Проектная исследовательская деятельность « Геометрика».
проект по математике (подготовительная группа)

Ханбекова Наталия Викторовна

 

Данное планирование предусматривает организацию познавательно-поисковой и исследовательской деятельности для детей 6-7 лет, которая является инновационной формой креативного труда для приобретения старшими дошкольниками опыта самостоятельной деятельности. Используемый интегративный подход в построении содержания исследовательской деятельности отражает возрастные особенности детей дошкольного возраста и является наиболее адекватной формой организации образовательного процесса.

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

- развивающего образования;

- научной обоснованности и практической применимости;

- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- интеграции образовательных областей;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Программа « Геометрика» имеет научно-техническую направленность и обеспечивает возможность создания условий для развития личности старшего дошкольника. Ключевую роль в этом процессе играет предметно-преобразующая деятельность, то есть практическая  работа с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_hanbekova_10_gruppa.docx62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Ручеек»

Проектная исследовательская деятельность « Геометрика».

Рассмотрена и  утверждена

педагогическим советом № 1  

«30» августа 2019 г.

 

УТВЕРЖДАЮ                                                                        Заведующий  МБДОУ «Детский сад № 18«Ручеек»

                                                                     Новикова Е.В.

        Приказ от 30.08.2019 г. №111

Образовательная область: познавательное развитие

Основная  образовательная  деятельность: познавательно-исследовательская

Возрастная группа: 6- 7 лет

Сведения о разработчике:

Ханбекова Н.В, воспитатель группы  №10

 

2019 – 2020 учебный год

Тамбов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное планирование предусматривает организацию познавательно-поисковой и исследовательской деятельности для детей 6-7 лет, которая является инновационной формой креативного труда для приобретения старшими дошкольниками опыта самостоятельной деятельности. Используемый интегративный подход в построении содержания исследовательской деятельности отражает возрастные особенности детей дошкольного возраста и является наиболее адекватной формой организации образовательного процесса.

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

- развивающего образования;

- научной обоснованности и практической применимости;

- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- интеграции образовательных областей;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Программа « Геометрика» имеет научно-техническую направленность и обеспечивает возможность создания условий для развития личности старшего дошкольника. Ключевую роль в этом процессе играет предметно-преобразующая деятельность, то есть практическая  работа с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).

         

ТИКО – технология это:

Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной  развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.

         Работая с конструктором ТИКО, мы решаем сразу несколько проблем:

- создание развивающей среды;

- организация развивающих занятий;

- реализация проектной деятельности в детском саду.

Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.

Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития личности ребенка, его талантов и способностей. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью трансформируемого игрового конструктора для объемного моделирования ТИКО.

Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.

Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

 Развивающие занятия в детском саду помогают детям в развитии речи, ФЭМП, обучению грамоте, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей.  Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их к учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствие погружаются в нее.

В процессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.

Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.

Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самый превращая процесс рутинного получения знаний  в увлекательную игру.

Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

В возрасте 6-7 лет начинает формироваться словесно-логическое мышление, идет активное развитие элементарных математических способностей и логики.  Конструирование и  робототехника как нельзя лучше этому способствует. Развиваются и коммуникативные навыки, ведь для сборки «своего» робота нужно работать в команде и постоянно общаться как с преподавателем, так и со сверстниками. Дети начинают больше разговаривать, что ведет к пополнению словарного запаса и развитию более грамотной и связной речи.

Актуальность

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнение, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов и конструирования  на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Цель программы :

Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления,  формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

Задачи программы:

Обучающие

создание условий для творческой самореализации, формирования мотивации успеха и личных достижений обучающихся на основе предметно-преобразующей деятельности;

развитие познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;

развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;

развитие регулятивной структуры деятельности в процессе реализации конструкторских проектов (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

развитие сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики) через формирование практических умений;

воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми;

формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.

