Проектная исследовательская деятельность « Геометрика».
проект по математике (подготовительная группа)
Данное планирование предусматривает организацию познавательно-поисковой и исследовательской деятельности для детей 6-7 лет, которая является инновационной формой креативного труда для приобретения старшими дошкольниками опыта самостоятельной деятельности. Используемый интегративный подход в построении содержания исследовательской деятельности отражает возрастные особенности детей дошкольного возраста и является наиболее адекватной формой организации образовательного процесса.
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
- развивающего образования;
- научной обоснованности и практической применимости;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Программа « Геометрика» имеет научно-техническую направленность и обеспечивает возможность создания условий для развития личности старшего дошкольника. Ключевую роль в этом процессе играет предметно-преобразующая деятельность, то есть практическая работа с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_hanbekova_10_gruppa.docx | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Ручеек»
Проектная исследовательская деятельность « Геометрика».
Рассмотрена и утверждена педагогическим советом № 1 «30» августа 2019 г.
| УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 18«Ручеек» Новикова Е.В. Приказ от 30.08.2019 г. №111 |
Образовательная область: познавательное развитие
Основная образовательная деятельность: познавательно-исследовательская
Возрастная группа: 6- 7 лет
Сведения о разработчике:
Ханбекова Н.В, воспитатель группы №10
2019 – 2020 учебный год
Тамбов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное планирование предусматривает организацию познавательно-поисковой и исследовательской деятельности для детей 6-7 лет, которая является инновационной формой креативного труда для приобретения старшими дошкольниками опыта самостоятельной деятельности. Используемый интегративный подход в построении содержания исследовательской деятельности отражает возрастные особенности детей дошкольного возраста и является наиболее адекватной формой организации образовательного процесса.
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
- развивающего образования;
- научной обоснованности и практической применимости;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Программа « Геометрика» имеет научно-техническую направленность и обеспечивает возможность создания условий для развития личности старшего дошкольника. Ключевую роль в этом процессе играет предметно-преобразующая деятельность, то есть практическая работа с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).
ТИКО – технология это:
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.
Работая с конструктором ТИКО, мы решаем сразу несколько проблем:
- создание развивающей среды;
- организация развивающих занятий;
- реализация проектной деятельности в детском саду.
Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития личности ребенка, его талантов и способностей. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью трансформируемого игрового конструктора для объемного моделирования ТИКО.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.
Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Развивающие занятия в детском саду помогают детям в развитии речи, ФЭМП, обучению грамоте, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их к учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствие погружаются в нее.
В процессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.
Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.
Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самый превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.
Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
В возрасте 6-7 лет начинает формироваться словесно-логическое мышление, идет активное развитие элементарных математических способностей и логики. Конструирование и робототехника как нельзя лучше этому способствует. Развиваются и коммуникативные навыки, ведь для сборки «своего» робота нужно работать в команде и постоянно общаться как с преподавателем, так и со сверстниками. Дети начинают больше разговаривать, что ведет к пополнению словарного запаса и развитию более грамотной и связной речи.
Актуальность
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнение, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов и конструирования на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Цель программы :
Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Задачи программы:
Обучающие
создание условий для творческой самореализации, формирования мотивации успеха и личных достижений обучающихся на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
развитие регулятивной структуры деятельности в процессе реализации конструкторских проектов (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
развитие сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики) через формирование практических умений;
воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми;
формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.
Развивающие:
расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Воспитательные:
формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
Ожидаемые результаты программы:
Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.
Изучив курс «ТИКО-мастера», дети успешно владеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «ТИКО-мастера» создает для этого самые благоприятные возможности. Начиная со второго года обучения, дошкольники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, рекомендуем организовывать именные выставки индивидуальных работ воспитанников и работ, созданных в результате совместного семейного творчества.
В ходе освоения дошкольниками каждого модуля программы возможно достижение предметных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира.
Механизм реализации программы
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми 6-7 лет проводится в рамках работы клуба «Геометрика» 1 раз в неделю в первую половину дня. Общее количество ситуаций за учебный год - 28.
Педагогический анализ знаний детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год.
