Конспект занятия ФЭМП в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект занятия ФЭМП в старшей группеКоличественный состав чисел (до 5). Форма предметов.
Конструирование многоэтажного дома
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, продуктивная.
Цели: закреплять количественный состав чисел до 5; уточнить форму предметов; научить сооружать высокие постройки, делать перекрытия из двух вертикальных кирпичиков и одного горизонтального (или пластины); воспитывать сосредоточенность.
Планируемые результаты: имеет элементарное представление о составе числа 5; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; с интересом участвует в подвижных играх с элементами соревнования; активен и любознателен при конструировании многоэтажного дома из кубиков.
Материалы и оборудование: картинки с фигурками для счета; 10 кирпичиков, 4 пластины, 1 призма; вырезанные из фанеры деревья, матрешки, картины, машина.
Содержание
организованной деятельности детей
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! (Сюрпризный момент).
Отгадайте загадку:
руки вправо протянула
Ножку круто изогнула. Что за цифра такая? (пять).
- молодцы, угадали.
- А вы знаете о количественном составе числа пять? (нет).
- чуть позже мы узнаем о количественном составе чисел до пяти. Из скольких единиц состоят эти числа.
Основной
Давайте начнем занятие с пальчиковой гимнастики.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот только ел,
Оттого и потолстел.
Поочередно дети раскрывают пальцы из кулачка сначала от мизинца до большого (два раза).
2. Знакомство с составом числа 5.
В плане подготовки детей к деятельности вычисления необходимо познакомить их с составом числа из 2 меньших чисел. Детей знакомят не только с разложением числа на 2 меньших, но и с получением числа из 2 меньших чисел. Это способствует пониманию детьми особенностей суммы как условного объединения 2 слагаемых. Воспитатель показывает все варианты состава чисел в пределах пяти.
Число 2 – это 1 и 1.
Число 3 – это 2 и 1, 1 и 2.
Число 4 – это 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3.
Число 5 – это 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.
Воспитатель выкладывает на наборном полотне в ряд 3 кружка одного цвета.
– Сколько всего кружков? В данном случае группа составлена из 3 кружков красного цвета: 1, 1 и еще 1. Группу из 3 кружков можно составить и по-другому. (Поворачивает третий кружок обратной стороной.) Как теперь составлена группа? (Группа составлена из 2 кружков красного цвета и 1 кружка синего цвета, а всего – из 3 разноцветных кружков.) Число 3 можно составить из чисел 2 и 1, а 2 и 1 вместе составляют 3.
Воспитатель поворачивает обратной стороной второй кружок, и дети рассказывают, что теперь группа составлена из 1 красного и 2 синих кружков. Обобщая в заключение ответы детей, воспитатель подчеркивает, что число 3 можно составить по-разному: из 2 и 1, из 1 и 2. Данное упражнение наглядно выявляет состав числа, отношение целого и части, поэтому с него целесообразно начинать знакомство детей с составом чисел.
Физминутка.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Как пружинки мы присели
И на место тихо сели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_femp_v_starshey_gruppe.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
Количественный состав чисел (до 5). Форма предметов.
Конструирование многоэтажного дома
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, продуктивная.
Цели: закреплять количественный состав чисел до 5; уточнить форму предметов; научить сооружать высокие постройки, делать перекрытия из двух вертикальных кирпичиков и одного горизонтального (или пластины); воспитывать сосредоточенность.
Планируемые результаты: имеет элементарное представление о составе числа 5; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; с интересом участвует в подвижных играх с элементами соревнования; активен и любознателен при конструировании многоэтажного дома из кубиков.
Материалы и оборудование: картинки с фигурками для счета; 10 кирпичиков, 4 пластины, 1 призма; вырезанные из фанеры деревья, матрешки, картины, машина.
Содержание
организованной деятельности детей
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! (Сюрпризный момент).
Отгадайте загадку:
руки вправо протянула
Ножку круто изогнула. Что за цифра такая? (пять).
