Доклад: Применение квест – технологий в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
презентация к уроку по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Если говорить о квесте, как о форме организации образовательного процесса в детском саду, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.24 МБ |
Доклад к презентации | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Квест (англ. quest) — поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета
Берни Додж Томас Марч
Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.
Характеристики технологии : - осуществление образовательных задач через игровую деятельность; - целенаправленная мотивация эмоциональной и интеллектуальной активности воспитанника; - исследовательский характер образовательной деятельности; развитие информационной и медиа грамотности.
Развивающие и воспитательные задачи: закрепление знаний по теме и усвоение новых; развитие таких качеств, как инициативность, самостоятельность; повышение мотивации к образованию; развитие творческих умений и определенных навыков, в том числе исследовательских; развитие положительных качеств характера; формирование навыков взаимопомощи и взаимодействия с одногруппниками .
Варианты маршрута : Маршрутный лист; «Волшебный клубок»; Карта; «Волшебный экран»; Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции
Принципы и условия: безопасность; соответствие возрасту и индивидуальным особенностям; последовательные, логически взаимосвязанные задания; создание ПРС; продуманные временные интервалы; четкая цель игры; роль педагога в игре - направлять детей.
Алгоритм проведения квест-игры 1 Определить цели и задачи 2 Определить целевую аудиторию, ресурсы, выбрать место 3 Определить количество команд 4 Разработать легенду игры, написать сценарий 5 Рассчитать количество организаторов и помощников 6 Составить карту маршрута 7 Подготовить задания, раздаточный материал, необходимое снаряжение и реквизит 8 Проведение игры 9 Обобщение и презентация результатов 10 Анализ полученных результатов
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно – эстетическому и социально – личностному развитию детей
№ 21 «Искорка»
Доклад:
Применение квест – технологий в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
Докладчик: Носова Ю. В.
Слайд 2. Квест (англ. quest) — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета».
Квест-технологию сегодня принято преподносить, как новую и современную.
Однако если мы заглянем в свое детство, или детство наших родителей, то увидим, что квесты в детском игровом репертуаре присутствовали всегда и занимали при этом весьма почетное место.
Слайд 3. Всем знакомы всевозможные вариации дворовых игр с «секретиками», «Казаки-разбойники», для более старшего возраста «Зарница» - все эти игры представляют собой квест. До определенного времени квесты и педагогика существовали параллельно и не были связаны между собой. Революция в этом вопросе произошла благодаря компьютерным технологиям.
Слайд 4. Все начиналось с компьютерных игр-квестов, в которых главный герой должен был решить определенную задачу. Для достижения цели герою необходимо было выполнить ряд второстепенных заданий, а выполнение этих задач было в свою очередь сопряжено с рядом следующих действий и т.д. В отличие от компьютерных квестов, квесты в «реальности» еще только развиваются, и их история не насчитывает и 30 лет.
Слайд 5. Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен летом 1995 года Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего. Ученый разрабатывал инновационные приложения для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет. Попытки расширить и дополнить определение Берни Доджа были предприняты Томасом Марчем, которой значительно детализировал понятие и представил ряд теоретических формулировок, помогающих глубже проникнуть в суть технологии квеста. Квест, по мнению Т. Марча, - это построенная по типу опор учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы и аутентичную задачу с тем, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе в ведении поиска информации и ее преобразовании в более сложное знание. Согласно критериям оценки качества квеста, разработанным Т. Марчем, хороший образовательный квест должен иметь интригующее введение, четко сформулированное задание, которое провоцирует мышление высшего порядка, распределение ролей, которое обеспечивает разные углы зрения на проблему.
По мнению многих ученых, таких как, Быховский Я. С., Бовтенко М. А., Сысоев П. В., Б. Додж, Т. Марч в основе квест технологий лежит деятельность по формированию информационных и коммуникативных компетентностей дошкольников. При применении квест-технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость.