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 01.09.2019– 15.09.2019г.,
Итоговая диагностика: 01.05.2020 – 31.05.2020 г.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тематика занятий | Задачи | Содержание деятельности | |||||
Сентябрь | 1-2 | Диагностика | |||||||
Формирование «понятийного аппарата» в рамках исследовательской деятельности. | |||||||||
3 | Занятие №1 Знакомство с геометрией.. Формирование «Понятийного аппарата» | Формирование «понятийного аппарата» в рамках исследовательской деятельности. Познакомить с понятиями «цель», «задача», «гипотеза», «проект», «проектная деятельность», « геометрия» . Исследование многоугольников. Изучение комплекции конструктора ТИКО , «многоугольник», «пятиугольник», «шестиугольник», «семиугольник», «восьмиугольник». Формирование представлений о возможности определения в речи конечной цели деятельности на примерах, близких опыту детей. Формирование умений выдвигать предположение, связанное с достижением конечных результатов своей деятельности. Формировать представление и проектной деятельности как о поэтапной практической работе по достижению цели в рамках определенной темы. Учить систематизировать полученные данные путем заполнения таблицы. Развивать конструктивные навыки. | 1. Инструктаж по ТБ. 2. Плоскостное моделирование. 2.1 Исследование форм и свойств многоугольников. Теория: Понятия: «геометрия», «многоугольник». Практическое задание: I часть - Происхождение понятия «геометрия». Определение фигур с помощью ощупывания. Сравнительный анализ и конструирование многоугольников. 3.Содержательная беседа -о необходимости постановки конечной цели для организации любой деятельности (целеполагание способствует осмыслению деятельности); -о необходимости определения этапов своей работы для достижения намеченной цели (планирование способствует быстрому достижению результата), -о важности умений выдвигать предположение (гипотезу) о конечной цели для организации исследований. Проблемная ситуация : « Исследование многоугольников» 2.Работа в тетрадях. Заполнение предложенной воспитателем таблицы - «Название фигуры-количество углов- количество сторон». Формировать умение делать вывод на основе исследовательской деятельности. 5.Физкультминутка «Дерево, куст, трава» 6Конструирование многоугольников Материалы: Конструктор ТИКО – набор «Фантазёр» | ||||||
4 | Занятие №2 Геометрические фигуры и их свойства » | Продолжать знакомство с геометрическими фигурами и их свойствами. Познакомить с понятиями:, «многоугольник», «пятиугольник», «шестиугольник», «семиугольник», «восьмиугольник».. Формирование умений выдвигать предположение, связанное с достижением конечных результатов своей деятельности. Учить систематизировать полученные данные путем заполнения таблицы. Развивать навыки конструирования | 1 Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу заданные фигуры. 2 Конструирование многоугольников из предложенных фигур. 3 Исследовательская деятельность :работа в тетрадях. Заполнение предложенной воспитателем таблицы - «Название фигуры-количество углов-количество сторон» Учить делать выводы. 4 физкультминутка 5 Диктант « Флаг России» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.35 6 Конструирование « Ежик», ( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.») Т.к №1, 7 Выставка работ. | ||||||
Октябрь | 1 | Занятие №3 Исследование многоугольников. Четырёхугольники - квадрат | Расширить и обобщить знания о квадрате, как прямоугольнике , у которого все стороны равны. Научить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки. Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения. Учить систематизировать полученные данные путем заполнения таблицы. Воспитывать интерес к конструированию.. | 1Предложить детям найти все прямоугольники в наборе конструктора. Среди них выделить квадраты. 2.Решение проблемных ситуаций в ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы): Если у прямоугольника все стороны равны, то это –квадрат. 3Исследовательская деятельность-измерить при помощи линейки стороны квадрата и сделать вывод 4 Физкультминутка 5 Диктант « Кот Шалун» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.36 6 Конструирование « Корзина и орешки», ( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.») Т.к №2, 7 Выставка работ. | |||||
2 | Занятие №4 Исследование многоугольников. Четырёхугольники - прямоугольник » | Закрепить знания о прямоугольнике.. Познакомить с понятием «прямой угол», «длина» «ширина». Научить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения. Учить систематизировать полученные данные путем заполнения таблицы. Развивать конструктивные и творческие навыки. . | 1 Предложить детям найти все прямоугольники в наборе конструктора. Сравнить квадраты и прямоугольники. 2 .Решение проблемных ситуаций в ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы У прямоугольника не все стороны равны. Предложить детям 3 При помощи линейки измерить стороны прямоугольника и сделать вывод. 4 Физкультминутка 5 Диктант « Кот Дымок» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.37 6 Конструирование « Воздушный шар» ( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№№4, 7 Выставка работ. | ||||||
3 | Занятие №5 Исследование многоугольников. Сравнительный анализ треугольников. Равносторонний треугольник | Закрепить знания о треугольнике. Познакомить с понятиями:, равносторонний треугольник,.. Продолжать учить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки. Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения. Развивать конструктивные навыки. . | 1Предложить детям найти в наборе конструктора все треугольники. 2.Решение проблемных ситуаций в ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы): Все ли треугольники одинаковые? При помощи линейки измерить стороны треугольников. Сделать вывод. Выделить равносторонние треугольники. Исследования записать в таблицу. Познакомить с понятием «равносторонний треугольник» 3 Физкультминутка 4 Диктант « Кот Мурзик» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.36 5 Конструирование « Корабль», ( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№19. 6 Выставка работ. | ||||||
4 | Занятие №6 Исследование многоугольников. Сравнительный анализ треугольников Равнобедренный треугольник.
