Статья "Роль математических игр в развитии речи старших дошкольников с ТНР"
статья по математике (старшая группа)

Данная статья будет интересна педагогам дошкольноых учреждений, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_romanovoy_l.a.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Роль математических игр

 в развитии речи старших дошкольников с ТНР

автор Романова Л.А.

Л. С. Выготский был одним из первых отечественных психологов, кто занялся глубоким изучением соотношения мышления и речи, и обратил внимание на то, что мышление и речь, соединяясь друг с другом у взрослого человека, имеют в своем генезисе разные корни, длительную историю независимого существования и развития. Констатация этого факта позволила, с одной стороны, провести ряд исследований, направленных на изучение коммуникативной функции речи, и выделить так называемые невербальные средства общения, которые играют существенную роль в усвоении человеком языка и речи. С другой стороны, были обнаружены доречевые формы мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное. Появилась возможность не только судить об интеллекте ребенка до того, как он овладел речью, но и развивать его мышление в двух не менее значимых, чем вербальная, формах. Благодаря этому стало возможным комплексное развитие интеллекта на всех его уровнях, что позволяет разносторонне воздействовать на умственные способности ребенка.

Выделяют три вида мышления:

1. Наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);

2. Наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

3. Словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Таким образом, мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Мышление — это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, суждений и т.п.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. отмечают в своих работах, что речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Также, дети с речевыми нарушениями, испытывают затруднения при описании предметов, обобщении явлений, признаков.

Поэтому их рассказы бедны, отрывочны, не логичны, не связаны друг с другом. При задаче изложить речевой материал кратко, дети с общим недоразвитием речи пропускают важные смысловые звенья даже тогда, когда могли воспроизвести его содержание почти дословно, т.к. для выполнения этого навыка необходимо специальная и достаточно развернутая мыслительная работа, что вызывает значительные трудности у данной категории детей. Это также говорит в пользу того, что при сниженном уровне мыслительной деятельности, снижается и уровень речевых высказываний.

Названные затруднения во многом определяются недоразвитием обобщающей функции речи и обычно успешно компенсируются по мере коррекции    речевой    недостаточности. Задания, сопряженные с рассуждениями, умозаключениями и опосредованными выводами вызывают у дошкольников с общим недоразвитием речи серьезные затруднения. Совершенствование словесно-логического мышления положительно влияет на речевое развитие, которое невозможно без анализа, синтеза, сравнения, обобщения — т.е. основных операций мышления.

Развитие логико-математических способностей тесно связано с коррекцией речевого недоразвития.  

Обучению дошкольников основам математики отводиться не менее важное место, чем речевое развитие. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышенным вниманием к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие  

Играя и занимаясь с детьми, педагог способствует развитию у них умений и способностей:

- оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;

- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать с взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:

1.        Игры с цифрами и числами.

2.        Игры путешествие во времени.

3.        Игры на ориентировки в пространстве.

4.        Игры с геометрическими фигурами.

5.        Игры на логическое мышление.

Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщёнными представлениями, формируют логические структуры мышления.

Дидактические игры выполняют обучающую функцию успешнее, если они применяются в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение и по содержанию, и по структуре, связь с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений.

Список литературы

  1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоении устной речи. – М.: Педагогика, 1977.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. 2-е изд., дораб.– М.: Просвещение, 1991.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.
  4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
  6. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»

Конспектродительского собрания в старшей группена тему «Развитие речи старших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Вступительное слово воспи...

Родительское собрание в старшей группе "Развитие речи старших дошкольников"

Родительское собрание в старшей группе "Развитие речи старших дошкольников"...

Родительское собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»

Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям: - речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками - речь становится основн...

Родительское собрание в старшей группе "Развитие речи старших дошкольников"

Родительское собрание в старшей группе "Развитие речи старших дошкольников"...

Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"

Сообщение о мастер-классе по развитию речи в                     подготовительной группе.В этом учебном г...