Развивающие:

расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;

развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Воспитательные:

формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

Ожидаемые результаты программы:

Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.

Изучив курс «ТИКО-мастера», дети успешно владеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.

Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «ТИКО-мастера» создает для этого самые благоприятные возможности. Начиная со второго года обучения, дошкольники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, рекомендуем организовывать именные выставки  индивидуальных работ воспитанников и работ, созданных в результате совместного семейного творчества.

В ходе освоения дошкольниками каждого модуля программы возможно достижение предметных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира.

Механизм реализации программы

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми 6-7 лет проводится в рамках работы клуба «Геометрика» 1 раз в неделю в первую половину дня. Общее количество ситуаций за учебный год - 28.

Педагогический анализ знаний детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год.

Продолжительность диагностического периода:

Стартовая диагностика: 01.09.2019– 15.09.2019г.,

Итоговая диагностика:  01.05.2020 – 31.05.2020 г.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

Тематика занятий

Задачи

Содержание деятельности

Сентябрь

1-2

Диагностика

Формирование «понятийного аппарата» в рамках исследовательской деятельности.

3

Занятие №1

Знакомство с геометрией..

Формирование «Понятийного аппарата»

Формирование «понятийного аппарата» в рамках исследовательской деятельности.

Познакомить с понятиями «цель», «задача», «гипотеза», «проект», «проектная деятельность», « геометрия»

. Исследование многоугольников. Изучение комплекции конструктора ТИКО

, «многоугольник», «пятиугольник», «шестиугольник», «семиугольник», «восьмиугольник».

Формирование представлений о возможности определения в речи конечной цели деятельности на примерах, близких опыту детей.

 Формирование умений выдвигать предположение, связанное с достижением  конечных результатов своей деятельности.

Формировать представление и проектной деятельности как о поэтапной практической работе по достижению цели в рамках определенной темы.

Учить систематизировать полученные данные путем заполнения таблицы.

Развивать конструктивные навыки.

       1. Инструктаж по ТБ.

2. Плоскостное моделирование.

2.1        Исследование форм и свойств многоугольников.

Теория: Понятия: «геометрия», «многоугольник».

Практическое задание:

I часть - Происхождение понятия «геометрия». Определение фигур с помощью ощупывания. Сравнительный анализ и конструирование многоугольников.

3.Содержательная беседа

-о необходимости постановки конечной цели для организации любой деятельности (целеполагание способствует осмыслению деятельности);

-о необходимости определения этапов своей работы для достижения намеченной цели (планирование  способствует быстрому достижению результата),

-о важности умений выдвигать предположение (гипотезу) о конечной цели для организации исследований.

Проблемная ситуация : « Исследование многоугольников»

2.Работа в тетрадях. Заполнение предложенной воспитателем таблицы - «Название фигуры-количество углов- количество сторон». Формировать умение делать вывод на основе исследовательской деятельности.

5.Физкультминутка «Дерево, куст, трава»

6Конструирование многоугольников

Материалы: Конструктор ТИКО – набор «Фантазёр»

4

Занятие №2

Геометрические фигуры и их свойства

»

Продолжать знакомство с геометрическими фигурами и их свойствами.

Познакомить с понятиями:, «многоугольник», «пятиугольник», «шестиугольник», «семиугольник», «восьмиугольник»..

Формирование умений выдвигать предположение, связанное с достижением  конечных результатов своей деятельности.

Учить систематизировать полученные данные путем заполнения таблицы.

Развивать навыки конструирования

1 Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу заданные фигуры.

2 Конструирование многоугольников из предложенных фигур.

3 Исследовательская деятельность :работа в тетрадях. Заполнение предложенной воспитателем таблицы - «Название фигуры-количество углов-количество сторон» Учить делать выводы.

4  физкультминутка

5 Диктант « Флаг России» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.35

6 Конструирование « Ежик»,  (  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.») Т.к №1,

7  Выставка работ.