| Закрепить знания о треугольнике. Познакомить с понятием: «равнобедренный треугольник», «остроугольный треугольник.. Продолжать учить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки.» Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать самостоятельные практические навыки, умение сравнивать и анализировать ,.делать выводы и умозаключения. Развивать конструктивные и творческие навыки. . | 1 Предложить детям найти в наборе конструктора все треугольники. Выделить среди них равнобедренные треуголники по образцу .Предложить детям исследовать треугольник – измерить стороны при помощи линейки. 2.Решение проблемных ситуацийв ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы). Сделать вывод: треугольник, у которого две стороны одинаковые – называется равнобедренным треугольником. 3 В тетради нарисовать равнобедренный треугольник. 4 Физкультминутка 5 Диктант « кот Пушок»( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.35 6 Конструирование « Звезда», ( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№12 7 Выставка работ. | ||||||
1 | Занятие №7 Занятие №6 Исследование многоугольников. Сравнительный анализ треугольников. Прямоугольный треугольник
| Закрепить знания о треугольнике. Познакомить с понятием «прямоугольный треугольник». Продолжать учить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки. Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать самостоятельные практические навыки, умение сравнивать и анализироват ,делать выводы и умозаключения. Учить ориентироваться в пространстве Развивать конструктивные и творческие навыки. . | 1 Предложить детям найти в наборе конструктора все треугольники и прямоугольник. Вспомнить, почему прямоугольник имеет такое название. 2 Исследовательская деятельность : Путем наложения друг на друга прямоугольника и прямоугольного треугольника сделать вывод, что у треугольника может быть один прямой угол и такие треугольники называются прямоугольными. Вспомнить , какой угол называется прямым. Найти все треугольники с прямыми углами .Познакомить с понятием «прямоугольный треугольник». 3 Физкультминутка 4 Предложить собрать логический квадрат из красных , желтых и зеленых ТИКО-квадратов. 5 Конструирование « Ваза », ( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№13 6 Выставка работ. | ||||||
Ноябрь | 2 | Занятие №8 Исследование многоугольников. Четырехугольники - ромб | Продолжать закреплять знания о многоугольниках . Исследовать ромб. Учить сравнивать фигуры – ромб и квадрат, находить сходства и различия и делать соответствующие выводы. Продолжать учить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки. Развивать самостоятельные практические навыки, умение сравнивать и анализировать,делать выводы и умозаключения. Учить ориентироваться в пространстве. Учить систематизировать полученные данные путем заполнения таблицы. Развивать конструктивные навыки. . | 1 Вспомнить , какие бывают многоугольники. Среди всех фигур выделить все четырехугольники. Найти среди них квадраты и ромбы. 2 Исследовательская деятельность: Предложить детям сравнить квадрат и ромб. Предположить, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Проверить Длины сторон ромба при помощи линейки. Сделать вывод. Путем наложения сравнить углы квадрата и ромба и так же сделать выводы. Ромб-это четырехугольник , у которого все стороны равны , а углы –нет. 3 Замещение фигур- конструирование ромба из предложенных фигур. 4 Физкультминутка 5 Диктант « медведь» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.38 6 Конструирование « Звездолет », ( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№17 7 Выставка работ. | |||||
3. | Занятие №9 Исследование многоугольников. Четырехугольники - трапеция | Продолжать закреплять знания о многоугольниках. Познакомить с понятием «трапеция». Исследовать трапецию. Учить выявлять ее основные свойства. Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу Развивать самостоятельные практические навыки, умение сравнивать и анализировать, делать выводы и умозаключения. Учить ориентироваться в пространстве. Учить систематизировать полученные .данные . Развивать конструктивные и творческие навыки. . | 1Предложить детям найти в наборе конструктора фигуру по образцу. 2 Зарисовка фигуры в тетради. 3 Исследовательская деятельность : измерить стороны трапеции линейкой и записать полученные результаты в тетрадь. Учить делать вывод: «Трапеция- четырехугольник, у которого только две стороны равны» 4 Конструирование трапеции из различных фигур. Выяснить с детьми , какие фигуры можно использовать для конструирования трапеции. 5 Физкультминутка. 6 Диктант « Собака» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.37 7 Конструирование « Кормушка для птиц », ( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№6 8 Выставка работ. | ||||||
