ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ ПЛАНЕТА «МАТЕМАТИКА»
проект по математике (подготовительная группа)
Формировать элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал интеллектуальных игр в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_planeta_matemitiki_2020_-_2021.docx | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ «Детский сад №184»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ
ПЛАНЕТА «МАТЕМАТИКА»
Подготовила: воспитатель высшей
квалификационной категории
Хмелевских Наталья Анатольевна
г. Оренбург 2020 г.
Продолжительность проекта: долгосрочный октябрь – апрель 2020- 2021г.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели группы.
Актуальность.
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Цель проекта:
Формировать элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал интеллектуальных игр в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Образовательные задачи:
- Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах /игровые технологии математического развития/;
- Закрепить навыки количественного и порядкового счёта;
- Закрепить знания о временных представлениях (времена года, дни недели);
- Закрепить знания детей о свойствах геометрических фигур;
- Научиться решать веселые математические задачи и головоломки.
Развивающие задачи:
- создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений;
- развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование;
- развивать смекалку, воображение, логическое мышление;
- развивать счётные навыки, способность производить действия в уме;
- содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Воспитательные задачи:
- содействовать поддержанию интереса к математике;
- формировать умение трудиться в коллективе;
- доставить детям радость от проведения совместных, командных, развивающих, интеллектуальных игр, проводя в жизнь девиз «Учись – играя»;
- Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.
Предполагаемые результаты:
- Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
- У детей выработать интерес к самому процессу познания математики.
- Дети должны самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели, преодолевать трудности, уметь переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
- Расширить знания родителей о занимательном материале.
- Активизировать интерес родителей к использованию
математических игр и упражнений дома.
Этапы работы.
Подготовительный этап:
- Определение темы проекта.
- Постановка цели и задач проекта.
- Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
- Подбор дидактических, динамических пауз по теме проекта.
- Изготовление развивающих игр по математике.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Разработка конспекта викторины «Путешествие на планету математика».
- Привлечение родителей к совместной работе над проектом (помощь родителей в изготовлении дидактических игр и пособий по ФЭМП.)
- Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»
Основной этап:
- Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
- Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
- Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
- Работа со счетными палочками.
- Дидактические игры с математическим содержанием: «Точечки», «Крестики – нолики», «Математические кроссворды», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Танграм», «Домино», «Чудесный мешочек», «Числовые домики» и др.
- Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
- Пальчиковые гимнастики.
- Консультации для родителей.
Заключительный этап:
- Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
- Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
- Использование дидактических игр по ФЭМП.
- Итоговое мероприятие – викторина «Путешествие на планету математика».
- Обработка и оформление материалов проекта.
Месяц | Программное содержание | Дидактические игры | Литература |
Октябрь | Формировать умение детей считать в пределах двадцати. | «Учимся считать», «Найди цифре место», «Кто знает -пусть дальше считает», «Веселые пазлы», «Соедини по точкам». «Назови соседей числа», «Точечки», «Крестики – нолики», «Раскрась картинку». | Догадайся сам! Помоги Незнайке найти дорогу. |
Ноябрь | Определять место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число. Закрепить понятие о месяцах; формировать знания детей о геометрических фигурах. | «Угадай, какое число пропущено», «Встань на свое место», «12 месяцев», «Математическая ракета», «Раскрась картинку в соответствии с цифрами». «Танграм», «Сложи из палочек», «Найди пару для фигуры», «Математические кроссворды», «Лабиринты», «Дорисуй фигуру». | Женькины игры. Как Топ учился математике. «Двенадцать месяцев» С.Маршака. |
