Обучение детей старшего дошкольного возраста работе в тетради
консультация по математике (старшая группа)

Григорьева Александра Михайловна

Обучение детей старшего дошкольного возраста работе в тетради; знакомство с клеткой; ориентировка детей на листе в клетку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

                         Консультация для педагогов

«Обучение детей

 старшего дошкольного возраста

 работе в тетради»

             В старшем дошкольном возрасте  подготовка детей к обучению в школе  является одной из самой актуальных проблем современной педагогики, так как от ее решения зависит успешность будущего школьника.  Чтобы адаптация ребёнка прошла наиболее успешно, необходимо наличие у него определённых умений и навыков. Одним из наиболее сложных навыков для первоклассника является работа в тетради. Очень важно научить ребёнка пользоваться тетрадью, ориентироваться на листе, уметь видеть строку, клетку,  правильно находить её стороны, углы, центр и середины сторон. Данная работа поможет ребёнку в дальнейшем красиво писать цифры и буквы, выполнять графические задания в тетрадях.

            На первом этапе  большое  внимание уделяется работе на обычном листе бумаги. Детей учат ориентироваться на листе бумаги,  понимать и находить: левый-правый, нижний - верхний углы, верхнюю и нижнюю, а также левую и правую  стороны листа, центр листа, середины между сторонами. Также дети учатся понимать и использовать в речи  предлоги: в, между, за, под и т.д.  Для ориентировки на листе бумаги можно использовать математические наборы с геометрическими фигурами, мелкий раздаточный материал, счетные палочки. Следующим этапом  можно предложить детям не выкладывать раздаточный материал, а  рисовать, например геометрические фигуры  определенного цвета в заданном направлении.  Выполняя эту работу, педагогу необходимо обращать внимание на технические навыки детей: как ребенок держит карандаш, как закрашивает, видит ли контур.  Начинать  работу  по ориентировке на листе бумаги можно  начиная со второго полугодия средней группы и продолжить ее в первом полугодии старшей группы. Как только дети  научатся работать на обычном листе бумаги, можно переходить к работе в тетради и знакомству с клеткой.

           Знакомство с тетрадью  мы начинаем во втором полугодии старшей группы.

При работе с тетрадью необходимо уделять внимание правильной посадке ребенка за столом (прямая осанка, ребенок должен опираться грудью о стол, расстояние между тетрадью и глазами ребенка  30-33 см, обе руки лежат на столе, свет должен падать слева для праворуких детей и справа для леворуких ребят). Работу в тетрадях  нужно проводить систематически 2-3 раза в неделю   по 7-10 минут от общей продолжительности занятия, но не более 15 минут в старшей группе и не более 20 минут в подготовительной группе. При этом необходимо  учитывать  подготовленность  детей и уровень их усидчивости. Если запланировать слишком продолжительную работу в тетрадях с детьми, то они устанут и могут потерять интерес, а если слишком короткую, то дети могут не успеть выполнить нужный объем работы.

               

             Работа с тетрадью выстроена в следующей последовательности:

1. Знакомство с тетрадью. Для работы понадобится тетрадь в крупную клетку. Необходимо познакомить детей с тетрадью  и научить ориентироваться в ней. Покажите детям, что тетрадь состоит из   обложки, внутри обложки есть листы, страницы, а на страницах есть поля, что обложка и листы скреплены между собою.

2.Знакомство со страницей.

На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты — клетки. Предложите определить правую, левую, верхнюю, нижнюю стороны страницы; показать, где расположены верхний левый, верхний правый, нижний левый и нижний правый углы.

 Для закрепления этих знаний предложите детям следующее задание: «Нарисуй в верхнем левом углу круг, в верхнем правом – квадрат, в нижнем левом – треугольник, в нижнем правом – прямоугольник, в центре страницы – овал».

C:\Users\USER\Desktop\detsad-15985-1507825481.jpg

3. Знакомство со строкой.

Вводим  понятие «строка» (горизонтальный ряд клеток). Для формирования умения видеть рабочую строку  педагогу необходимо начертить простым карандашом верхнюю и нижнюю границы строки. Далее предложите ребёнку закрасить строку синим цветом. «Строка - это река с  берегами. На берег выходить нельзя». Уточните, что писать можно только на рабочей строке, и только слева направо». 

4. Знакомство с клеткой.

Педагог объясняет детям, что клетка-это домик. У домика есть пол, стены, и потолок.

После этого даем задания:

а) на простом листе бумаги без клеточек нарисовать одну клетку (можно предложить нарисовать пол, потолок и стены нашего домика цветными карандашами).

б) Нарисовать много клеток (домиков), одна за другой  на  этом  же листе.

в) Далее переходим к работе в тетради в клетку:

-  предложите детям сначала на  выделенной рабочей строке проставить точки в середине каждой клеточки, затем через одну, через две клеточки. Далее без выделения рабочей строки просим поставить точки  на середине боковой стороны клетки и  на пересечении линий.

C:\Users\Пользователь\Desktop\detsad-15985-1507825739.jpg

 

- Найти «пол, потолок и стены» клетки (переходим к рисованию вертикальных и горизонтальных прямых линий в одну или две клетки сверху вниз и слева направо)

 C:\Users\USER\Desktop\detsad-15985-1507825783.jpg

5. Работа с клеткой 

Как только дети научились видеть строку и клетку, педагог  начинает учить работать с клеткой, предлагая  различные задания, такие как вписывание различных форм, элементов в пределах клетки, использовать штриховку в различных направлениях, рисование по образцу, рисование симметрии, графические диктанты.

                                                Графические диктанты.                                                                                                  Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии  в заданном педагогом направлении на листе бумаги и в результате получает картинку. После окончания работы, результат сравнивается с образцом. Делать это несложно, так как такое дидактическое  задание  не требуют от ребенка глубоких знаний, а потому очень нравятся детям. Начинать диктанты лучше с простых форм: квадрат, прямоугольник, а далее  можно  переходить к  несложным картинкам. Например, домик, собака, машина. Изображения должны быть знакомы дошкольникам и не требовать длительного времени исполнения. В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. При написании первых диктантов обязательно перед началом работы  поставьте в тетради  точку, от которой ребёнок начнёт строить фигуру.

     Вот так, пройдя все этапы работы, вы сможете не только научить ребёнка ориентироваться на листе бумаги в клетку, но и разовьёте произвольное внимание, пространственное воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев рук, память, орфографическую  зоркость, координацию движений и усидчивость, что позволит  ребенку более успешно адаптироваться к школьной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

Перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности...

Сообщение из опыта работы "Детское экспериментирование как метод обучения детей старшего дошкольного возраста"

Сообщение из опыта работы по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста за учебный год....

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА по теме: «Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию пейзажа»

Актуальность: природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах прир...

Система работы Хасановой Г.С. воспитателя дошкольного отделения «Сорочата» по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Пожар – это всегда страшно. Дети в огне – обычно следствие ошибок взрослых: не убрали, не предупредили, не уследили…Поэтому перед теми, кто работает с детьми в области пожарной профилактики, стоят две...

Опыт работы на тему: «Ознакомление с родным городом в организованных формах обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Опыт работы на тему: «Ознакомление с родным городом в организованных формах обучения детей старшего дошкольного возрастас общим недоразвитием речи»...