Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
учебно-методический материал по математике (младшая группа) на тему

Создание социальной ситуации развития для выявления эффективности разработанной системы математических  д/и из нестандартного оборудования по развитию логического мышления у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Цель: Создание социальной ситуации развития для выявления эффективности разработанной системы математических  д/и из нестандартного оборудования по развитию логического мышления у детей младшего дошкольного возраста.

  1.  «Собери ягодки»

Оборудование: разноцветная фасоль, тарелочки четырех цветов

Содержание игры: воспитатель сообщает детям, что звери из леса прислали в подарок ягоды: Медведь – красные (малину), Лиса – желтые (облепиху), Волк – синие (голубику), а Заяц – зеленые (крыжовник). Только всю ягоду они сложили в один короб. Воспитатель раздает детям тарелочки и предлагает разложить ягоды: красные – в красные тарелочки, желтые – в желтые тарелочки, синие – в синие тарелочки, зеленые – в зеленые тарелочки.

  1. «Пирамидки»

Оборудование: цветные полиэтиленовые крышки, цветные хозяйственные губки, карточки – образцы.

Содержание игры: в гости к детям приходит Зайчонок (игрушка), он очень любит играть в пирамидки и просит детей поиграть с ним: построить такую же пирамидку как у него и назвать, какого цвета крышка вверху, внизу. Детям среднего возраста предлагается построить пирамидку по карточке – образцу и по условию. Например: внизу – синяя крышка. Над ней – красная, а зеленая – между красной и желтой.

  1. «Продолжи логическую цепочку»

Оборудование: комплект из 16-ти крышек, по четыре каждого цвета (красный, зеленый, синий, желтый) карточки – образцы.

Содержание игры: воспитатель предлагает детям расположить крышки по

цвету в той последовательности, которая указана на карточке и продолжить

эту последовательность.

  1. «Поставь машину в гараж»

Оборудование: 4 прямоугольника 40х15 см, на каждом нарисована волнистая дорожка шириной 3 см (дорожки красного, зеленого, синего и жёлтого цвета); 4 машинки и 4 полиэтиленовые крышки того же цвета.

Содержание игры: Воспитатель предлагает детям «покататься» на машинках по извилистым дорожкам. Каждая машинка едет по дорожкам того же цвета, что и она сама. Если дорожка (прямоугольник) расположена горизонтально, то нужно «ехать»  по ней проговаривая направление: «вправо-влево». Если дорожка расположена вертикально: «вверх-вниз». После поездки нужно поставить машинку в свой «гараж» (крышку).

  1. Игра с камнями «Кто больше?»

Оборудование: разноцветные камни

Содержание игры: Камни лежат кучкой на полу, воспитатель и дети садятся рядом. По команде воспитатель старается закрыть руками камни, а дети должны успеть схватить их как можно больше. Выигрывает тот, у кого больше камней.

Игра «Покорми гусей»

Способ выполнения: педагог, используя подходящие игрушки, разыгрывает с детьми сюжет: мама-гусыня привела гусят домой и кормит их обедом. На столе большие и маленькие миски (кукольный набор).

- Какую миску дадим маме-гусыне? (Большую.) Почему? (Она большая.)

- Какую гусенку? (Маленькую.) Почему? (Он маленький.)

- Маша, собери все остальные большие миски и поставь их в шкаф, они не нужны маленьким гусятам.

- Петя, возьми все маленькие миски для гусят. Дай каждому гусенку миску.

- Всем гусятам хватило мисок? (Нет.  Одному  еще нужно.)Сколько еще нужно мисок? (Одну.)Пришел папа-гусь. Какую ему миску поставим: большую или маленькую? (Большую).- Сколько надо добавить больших мисок? (Одну.)

Игра «Лепим куличи»

Способ выполнения: дети делают «куличи» для гусыни и гусят, используя большие и маленькие формы. Воспитатель помогает детям провести предварительное соотнесение размера формы и будущего кулича: из большой формы получится большой кулич для гусыни, из маленькой формы получится маленький кулич для гусенка. Какой кулич получится из этой мисочки? Из этой? Сделай, сравни их? Сколько надо больших куличей? (Один.) Маленьких? (Много.)

- Сделай каждому гусенку один кулич. Какому гусенку этот кулич? Этот? Этот? 

Игра «Все мячики»

Материал:  несколько предметов примерно одного размера, но разного цвета: 2 – 3 мячика из разного материала (резина, пластик), апельсин, несколько кубиков, 2 – 3 круглых яблока, клубок шерстяных ниток, цилиндр (жестяная баночка из-под кофе), конус, яйцевидные тела, небольшие воротца.

Способ выполнения: педагог просит ребенка по команде выбрать все мячики и закатить их в соответствующие воротца. Если нет цветных воротец, их можно обозначить цветными кирпичами, большими или маленькими коробками.

Игра «Один» и «Много»

Способ выполнения: педагог играет с 1-3 детьми. Дети прячут руки за спиной и по команде «Один» или «Много» выбрасывают их перед собой, показывая соответствующее количество пальцев. Игра напоминает игру «В морского». Постепенно педагог вводит сравнение количества пальцев прикладыванием. Например, по команде «Много!» педагог выбрасывает три пальца, а ребенок- пять. Выиграл тот, кто показал больше пальцев. Педагог поясняет ребенку, как узнать, у кого больше (прикладывает пальцы один к одному).

Игра «Гости»

Способ выполнения: разыгрывается игровая ситуация «Гости»: ставится стол и стулья (можно использовать подходящие коробки), дети рассаживают кукол на стулья, фиксируя в речи: на один стул — одна кукла.

Воспитатель предлагает детям расставить на столе тарелки (каждому гостю по одной), чашки, разложить яблоки, фиксируя в речи:

- Каждому по одной тарелке. Тарелок столько же, сколько гостей.

- Каждому по одной чашке. Чашек столько же, сколько гостей.

- Каждому по одному яблоку. Яблок столько же, сколько гостей.

Игра «Оладушки»

Материал: коробка с большими пуговицами.

Способ выполнения: педагог играет с детьми и «Оладушки»: читая текст потешки, раздает играющим по одной пуговице, называя детей по имени.                    

                       Бабушка, бабушка

Испекла оладушки.

Один — Ванечке,

Один — Мишеньке и т. д.

Затем пуговицы возвращаются в коробку (съели оладушки), при этом их можно считать (пока этот счет в устах педагога звучит для детей как еще одна приговорка: одна, две, три...).

Вариант 1. Педагог раздает по 2 и затем по 3 пуговицы в соответствии с текстом:                  Бабушка, бабушка                                

Испекла оладушки.

Ване – два,

Мише – два…

Бабушка, бабушка                                

Испекла оладушки.

Ване – три,

Мише – три…

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания"

С помощью математических игр развивается избирательное восприятие, которое направлено, прежде всего, на такие специфические для математики характеристики внешнего мира, как форма, пространственное рас...

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в соответствии с ФГОС ДО

  Создание условий для развития математических представлений у дошкольников в системе дидактических игр....

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представленияЗадачи:Øповысить свою  профессиональную компетентность в данной области;Øпродолжать созда...

План по самообразованию Тема: «Формирование элементарных естественно научных представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 2023-2024гг.

Цель - создать оптимальные условия для развития естественно научных представлений дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития через дидактические игры....

2020-2024г. Презентация опыта работы по теме: «Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через поддержку игровой активности»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...