Октябрь

1

Занятие №3

 Исследование многоугольников. Четырёхугольники - квадрат

Расширить и обобщить знания о квадрате, как прямоугольнике , у которого все  стороны равны.

Научить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки.

Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения.

Учить систематизировать полученные данные путем заполнения таблицы.

Воспитывать интерес к конструированию..

1Предложить детям найти все прямоугольники в наборе конструктора. Среди них выделить квадраты.

2.Решение проблемных ситуаций в ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы):  Если у прямоугольника все стороны равны, то это –квадрат.

3Исследовательская деятельность-измерить при помощи линейки стороны квадрата и сделать вывод

4 Физкультминутка

5  Диктант « Кот Шалун» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.36

6 Конструирование « Корзина и орешки»,  (  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.») Т.к №2,

7  Выставка работ.

2

Занятие №4

Исследование многоугольников. Четырёхугольники - прямоугольник

»

Закрепить знания о прямоугольнике.. Познакомить с понятием «прямой угол», «длина» «ширина».

Научить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки

Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения.

Учить систематизировать полученные данные путем заполнения таблицы.

Развивать конструктивные и творческие навыки.

.

1 Предложить детям найти все прямоугольники в наборе конструктора. Сравнить квадраты и прямоугольники.

2 .Решение проблемных ситуаций в ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы  У прямоугольника не все стороны равны. Предложить детям

 3 При помощи линейки измерить стороны прямоугольника и сделать вывод.

4 Физкультминутка

5   Диктант « Кот Дымок» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.37

6 Конструирование « Воздушный шар» (  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№№4,

7  Выставка работ.

3

Занятие №5

 Исследование многоугольников. Сравнительный анализ треугольников. Равносторонний треугольник

Закрепить знания  о треугольнике.  

Познакомить с понятиями:, равносторонний треугольник,..

Продолжать учить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки.

Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения.

Развивать конструктивные навыки.

.

1Предложить детям найти в наборе конструктора все треугольники.

2.Решение проблемных ситуаций в ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы): Все ли треугольники одинаковые?  При помощи линейки измерить стороны треугольников. Сделать вывод. Выделить равносторонние треугольники. Исследования записать в таблицу.  Познакомить с понятием «равносторонний треугольник»

3  Физкультминутка

4 Диктант « Кот Мурзик» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.36

5  Конструирование « Корабль»,  (  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№19.

6  Выставка работ.

4

Занятие №6

Исследование многоугольников. Сравнительный анализ треугольников

Равнобедренный треугольник.

 

Закрепить знания  о треугольнике.  

Познакомить с понятием: «равнобедренный треугольник», «остроугольный треугольник..

Продолжать учить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки.»

Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение сравнивать и анализировать  ,.делать выводы и умозаключения.

Развивать конструктивные и творческие навыки.

.

1 Предложить детям найти в наборе конструктора все треугольники.  Выделить среди них равнобедренные треуголники по образцу .Предложить детям исследовать треугольник – измерить стороны при помощи линейки.

2.Решение проблемных ситуацийв ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы). Сделать вывод: треугольник, у которого две стороны одинаковые – называется равнобедренным треугольником.

3 В тетради нарисовать равнобедренный треугольник.

4 Физкультминутка

5 Диктант « кот Пушок»( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.35

6 Конструирование « Звезда»,  (  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№12

7  Выставка работ.

1        

Занятие №7

Занятие №6

Исследование многоугольников. Сравнительный анализ треугольников.

 Прямоугольный треугольник

        

Закрепить знания  о треугольнике.  

Познакомить с понятием «прямоугольный треугольник».

Продолжать учить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки.

Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение сравнивать и анализироват ,делать выводы и умозаключения.

Учить ориентироваться в пространстве

Развивать конструктивные и творческие  навыки.

.

1 Предложить детям найти в наборе конструктора все треугольники и прямоугольник. Вспомнить, почему прямоугольник имеет такое название.  

