НОД по ФЭМП в старшей группе
методическая разработка по математике (старшая группа)
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ "ЦРР "Дубравушка" - детский сад №31
Непосредственная образовательная деятельность
по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Тема: «Путешествие в сказку»
Подготовила воспитатель:
Шеховцова Екатерина Александровна
г. Железногорск,
2021 г.
ООП: «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
Программные задачи:
- формирование количественных представлений: формировать представления о числе и цифре 5, учить считать до 5, соотносить цифру 5 с количеством;
- закрепить счетные умения, умения сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;
- формирование представлений о величине: совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (большой-маленький);
- формирование представлений о форме: закрепить представления о геометрических фигурах;
- cпособствовать развитию памяти, речи, логического мышления, внимания, воображения;
- воспитывать чувство радости от совместно проделанной работы, желания помогать тем, кто в этом нуждается, создание ситуации успеха в совместной деятельности.
Методические приемы: игровая мотивация, проблемная ситуация, дидактические игры, дидактические упражнения, объемное моделирование, ИКТ (презентация), беседа, вопросы, использование художественного слова, объяснение.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; интеграция- социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Использование современных образовательных технологий:
* Проблемно - игровые технологии:
-логические математические сюжетные игры на основе блоков Дьенеша;
* Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика «Сказки».
* ИКТ (презентация).
Оборудование и материалы: проектор, экран, ноутбук, письмо, презентация, речка (ткань голубого цвета), карточки с изображением разного количества предметов, пирожки и тарелочки (по 5 на каждого ребёнка), цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 (цифра 5 - на каждого ребёнка), корзинки ( листки бумаги с изображёнными на них цифрами 3, 4, 5 на каждого ребёнка), яблоки (кружочки красного цвета), блоки Дьенеша, рабочие тетради (Д. Денисова, Ю. Дорожин Математика для дошкольников. Рабочая тетрадь для детей средней группы), цветные карандаши.
Предварительная совместная деятельность: чтение сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций.
Ход НОД
Приветствие.
Дети стоят около воспитателя.
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
(Дети вместе с воспитателем)
«С добрым утром!»
«Добрый вечер!»
«Добрый день!»
Всем говорим.
Введение в игровую ситуацию.
- Ребята, вы любите сказки?
- Назовите свою любимую сказку.
Стук в дверь.
- Я сейчас посмотрю, кто это (выходит за дверь и возвращается с письмом.)
- Это письмо. Интересно, от кого оно? Читает письмо.
«Здравствуйте, ребята, меня зовут Маша, у меня Баба-Яга братца Иванушку похитила, а помогли ей в этом птицы. Пожалуйста, помогите мне его найти».
- Какие же птицы могли похитить братца Иванушку? (гуси-лебеди)
- Из какой же сказки эта девочка? («Гуси – лебеди»)
- Ребята, вы хотите помочь Маше? (Да, хотим)
- Как ей помочь? (Надо попасть в сказку, найти брата)
- А вы сможете помочь? (Да, сможем)
- Почему вы так думаете? (Мы смелые, мы справимся)
- Что нужно для того, чтобы помочь?
- Как же нам попасть в сказку? (С помощью волшебной палочки, с помощью волшебства, надо сказать заклинание).
Дидактическая игра «Найди нужную карточку»
Цель: закрепление знания о числе 4, умения считать в пределах 4.
- Правильно, ребята, в сказку можно попасть с помощью заклинания, но оно сработает, если мы правильно выберем волшебные карточки, которые нам нужно найти среди других.
Дети подходят к столу. На нем лежат карточки с разным количеством изображённых предметов.
-Волшебные карточки только те, на которых нарисовано 4 предмета. Прошу вас выбирайте нужные карточки.
Если карточка выбрана правильно, то педагог просит сказать, сколько нарисовано предметов на ней.
- Молодцы! Все выбрали верные карточки.
- Попробуем произнести заклинание.
Повторяйте за мной: «Один, два, три, четыре, повернись, в волшебном лесу очутись».