4. | Занятие №10 Исследование многоугольников. Четырехугольники - параллелограмм | Продолжать закреплять знания о многоугольниках. Познакомить с понятием «параллельный» «параллелограм». Исследовать параллелограмм. Учить выявлять ее основные свойства Не все стороны равны), стороны параллельны. Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу Развивать самостоятельные практические навыки, умение сравнивать и анализировать, делать выводы и умозаключения. Учить систематизировать полученные данные. Учить ориентироваться в пространстве. . Развивать конструктивные и творческие навыки. . | 1 Вспомнить , какие бывают многоугольники. Среди всех фигур выделить все четырехугольники. По образцу предложить найти параллелограмм. 2 Исследовательская деятельность : измерить стороны параллелограмма линейкой и записать полученные результаты в тетрадь. Учить делать вывод: « Параллелограмм- четырехугольник , у которого не все стороны равны, Стороны параллелограмма параллельны. 3 Зарисовка фигуры в тетради. 4 Задание на замещение геометрических фигур- конструирование параллелограмма 5 Физкультминутка. 6 Диктант « Заяц» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.38. 7 Конструирование « Санки», ( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№5 8 Выставка работ. . | ||||||
Декабрь | 1. | Занятие №11 Исследование многоугольников. Пятиугольник и шестиугольник. | Продолжать закреплять знания о многоугольниках Выяснить названия фигур с соответствующим количеством углов. Познакомить с понятием «пятиугольник» и « шестиугольник» Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения. Учить систематизировать полученные данные . Развивать конструктивные и творческие навыки. | 1 В наборе конструктора предложить найти многоугольники с пятью углами. Предположить, как они могут называться. Сделать вывод: многоугольник , с пятью углами называется пятиугольником. 2 Нарисовать пятиугольник в тетради. 3 выяснить , как называется многоугольник с шестью углами? Предложить детям сконструировать шестиугольник путем замещения фигур. 4 Физкультминутка 5 Диктант « Птенец» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.39 6 Конструирование «Дом, елочка », ( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№8 7 Выставка работ. | |||||
Декабрь. | 2 | Занятие №12 « Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов» | Расширить и обобщить знания о таких понятиях, как «узор», «орнамент», «симметрия». Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать самостоятельные практические навыки, умение сравнивать и анализировать, делать выводы и умозаключения. Воспитывать интерес к конструированию.. | 1.Содержательная беседа :расширить, закрепить и обобщить знания детей об узорах и орнаментах, использование их в народном прикладном искусстве ( использовать презентацию) 2.Решение проблемных ситуаций в ходе исследовательской деятельности (постановка цели, задач, выдвижение гипотезы):Можно ли составить узор из геометрических фигур?
3 - Составление плоскостного узора на основе симметрии. 4 Формулирование вывода 5 Физкультминутка 6 Трансформация узора в объемной фигуре - конструирование предметов посуды – «чашка и блюдце» , ( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№25 7 Выставка работ. | |||||
3 | Занятие №13 Периметр. | Познакомить детей с понятием « периметр». Научить правильно измерять стороны фигур при помощи линейки. Упражнять в формулировке цели исследования, задач и выдвижении гипотезы. Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения. . Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения. Учить систематизировать полученные данные. Учить ориентироваться в пространстве. . Развивать конструктивные и творческие навыки. . | 1 Мультимедийная презентация « Периметр» 2Дать понятие «Периметр» 3 Исследовательская деятельность: предположить, что у фигур , больших по размеру, периметр больше и наоборот. Предложить детям измерить периметры большого и малого квадратов , записать данные в таблицу . Сделать вывод. 4 Конструирование фигур и сравнение их периметров. Конструирование фигур различных периметров из квадратов многоугольников и измерение их периметра при помощи линейки. 5 Физкультминутка 6 Диктант « Олень» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.39 7 Конструирование «дед Мороз », ( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№7 8 Выставка работ. | ||||||
4 | Занятие №14 Периметр. Решение логических задач. | Закреплять понятие «периметр». Упражнять правильно измерять стороны фигуры при помощи линейки. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения. Учить систематизировать полученные данные. Учить ориентироваться в пространстве.
