «Больше, меньше, поровну» | Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка», стр. 77 | Познание | |
Март | ||||||
47. | Число 5. Весна. | Познакомить с числом 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; продолжать учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; различать и называть время года-весна. | Д/и «Найди пару» Чтение стих-я Е. Серовой «Весна-красна» | Е.В.Колесникова с.37 | Познание Коммуникация Чтение художествен-ной литературы | |
48. | Число 5. Большой, поменьше, самый маленький | Продолжить изучение числа 5; Продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров. | Д/и «Что больше?» «Цвет и форма» | Е.В.Колесникова с.38 | Познание | |
49. | Число 5. | Закрепить счет в пределах пяти, состав числа 5. | Д/и «Найди отличия», «Выбери нужный цвет» | Е.В.Колесникова с.39 | Познание | |
50 | Закрепление. Число 5. | Продолжать знакомить с числом 5. Учить называть числительные по порядку, указывая на предметы и относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе. Научить считать в обратном порядке от 5 до 1. | Д/и «Дорисуй половинку», «Один и много» | Е.В.Колесникова с.40 | Познание | |
51. | Закрепление. Прямой и обратный счёт. | Закрепить прямой и обратный счет в пределах 5. Учить соотносить число с цифрой. Повторить состав чисел 1-5. | Д/и «Дополни предложение», «Назови соседнее число» | Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка», стр. 80 | Познание | |
52, 53. | Число 5. Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача | Закреплять навыки счета в пределах 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь. | Д/и «Мой день», «Найди лишнее» | Е.В.Колесникова с.40 | Познание | |
54. | Закрепление. Прямой и обратный счёт в пределах 5. Части суток | Продолжать закреплять навыки счёта в пределах пяти и обратного счёта от 5 до 1. Развивать умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь. Различать и называть геометрические фигуры; выделять в геометрических фигурах признаки сходства и объединять их по этому признаку. Продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе. | Д/и «Подбери дорожки к домикам», «Украсим коврик» | Е.В.Колесникова с.41 | Познание | |
55. | Экспериметирование Песочные часы | Познакомить детей с принципом работы песочных часов, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление. | Д/и «Скажи, когда…» Разгадывание загадок на тему «Режим дня. Части суток» | Конспект | Познание Социализация | |
Апрель | ||||||
56. | Сравнение чисел 4 и 5 | Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи;продолжать учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. | Д/и «Сложи картинку», «Разложи кубики по коробкам» | Е.В.Колесникова с.42 | Познание | |
57. | Овал | Познакомить с геометрической фигурой- овал; учить обследовать овал осязательно-двигательным путем; рисовать овал по точкам; продолжать учить сравнивать предметы по величине. | Д/и Соедини правильно», «Хватит ли медведям бочонков с медом?» | Е.В.Колесникова с.43 | Познание | |
58 | Закрепление. Сравнение чисел 4 и 5. Геометрические фигуры. Логическая задача. | Продолжать учить считать от 1 до 5 и от 5 до 1. Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Дорисовывать, штриховать, узнавать и называть геометрические фигуры Решать логические задачи. Правильно отвечать на вопрос. | Д/и «Найди похожий предмет», «Чудесный мешочек» | Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка», стр. 95 | Познание | |
59-61 | Времена года. Овал. Слева, справа | Закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето); Закреплять умение различать и называть пространственные направления от себя (влево, вправо); продолжать учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур: овал, круг. | Д/и «Загадка и отгадка». Игровое упражнение «Рисуем овалы» | Е.В.Колесникова с.43-45 | Познание | 13, 18,20 |
62-63 | Закрепление. Сравнение чисел. Порядковый номер. Вверху, внизу. Логическая задача | Продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на героев сказки, называя порядковый номер каждого героя; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе. Закрепить понятие «вверху», «внизу». Продолжать учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи, называя, где предметов на 1 и на 2 больше. | Д/и «Сравни предметы», «Волшебный мешочек», «Геометрическое лото» | Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка», стр. 96 | Познание | |
Май | ||||||
64-66 | Повторение | Закрепить знания детей об изученных математических понятиях. Развивать мышление, память речь. Воспитывать любознательность. | Д/и «Больше-меньше», «Один – много», «собери узор» | Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка», стр. 97-98 | Познание | |
67. | ЭкспериметированиеТанграм | Учить детей создавать простейшие фигуры из геометрических фигур, развивать логическое мышление, внимание | Д/и «Что лишнее», «Геометрическое лото» | Конспект | Познание | |
68. | Открытое занятие на тему «Путешествие в королевство Математики» | Закрепить сравнение предметов по длине, обозначая словами результаты сравнения. Различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Уметь ориентироваться в пространстве. Упражнять в счете до 5. | «Путешествие в сказку» Игра «Сложи по памяти» Д/и «Покажи камень» Игра «Соедини точки» | Конспект | Познание Коммуникация | |
69, 70. | Мониторинг |
Инструментарий для мониторинга
I. Уровень знаний о количестве: много, один, ни одного.
Дидактические игры, упражнения, вопросы.
Дидактическое упражнение «Один, много, ни одного».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель на полках шкафчика расставляет игрушки в следующем порядке:
- на одной много игрушек,
- на второй - одна,
- на третьей - ни одной.
Просит ребенка показать полочку, где стоит много игрушек (одна, ни одной).