- Вот мы и в сказочном лесу. Слайд 2
- Прогуляемся по нему!
Физкультминутка
По сказочной дорожке шагают наши ножки (маршируют).
На пенёчек мы присели, сладких яблочек поели (приседают).
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке, (прыжки на правой ноге).
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке (прыжки на левой ноге)
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки (прыжки на двух ногах).
Стоп! - (останавливаются)
Немного отдохнём (делают вдох-выдох)
и опять пешком пойдём (шагают).
Слайд 3 – Что это, ребята? (Печка)
-Может печка нам подскажет, куда гуси унесли Иванушку? Давайте спросим.
Дети задают вопрос печке: «Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели?»
Печка: «Разложите пирожки по тарелочкам, тогда скажу».
- Поможем печке? (Да)
Дети проходят за столы, на которых лежат 4 тарелки (круга) и 4 пирожка на каждого.
-Положите перед собой тарелки. Сколько их? (4)
-Посчитайте сколько пирожков. (4)
-Разложите пирожки на тарелки. Как вы это сделали? (один пирог на одну тарелку положили).
-Что мы можем сказать про пирожки и тарелки? (тарелок и пирожков поровну, их столько же).
Печка: «Какие молодцы! А у меня ещё пирожки поспели».
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку ещё по одному пирожку.
- Сколько же стало пирожков, ребята?
- Ребята, что делать? Как узнать количество пирожков? (Надо узнать, как дальше считать).
-Вы знаете, какое число следует за числом 4?
-Что нужно делать, если чего- то не знаешь? (где-то посмотреть, спросить у взрослого).
- При счёте после 4 идёт 5. Посчитаем до 5: один, два и т.д.
- Как получили пять пирожков? (сначала было 4 пирожка, а потом добавили ещё один, получилось 5).
Ребята, скажите, теперь пирожков и тарелок поровну? (Нет, пирожков больше)
- Как быть? (съесть один пирог, положить ещё одну тарелку)
- Положите, пожалуйста, ещё одну тарелку.
- Посчитайте, сколько пирожков (5)
- Сколько тарелок (5)
- Что мы можем сказать про пирожки и тарелки? (Их стало поровну)
- Выберите нужную цифру.
Дети подходят к столу.
На столе лежат цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6,7.
Объяснение.
- Ребята, число 5 обозначается цифрой 5 – показ. Слайд 4
- На что похожа цифра 5? (ответы детей)
- Посмотрите, на что она похожа. Слайд 5
- Найдите среди цифр цифру 5. Покажите её.
(Дети подходят к столу берут цифру 5, показывают).
Печка: «Молодцы, ребята! Гуси-лебеди пролетели справа от меня».
-Спасибо, печка! В какую же нам сторону идти дальше, ребята? (вправо).
-Идём дальше!
Физкультминутка
По сказочной дорожке шагают наши ножки - (маршируют).
На пенёчек мы присели, сладких яблочек поели - (приседают).
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке, - (прыжки на правой ноге)
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке - (прыжки на левой ноге)
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки - (прыжки на двух ногах)
Стоп! - (останавливаются)
Немного отдохнём - (делают вдох-выдох)
и опять пешком пойдём - (шагают)
Слайд 6
- Ребята, что это за дерево? (Яблоня, яблонька)
- Спросим, куда нам идти. (Да)
- Яблонька, яблонька, куда гуси-лебеди полетели?
Яблонька: «Разложите мои яблочки по корзинкам, тогда скажу».
-Поможем яблоньке, ребята? (Да, поможем).
Дидактическая игра «Разложи яблоки»
Цель: закрепление умения соотносить цифру с количеством предметов.
Дети садятся за столы. На столах на каждого ребёнка лежат три листка бумаги (корзинки) с цифрами: 3, 4, 5 и яблоки.
-Ребята, перед вами корзинки. Сколько их? (три)
-Посмотрите, на каждой из них есть цифра.