Развивать логическое мышление. ра | 1 Диктант «Мороженое» НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.45 2 Предложить измерить периметр полученой фигуры. 3 Задания на развитие логического мышления: НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» №№1,2,3 4 Физкультминутка 5 Конструирование «Горка»( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№21 6 Выставка работ. | ||||||
Занятие №15 Выделение частей и целого. | Учить выделять заданное количеств фигур из множества Понятия - «целое», «часть». Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения. Учить систематизировать полученные данные. Учить ориентироваться в пространстве. Развивать логическое мышление. Развивать мнтерес к конструированию и художественно- творческой деятельности. | 1 Предложить сконструировать большой квадрат из четырех маленький. Выделить часть и целое. 2Дать понятие части и целого. 3 Логические игры и задания НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию.» стр58-59 4 Физкультминутка 5 Диктант «Фиалка» НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструирован стр. 41 .Выделить и назвать части полученной фигуры 6 Конструирование по технологической карте «Рыбка»»( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№15 7 Выставка работ. | |||||||
4 | Занятие №16 Множества | Учить детей выделять множества и подмножества .Знакомить с операциями « обьединение множеств» и «пересечение множеств» используя круги Эйлера. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения .Развивать логическое мышление. Формировать конструктивные и творческие навыки. | Рассказать детям сказку о множествах . Дать понятия « множество» 2 Практическое задание: выделить подмножества в наборе конструктора ТИКО. 3 Игры с кругами Эйлера. Приложение 8. 4 Свободное конструирование с использованием фигур одного подмножества( прямоугольники, квадраты, треугольники, красные, синие , зеленые и т.д) 5 Физкультминутка. 6 Диктант « Черепаха» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр. 40 7 Конструирование по технологической карте «Корзина»( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№24 8 Выставка работ. | ||||||
Февраль | 1 | Занятие №17 Конструирование гекзаэдра(четырехугольная призма, куб). Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами. | Познакомить детей с гекзаэдром. Закреплять понятия «многогранник», «куб», «грань», «ребро», «вершина», « развертка» . Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу Развивать самостоятельные практические навыки, Умение анализировать , делать выводы и умозаключения. .Развивать логическое мышление. Формировать конструктивные и творческие навыки. | 1 Беседа «Путешествие в страну обьемных фигур» 2 Демонстрация гекзаэдра. 3Беседа по вопросам : - Как называется фигура? - Плоская или обьемная? - Из каких плоских фигур сконструирован гекзаэтр? -Сколько нужно взять квадратов , чтобы получить гекзаэтр. 3 Дать понятие «развертка». 4 Конструирование развертки куба по образцу. 5 Конструирование гекзаэдра . 6 Дать понятия «ребро» , «вершина», « грань» 7 Исследовательская деятельность: Исследовать гекзаэдр и заполнить таблицу:/количество вершин-количество ребер-количество граней/ 8 Учить делать вывод. 9 Физкультминутка 10 Свободное конструирование: предложить детям пофантазировать и сконструировать на основе куба предметы мебели. 11 Выставка работ. | |||||
2 | Занятие №18 Исследование и конструирование многогранников Прямоугольный параллепипед (четырехугольная призма) | Познакомить детей с параллелепипедом. Закреплять понятия «», «вершина», « развертка», «многогранник», «параллелепипед», «грань», «ребро Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу
. .Развивать логическое мышление. Формировать конструктивные и творческие навыки. | 1 Демонстрация параллелепипеда. 2 Выяснить , из каких фигур состоит многогранник. 3 Конструирование по образцу развертки прямоугольного параллелепипеда. 4 Конструирование параллелепипеда 5 Закрепить понятия «ребро» , «вершина», « грань» 5 Поисково- исследовательская деятельность: исследование прямоугольного параллелепипеда и заполнение таблицы. 6 Конструирование куба и параллелепипеда. Сравнить многогранники. 7 Физкультминутка 8 Конструирование по технологической карте «ваза»( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию стр. 27 9 Свободное конструирование: предложить детям пофантазировать и сконструировать на основе куба и параллелепипеда предметы окружающего мира. 10 Выставка работ. | ||||||
3 | Занятие №19 Исследование и конструирование многогранников . Треугольная и пятиугольная призмы | Познакомить детей с призмой.. Закреплять понятия «призма», «вершина», « развертка» . Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу и творческие навыки. | 1 Демонстрация призмы. 2 Выяснить , из каких фигур состоит многогранник. Закреплять понятия «ребро» , « вершина» , «грань» 3 Конструирование по образцу развертки треугольной призмы. 4 Поисково-исследовательская деятельность: исследование треугольной призмы и заполнение таблицы 5 Конструирование по образцу развертки пятиугольной призмы. 6 Поисково-исследовательская деятельность: исследование пятиугольной призмы и заполнение таблицы. 7 Сравнение пятиугольной и треугольной призм. 8 Физкультминутка. 9 Диктант «Цветок» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.42 10 Конструирование по технологической карте «Тюльпан»( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№23 11 Выставка работ.