2 Исследовательская деятельность : Путем наложения друг на друга прямоугольника и прямоугольного треугольника сделать вывод, что у треугольника может быть один прямой угол и такие треугольники называются прямоугольными.

 Вспомнить , какой угол называется прямым. Найти все треугольники с прямыми углами .Познакомить с понятием «прямоугольный треугольник».

3 Физкультминутка

4 Предложить собрать логический квадрат из  красных , желтых и зеленых  ТИКО-квадратов.

5 Конструирование « Ваза »,  (  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№13

6  Выставка работ.

Ноябрь

2

Занятие №8

 Исследование многоугольников. Четырехугольники - ромб

Продолжать закреплять знания о многоугольниках .

 Исследовать ромб. Учить сравнивать фигуры – ромб и квадрат, находить сходства и различия  и делать соответствующие выводы.

Продолжать учить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение   сравнивать и анализировать,делать выводы и умозаключения.

Учить ориентироваться в пространстве.

Учить систематизировать полученные данные путем заполнения таблицы.

Развивать конструктивные навыки.

.

1 Вспомнить , какие бывают многоугольники. Среди всех фигур выделить все четырехугольники. Найти среди них квадраты и ромбы.

2 Исследовательская деятельность: Предложить детям сравнить квадрат и ромб. Предположить, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Проверить Длины сторон ромба при помощи линейки. Сделать вывод. Путем наложения сравнить углы квадрата и ромба и так же сделать выводы.

Ромб-это четырехугольник , у которого все стороны равны , а углы –нет.

3 Замещение фигур- конструирование ромба из предложенных фигур.

4 Физкультминутка

5 Диктант « медведь» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.38

6  Конструирование « Звездолет »,  (  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№17

7  Выставка работ.

3.

Занятие №9

Исследование многоугольников. Четырехугольники - трапеция

Продолжать закреплять знания о многоугольниках.

Познакомить с понятием «трапеция».

Исследовать трапецию.  Учить выявлять ее основные свойства.

Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы.

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

Развивать самостоятельные практические навыки, умение сравнивать и анализировать, делать выводы и умозаключения.

Учить ориентироваться в пространстве.

Учить систематизировать полученные .данные

. Развивать конструктивные  и творческие навыки.

.

1Предложить детям найти в наборе конструктора фигуру по образцу.

2 Зарисовка фигуры в тетради.

3 Исследовательская деятельность : измерить стороны трапеции линейкой и записать полученные результаты в тетрадь.

 Учить делать вывод: «Трапеция- четырехугольник, у которого только  две стороны равны»

4 Конструирование  трапеции из различных фигур. Выяснить с детьми , какие фигуры можно использовать для конструирования трапеции.

5 Физкультминутка.

6  Диктант « Собака» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.37

7   Конструирование « Кормушка для птиц »,  (  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№6

8  Выставка работ.

4.

Занятие №10

Исследование многоугольников. Четырехугольники - параллелограмм

Продолжать закреплять знания о многоугольниках.

Познакомить с понятием «параллельный» «параллелограм».

Исследовать параллелограмм.  Учить выявлять ее основные свойства Не все стороны равны), стороны параллельны.

Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы.

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

Развивать самостоятельные практические навыки, умение сравнивать и анализировать, делать выводы и умозаключения.

Учить систематизировать полученные данные.

Учить ориентироваться в пространстве.

. Развивать конструктивные  и творческие навыки.

.

 1 Вспомнить , какие бывают многоугольники. Среди всех фигур выделить все четырехугольники. По образцу предложить найти параллелограмм.

2 Исследовательская деятельность : измерить стороны параллелограмма линейкой и записать полученные результаты в тетрадь. Учить делать вывод: « Параллелограмм- четырехугольник , у которого не все стороны равны, Стороны параллелограмма параллельны.

3 Зарисовка фигуры в тетради.