-Какие цифры изображены на корзинках? (три, четыре, пять)
-Правильно, молодцы!
-Положите в каждую корзину столько яблок, какая цифра изображена на ней.
-Сколько вы положили яблок в корзину с этой цифрой (4) (четыре)
- Сколько вы положили яблок в корзину с этой цифрой (3) (три)
- Сколько вы положили яблок в корзину с этой цифрой (5) (пять)
Яблоня: «Молодцы, ребята, помогли мне спасибо. Гуси-лебеди пролетели слева от меня».
-Скажем яблоньке спасибо (спасибо)
-В какую сторону нам надо идти? (в левую)
-Тогда в путь.
Пальчиковая гимнастика «Сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)
Эта сказка – «Теремок».
Эта сказка – «Колобок».
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
(Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад!
(Показывают большой палец.)
Работа в тетради.
- Посчитайте, сколько на картинке елочек, грибов и т.д.
Подберите нужную цифру.
- Молодцы, ребята.
На полу лежит широкая ткань голубого цвета (речка), рядом- блоки Дьенеша.
Дети подходят к речке.
-Ребята, как вы думаете, что это? (ручей, река)
-Это молочная река - кисельные берега.
-Речка, Речка, куда полетели гуси-лебеди?
Речка: «Постройте мостик, тогда скажу»
-Надо и речке помочь, как вы считаете? (да, поможем)
Игра «Построй мост» (Блоки Дьенеша)
Детям предлагается построить мост, используя заданную схему. (Например, сначала синий, потом красный, потом жёлтый блок; или сначала круг, потом квадрат, потом треугольник, потом прямоугольник и т. д.) Воспитатель достает из конверта карточки со схематичным изображением. Дети выполняют задание.
Сравнение блоков по величине.
Речка: «Спасибо вам, ребята, гуси-лебеди полетели прямо, они унесли мальчика к избушке Бабы-Яги. Здесь совсем близко.
-Спасибо тебе, речка!
Слайд 7
- Я вижу, вдали виднеется избушка. Смотрите, Баба-Яга стоит, а рядом Иванушка играет.
Как вы думаете, как нам мальчика спасти? (Увести потихоньку, украсть, отнять, попросить отпустить).
- Ребята, я предлагаю воспользоваться волшебными словами, ведь мы с вами вежливые? (Да)
Дети: «Здравствуйте, бабушка Яга, отпустите Иванушку, пожалуйста!»
Баба-Яга: «Здравствуйте, со мной ещё никто так вежливо не разговаривал, спасибо, порадовали бабушку».
Ладно, отдам если вы справитесь с моим заданием. Для начала отгадайте загадки:
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! Круг.
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? Треугольник.
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня - квадрат.
- Молодцы! На пути ко мне все преграды преодолели, правильно выполнили все задания. Так и быть, отпущу Ванюшку. Гуси-лебеди его отнесут назад домой.
Слайд 8
- Спасибо, Баба-Яга, ну а нам пора возвращаться в детский сад. Скажем бабушке до свидания. (До свидания)
- Вспомните, как мы попали в сказку? (говорили заклинание)
- Произнесём его вновь и окажемся опять в детском саду, вот только считать уже будем не до 4, а до 5.
Произносят заклинание: «1, 2, 3, 4, 5, повернись, в детском саду очутись!»
Итог
Дети стоят около воспитателя.
- Вот мы снова в детском саду. Вам понравилось путешествие в сказку? (Да, понравилось)
- В какой сказке мы сегодня побывали? (Гуси – лебеди)
- Зачем мы туда отправились? (Помочь Маше, спасти братца Иванушку)
- Вы смогли помочь Маше? (Да, смогли)
- Почему вы смогли ей помочь? (Мы смелые, мы выполнили все задания, мы умеем считать, мы знаем цифры, мы умные, вежливые)
- Кому ещё вы помогли? (Печке, яблоньке, речке)
- Что нового вы узнали, когда помогали печке? (Научились считать до пяти, узнали цифру 5).
