Дидактический материал на развитие логического мышления для детей дошкольного возраста ( с 4 до 6 лет)
методическая разработка по математике

Ананьева Ирина Владимировна

Дидактическое пособие в помощь педагогу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logicheskaya_tsepochka.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

        

Дидактический  материал

на  развитие  логического  мышления  для   детей  дошкольного  возраста

                 ( с 4  до 6 лет)

 

         

« Ответь  правильно».

     Цель.  Изучение  состава чисел. Формирование навыков  сложения и вычитания в пределах 10. Развитие логическо-

го  мышления. Обучение решению логических задач  на  основе зрительно воспринимаемой  информации.

  Игровой  материал: 2 карточки  размером 20х12см.

  Первая карточка - слева в кружочках цифры синего цвета:

2, 1, 3, 4; в середине – пустой  квадрат, справа – пустые кружочки.

                 

 

                       

                       

Набор  квадратиков  размером  2х2см с цифрами от1до 9;  кружочки  диаметром 2см с аналогичными изображениями. 

                             Ход  игры

 Играют  двое. Считалочкой  выбирается  ведущий. Берем  карточку. Ведущий закрывает  центральный  квадрат  с  любой  цифрой, например 7. Второй  игрок  должен  в  пустые кружочки  положить кружочки с цифрами  так, чтобы в  каждом  ряду по  горизонтали при сложении получилось  число 7 (5,6,4,3 ).

Если  ребенок все  сделал правильно, то он получает  очко.

Затем ведущий  меняет  цифру  в  центральном квадрате  и  игра  продолжается.

Обратите внимание! Может  случиться так, что цифра в квадрате  окажется в маленькой и нельзя  будет по указанным  правилам  заполнить  пустые  кружочки.

Тогда игрок должен  закрыть их перевернутыми  кружочками. Дети могут  меняться ролями. Выигрывает тот,  кто  наберет  больше очков.

Дошкольники с интересом включаются в игру, учатся

анализировать и оценивать  свои  результаты. Отмечают успехи и исправляют  ошибки, приобрета-

ют чувство  уверенности  в  себе и в своих действиях.

Игра повышает  самооценку, развивает мышление.           

                       


         « Помоги художнику».

Цель. Развивать наблюдательность, логическое мышление.

 Игровой  материал:12 карточек размером 10х10 см с «ошибками» художника. Например: в верхней  части карточки нарисована  одна кошка, внизу – цифра 2, шесть  снеговиков и цифра 8, пять морковок и циф-

ра 9. И карточка с цифрами от 1 до 9 размером 5х5см.

                          Ход игры 

 Игру можно использовать как в повседневной деятельности, так и занятиях по  математике. Участвуют  

не более5 – 6 человек.

 Детям раздаются по 2 – 3 большие карточки. Ребенок с помощью маленьких карточек  должен исправить ошибку художника.

  Начать  игру  можно так:

                            На улице Бассейной

                            Один художник жил.

                            И иногда рассеянный

                            Неделями он был.

Однажды, нарисовав предметы, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь  ошибки невнимательного художника.

Если  все  дети справляются с заданием, можно задать

такие вопросы: «Сколько должно  приплыть  рыбок,  чтобы их было 5? Сколько кошек должно прибежать, чтобы  их  стало 5? Сколько зебр  должно прибежать, чтобы их  стало5?

8

              

       

                                             5

На протяжении  всей  игры  поддерживается интерес

ребят  к  правильному решению  задачи. Обычно большинство детей  быстро и  охотно выполняют

нужные действия, а тем, кто затрудняется, оказывают помощь другие ребята совместно с воспитателем.

     «Исправь ошибку».

Цель. Развивать  у детей старшего дошкольного возраста логическое мышление, внимание. Учить ребенка рассуждать. Формировать навыки  самоконтроля и самооценки. Продолжать учить  соотносить количество предметов с цифрой. Закрепить умение высказывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.

Игровой материал: набор из 10 карточек размером

( от 1 до 10).

                         Ход  игры

Обратите внимание! Дети, испытывающие трудности со счетом, могут  не  сразу  включиться  в  игру.

 Ведущий  раскладывает карточки  из  набора  в  возрастающей  последовательности. Ребенок внимательно смотрит на них и называет количество ромбиков на каждой. Затем ему предлагают выйти из комнаты. Ведущий меняет местами несколько карточек. После этого ребенка зовут в комнату, и он ставит карточки в первоначальное положение.

Дети быстро справляются с этим заданием. Тогда можно его усложнить – предложить разложить карточки в  обратном порядке.

Вариант 1. Воспитатель раскладывает на столе игрушки – одну собачку, двух матрешек, трех совят, четырех зайчат, пять шариков и т. д. (можно заменить любыми игрушками). Здесь же лежат перевернутые счетные карточки из набора. Воспитатель объясняет суть игры. Необходимо разложить карточки рядом с игрушками так, чтобы число ромбиков на карточке  соответствовало количеству игрушек.

Вариант 2. Ребенок получает одну карточку с определенным количеством ромбиков. Ведущий кладет перед ним карточку с их большим количес-

твом. Игрок должен  среди оставшихся карточек найти такую, чтобы в сумме получилось 9 ромбиков.

Эта игра позволяет формировать у детей высокую познавательную активность, самостоятельность

мышления, устойчивость внимания, то есть те качества, которые им пригодятся при дальнейшем обучении в школе.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

laquo;Поиск и реализация способностей  у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...

Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»

Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...