Перспективный план кружка «Умники и умницы»
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Перспективный план кружка «Умники и умницы» разработана на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.Е. Комаровой, М.А. Васильевой, а также на основе парциальной программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_fzmp_burykina_attestatsiya.docx | 40.01 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»
Согласовано:
Старший воспитатель
_________Н.А. Вязникова
«01» сентября 2019г.
Перспективный план кружка «Умники и умницы»
Перспективный план кружка «Умники и умницы» разработана на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.Е. Комаровой, М.А. Васильевой, а также на основе парциальной программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Цель работы: создание условий для развития математического мышления дошкольников через кружковую работу и формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.
Достижению поставленной цели способствует решение поставленных задач:
а). создание образовательной среды, способствующей повышению уровня развития математических способностей дошкольников;
б).способствовать формированию мыслительных операций, высокой познавательной мотивации, инициативы в деятельности и в общении;
в). развивать мыслительные умения - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
г). развивать способность группировать предметы по цвету и величине;
д). содействовать освоению способов измерения с помощью условной мерки;
е). продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
Тематическое планирование в старшей группе по месяцам
Особенности детей 5-6 лет.
Интенсивно начинают развиваться память, воображение, мышление, речь, восприятие и т.д. К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению. Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация. В данном возрасте активно развиваются все психические процессы, свойства и состояния (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.
месяца | Тема | Программное содержание | Кол-во занят |
IX | Игра «Посчитаем с гномами» Игра «Волшебный мешочек». | Цель: Счет в пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. Формировать умение составлять группы предметов по общему свойству. | 1 |
Конус. Игра «Фигурки спрятались» | Цель: Формировать представление о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета | 1 | |
Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде» | Цель: Упражнять отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве. | 1 | |
Интеллектуальная игра с бусами «Разложи бусинки по цветам» | Цель: Закреплять знания детей о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать мелкую моторику рук сенсорное развитие. | 1 | |
X | Счет до 10 | Цель: Формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 10 (Используем шаблоны геометрических фигур). Игра: «обведи правильную цифру» | 1 |
Игра: «Весёлые человечки». | Цель: Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение. | 1 | |
«Пространственные представления» | Цель: Развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи. | 1 | |
Решение примеров в тетради в клетку. Игра «рассеянный художник». Игра «Сколько, какой?» | Цель: Развитие наблюдательности и счета пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. | 1 | |
XI | Призма и пирамида. Игра «найди фигуру». Игра «Волшебный мешочек». | Цель: Формировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы призмы и пирамиды. | 1 |
Игра «Архитекторы» Игра-головоломка «Пифагор» | Цель: Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки. Цель: Закреплять умения составлять фигуры из частей. | 1 | |
Интеллектуальная игра «Близкие по значению» | Цель: игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи. Развитие внимания, воображения. Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. Изготовление «Воздушные шары». (Использовать мозаику из пуговиц). | 1 | |
Математические игры «Поиграй-ка» Дидактические игры «Черный, серый, белый», Игра с крупой». «Разбери гречку и рис». | Цель: Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра. Цель: Развивать у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения. | 1 | |
XII | Игры «Сравни, измерь…», «Угадай какая фигура» | Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания. | 1 |
Круг, квадрат, прямоугольник. Игра «Волшебные палочки», | Цель: Называть геометрические фигуры, их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки) . | 1 | |
Игра «Украсим елку | Цель: Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшиф) информацию, изобр-ю на карточке, умение действовать последовательно бусами». | 1 | |
Решение примеров в тетради в клетку. Игра «Художник». Игра «Какой по счету?» | Цель: Развитие наблюдательности и счет до шести. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. | 1 | |
I | Графические умения. Игра «Будь внимательным» | Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Развивать умения ориентироваться на листе в клеточку (графический диктант) . | 1 |
Задачи на смекалку. | Цель: Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания. | 1 | |
Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?» | Цель: Упражнять в составлении числа из двух меньших, оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями; больше, меньше. , со знаками <, >. | 1 | |
II | Игра «Сравни и заполни». Игра «Логические кубики» | Цель: Умение осуществлять зрительно мысленный анализ способа расположения фигур, закрепление представлений о геом. фигурах. Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства | 1 |
Цилиндр. Игра «Паспортный стол». | Цель: Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки. | 1 | |
