Конспект занятия ФЭМП в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Конспект занятия ФЭМП в старшей группеКоличественный состав чисел (до 5). Форма предметов.

Конструирование многоэтажного дома

 

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, продуктивная.

Цели: закреплять количественный состав чисел до 5; уточнить форму предметов; научить сооружать высокие постройки, делать перекрытия из двух вертикальных кирпичиков и одного горизонтального (или пластины); воспитывать сосредоточенность.

Планируемые результаты: имеет элементарное представление о составе числа 5; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; с интересом участвует в подвижных играх с элементами соревнования; активен и любознателен при конструировании многоэтажного дома из кубиков.

Материалы и оборудование: картинки с фигурками для счета; 10 кирпичиков, 4 пластины, 1 призма; вырезанные из фанеры деревья, матрешки, картины, машина.

Содержание
организованной деятельности детей

Организационный момент.

 

Здравствуйте, ребята! (Сюрпризный момент).

Отгадайте загадку:

руки вправо протянула

Ножку круто изогнула. Что за цифра такая? (пять).

- молодцы, угадали.

- А вы знаете о количественном составе числа пять? (нет).

- чуть позже мы узнаем о количественном составе чисел  до пяти. Из скольких единиц состоят эти числа.

Основной 

Давайте начнем занятие с пальчиковой гимнастики.

 

 

Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Ну а этот только ел,

Оттого и потолстел.

Поочередно дети раскрывают пальцы из кулачка сначала от мизинца до большого (два раза).

2. Знакомство с составом числа 5.

В плане подготовки детей к деятельности вычисления необходимо познакомить их с составом числа из 2 меньших чисел. Детей знакомят не только с разложением числа на 2 меньших, но и с получением числа из 2 меньших чисел. Это способствует пониманию детьми особенностей суммы как условного объединения 2 слагаемых. Воспитатель показывает все варианты состава чисел в пределах пяти.

Число 2 – это 1 и 1.

Число 3 – это 2 и 1, 1 и 2.

Число 4 – это 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3.

Число 5 – это 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.

Воспитатель выкладывает на наборном полотне в ряд 3 кружка одного цвета.

– Сколько всего кружков? В данном случае группа составлена из 3 кружков красного цвета: 1, 1 и еще 1. Группу из 3 кружков можно составить и по-другому. (Поворачивает третий кружок обратной стороной.) Как теперь составлена группа? (Группа составлена из 2 кружков красного цвета и 1 кружка синего цвета, а всего – из 3 разноцветных кружков.) Число 3 можно составить из чисел 2 и 1, а 2 и 1 вместе составляют 3.

Воспитатель поворачивает обратной стороной второй кружок, и дети рассказывают, что теперь группа составлена из 1 красного и 2 синих кружков. Обобщая в заключение ответы детей, воспитатель подчеркивает, что число 3 можно составить по-разному: из 2 и 1, из 1 и 2. Данное упражнение наглядно выявляет состав числа, отношение целого и части, поэтому с него целесообразно начинать знакомство детей с составом чисел.

Физминутка.

 Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

 На носочках потянулись,

 А теперь назад прогнулись.

 Как пружинки мы присели

И на место тихо сели.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_femp_v_starshey_gruppe.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

Количественный состав чисел (до 5). Форма предметов.

Конструирование многоэтажного дома

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, продуктивная.

Цели: закреплять количественный состав чисел до 5; уточнить форму предметов; научить сооружать высокие постройки, делать перекрытия из двух вертикальных кирпичиков и одного горизонтального (или пластины); воспитывать сосредоточенность.

Планируемые результаты: имеет элементарное представление о составе числа 5; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; с интересом участвует в подвижных играх с элементами соревнования; активен и любознателен при конструировании многоэтажного дома из кубиков.

Материалы и оборудование: картинки с фигурками для счета; 10 кирпичиков, 4 пластины, 1 призма; вырезанные из фанеры деревья, матрешки, картины, машина.