| ||||||
4 | Занятие №20 Исследование и конструирование многогранников Шестиугольная и восьмиугольная призмы. . | .. Закреплять понятия «призма», «вершина», « развертка» . Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу и творческие навыки. | 1 Демонстрация шестиугольноуй призмы. 2 Исследование шестиугольной призмы.Выяснить , из каких фигур состоит многогранник. Закреплять понятия «ребро» , « вершина» , «грань» 3 Конструирование по образцу развертки шестиугольной призмы. 4 Поисково-исследовательская деятельность: исследование восьмиугольной призмы и заполнение таблицы 5 Конструирование по образцу развертки восьмиугольной призмы. 6 Поисково-исследовательская деятельность: исследование восьмиугольной призмы и заполнение таблицы. 7 Сравнение шестиугольной и восьмиугольной призм. 8 Физкультминутка. 9 Диктант «Джип» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.44 10 Конструирование по технологической карте «Звездолет»( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№34 11 Выставка работ. | ||||||
Март | 1 | Занятие №21 Многогранники Многогранники . Треугольная пирамида Объемное моделирование. Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе пирамиды. | Познакомить детей с пирамидой.. Закреплять понятия «пирамида», «вершина», « развертка» . Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу и творческие навыки. | 1 Рассказ воспитателя о Египетских пирамидах. Мультимедийная презентация 21 Демонстрация треугольной пирамиды . 2 Исследование треугольной пирамиды ..Выяснить , из каких фигур состоит многогранник. Закреплять понятия «ребро» , « вершина» , «грань» 3 Конструирование по образцу развертки треугольной пирамиды.4 Поисково-исследовательская деятельность: исследование восьмиугольной призмы и заполнение таблицы 4 Физкультминутка. 5 Моделирование предметов окружающего мира на основе треугольной пирамиды. 6 Диктант «Трактор» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.46 7 Конструирование по технологической карте «Подснежник»( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№18 8 Выставка работ. | |||||
2 | Занятие №22 Многогранники Четырехугольная и пятиугольные пирамиды
Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе пирамиды. | . Закреплять понятия «пирамида», «вершина», « развертка» » , «четырехугольные», « пятиугольные» Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу и творческие навыки. | 1 Демонстрация четырехугольной пирамиды. 2 Закрепление понятий «ребро» , « вершина» , «грань» 3 Конструирование по образцу развертки четырехугольной пирамиды 4 Поисково-исследовательская деятельность: исследование четырехугольной пирамиды и заполнение таблицы. 5 Конструирование по образцу развертки четырехугольной пирамиды. 6 Поисково-исследовательская деятельность: исследование пятиугольной пирамиды и заполнение таблицы. 7 Сравнение четырехугольной и пятиугольной пирамид. 8 Конструирование предметов окружаещего мира на основе пирамиды. 9 Физкультминутка. 10 Диктант «ракета» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр.46 11 Конструирование по технологической карте «мяч»( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№20 12 Выставка работ. | ||||||
3 | Занятие №23 Многогранники. Шестиугольная и восьмиугольная пирамиды. | . Закреплять понятия «пирамида», «вершина», « развертка» » , «шестиугольная », « восьмиугольная». Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу и творческие навыки. | 1 Демонстрация шестиугольной и восьмиугольной пирамид.. 2 Выяснить отличия шестиугольной и восьмиугольной пирамид. 3 Закрепление понятий «ребро» , « вершина» , «грань» 4 Конструирование по образцу развертки шестиугольной и восьмиугольной пирамид 5 Конструирование пирамид 6 Поисково-исследовательская деятельность: исследование пирамид и заполнение таблицы. 7 Сравнение четырехугольной и пятиугольной пирамид. 8 Конструирование предметов окружаещего мира на основе пирамиды. 9 Физкультминутка. 10 Диктант «Бабочка» ( НПО « РАНТИС» « ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр52 11 Конструирование по технологической карте «Динозавр»( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№22 12 Выставка работ. | ||||||