Задачи на смекалку. | Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа. Создать у детей радостное настроение. | 1 | |
Пирамида, цилиндр. Игра «Целое-часть» | Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: «Котёнок». | 1 | |
III | Игра «Танграм» Игра «Логический поезд» | Цель: Закреплять умения составлять фигуры из частей. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета | 1 |
Игры – путешествие во времени. | Цель: Закрепить знания детей о днях недели. Игра: «Что сначала, что потом». Предметы ближайшего окружения, по определению их свойств (тонет, плавает, горит, рвется, мнется, и т. д | 1 | |
Способы измерения. Игра «Узнай длину ленты» | Цель: Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей. Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части. Упражнять понимать количественные отношения между числами первого десятка, находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатами измерения, устанавливать логические связи измерения. | 1 | |
Игра «Палочки можно складывать» Дидактические игры «Определи на глаз», «Одинаковые или разные», «Что выше (шире) » Игра со счетными палочками» Выложи предмет по образцу, | Цель: Упражнять ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления, учить находить полоски, по сумме равные двум данными. Цель: развитие умения анализировать форму предметов развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции), закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику. | 1 | |
IV | Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде» | Цель:Закрепить умение отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве. | 1 |
Счет в пределах 10. Состав чисел от 1 до 10. Игра «Сколько всего» | Цель: Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов. Продолжать анализировать фигуры по одному, двум, трём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт? », «Игра с одним (двумя, тремя). | 1 | |
Формирование навыков сложения и вычитания. Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?» | Цель:Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. «Бегущие цифры». Упражнять составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Упражнять в использовании понятий: больше, меньше, знаки <, >. | 1 | |
Символы. | Цель: Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер) . Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду. | 1 | |
V | Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру». | Цель: Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами. Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении. | 1 |
Математические задачки в стихах | Цель: Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. | 1 | |
Игра «Раздели фигуры» | Цель: Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор. | 1 | |
Итоговое занятие «Я- математик!» | Цель: Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур; - создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания; - совершенствовать навыки прямого и обратного счёта; - закрепить умения отгадывать математическую загадку; - закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, = - закреплять умения составлять числа из 2-х меньших. | 1 | |
ИТОГО | 17 |
Тематическое планирование в старшей группе по месяцам
Особенности детей 6-7 лет.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми: развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.
месяц | Тема занятия | Программное содержание | кол-тво занятий |
IX | «Где находится предмет?» | Цель: Развивать умение определять расположение предмета в пространстве | 1 |
«Посчитай и обозначь цифрой» | Цель: Закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. | 1 | |
Математическое задание «Раздели на группы» | Цель: Развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части. | 1 | |
Игра «Засели домики» | Цель: Закрепить знания по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10. | 1 | |
X | «Какой по счету?» | Цель: Закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. | 1 |
«Буратино в гостях у Мальвины» (измерение площади) | Цель: Закрепить прием сравнения фигур по площади с помощью мерки, вспомнить общепринятую единицу измерения площади – квадратный сантиметр. | 1 | |
«Какое число больше?» Игра «Больше или меньше?» | Цель: Развивать умение сравнивать смежные числа. Цель: Закреплять знания о знаках: “<”, “>”, развивать умение обозначать количество предметов знаками. | 1 | |
Дидактическая игра «Найди нужный предмет» Игра «Чего больше?» | Цель: Упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму. | 1 | |
XI | Игра «Раздели на части» | Цель: Уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части. | 1 |
Задачка на смекалку «Длина и величина» | Цель: Сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры | 1 | |
Экспериментирование «Мы исследователи» | Цель: Развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры. | 1 | |
Игры «Назови фигуру и ее свойства», «Сложи узор из счетных палочек», «Найди одинаковые снежинки». | Цель: Развивать представления о геометрических фигурах. Цель: Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек. | 1 | |
XII | Сюжетная игра «Магазин» | Цель: Продолжать знакомить с монетами различного достоинства. | 1 |
Коллективная работа «Наша нарядная елка»» | Цель: Развивать ориентировки на плоскости (елка) (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д. | 1 | |
Игра «Который час?», «Делу время, а потехе час». | Цель: Развивать умение определять время по часам. | 1 | |
Спортивная игра «Двигаемся по команде» | Цель: Развивать умение изменять направление движения по заданию педагога. Упражнять в воспроизведении движений по названному числу. | 1 | |