Слайд 6. Современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной модели обучения (ребёнок выступает в роли «объекта», просто слушает и смотрит) на активную (ребёнок выступает «субъектом» обучения, т.е. работает самостоятельно, выполняет творческие задания) и интерактивную (ребёнок взаимодействует с другими участниками образовательного процесса). Квест, как недавно определившаяся педагогическая технология, совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, игры, и соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии. Квесты активизируют и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. Еще одним существенным фактором, говорящим в пользу квест-технологии, является активное вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ, укрепление и формирование доверительных взаимоотношений детский сад-семья.
Слайд 7. Если говорить о квесте, как о форме организации образовательного процесса в детском саду, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений. Таким образом, квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.
Квест игра предполагает интеграцию различных видов детской деятельности, что является одним из требований ФГОС ДО к структуре образовательной программы ДО и её объёму. Квест - это игровая технология, которая имеет четко поставленное дидактическое задание, игровой замысел, обязательно имеет ведущего (наставника) и четкие
правила.
В настоящее время квест-технология востребована и актуальна.
Слайд 8. Определяющие характеристики игровой технологии квеста:
- осуществление образовательных задач через игровую деятельность;
- целенаправленная мотивация эмоциональной и интеллектуальной
активности воспитанника;
- исследовательский характер образовательной деятельности;
- развитие информационной и медиа грамотности.
На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов квест-технологий. При планировании и подготовке квеста немаловажную роль играет сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут.
Опираясь на сегодняшний опыт, можно предложить следующую классификацию квест-игр.
Слайд 9.
Квесты по числу участников:
одиночные;
групповые.
По содержанию:
сюжетные;
несюжетные.
По структуре сюжетов:
линейные, основное содержание квеста построено по цепочке.
Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не
дойдешь до финиша;
штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для нее
решения, но пути решения выбирают сами, что зачастую служит
стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных
решений;
кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В
этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая
идет по своему пути к финишу.
По форме проведения:
соревнования;
проекты;
исследования;
эксперименты.
Слайд 10. Все виды квестов, в свою очередь, решают образовательные,
развивающие и воспитательные задачи:
закрепление знаний по теме и усвоение новых;
развитие таких качеств, как инициативность, самостоятельность;
повышение мотивации к образованию;
развитие творческих умений и определенных навыков, в том числе
исследовательских;
развитие положительных качеств характера;
формирование навыков взаимопомощи и взаимодействия с
одногруппниками.
Слайд 11. Вне зависимости от вида квеста, их объединяют одни преимущества:
- Такие игры очень нравятся детям, что позволяет в непринужденной
форме развивать познавательный интерес воспитанников.
- В ходе игры дети получают одинаковые впечатления, которые могут
потом совместно обсудить.
- Игровой процесс позволяет преподнести порой скучные и
неинтересные знания в такой форме, что дети с удовольствием
запоминают новый материал.
- Дети учатся работать в группе слаженно, ведь именно от этого будет
зависеть конечный результат. А это способствует сплоченности
маленького коллектива.
Тщательно организованные квест-игры актуальны в контексте
требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации
образовательной деятельности детей в детском саду, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе
решения игровых поисковых задач.
Слайд 12. В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным
областям, и реализуются разные виды деятельности:
игровая;
коммуникативная;
познавательно-исследовательская;
двигательная;
изобразительная;
музыкальная;
восприятие художественной литературы и фольклора.
Квесты для дошкольников должны выполнять не только
развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи.
Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему
содержанию отвечать уровню знаний и умений детей. Для этого воспитателю
следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические
возможности организации мероприятия
Слайд 13. Структура квеста представляет собой следующую последовательность:
Задание или пролог. Здесь происходит знакомство с сюжетом, и распределение ролей.
Процесс или Экспозиция. Это прохождение этапов, выполнение действий,
решение возникающих задач.
Завершение Эпилог. Подводятся итоги и награждение победителей.
