Дидактический материал на развитие логического мышления для детей дошкольного возраста ( с 4 до 6 лет)
методическая разработка по математике
Предварительный просмотр:
Дидактический материал
на развитие логического мышления для детей дошкольного возраста
( с 4 до 6 лет)
« Ответь правильно».
Цель. Изучение состава чисел. Формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Развитие логическо-
го мышления. Обучение решению логических задач на основе зрительно воспринимаемой информации.
Игровой материал: 2 карточки размером 20х12см.
Первая карточка - слева в кружочках цифры синего цвета:
2, 1, 3, 4; в середине – пустой квадрат, справа – пустые кружочки.
Набор квадратиков размером 2х2см с цифрами от1до 9; кружочки диаметром 2см с аналогичными изображениями.
Ход игры
Играют двое. Считалочкой выбирается ведущий. Берем карточку. Ведущий закрывает центральный квадрат с любой цифрой, например 7. Второй игрок должен в пустые кружочки положить кружочки с цифрами так, чтобы в каждом ряду по горизонтали при сложении получилось число 7 (5,6,4,3 ).
Если ребенок все сделал правильно, то он получает очко.
Затем ведущий меняет цифру в центральном квадрате и игра продолжается.
Обратите внимание! Может случиться так, что цифра в квадрате окажется в маленькой и нельзя будет по указанным правилам заполнить пустые кружочки.
Тогда игрок должен закрыть их перевернутыми кружочками. Дети могут меняться ролями. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Дошкольники с интересом включаются в игру, учатся
анализировать и оценивать свои результаты. Отмечают успехи и исправляют ошибки, приобрета-
ют чувство уверенности в себе и в своих действиях.
Игра повышает самооценку, развивает мышление.
« Помоги художнику».
Цель. Развивать наблюдательность, логическое мышление.
Игровой материал:12 карточек размером 10х10 см с «ошибками» художника. Например: в верхней части карточки нарисована одна кошка, внизу – цифра 2, шесть снеговиков и цифра 8, пять морковок и циф-
ра 9. И карточка с цифрами от 1 до 9 размером 5х5см.
Ход игры
Игру можно использовать как в повседневной деятельности, так и занятиях по математике. Участвуют
не более5 – 6 человек.
Детям раздаются по 2 – 3 большие карточки. Ребенок с помощью маленьких карточек должен исправить ошибку художника.
Начать игру можно так:
На улице Бассейной
Один художник жил.
И иногда рассеянный
Неделями он был.
Однажды, нарисовав предметы, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки невнимательного художника.
Если все дети справляются с заданием, можно задать
такие вопросы: «Сколько должно приплыть рыбок, чтобы их было 5? Сколько кошек должно прибежать, чтобы их стало 5? Сколько зебр должно прибежать, чтобы их стало5?
8
5
На протяжении всей игры поддерживается интерес
ребят к правильному решению задачи. Обычно большинство детей быстро и охотно выполняют
нужные действия, а тем, кто затрудняется, оказывают помощь другие ребята совместно с воспитателем.
«Исправь ошибку».
Цель. Развивать у детей старшего дошкольного возраста логическое мышление, внимание. Учить ребенка рассуждать. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. Продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой. Закрепить умение высказывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.
Игровой материал: набор из 10 карточек размером
( от 1 до 10).
Ход игры
Обратите внимание! Дети, испытывающие трудности со счетом, могут не сразу включиться в игру.
Ведущий раскладывает карточки из набора в возрастающей последовательности. Ребенок внимательно смотрит на них и называет количество ромбиков на каждой. Затем ему предлагают выйти из комнаты. Ведущий меняет местами несколько карточек. После этого ребенка зовут в комнату, и он ставит карточки в первоначальное положение.
Дети быстро справляются с этим заданием. Тогда можно его усложнить – предложить разложить карточки в обратном порядке.
Вариант 1. Воспитатель раскладывает на столе игрушки – одну собачку, двух матрешек, трех совят, четырех зайчат, пять шариков и т. д. (можно заменить любыми игрушками). Здесь же лежат перевернутые счетные карточки из набора. Воспитатель объясняет суть игры. Необходимо разложить карточки рядом с игрушками так, чтобы число ромбиков на карточке соответствовало количеству игрушек.
Вариант 2. Ребенок получает одну карточку с определенным количеством ромбиков. Ведущий кладет перед ним карточку с их большим количес-
твом. Игрок должен среди оставшихся карточек найти такую, чтобы в сумме получилось 9 ромбиков.
Эта игра позволяет формировать у детей высокую познавательную активность, самостоятельность
мышления, устойчивость внимания, то есть те качества, которые им пригодятся при дальнейшем обучении в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...
Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...
«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)
laquo;Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...
«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...
Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»
Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...
Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»
Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...