- Вы меня сегодня порадовали, тем, что были дружные, умные, добрые, вежливые и отзывчивые. Вы молодцы!
ЗАДАНИЕ 1.
Реализация программных задач
№п/п | Раздел ФЭМП | Программные задачи (из конспекта) | Реализация программной задачи (пример из конспекта) |
1. | Формирование количественных представлений | - формировать представления о числе и цифре 5, учить считать до 5, соотносить цифру 5 с количеством; - закрепить счетные умения, умения сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству | Дидактическая игра «Найди нужную карточку». Упражнение «Разложите пирожки по тарелочкам». Дидактическая игра «Разложи яблоки». Работа в тетради. - Посчитайте, сколько на картинке елочек, грибов и т.д. Подберите нужную цифру. |
2. | Формирование представлений о величине | -совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (большой-маленький) | Сравнение блоков Дьенеша по величине. |
3. | Формирование представлений о форме
| -закрепить представления о геометрических фигурах | Игра «Построй мост» (Блоки Дьенеша). Отгадывание загадок о геометрических фигурах. |
Методы и приемы математического развития детей
№п/п | Словесный метод Приемы: | Наглядный метод Приемы: | Практический метод Приемы: |
1. | Вопросы | Презентация | Дидактическая игра «Найди нужную карточку». |
2. | Беседа | Демонстрация объектов | Дидактическая игра «Разложи яблоки». |
3. | Объяснение | Показ | Упражнение «Разложите пирожки по тарелочкам». |
4. | Пояснение | Рассматривание | Пальчиковая гимнастика |
5. | Художественное слово (стихотворение, загадки, сказка) | Выполнение физкультминутки | |
6. | Моделирование | ||
Сравнение блоков Дьенеша по величине. | |||
7. | Игра «Построй мост» (Блоки Дьенеша). |
Интеграция образовательных областей
№п/п | Образовательные области (по ФГОС ДО) | Пояснения (по конспекту) |
1. | познавательное развитие | формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе) Дидактическая игра «Найди нужную карточку». Упражнение «Разложите пирожки по тарелочкам». Дидактическая игра «Разложи яблоки». Работа в тетради. - Посчитайте, сколько на картинке елочек, грибов и т.д. Подберите нужную цифру. Сравнение блоков Дьенеша по величине. Игра «Построй мост» (Блоки Дьенеша). Отгадывание загадок о геометрических фигурах. |
2. | речевое развитие | развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (беседы) |
3. | социально-коммуникативное развитие | развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками (беседы) |
4. | художественно-эстетическое развитие | восприятие художественной литературы (чтение стихотворения, рассказывание сказки, загадки) |
5. | физическое развитие | приобретение опыта в двигательной деятельности: (физкультминутка, пальчиковая гимнастика) |
ЗАДАНИЕ 2.
Дидактические игры и упражнения
Формирование количественных представлений
Дидактическая игра «Найди себе место»
Цель: упражнять в умении различать цифры, определять их соответствие числу.
Оборудование: 2—5 обручей, в каждом из которых карточка с цифрой; общая сумма цифр должна равняться количеству детей в группе.
Ход игры. Дети свободно двигаются по комнате, по сигналу каждый из них занимает место в одном из обручей. Количество детей в обруче должно соответствовать цифре внутри него.
Педагог проверяет правильность размещения детей. Если есть дети, которые не нашли себе места, нужно проговорить с ними варианты размещения внутри обручей. После этого игра продолжается: дети свободно двигаются по комнате, а педагог меняет расположение цифр в обручах.
Усложнить игру можно, если количество детей больше, чем сумма всех цифр в обручах.
Игровое упражнение «Сколько?»
Цель: упражнять в счете, нахождении соответствующей цифры.
Оборудование: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; раздаточный материал — набор цифр, фишки.
Ход игры. Педагог показывает какое-либо число одним из способов: на фланелеграфе, наборном полотне или счетной лесенке. Дети пересчитывают картинки или игрушки, показывают цифру, соответствующую количеству картинок. Педагог проверяет правильность ответов у каждого ребенка.