4 Задание на замещение геометрических фигур- конструирование параллелограмма

5  Физкультминутка.

6   Диктант « Заяц» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.38.

7  Конструирование « Санки»,  (  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№5

8  Выставка работ.

.

Декабрь

1.

Занятие №11

Исследование многоугольников. Пятиугольник и шестиугольник.

Продолжать закреплять знания о многоугольниках

Выяснить названия фигур с соответствующим количеством углов.

Познакомить с понятием «пятиугольник» и « шестиугольник»

Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы.

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения.

Учить систематизировать полученные данные

. Развивать конструктивные  и творческие навыки.

1 В наборе конструктора предложить найти многоугольники с пятью углами.

Предположить, как они могут называться.

Сделать вывод: многоугольник , с пятью углами называется пятиугольником.

2 Нарисовать пятиугольник в тетради.

3 выяснить , как называется многоугольник с шестью углами? Предложить детям сконструировать шестиугольник путем замещения фигур.

4 Физкультминутка

5    Диктант « Птенец» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.39

6   Конструирование «Дом, елочка »,  (  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№8

7  Выставка работ.

Декабрь.

2

Занятие №12

«        Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов»

Расширить и обобщить знания о таких понятиях, как «узор», «орнамент», «симметрия».

Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение сравнивать и анализировать, делать выводы и умозаключения.

Воспитывать интерес к конструированию..

1.Содержательная беседа :расширить, закрепить и обобщить знания детей об узорах и орнаментах, использование их в народном прикладном искусстве ( использовать презентацию)

2.Решение проблемных ситуаций в ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы):Можно ли составить узор из геометрических фигур?

 

3 - Составление плоскостного узора на основе симметрии.

4 Формулирование вывода

5 Физкультминутка

6  Трансформация узора в объемной фигуре - конструирование предметов посуды – «чашка и блюдце» ,  (  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№25

7  Выставка работ.

3

Занятие №13

Периметр.

Познакомить детей с понятием « периметр».

Научить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки.

Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения.

.

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения.

Учить систематизировать полученные данные. Учить ориентироваться в пространстве.

. Развивать конструктивные  и творческие навыки.

.

1 Мультимедийная презентация « Периметр»

2Дать понятие «Периметр»

3 Исследовательская деятельность: предположить, что у фигур , больших по размеру, периметр больше и наоборот. Предложить детям измерить периметры большого и малого квадратов , записать данные в таблицу . Сделать вывод.

4 Конструирование фигур и сравнение  их периметров.

  Конструирование фигур различных периметров из квадратов многоугольников и     измерение их периметра при помощи линейки.

5 Физкультминутка

6 Диктант « Олень» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.39

7   Конструирование «дед Мороз  »,  (  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№7

8  Выставка работ.

4

Занятие №14

Периметр. Решение логических задач.

Закреплять понятие «периметр».

Упражнять правильно измерять стороны фигуры при помощи линейки.

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения.

Учить систематизировать полученные данные. Учить ориентироваться в пространстве.

   

Развивать логическое мышление.

ра

1 Диктант «Мороженое» НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.45

2 Предложить измерить периметр полученой фигуры.

3 Задания на развитие логического мышления:  НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» №№1,2,3

4 Физкультминутка

5 Конструирование «Горка»(  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№21

6  Выставка работ.

Занятие №15

Выделение частей и целого.

Учить выделять  заданное количеств фигур из множества

Понятия - «целое», «часть».

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения.

Учить систематизировать полученные данные. Учить ориентироваться в пространстве.

Развивать логическое мышление.

Развивать мнтерес к конструированию и художественно- творческой деятельности.

1 Предложить сконструировать большой квадрат из четырех маленький. Выделить часть и целое.

2Дать понятие части и целого.