Критерии оценки
1 балл - ребенок не справился с заданием, даже после наводящих вопросов.
2 балла - ребенок допустил одну ошибку.
3 балла - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.
II. Уровень знаний об эталонах величины и иx использовании.
Дидактические игры, упражнения, вопросы.
1. Дидактическое упражнение «Соберем куклу на прогулку».
Материал: полоски разного цвета и разной длинны - «шарфики».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает рассмотреть полоски.
Инструкция.
Определи длину полоски способом наложения.
- Какая длиннее (короче)?
- Назови цвет полосок (шарфиков).
- Давай наденем длинный шарфик (красный) и т. п.
2. Дидактическое упражнение «Найди высокую елочку».
Материал: елочки, разные по высоте.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть елочки. Просит найти самую высокую (низкую) елочку, применив способ наложения.
Критерии оценки
1 балл - ребенок не справился с заданием даже при активной помощи воспитателя. Не владеет понятиями «ниже» «выше», «длиннее», «короче».
2 балла - ребенок видит разницу в размерах двух предметов, но требует дополнительной инструкции, допускает одну ошибку.
3 балла - ребенок видит разницу в размерах двух предметов по длине (высоте), показывает (называет), какой из двух предметов длинный - короткий, высокий ;- низкий.
III. Уровень представлений о форме.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическая игра «Найди домик»
Материал: большие круг, квадрат, треугольник - «домики».
Набор кругов, квадратов, треугольников разных цветов меньшего размера.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает большие круг, квадрат и треугольник, поясняет, что это домики для геометрических фигур.
Далее предлагает ребенку расселить маленькие фигуры по своим домикам.
Критерии оценки
1 балл - ребенок не справился с заданием даже при помощи взрослого.
2 балла - ребенок допустил одну ошибку.
3 балла - ребенок различает круг, квадрат, треугольник.
IV. Ориентировка в пространстве.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическая игра «Поиграем с зайчиком».
Материал: игрушка - зайчик, морковка.
Содержание диагностического задания:
Инструкция ребенку.
Возьми одну морковку и выполни задание зайчика:
- возьми морковку в правую руку;
- переложи морковку в левую руку;
- подними морковку вверх;
- опусти вниз;
- спрячь морковку за спину;
- положи ее перед собой;
- подними над головой;
- положи под стул.
И т.п.
Критерии оценки
1 балл - ребенок не справился с заданием даже после наводящих вопросов.
2 балла - ребенок понимает смысл обозначений: вверх – вниз, впереди – сзади, допускает ошибки при определении левой и правой руки.
3 балла - ребенок понимает смысл обозначений: вверх – вниз, впереди - сзади, слева - справа, над - под. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.
Высокий уровень -10-12 баллов.
Средний уровень - 6-9 баллов.
Низкий уровень - 4-5 баллов.
Список
использованной и рекомендуемой литературы
Арапова-Пискарева Н.А.Формирование элементарных математических представлений. М., 2006.
Винникова Г.И.Занятия с детьми 2—3 лет. Первые шаги в математику, развитие движений. М., 2011.
Воронина Л.В., Суворова Н.Д. Знакомим дошкольников с математикой. М., 2011.
Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А.Обучение математике в детском саду. М., 1998.
Демина Е.С.Развитие элементарных математических представлений. М., 2009.
Дыбина О.В.Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2011.
Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М., 1997.
Козина Л.Ю.Игры по математике для дошкольников. М., 2008.
Колесникова Е.В.Математика для детей 3—4 лет. Демонстрационный материал. 2-е изд. М., 2012.
Колесникова Е.В.Программа «Математические ступеньки». М., 2010.
Колесникова Е.В. Я начинаю считать. Математика для детей 3—4 лет. М., 2012.
Прописнова Т.З. Математика с увлечением. Веселые цифры и задачи. М., 2010.
Прописнова Т.З. Математика с увлечением. Геометрические фигуры, ориентировка на листе. М., 2010.
Репина ГА. Математическое развитие дошкольников. М., 2008.
Степанова Г.В. Занятия по математике для детей 5—6 лет с трудностями в обучении. М., 2010.
Стойлова Л.П., Фрейлах Н.И. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. М., 1998.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 // Российская Газета. 2013. 31 декабря.
Шорыгина ТА. Путешествие в Цифроград. Первая математическая сказка. М., 2012.
Шорыгина ТА. Путешествие в Цифроград. Вторая математическая сказка. М., 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика; для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Программа направлена на развитие логического мышления у старших дошкольников посредством развивающих игр математического содержания....
Программа дополнительной образовательной услуги «Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики для детей 5-7 лет»
Программа по дополнительной платной образовательной услуге «Логика» разработана на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Играя...
Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика» (для детей от 6 до 7 лет)
Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика» (для детей от 6 до 7 лет)...
Занимательная математика для детей. "Математическое путешествие на воздушном шаре" для детей подготовительной группы
"Математическое путешествие на воздушном шаре" для детей подготовительной группы...
«Занимательная математика для детей среднего дошкольного возраста»
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, объемом информации , стремлением родителей ка...
Викторина «Занимательная математика» для детей и их родителей
Познавательная викторина по математике...
Конспект организованной образовательной деятельности по математике (ФЭМП) на тему «Занимательная математика» для детей подготовительного возраста.
Обобщение знаний по формированию элементарных математических представлений. Учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, выделять условие, вопрос, реше...