В конце игры подводится итог: можно похвалить самых внимательных и умных детей, поаплодировать им.
Формирование представлений о геометрических фигурах
Дидактическая игра «С обручем»
Цель: различение и нахождение геометрических фигур.
Содержание.
Для игры используются 4-5 сюжетных игрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.); отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.). Вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.)
Игровое упражнение «Кому какая форма»
Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
Материал. Большие мишка и матрешка. Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.
Воспитатель демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обрести контуры пальчиками. «А теперь все круги положите на один поднос - матрешке, все овалы да другой - мишке». Воспитатель наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.
В конце игры воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка - заберет круги домой».
Формирование представлений о величине
Дидактическая игра «Веселые матрешки»
Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.
Материал: 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.
По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Воспитатель обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель).
Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит воспитатель. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться.
Игровое упражнение «Широкое – узкое»
Цель: продолжить формировать представление «широкое - узкое».
Дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.
ЗАДАНИЕ 3.
Рабочая тетрадь
Д. Денисова, Ю. Дорожин Математика для дошкольников. Рабочая тетрадь для детей средней группы.
Формирование количественных представлений:
задача: упражнять в счете предметов в пределах 5;
задание: посчитать предметы, изображенные на картинке.
Формирование представлений о величине:
задача: учить сравнивать два предмета по величине;
задание: ответить на вопросы: елка какая? гриб какой?
Формирование представлений о форме:
задача: закрепить знания геометрических фигур;
задание: назвать геометрические фигуры.
Предварительный просмотр:
МДОУ "ЦРР "Дубравушка" - детский сад №31
Непосредственная образовательная деятельность
по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе
Тема: «Спасение принцессы»
Подготовила воспитатель:
Шеховцова Екатерина Александровна
г. Железногорск,
2021 г.
ООП: Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
Программные задачи:
- формирование количественных представлений: сформировать представление о числовом ряде, прямом и обратном счете, закрепить умение соотносить цифру с количеством фигур;
- формирование представлений о величине: упражнять детей в сравнении предметов по величине;
- формирование представлений о форме: расширить и уточнить представления о геометрических фигурах: плоских (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал); объемных (шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида);
- закреплять умение узнавать и называть эти фигуры;
- развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Методические приемы: игровая мотивация, проблемная ситуация, дидактические игры, дидактические упражнения, ИКТ (презентация), моделирование, рассматривание картинок, беседа, вопросы, использование художественного слова, объяснение.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; интеграция- социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Использование современных образовательных технологий:
* Мнемотехника.
* ИКТ-технология (презентация).
* ТРИЗ-технология (теория решения изобретательских задач).
* Проблемно - игровые технологии: проблемные ситуации математической направленности.
* Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, презентация, карточки с домиками, внутри которых нарисованы точки (образец выполнения задания), карточки с цифрами от 1 до 10, картонный замок, куклы принц и принцесса, колдунья, иллюстрации с изображениями героев различных сказок; раздаточный- карточки с изображенными на них домиками, карточки с точками от 1 до 10, карточки с цифрами от 1 до 10, карточки с изображениями различных геометрических фигур, рабочие тетради (Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Игралочка- ступенька к школе. Математика для детей 5-6 лет).
Предварительная совместная деятельность: чтение книги «Самые лучшие сказки о принцессах».
Ход НОД
Приветствие.
Дети и воспитатель стоят в кругу.
С добрым утром! С новым днём!
С ярким солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Игровая мотивация.
- Как вы думаете, надо ли помогать тем, кто нуждается в помощи? (Ответы детей).
- Кому вы помогаете?
- Молодцы, вы помогаете родным, близким и друзьям. Приятно, когда говорят «спасибо» за помощь.
- Я знаю, что вы дружные, а внимательные ли?
- Что необычного вы заметили в группе? (На столе стоит игрушечный «замок», а в нем спрятана игрушка: кукла- принц. Рядом письмо).