Декабрь | Закрепить знания о днях недели; развивать мышление, закрепить знание геометрических фигур. развивать восприятие, внимание, логическое мышление. | «Назови пропущенное слово», «Живая неделя», «Кто больше увидит», раскраска «Какой формы эти предметы?» «Какие предметы нарисованы на картине?», «Логические задачи», «Найди геометрические фигуры на картинке», «Раскрась предметы по смыслу» | Первая история о проволочке. Вторая история о проволочке. |
Январь | Закрепить состав числа; развивать логическое мышление; закрепить знания и последовательность чисел | «Карточки -домики», «Угадай какое число пропущено», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математическая ракета», «Чудесный мешочек», «Числовые домики»,раскраска «Засели домики цифрами». | Третья история о проволочке. Четвертая история о проволочке. |
Февраль | Развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, размеру и объединять в группы. развивать логическое мышление; упражнять в определении и установлении времени по часам. | «Разноцветные фигуры», «С двумя обручами», «Что изменилось», «Каких фигур недостает». «Продолжи ряд», «4-ый лишний», раскраска «Выполни правильно», «Часики», «Головоломки», «Танграм», | В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу. «Цветик – семицветик» В. Катаева. |
Март | Закрепить у детей счет до двадцати, состав числа; формировать умение ориентироваться в пространстве. развивать мышление, логику, речь. | «Математическая ракета», «Угадай какое число пропущено», «Лабиринты», «Коломбово яйцо». «Найди лишнее слово», «Назови одним словом», «Как это можно использовать?»,»Вопрос- ответ». | Пятая история о проволочке. «Три медведя». «Два медвежонка». |
Апрель | Формировать умение решать логические задачки, загадки. | «Математические загадки», «Логические задачки». «Разложи пропущенные фигуры». «Какие предметы нарисованы на картине?», | Необыкновенные приключения в городе математических загадок. Рассказа К. Ушинского «Четыре желания». |
В ходе реализации проекта активно использовались игровые технологии математического развития - формирование представлении, способов действии, развитие мыслительных операции.
Характерные черты технологий:
1. ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявлении радости и огорчений;
2. ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его;
3. ребёнок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие в выполнении или уточнении действий, речевых способов оценки и т.д.;
4. взрослый создаёт мотивацию и подбирает интересные для ребёнка игры, упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.
Игра и мышление – эти два понятия стали основополагающими в реализации проекта и математического развития дошкольников.
Данный проект позволил сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Литература:
- Козина Л. Ю. « Игры по математике для дошкольников»-М.: Сфера, 2008 г.
- Михайлова З. А. « Игровые задачи для дошкольников»- СПБ.: Акцидент, 1996г.
- Данилова В.В., Рихтерман Т.Д. и др. « Обучение математике в детском саду»-М.: Академия,1997г.
- https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelnyi-proekt-na-temu-zanimatelnaja-matematika-v-podgotovitelnoi-k-shkole-grupe.html
- Сербина Е.В. « Математика для малышей»-М.: Просвещение, 1992г.
- Шарыгина Т.А. « Точные сказки. Формирование временных представлений» М.: Книголюб, 2005г.
- Крашенинников Е.Е. , Холодова О.Л. « Развитие познавательных способностей дошкольников( 5-7 лет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «МИР ВОКРУГ НАС».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «МИР ВОКРУГ НАС»....
Творческо-познавательный, игровой, долгосрочный проект для детей 4 – 5 лет. «Азбука безопасности»
Творческо-познавательный, игровой, долгосрочный проект для детей 4 – 5 лет. «Азбука безопасности»...
Познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе раннего возраста «Волшебный сундучок».
Познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе раннего возраста «Волшебный сундучок».Цели: знакомство детей раннего возраста с фольклором, развитие речи сре...
Познавательно-игровой семейный проект «Если хочешь быть здоров…»
Цель.Формирование у детей представлений о культурно-гигиенических навыках....
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ ПЛАНЕТА «МАТЕМАТИКА»
Вид проекта: познавательно - игровойПродолжительность проекта: долгосрочный октябрь – апрель 2021- 2022 учебный год.Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родителиАктуальнос...
Проект вторая младшая группа по формированию ЗОЖ "Малыши - Крепыши" Тип проекта: познавательно-игровой. Вид проекта: информационно-творческий. Авторы; Пурахина Светлана Александровна воспитатель, в
Проект вторая младшая группапо формированию ЗОЖ"Малыши - Крепыши"Тип проекта: познавательно-игровой. Вид пр...