- молодцы, угадали.
- А вы знаете о количественном составе числа пять? (нет).
- чуть позже мы узнаем о количественном составе чисел до пяти. Из скольких единиц состоят эти числа.
Основной
Давайте начнем занятие с пальчиковой гимнастики.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот только ел,
Оттого и потолстел.
Поочередно дети раскрывают пальцы из кулачка сначала от мизинца до большого (два раза).
2. Знакомство с составом числа 5.
В плане подготовки детей к деятельности вычисления необходимо познакомить их с составом числа из 2 меньших чисел. Детей знакомят не только с разложением числа на 2 меньших, но и с получением числа из 2 меньших чисел. Это способствует пониманию детьми особенностей суммы как условного объединения 2 слагаемых. Воспитатель показывает все варианты состава чисел в пределах пяти.
Число 2 – это 1 и 1.
Число 3 – это 2 и 1, 1 и 2.
Число 4 – это 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3.
Число 5 – это 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.
Воспитатель выкладывает на наборном полотне в ряд 3 кружка одного цвета.
– Сколько всего кружков? В данном случае группа составлена из 3 кружков красного цвета: 1, 1 и еще 1. Группу из 3 кружков можно составить и по-другому. (Поворачивает третий кружок обратной стороной.) Как теперь составлена группа? (Группа составлена из 2 кружков красного цвета и 1 кружка синего цвета, а всего – из 3 разноцветных кружков.) Число 3 можно составить из чисел 2 и 1, а 2 и 1 вместе составляют 3.
Воспитатель поворачивает обратной стороной второй кружок, и дети рассказывают, что теперь группа составлена из 1 красного и 2 синих кружков. Обобщая в заключение ответы детей, воспитатель подчеркивает, что число 3 можно составить по-разному: из 2 и 1, из 1 и 2. Данное упражнение наглядно выявляет состав числа, отношение целого и части, поэтому с него целесообразно начинать знакомство детей с составом чисел.
Физминутка.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Как пружинки мы присели
И на место тихо сели.
Рассказы-задачи:
• На верхнем проводе сидели 3 ласточки, 1 ласточка пересела на нижний провод. Сколько всего ласточек? Как они теперь сидят? Как они еще могут сидеть? (Ласточек на наборном полотне пересаживают с провода на провод.)
• Вере подарили 4 карандаша. Она поделилась с Аней. Как она могла разделить карандаши?
Задания: одному ребенку взять 3 камешка (желудя) в обе руки, а остальным догадаться, сколько камешков у него в каждой руке; разделить группу из 3 (4, 5) игрушек между 2 детьми; нарисовать 2 разновидности фигур, например круги и квадраты, всего 4 фигуры; полезно рассмотреть с детьми числовые фигуры, на которых кружки расчленены на 2 группы.
Выполнив то или иное задание, дети каждый раз рассказывают о том, на какие 2 группы расчленена совокупность, сколько всего предметов в нее входит, и делают обобщение о составе числа из 2 меньших чисел. Например, ребенок говорит: «Я взяла 2 зеленые и 1 желтую ленточку, а всего 3 ленточки. Число 3 можно составить из 2 и 1; 2 и 1 вместе составляют 3». Важно приучить детей по-разному строить ответы: идти как от частного к общему, так и от общего к частному: «Всего я нарисовал 4 фигуры: 3 квадрата и 1 фигуру овальной формы».
Не менее важно побуждать детей устанавливать отношение между целым и частями, то есть делать вывод о составе числа: «Число 4 можно составить из 3 и 1; 3 и 1 вместе составляют 4».
Педагог показывает карточку, на которой изображено от 3 до 5 предметов, но часть их он закрывает и говорит: «На карточке нарисованы 4 зайчика. Угадайте, сколько зайчиков я закрыла». Педагог берет 2 числовые фигуры, одну из них, например с 3 кружками, показывает детям, а вторую поворачивает к ним обратной стороной и спрашивает: «Сколько кружков на перевернутой карточке, если на 2 карточках вместе 5 кружков? Как вы догадались?»