3 Логические игры и задания  НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию.»  стр58-59

4 Физкультминутка

5 Диктант «Фиалка» НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструирован стр. 41 .Выделить и назвать части полученной фигуры

6 Конструирование по технологической карте «Рыбка»»(  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№15

7  Выставка работ.

4

Занятие №16

Множества

Учить детей выделять множества и подмножества

.Знакомить с операциями « обьединение множеств» и «пересечение множеств»      используя круги Эйлера.

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

.Развивать логическое мышление.

Формировать конструктивные и творческие навыки.

Рассказать детям сказку о множествах . Дать понятия  « множество»

2 Практическое задание: выделить подмножества в наборе конструктора ТИКО.

3 Игры с кругами Эйлера. Приложение 8.

4 Свободное конструирование с использованием фигур одного подмножества( прямоугольники, квадраты, треугольники, красные, синие , зеленые и т.д)

5 Физкультминутка.

6  Диктант « Черепаха» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр. 40

7 Конструирование по технологической карте «Корзина»(  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№24

8  Выставка работ.

Февраль

1

Занятие №17

Конструирование гекзаэдра(четырехугольная призма, куб). Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.

Познакомить детей с гекзаэдром.

Закреплять  понятия «многогранник», «куб», «грань», «ребро», «вершина», « развертка» .

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

Развивать самостоятельные практические навыки, Умение анализировать , делать выводы и умозаключения.

.Развивать логическое мышление.

Формировать конструктивные и творческие навыки.

1 Беседа «Путешествие в страну обьемных фигур»

2 Демонстрация  гекзаэдра.

3Беседа  по вопросам :

 - Как называется фигура?

 - Плоская или обьемная?

 - Из каких плоских фигур сконструирован гекзаэтр?

 -Сколько нужно взять квадратов , чтобы получить гекзаэтр.

3  Дать понятие «развертка».

4  Конструирование развертки куба по образцу.

5  Конструирование гекзаэдра .

6 Дать понятия «ребро» , «вершина», « грань»

7  Исследовательская деятельность: Исследовать гекзаэдр и заполнить таблицу:/количество вершин-количество ребер-количество граней/

8 Учить делать вывод.

9 Физкультминутка

10  Свободное конструирование: предложить детям пофантазировать и сконструировать на основе куба предметы мебели.

11 Выставка работ.

2

Занятие №18

Исследование и конструирование многогранников

 Прямоугольный параллепипед (четырехугольная призма)

Познакомить детей с  параллелепипедом.

Закреплять  понятия «», «вершина», « развертка»,

«многогранник», «параллелепипед», «грань», «ребро

 Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

 

.

.Развивать логическое мышление.

Формировать конструктивные и творческие навыки.

1 Демонстрация параллелепипеда.

2 Выяснить , из каких фигур состоит многогранник.

3 Конструирование по образцу развертки  прямоугольного параллелепипеда.

4 Конструирование параллелепипеда

5  Закрепить  понятия «ребро» , «вершина», « грань»

5 Поисково- исследовательская деятельность: исследование прямоугольного параллелепипеда и заполнение таблицы.

6 Конструирование куба и параллелепипеда. Сравнить многогранники.

7 Физкультминутка

8  Конструирование по технологической карте «ваза»(  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию стр. 27

9 Свободное конструирование: предложить детям пофантазировать и сконструировать на основе куба и параллелепипеда предметы окружающего мира.

10  Выставка работ.

3

Занятие №19

Исследование и конструирование многогранников

. Треугольная и пятиугольная призмы

Познакомить детей с  призмой..

Закреплять  понятия «призма», «вершина», « развертка» .

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

 

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

и творческие навыки.

1 Демонстрация призмы.

2 Выяснить , из каких фигур состоит многогранник. Закреплять понятия «ребро» , « вершина» , «грань»

3 Конструирование по образцу развертки  треугольной призмы.

4  Поисково-исследовательская деятельность: исследование треугольной призмы и заполнение таблицы

5 Конструирование по образцу развертки  пятиугольной призмы.