Содержание
организованной деятельности детей

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! (Сюрпризный момент).

Отгадайте загадку:

руки вправо протянула

Ножку круто изогнула. Что за цифра такая? (пять).

- молодцы, угадали.

- А вы знаете о количественном составе числа пять? (нет).

- чуть позже мы узнаем о количественном составе чисел  до пяти. Из скольких единиц состоят эти числа.

Основной  

Давайте начнем занятие с пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Ну а этот только ел,

Оттого и потолстел.

Поочередно дети раскрывают пальцы из кулачка сначала от мизинца до большого (два раза).

2. Знакомство с составом числа 5.

В плане подготовки детей к деятельности вычисления необходимо познакомить их с составом числа из 2 меньших чисел. Детей знакомят не только с разложением числа на 2 меньших, но и с получением числа из 2 меньших чисел. Это способствует пониманию детьми особенностей суммы как условного объединения 2 слагаемых. Воспитатель показывает все варианты состава чисел в пределах пяти.

Число 2 – это 1 и 1.

Число 3 – это 2 и 1, 1 и 2.

Число 4 – это 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3.

Число 5 – это 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.

Воспитатель выкладывает на наборном полотне в ряд 3 кружка одного цвета.

– Сколько всего кружков? В данном случае группа составлена из 3 кружков красного цвета: 1, 1 и еще 1. Группу из 3 кружков можно составить и по-другому. (Поворачивает третий кружок обратной стороной.) Как теперь составлена группа? (Группа составлена из 2 кружков красного цвета и 1 кружка синего цвета, а всего – из 3 разноцветных кружков.) Число 3 можно составить из чисел 2 и 1, а 2 и 1 вместе составляют 3.

Воспитатель поворачивает обратной стороной второй кружок, и дети рассказывают, что теперь группа составлена из 1 красного и 2 синих кружков. Обобщая в заключение ответы детей, воспитатель подчеркивает, что число 3 можно составить по-разному: из 2 и 1, из 1 и 2. Данное упражнение наглядно выявляет состав числа, отношение целого и части, поэтому с него целесообразно начинать знакомство детей с составом чисел.

Физминутка.

 Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

 На носочках потянулись,

 А теперь назад прогнулись.

 Как пружинки мы присели

И на место тихо сели.

Рассказы-задачи:

 На верхнем проводе сидели 3 ласточки, 1 ласточка пересела на нижний провод. Сколько всего ласточек? Как они теперь сидят? Как они еще могут сидеть? (Ласточек на наборном полотне пересаживают с провода на провод.)

 Вере подарили 4 карандаша. Она поделилась с Аней. Как она могла разделить карандаши?

Задания: одному ребенку взять 3 камешка (желудя) в обе руки, а остальным догадаться, сколько камешков у него в каждой руке; разделить группу из 3 (4, 5) игрушек между 2 детьми; нарисовать 2 разновидности фигур, например круги и квадраты, всего 4 фигуры; полезно рассмотреть с детьми числовые фигуры, на которых кружки расчленены на 2 группы.

Выполнив то или иное задание, дети каждый раз рассказывают о том, на какие 2 группы расчленена совокупность, сколько всего предметов в нее входит, и делают обобщение о составе числа из 2 меньших чисел. Например, ребенок говорит: «Я взяла 2 зеленые и 1 желтую ленточку, а всего 3 ленточки. Число 3 можно составить из 2 и 1; 2 и 1 вместе составляют 3». Важно приучить детей по-разному строить ответы: идти как от частного к общему, так и от общего к частному: «Всего я нарисовал 4 фигуры: 3 квадрата и 1 фигуру овальной формы».

Не менее важно побуждать детей устанавливать отношение между целым и частями, то есть делать вывод о составе числа: «Число 4 можно составить из 3 и 1; 3 и 1 вместе составляют 4».