I | Игра «Что за чем следует?» | Цель: Развивать умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой. | 1 |
«Займи свое место» Составление плана «У похода есть начало…» | Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. Цель: Закреплять умение ориентироваться по плану, употреблять для обозначения предметов знакомые символы, умение придумывать свои обозначения предметов, ориентироваться на листе. | 1 | |
«Угадай сколько, если в правой руке… то в левой …» | Цель: Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда. | 1 | |
II | Игра «Измерь» | Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток). | 1 |
Игра «Сравни» | Цель: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки< >. | 1 | |
Игра «Сколько нас без одного?» | Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче. | 1 | |
«Реши задачу» Математические загадки-шутки. | Цель: закрепление знания структуры задачи (понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки. Цель: развивать логическое мышление, гибкость ума; выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображения. | 1 | |
III | Дидактическая игра «Найди спрятанную игрушку» | Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. находить спрятанную игрушку. | 1 |
Игра «Что за чем следует» Игра «Танграм» | Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели. Развивать устойчивость внимания, закреплять представлений о геометрических фигурах. | 1 | |
«Составь задачу и запиши» | Цель: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =). | 1 | |
«Опыты с кольцом и листом Мебиуса». Игра «Соедини цифры» - «Подводная лодка» и «Собака». | Цель: познакомить со свойствами геометрических фигур, полученных в результате их деформации. Цель: упражнять в порядковом счете в пределах 20. Закреплять знание последовательности чисел. | 1 | |
IV | «Назови слова с противоположным значением». «Дядя Федор считает яблоки» (решение задач) | Цель: закрепление понятий : широко- узко, далеко – близко, выше-? меньше-? прибавить -? длинный-? толстый-? и т.д. Цель: Упражнять детей в составлении простых задач, знать понятия «условие задачи, решение, вопрос». Упражнять в решении простых задач с помощью числового отрезка. Закрепить понимание взаимосвязи частей и целого. | 1 |
Математическая викторина | Цель: создать эмоционально – положительный настрой; развивать внимание, речь, логическое мышление, опираясь на полученные знания и умения; развивать смекалку, быстроту реакции, зрительное внимание; упражнять детей в решении задач, примеров. | 1 | |
Графический диктант «Цветок». | Цель: развивать умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, действовать в заданном направлении: вниз, вправо, влево; развитие слуховой памяти и восприятия, развивать графомоторные навыки. | 1 | |
Экспериментирование «Что легче, что тяжелее?» «Что тонет, что плавает?» | Цель: Формировать представления о воде и о физических свойствах предметов, изготовленных из разного материала(камень, пластмасса, стекло, металл, дерево)» предметы тонут или не тонут; легкие или тяжелые; развивать творческое мышление через познавательно- исследовательскую деятельность и познания окружающего мира. | 1 | |
V | «Разделите на 2 равные группы». Игра «Успей вовремя». | Цель: развивать умение работать в парах, следить за выполнением задания. Цель: продолжать закреплять понятие времени. | 1 |
«Заблудившиеся цифры» (модель логического древа (две ветки). | Цель: продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа логического древа. | 1 | |
Математическая игра «Запиши при помощи цифр» | Цель: развивать умение составлять числовое выражение при помощи цифр и знаков. | 1 | |
Развлечение «Юные математики» | Цель: закрепление изученного материала. | 1 | |
ИТОГО | 17 |
Формы подведения итогов работы кружка:
- итоговое занятие, развлечение;
- фотовыставка для родителей.
Итоги работы:
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов. - Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Сформированность поисковой активности к процессу познания математики;
дошкольники самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
Умение переносить усвоенный опыт в новые ситуации;
Сформированнность умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мини-интеллектуальная олимпиада "Умники и умницы"
Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нес...
Конспект детско-родительского досуга по математике "Умники и умницы"
Согласитесь, большое значение для работы с детьми имеет налаженный контакт с родителями. данный конспект этого интересного мероприятия поможет вам в этом....
Конспект занятия-игры в подготовительной к школе группе « Умники и умницы».
Цель. Закрепить навык чтения слогов, слов с изученными буквами....
Умники и умницы.
Сценарий познавательно-математического конкурса для подготовительной группы....
игра "Умники и умницы"
Развитие познавательной и речевой активности осуществляется в различных видах деятельности и непосредственно через игру.В старшем дошкольном возрасте использую интересные и доступные интел...
Авторская программа по работе с одаренными детьми "Умники и умницы"
Данная программа ориентирована для работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет. Направлена на развитие логики , мышления...
Перспективное планирование кружковой деятельности «Умники и умницы» ( развивающие игры В.Воскобовича ) для детей разновозрастной группы 4-6 лет
Данный материал разработан на учебный год для кружковой деятельности. Для тех кто в своей работе использует игровые технологии В. Воскобовича. Материал для детей 4- 6 лет....