Конспект по математическому развитию
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Чугаева Юлия Николаевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_sr.gr_tsilindr.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по математическому развитию в средней группе

Тема: ЦИЛИНДР.

Дата: 20.04.21

Воспитатель: Мельникова Ю.Н.

Цель:

1) формировать представление о цилиндре и некоторых его свойствах, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки и среди других фигур;

2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить утого, кто знает»;

3) закреплять умение считать до 8, умение выделять и называть общее свойство предметов, представление об изученных геометрических фигур

4)умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами.

Материалы к занятию

Демонстрационный: предметы цилиндрической формы.

Раздаточный:

1) листы бумаги;

2) простые карандаши,

1. Введение в ситуацию.

Ход образовательной ситуации

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Часто ли вы бываете с родителями в магазинах?

- Какие магазины есть около вашего дома? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель уточняет: у каждого магазина есть название.

Воспитатель рассказывает, что около его дома открылся новый магазин, но работники магазина не знают, какое название этому магазину дать.

- Хотите помочь работникам магазина придумать ему название? - Сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

I)актуализировать представления детей об общих свойствах предметов, умение выделять общее свойство предметов и выражать его в речи;

2) создать мотивационную ситуацию для выделения в окружающем чире предметов цилиндрической формы. Как бы назывался магазин, если бы в нем продавались только, например игрушки?

Чем похожи, например, кукла, машинка, мячик, пирамидка? (В них можно играть)

Воспитатель уточняет: Все игрушки разные, но похожи они тем, что в них играют. А что общего у всех лекарств, которые продаются в аптеке? (Ими лечат. )

Воспитатель уточняет: Все лекарства разные, но похожи они тем, что излечивают людей от болезней

Воспитатель подводит детей к столу, на котором находятся предметы цилиндрической формы . говорит, что в новый магазин завезли разные товары.

Воспитатель напоминает детям, что для того, чтобы дать название магазину, надо определить, чем похожи предметы, которые в нем находятся. Воспитатель предлагает детям взять по одному предмету и внимательно его рассмотреть.

Воспитатель задает детям вопрос: - У ваших предметов одинаковый цвет (размер)?

 - Из одинакового ли материала сделаны ваши предметы? –

— Чем же похожи ваши предметы?

С помощью воспитателя дети выясняют, что у всех этих предметов одинаковая форма.

3. Затруднение в ситуации.

 Дидактические задачи:

I) создать мотивационную ситуацию для образования нового слова «цилиндр»;

2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

- Как же можно назвать этот магазин, то есть как называется общая для всех этих предметов форма?

Так как дети не знают названия цилиндра, возникает затруднение.

- Смогли вы назвать форму всех этих предметов? – Почему не смогли? (Потому что не знаем, как эта форма называется.

4. Открытие нового знания. Дидактические задачи:

l) познакомить с термином «цилиндр»;

2) формировать опыт самостоятельно открытия, закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».

- Как можно поступить, если чего-то не знаешь, а очень хочешь узнать?(Можно у кого-нибудь спросить.)

Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего рассказывает, что форма этих предметов называется цилиндром.

- Как можно назвать магазин, в котором вы находитесь? (Магазин цилиндрических товаров.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Часть 1. Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для открытия нового свойства цилиндра.

Воспитатель указывает на ящик, стоящий около стола, и рассказывает, что в магазин цилиндрических товаров привезли ящик с товарами.

Нужно этот ящик переместить в другой конец группы. Ящик достаточно тяжел, а поднимать такие тяжести нельзя.

Как правило, после этого дети предлагают ящик передвинуть. Надо дать детям попробовать сделать это.

Ящик передвигается с большим трудом. Воспитатель говорит, что грузчикам приходится переносить много тяжелого  груза, ведь в магазин обычно привозят много товаров. Воспитатель предлагает детям придумать способ, при котором будет перемещать тяжелые ящики, и обращает внимание детей на  цилиндры, лежащие на столе (находящиеся в магазине),

После обсуждения дети с помощью воспитателя приходят к выводу о том, что под ящик нужно подложить цилиндры. Дети подкладывают цилиндры и перемещают ящик в другое место,

Что вы делали с ящиком в первом случае? (Тащили или толкали. )Что вы делали во втором случае? (Катили. Что делать легче - тащить или катить? (Катить. )

Воспитатель говориг детям, что цилиндр в переводе означает "каток". Как вы думаете, почему цилиндр так назвали? (Потому что цилиндр может катиться.

Воспитатель подводит итог: цилиндр помог переместить тяжелый предмет одного места на другое, потому что он может катиться.

Часть з. Дидактические задачи: тренировать умение выделять форму предметов окружающего мира, соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами.

Воспитатель собирает детей около себя, напоминает, как ходили к фото шар и куб, и предлагает сфотографировать цилиндр, а затем на сделать его фотографию.

Дети садятся за столы, на которых находятся листы бумаги, простые карандаши на каждого, Воспитатель поворачивает цилиндр одним торцом к детям.

- Какая фигура получится, если сфотографировать эту часть цилиндра? (Круг. )

-Сделайте фотографию этого круга на листе этой части цилиндра.

Аналогично детям показывается другой торец и бок цилиндра. В результате выполнения задания у детей получается рисунок

Воспитатель подводит итог: фотография любого цилиндра выглядит подобным образом. Эта фотография рассказывает очень много о форме цилиндра, это его паспорт.

6. Осмысление. Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали

на занятии, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя. - Чем мы сегодня помогли служащим магазина? - Что вы предложите родителям, если им будет нужно передвинуть, например, шкаф?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не знали свойства цилиндра, то им было бы очень трудно передвигать тяжелые вещи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по математическому развитию в старшей группе "Волшебные мешочки"

Цель:показать уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошколь­ного возраста.Обучающие задачи:ØЗакрепить числовую последовательность в пределах 10, представления о праздн...

Конспект по математическому развитию с использованием ИКТ в старшей гр. Тема: «Путешествие по лесной полянке»

1. Закрепить прямой и обратный счет до 10;2. Учить делить предмет на 2, 4 части;3. Формировать понятие, что часть меньше целого, а целое больше части;4. Отгадывать загадки на основе зрительно – ...

Конспект по математическому развитию Тема: «Весёлая неделя».

Дать детям понятие «неделя»,  Развивать чувство времени, Воспитывать дисциплинированность....

Конспект по математическому развитию "Чудесный лесок".

Цель занятия: закрепить у детей понятия качественных характеристик "один" и "много"....

конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе

это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...

КОНСПЕКТ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ БУРАТИНО»

Цель: обобщить и закрепить знания и умения детей по математическому развитию, полученные в течение учебного года. Задачи:Образовательные: дать понятие «условная мерка». Учить дет...