Педагог показывает карточку, на которой изображено от 3 до 5 предметов, но часть их он закрывает и говорит: «На карточке нарисованы 4 зайчика. Угадайте, сколько зайчиков я закрыла». Педагог берет 2 числовые фигуры, одну из них, например с 3 кружками, показывает детям, а вторую поворачивает к ним обратной стороной и спрашивает: «Сколько кружков на перевернутой карточке, если на 2 карточках вместе 5 кружков? Как вы догадались?»

Можно побуждать детей находить в групповой комнате примеры разложения числа на 2 группы. Например, в групповой комнате может оказаться 2 шкафа с игрушками и 1 с пособиями, а всего 3 шкафа; 2 больших мишки и 3 маленьких, а всего 5 мишек и т. п.

3. Подвижная игра «Где кто живет?».

Дети стоят в две шеренги на расстоянии 8–10 шагов одна от другой. Посредине между шеренгами начертить два круга, каждый 80–100 см диаметром; один круг – «двор», другой – «лес». В шеренгах есть одинаковые «птицы» и «животные». Каждая пара первой и второй шеренги выбирает себе название любой птицы или животного, лесных или домашних. Такие же названия выбирает себе и вторая шеренга. Предположим, первые два ребенка в двух шеренгах – зайцы, вторые – кошки и т. д. Когда воспитатель называет домашних животных, эти дети быстро бегут в лес. Например, по сигналу воспитателя «Кукушки!» дети-«кукушки» из двух шеренг спешат в круг, являющийся лесом; по сигналу «Кошки» дети-«кошки» из двух шеренг спешат в круг, который является двором. Воспитатель отмечает того ребенка из пары, который быстрее добежит до круга. Когда все дети окажутся в кругу, игра заканчивается.

4. Рассматривание серии картинок «Новая улица». Конструирование многоэтажного дома.

– Рассмотрите картинки по теме «Новая улица». На одной картине нарисована улица, на другой – перекресток, на третьей – высокие дома, которые вы сейчас будете строить.

Воспитатель отбирает четырех детей, умеющих хорошо сооружать постройки, и распределяет между ними роли «шофера» и «строителей». «Шофер» подвозит строительный материал, «строители» разгружают машину и аккуратно складывают кирпичики. Они будут строить дома высокие и низкие. Воспитатель руководит стройкой. «Строители» возводят многоэтажный дом, а рядом с ним каждый ребенок – маленький домик произвольно.

Воспитатель обращает внимание на «строителей», на их действия, на роль каждого из них в игре, на дружеские взаимодействия: один – строит, другой – подает кирпичики, ровняет их или строит возле дома дорожку. Тут же подсказывает детям, как лучше построить ту или иную деталь дома. Возле дома можно посадить деревья, цветы.

5. Рефлексия.

Вопросы:

Скажите, ребята, чем мы с вами сегодня занимались? Что больше всего вам понравилось?

– Что мы делали на занятии?

– А в  какую игру играли?

– Что рассматривали на картинках?

–  Молодцы, ребята.

–  Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия ФЭМП в старшей группе «Путешествие с Красной Шапочкой»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Веселоярский детский сад «Сказка»        «Путешествие с Красной Шапочкой...

Конспект занятия ФЭМП в старшей группе

Конспект занятия ФЭМП в старшей группе...

Конспект занятия ФЭМП в старшей группе на тему: "Наша армия"

Данное занятие фомирует у дошкольников умение считать в прямом и обратном порядке до десяти, ориентироваться на листе бумаги, делить целое на части, называть дни недели....

Конспект занятия ФЭМП в старшей группе На тему "По грибы" с использованием нетрадиционной техники рисования

Цель: Формировать математические способности счёта в пределах десяти в прямом и обратном порядке, используя нетрадиционную технику рисования.Задачи:- закреплять умение детей понимать отношения ме...

Конспект занятия ФЭМП в старшей группе

Цель: закрепить знания детей о числах от 1 до 10; упражнять в обратном счете; закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закрепить умение отгадывать математическ...