Структура игры так же включает в себя: постановку цели; планирование; реализацию цели и анализ результатов. Структура игры определяет: роли, которые выбрали участники игры; игровые действия, как способ реализации этих ролей; игровое использование предметов, замещение реальных вещей игровыми; реальные отношения между игроками; сюжет - сфера деятельности, условно созданная в игре. Педагог определяет образовательные цели квеста, формирует сюжетную линию. Педагог оценивает не только конечный результат, а и сам процесс деятельности ребенка, обеспечивает организацию поисково-исследовательской деятельности и т.д.
Слайд 14. Для составления маршрута можно использовать разные варианты:
Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны
последовательно станции и где они расположены; а могут быть
загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то
место, куда надо последовать);
«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены
записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно
разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
Карта (схематическое изображение маршрута);
«Волшебный экран» (планшет, экран или ноутбук, где последовательно
расположены фотографии тех мест, куда должны последовать
участники);
Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как
выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть
название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на
определенной территории) и т.п.
Слайд 15. Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует
придерживаться определенных принципов и условий:
все игры и задания должны быть безопасными;
задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту
участников и их индивидуальным особенностям;
задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были
последовательными, логически взаимосвязанными;
игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций,
музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
следует продумать временные интервалы, во время которых дети
смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
дети должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся;
роль педагога в игре - направлять детей, «наталкивать» на правильное
решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно. Слайд 16. Алгоритм проведения квест-игры
1. Определить цели и задачи квест-игры.
2. Определить целевую аудиторию (педагоги, дети, родители)
ресурсы, выбрать место проведения игры.
3. Определить количество команд.
4. Разработать легенду игры, ее формат и правила, написать сценарий
5. Рассчитать количество организаторов и помощников.
6. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.
7. Подготовить задания, раздаточный материал, необходимое
снаряжение и реквизит для квест-игры.
8. Проведение игры.
9. Обобщение и презентация результатов квест-игры.
10. Провести анализ полученных результатов.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации
образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде
способствует активизации познавательных и мыслительных процессов
участников, именно во время квест - игры, незаметно для себя, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей:
реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения
детей.
Таким образом, квест становится отличной возможностью для
педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском
саду. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает
неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить
воспитательно-обучающий процесс, сделать его необычным,
запоминающимся, увлекательным, весёлым, игровым.
Список литературы
1. Бабаева, Е.А., Гребенникова, Н.Л. Развитие математических представлений дошкольников в игровой деятельности // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики. –2015. – №2 . –С. 21-23.
2. Игракова, О.В. Особенности математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях // Инновационная наука. –2017. –№ 1 (1). –С. 176-179.
- Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ»
«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59.
4. Мякотина, Ю.В. Использование дидактических игр в работе по развитию математических представлений у старших дошкольников // Компетентностный подход: современные аспекты развития образования Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Фроловой, С.Л. Коротковой, М.А. Сморгуновой. – 2017. – С. 202-204.
5. Тихонова С.И. Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений // Новые технологии в образовании. –2016. – №2. –С. 99-101.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно – деятельностного подхода на примере образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников «Путешествие в мир математики».
laquo;Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя открытие»Галилео Галилей.Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позво...
Доклад : Квест - технология, как форма организованной образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте
Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. То...
Опыт работы "Нетрадиционные формы непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников".
Поделилась своим опытом работы по формированию элементарных математических представлений в ДОУ....
Презентация опыта работы "Нетрадиционные формы непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников".
Предоставляю свой опыт работы по ФЭМП снетрадиционными формами проведения....
Консультация для воспитателей «Использование ТРИЗ – технологии в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений»
ТРИЗ - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. В данной статье раскрываются методы и приемы использования ТРИЗ технологии. Приводится примерный перечень игр...
«Использование ТРИЗ - технологии в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений»
Усвоение программного материала доступнее всего происходит в игре.Игры по технологии ТРИЗ, используемые в ДОУ, по формированию математических представлений, увлекают ребёнка в сказочный мир, развивая ...
"Математика без правил" применение игровой технологии в образовательной деятельности для формирования предпосылок математической грамотности у дошкольников старшего возраста
какие игры можжно использовать на развитие математической грамотности дошкольников...
- Мне нравится (1)