6  Поисково-исследовательская деятельность: исследование пятиугольной  призмы и заполнение таблицы.

7 Сравнение пятиугольной и треугольной призм.

8 Физкультминутка.

9   Диктант «Цветок» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.42

10 Конструирование по технологической карте «Тюльпан»(  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№23

11  Выставка работ.

 

4

Занятие №20

Исследование и конструирование многогранников

Шестиугольная и восьмиугольная призмы.

.

..

Закреплять  понятия «призма», «вершина», « развертка» .

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

 

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

и творческие навыки.

1 Демонстрация  шестиугольноуй призмы.

2 Исследование шестиугольной призмы.Выяснить , из каких фигур состоит многогранник. Закреплять понятия «ребро» , « вершина» , «грань»

3 Конструирование по образцу развертки  шестиугольной призмы.

4  Поисково-исследовательская деятельность: исследование восьмиугольной  призмы и заполнение таблицы

5 Конструирование по образцу развертки  восьмиугольной призмы.

6  Поисково-исследовательская деятельность: исследование восьмиугольной   призмы и заполнение таблицы.

7 Сравнение шестиугольной и восьмиугольной призм.

8 Физкультминутка.

9   Диктант «Джип» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.44

10 Конструирование по технологической карте «Звездолет»(  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№34

11  Выставка работ.

Март

1

Занятие №21

Многогранники

Многогранники . Треугольная пирамида

Объемное моделирование.

Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе пирамиды.

Познакомить детей с  пирамидой..

Закреплять  понятия «пирамида», «вершина», « развертка» .

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

 

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

и творческие навыки.

1 Рассказ воспитателя о Египетских пирамидах. Мультимедийная презентация

21 Демонстрация  треугольной пирамиды

.

2 Исследование треугольной пирамиды ..Выяснить , из каких фигур состоит многогранник. Закреплять понятия «ребро» , « вершина» , «грань»

3 Конструирование по образцу развертки  треугольной пирамиды.4  Поисково-исследовательская деятельность: исследование восьмиугольной  призмы и заполнение таблицы

4 Физкультминутка.

5 Моделирование предметов окружающего мира на основе треугольной пирамиды.

6   Диктант «Трактор» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.46

7 Конструирование по технологической карте «Подснежник»(  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№18

8  Выставка работ.

2

Занятие №22

Многогранники

Четырехугольная и пятиугольные пирамиды

 

Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе пирамиды.

.

Закреплять  понятия «пирамида», «вершина», « развертка» » , «четырехугольные», « пятиугольные»

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

 

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

и творческие навыки.

1 Демонстрация четырехугольной пирамиды.

2 Закрепление понятий «ребро» , « вершина» , «грань»

3 Конструирование по образцу развертки четырехугольной пирамиды

  4  Поисково-исследовательская деятельность: исследование четырехугольной пирамиды  и заполнение таблицы.

5 Конструирование по образцу развертки  четырехугольной пирамиды.

6  Поисково-исследовательская деятельность: исследование пятиугольной пирамиды и заполнение таблицы.

7 Сравнение четырехугольной и пятиугольной пирамид.

8 Конструирование предметов окружаещего мира  на основе пирамиды.

9 Физкультминутка.

10   Диктант «ракета» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование .    Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми  дошкольного и младшего школьного возраста» стр.46

11 Конструирование по технологической карте «мяч»(  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№20

12  Выставка работ.

3

Занятие №23

Многогранники.

Шестиугольная и восьмиугольная пирамиды.

.  Закреплять  понятия «пирамида», «вершина», « развертка» » , «шестиугольная »,  « восьмиугольная».

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

 

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

и творческие навыки.

1 Демонстрация шестиугольной и восьмиугольной пирамид..

2 Выяснить отличия шестиугольной и восьмиугольной пирамид.