4 | Занятие №24 Многогранники . Конструирование октаэдра . | Познакомить детей с октаэдром.. Закреплять понятия «октаэдр», «вершина», « развертка» . Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу и творческие навыки. | 1Демонстрация образца 2 Знакомство с понятием «Октаэдр» 3 Предложить сконструировать развертку многогранника по предлагаемому чертежу. 4 Конструирование октаэдра из развертки. 5 Исследовательская деятельность:и сследование октаэдра и заполнение таблицы в тетради. 6 Свободное конструирование: предложить детям сконструировать предметы окружающего мира , основой которых может являтся октаэдр. 7 Физкультминутка 8 Решение логических задач « Кроля и Васи»« ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста»стр 61 9 Выставка работ. | ||||||
Апрель | 1 | Занятие №25 Многогранники. Конструирование додекаэдра | . Познакомить детей с додекаэдром.. Закреплять понятия «грань», «вершина», « развертка» . Развивать самостоятельные практические навыки, умение делать выводы и умозаключения Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу и творческие навыки. | 1Демонстрация образца 2 Знакомство с понятием «додекаэдра 3 Предложить сконструировать развертку многогранника по предлагаемому чертежу. 4 Конструирование додекаэдра из развертки. 5 Исследовательская деятельность: исследование додекаэдра и заполнение таблицы в тетради. 6 Свободное конструирование: предложить детям сконструировать предметы окружающего мира , основой которых может являтся додекаэдр 7 Физкультминутка 8 Диктант «Ракетная установка» 911 Конструирование по технологической карте «Ракета»( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№38 .49 11 Выставка работ. | |||||
2 | Занятие №26 Многогранники Закрепление | Продолжать закреплять умение распознавать и называть многогранники. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу и творческие навыки. |
Продолжать формировать умение исследовать фигуры, определяя количество вершин, граней , ребер.
4 Конструирование по технологической карте «Мотоцикл»( И.В. Логинова «Папка по ТИКО-моделированию. Технологические карты №1.Для создания обьемных конструкций.»)Т.к.№36
| ||||||
3 | Занятие №27 Конструирование «Сказочный дворец» |
Продолжать закреплять умение распознавать и называть многогранники. Формировать умение конструировать фантазийные постройки из многогранниов. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу и творческие навыки. | .1 Мультипрезентация « Сказочные дворцы» 2 Свободное конструирование . 3 Обыгрывание постройки . 4 Физкультминутка. 5Решение логических задач »« ТИКО-конструирование . Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста» стр 60 6 Выставка работ | ||||||
4 | Занятие №28 Презентация детских мини-проектов « Многогранники | Развивать аналитическую деятельность, умение, обобщать полученные результаты. Продолжать обогащать словарь детей, совершенствовать умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении | Представление ребенком описательного рассказа с опорой на мультимедийную презентацию о понравившемся многограннике,, его особенностях, пользе, использовании в быту, науке. | ||||||
Май | Итоговая диагностика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)
Педагогический совет Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...
МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС
Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.Развивать умение дискуссировать в группе,...
Проектно - исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности,помогающий успешной реализации ФГОС
Очень важно повышать профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы....
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.
Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Задачи:1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.2.Развивать умение дискусс...
Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност
Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...
Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным методам работы....
Развитие исследовательских умений детей средствами проектно-исследовательской деятельности
Современное общество так стремительно развивается что для того, чтобы быть иди в ногу со временем недостаточно просто усвоить опыт, накопленный предками, сегодняшний человек должен уметь решать возник...