Можно побуждать детей находить в групповой комнате примеры разложения числа на 2 группы. Например, в групповой комнате может оказаться 2 шкафа с игрушками и 1 с пособиями, а всего 3 шкафа; 2 больших мишки и 3 маленьких, а всего 5 мишек и т. п.
3. Подвижная игра «Где кто живет?».
Дети стоят в две шеренги на расстоянии 8–10 шагов одна от другой. Посредине между шеренгами начертить два круга, каждый 80–100 см диаметром; один круг – «двор», другой – «лес». В шеренгах есть одинаковые «птицы» и «животные». Каждая пара первой и второй шеренги выбирает себе название любой птицы или животного, лесных или домашних. Такие же названия выбирает себе и вторая шеренга. Предположим, первые два ребенка в двух шеренгах – зайцы, вторые – кошки и т. д. Когда воспитатель называет домашних животных, эти дети быстро бегут в лес. Например, по сигналу воспитателя «Кукушки!» дети-«кукушки» из двух шеренг спешат в круг, являющийся лесом; по сигналу «Кошки» дети-«кошки» из двух шеренг спешат в круг, который является двором. Воспитатель отмечает того ребенка из пары, который быстрее добежит до круга. Когда все дети окажутся в кругу, игра заканчивается.
4. Рассматривание серии картинок «Новая улица». Конструирование многоэтажного дома.
– Рассмотрите картинки по теме «Новая улица». На одной картине нарисована улица, на другой – перекресток, на третьей – высокие дома, которые вы сейчас будете строить.
Воспитатель отбирает четырех детей, умеющих хорошо сооружать постройки, и распределяет между ними роли «шофера» и «строителей». «Шофер» подвозит строительный материал, «строители» разгружают машину и аккуратно складывают кирпичики. Они будут строить дома высокие и низкие. Воспитатель руководит стройкой. «Строители» возводят многоэтажный дом, а рядом с ним каждый ребенок – маленький домик произвольно.
Воспитатель обращает внимание на «строителей», на их действия, на роль каждого из них в игре, на дружеские взаимодействия: один – строит, другой – подает кирпичики, ровняет их или строит возле дома дорожку. Тут же подсказывает детям, как лучше построить ту или иную деталь дома. Возле дома можно посадить деревья, цветы.
5. Рефлексия.
Вопросы:
Скажите, ребята, чем мы с вами сегодня занимались? Что больше всего вам понравилось?
– Что мы делали на занятии?
– А в какую игру играли?
– Что рассматривали на картинках?
– Молодцы, ребята.
– Спасибо за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия ФЭМП в старшей группе «Путешествие с Красной Шапочкой»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Веселоярский детский сад «Сказка» «Путешествие с Красной Шапочкой...
Конспект занятия ФЭМП в старшей группе "Плоские и объемные геометрические фигуры"
Конспект занятия ФЭМП в старшей группе...
Конспект занятия ФЭМП в старшей группе
Конспект занятия ФЭМП в старшей группе...
Конспект занятия ФЭМП в старшей группе на тему: "Наша армия"
Данное занятие фомирует у дошкольников умение считать в прямом и обратном порядке до десяти, ориентироваться на листе бумаги, делить целое на части, называть дни недели....
Конспект занятия ФЭМП в старшей группе на тему: «День защитника Отечества»
конспект занятия по ФЭМП...
Конспект занятия ФЭМП в старшей группе На тему "По грибы" с использованием нетрадиционной техники рисования
Цель: Формировать математические способности счёта в пределах десяти в прямом и обратном порядке, используя нетрадиционную технику рисования.Задачи:- закреплять умение детей понимать отношения ме...
Конспект занятия ФЭМП в старшей группе
Цель: закрепить знания детей о числах от 1 до 10; упражнять в обратном счете; закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закрепить умение отгадывать математическ...