Конспект по математическому развитию
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект по математическому развитию в средней группе
Тема: ЦИЛИНДР.
Дата: 20.04.21
Воспитатель: Мельникова Ю.Н.
Цель:
1) формировать представление о цилиндре и некоторых его свойствах, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки и среди других фигур;
2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить утого, кто знает»;
3) закреплять умение считать до 8, умение выделять и называть общее свойство предметов, представление об изученных геометрических фигур
4)умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами.
Материалы к занятию
Демонстрационный: предметы цилиндрической формы.
Раздаточный:
1) листы бумаги;
2) простые карандаши,
1. Введение в ситуацию.
Ход образовательной ситуации
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Часто ли вы бываете с родителями в магазинах?
- Какие магазины есть около вашего дома? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель уточняет: у каждого магазина есть название.
Воспитатель рассказывает, что около его дома открылся новый магазин, но работники магазина не знают, какое название этому магазину дать.
- Хотите помочь работникам магазина придумать ему название? - Сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
I)актуализировать представления детей об общих свойствах предметов, умение выделять общее свойство предметов и выражать его в речи;
2) создать мотивационную ситуацию для выделения в окружающем чире предметов цилиндрической формы. Как бы назывался магазин, если бы в нем продавались только, например игрушки?
Чем похожи, например, кукла, машинка, мячик, пирамидка? (В них можно играть)
Воспитатель уточняет: Все игрушки разные, но похожи они тем, что в них играют. А что общего у всех лекарств, которые продаются в аптеке? (Ими лечат. )
Воспитатель уточняет: Все лекарства разные, но похожи они тем, что излечивают людей от болезней
Воспитатель подводит детей к столу, на котором находятся предметы цилиндрической формы . говорит, что в новый магазин завезли разные товары.
Воспитатель напоминает детям, что для того, чтобы дать название магазину, надо определить, чем похожи предметы, которые в нем находятся. Воспитатель предлагает детям взять по одному предмету и внимательно его рассмотреть.
Воспитатель задает детям вопрос: - У ваших предметов одинаковый цвет (размер)?
- Из одинакового ли материала сделаны ваши предметы? –
— Чем же похожи ваши предметы?
С помощью воспитателя дети выясняют, что у всех этих предметов одинаковая форма.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
I) создать мотивационную ситуацию для образования нового слова «цилиндр»;
2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
- Как же можно назвать этот магазин, то есть как называется общая для всех этих предметов форма?
Так как дети не знают названия цилиндра, возникает затруднение.
- Смогли вы назвать форму всех этих предметов? – Почему не смогли? (Потому что не знаем, как эта форма называется.
4. Открытие нового знания. Дидактические задачи:
l) познакомить с термином «цилиндр»;
2) формировать опыт самостоятельно открытия, закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».
- Как можно поступить, если чего-то не знаешь, а очень хочешь узнать?(Можно у кого-нибудь спросить.)
Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего рассказывает, что форма этих предметов называется цилиндром.
- Как можно назвать магазин, в котором вы находитесь? (Магазин цилиндрических товаров.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Часть 1. Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для открытия нового свойства цилиндра.
Воспитатель указывает на ящик, стоящий около стола, и рассказывает, что в магазин цилиндрических товаров привезли ящик с товарами.
Нужно этот ящик переместить в другой конец группы. Ящик достаточно тяжел, а поднимать такие тяжести нельзя.
Как правило, после этого дети предлагают ящик передвинуть. Надо дать детям попробовать сделать это.
Ящик передвигается с большим трудом. Воспитатель говорит, что грузчикам приходится переносить много тяжелого груза, ведь в магазин обычно привозят много товаров. Воспитатель предлагает детям придумать способ, при котором будет перемещать тяжелые ящики, и обращает внимание детей на цилиндры, лежащие на столе (находящиеся в магазине),
После обсуждения дети с помощью воспитателя приходят к выводу о том, что под ящик нужно подложить цилиндры. Дети подкладывают цилиндры и перемещают ящик в другое место,
Что вы делали с ящиком в первом случае? (Тащили или толкали. )Что вы делали во втором случае? (Катили. Что делать легче - тащить или катить? (Катить. )
Воспитатель говориг детям, что цилиндр в переводе означает "каток". Как вы думаете, почему цилиндр так назвали? (Потому что цилиндр может катиться.
Воспитатель подводит итог: цилиндр помог переместить тяжелый предмет одного места на другое, потому что он может катиться.
Часть з. Дидактические задачи: тренировать умение выделять форму предметов окружающего мира, соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами.
Воспитатель собирает детей около себя, напоминает, как ходили к фото шар и куб, и предлагает сфотографировать цилиндр, а затем на сделать его фотографию.
Дети садятся за столы, на которых находятся листы бумаги, простые карандаши на каждого, Воспитатель поворачивает цилиндр одним торцом к детям.
- Какая фигура получится, если сфотографировать эту часть цилиндра? (Круг. )
-Сделайте фотографию этого круга на листе этой части цилиндра.
Аналогично детям показывается другой торец и бок цилиндра. В результате выполнения задания у детей получается рисунок
Воспитатель подводит итог: фотография любого цилиндра выглядит подобным образом. Эта фотография рассказывает очень много о форме цилиндра, это его паспорт.
6. Осмысление. Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали
на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя. - Чем мы сегодня помогли служащим магазина? - Что вы предложите родителям, если им будет нужно передвинуть, например, шкаф?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не знали свойства цилиндра, то им было бы очень трудно передвигать тяжелые вещи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по математическому развитию в старшей группе "Волшебные мешочки"
Цель:показать уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Обучающие задачи:ØЗакрепить числовую последовательность в пределах 10, представления о праздн...
Конспект по математическому развитию с использованием ИКТ в старшей гр. Тема: «Путешествие по лесной полянке»
1. Закрепить прямой и обратный счет до 10;2. Учить делить предмет на 2, 4 части;3. Формировать понятие, что часть меньше целого, а целое больше части;4. Отгадывать загадки на основе зрительно – ...
Конспект по математическому развитию для детей старшей группы. Тема "Время"
конспект занятия...
Конспект по математическому развитию Тема: «Весёлая неделя».
Дать детям понятие «неделя», Развивать чувство времени, Воспитывать дисциплинированность....
Конспект по математическому развитию "Чудесный лесок".
Цель занятия: закрепить у детей понятия качественных характеристик "один" и "много"....
конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе
это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...
КОНСПЕКТ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ БУРАТИНО»
Цель: обобщить и закрепить знания и умения детей по математическому развитию, полученные в течение учебного года. Задачи:Образовательные: дать понятие «условная мерка». Учить дет...