3 Закрепление понятий «ребро» , « вершина» , «грань»

4 Конструирование по образцу развертки шестиугольной и восьмиугольной пирамид

5 Конструирование пирамид

 6  Поисково-исследовательская деятельность: исследование  пирамид и заполнение таблицы.

7 Сравнение четырехугольной и пятиугольной пирамид.

8 Конструирование предметов окружаещего мира  на основе пирамиды.

9 Физкультминутка.

10   Диктант «Бабочка» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование .    Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми  дошкольного и младшего школьного возраста» стр52

11 Конструирование по технологической карте «Динозавр»(  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№22

12 Выставка работ.

4

Занятие №24

Многогранники .

Конструирование октаэдра

.

Познакомить детей с  октаэдром..

Закреплять  понятия «октаэдр», «вершина», « развертка» .

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

 

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

и творческие навыки.

1Демонстрация образца

2 Знакомство с понятием «Октаэдр»

3 Предложить сконструировать развертку многогранника по предлагаемому чертежу.

4 Конструирование октаэдра из развертки.  

5 Исследовательская деятельность:и сследование октаэдра и заполнение таблицы в тетради.

6 Свободное конструирование: предложить детям сконструировать предметы окружающего мира , основой которых может являтся октаэдр.

7 Физкультминутка

8 Решение логических задач « Кроля и Васи»« ТИКО-конструирование .    Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми  дошкольного и младшего школьного возраста»стр 61

9 Выставка работ.

Апрель

1

Занятие №25

Многогранники.

Конструирование додекаэдра

. Познакомить детей с  додекаэдром..

Закреплять  понятия «грань», «вершина», « развертка» .

Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

 

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

и творческие навыки.

1Демонстрация образца

2 Знакомство с понятием «додекаэдра

3 Предложить сконструировать развертку многогранника по предлагаемому      чертежу.

4 Конструирование додекаэдра

 из развертки.  

5 Исследовательская деятельность: исследование додекаэдра и заполнение таблицы в тетради.

6 Свободное конструирование: предложить детям сконструировать предметы окружающего мира , основой которых может являтся додекаэдр

7 Физкультминутка

8 Диктант «Ракетная установка»

911 Конструирование по технологической карте «Ракета»(  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№38

.49

11 Выставка работ.

2

Занятие №26

Многогранники

Закрепление  

Продолжать закреплять умение  распознавать  и называть  многогранники.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

 

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

и творческие навыки.

  1. Предложить детям сконструировать многогранники по замыслу и желанию.

 Продолжать формировать умение исследовать фигуры, определяя количество вершин, граней , ребер.

  1. Физкультминутка

     4   Конструирование по технологической карте «Мотоцикл»(  И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№36

  1. Выставка работ

3

Занятие №27

Конструирование «Сказочный дворец»

 

Продолжать закреплять умение  распознавать  и называть  многогранники.

Формировать умение конструировать фантазийные постройки из многогранниов.

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу

и творческие навыки.

.1 Мультипрезентация « Сказочные дворцы»

2 Свободное конструирование  .

3  Обыгрывание постройки .

4   Физкультминутка.

      5Решение логических задач  »« ТИКО-конструирование .    Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми  дошкольного и младшего школьного возраста» стр  60

        6 Выставка работ

4

Занятие №28

Презентация детских мини-проектов « Многогранники

Развивать аналитическую деятельность, умение, обобщать полученные результаты.

Продолжать обогащать словарь детей, совершенствовать умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении

Представление ребенком описательного рассказа с опорой на мультимедийную презентацию о понравившемся многограннике,, его особенностях, пользе, использовании в быту, науке.

Май

Итоговая диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)

Педагогический совет  Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...

МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС

Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.Развивать умение дискуссировать в группе,...

Проектно - исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности,помогающий успешной реализации ФГОС

Очень важно повышать профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы....

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.

Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Задачи:1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.2.Развивать умение дискусс...

«Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО

«Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....