- Молодцы, вы очень внимательные. Для того, чтобы отгадать, что там спрятано, поиграем в игру «Да- нетка». Вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или «Да» или «Нет». Согласны?
Игра по технологии ТРИЗ «Да- нет»
Подсказка: это неживой предмет.
Дети: Это книга?
Воспитатель: Нет.
Дети: Этим можно играть?
Воспитатель: Да.
Дети: Это игрушка?
Воспитатель: Да.
Дети: Это транспорт?
Воспитатель: Нет!
Дети: Может это кукла?
Воспитатель: Да.
Воспитатель достает из замка куклу. Обращает внимание детей на письмо, которое оставила колдунья.
«Жил был король. Была у него дочь. Однажды король уехал по делам королевским, а дочь одна осталась дома. Вышла принцесса в сад погулять. Вдруг налетел ветер и унес принцессу к колдунье».
- Ребята, принц разыскивает свою невесту.
-Вы хотите ему помочь?
-Почему вы решили помочь принцу?
-Вы сможете помочь?
-Как вы сможете помочь принцу?
-Как можно победить колдунью? (Ответы детей)
- Что надо сделать, чтобы спасти принцессу?
Воспитатель предлагает детям отправиться в сказку и спасти принцессу.
«Крепче за руки держитесь,
Сразу в сказке окажитесь!
Раз- два- три- повернись,
Сразу в сказке окажись!»
- Мы попали в сказочный город, где живут герои из разных сказок.
Игра «Назови сказку» (презентация)
Слайд 2 Курочка-ряба
Слайд 3 Лисичка-сестричка и серый волк
Слайд 4 Три поросенка
Слайд 5 Теремок
Слайд 6 Репка
Слайд 7 Белоснежка и семь гномов
Дети отгадывают сказки. Считают героев сказок.
Слайд 8. Колдунья.
Задание от колдуньи.
«Чтобы спасти принцессу, вам нужно выполнить одно сложное задание. Я перепутала дома у всех жителей сказок, они теперь не знают, где живут. Поселите жителей по порядку».
Игровое упражнение «Сказочные дома»
- Давайте, чтобы нам было удобно расселять героев, заменим их точками. Решили жители поселиться на одной улице. Дома свои поставили в ряд. Расселите точки (жителей) по домам.
Дети выполняют задание.
- Герои сказочного города решили выйти погулять из домов. Давайте им поможем открыть замок.
Пальчиковое упражнение «Замок»
На двери висит замок
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.
- Вдруг начался дождь, жители побежали домой. (Воспитатель обращает внимание детей на то, что точки должны зайти в свои домики, в которых они были в начале).
- А кто был внимателен и помнит задание Колдуньи? (ответы детей)
Игра «Рассели жителей по порядку»
- Расселить жителей по порядку- это как? (ответы -рассуждения детей)
Воспитатель обобщает, уточняет.
- Найдите самую маленькую по количеству жителей семью. Сколько там членов семьи (точек)?
Дети: Одна.
- В какой домик ее поселить?
Дети: В первый.
(Дети берут карточку с одной точкой (жителем) и кладут ее на изображение первого слева домика. Далее работа ведется аналогично).
- Как вы думаете, какая семья должна жить во втором по счету слева домике? Догадайтесь сами!
(Выслушиваются все предложения детей, после чего воспитатель подводит их к мысли поселить в этот домик семью, в которой живут два жителя (две точки).
(Остальные карточки дети расселяют в дома самостоятельно, называя их порядковые номера: первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой).
- Молодцы! Назовите количество точек в каждом домике по- порядку. А теперь пройдитесь по улице от конца до начала.
(Далее воспитатель подводит детей к мысли о том, что на крышах домиков надо разместить карточки с цифрами).
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы жители сказочного города снова не забыли, где они живут? (Высказывания детей).
(Дети соотносят цифры от 1 до 7 с количеством точек и на крышу каждого дома кладут соответствующую карточку с цифрой).
- Все жители нашли свои дома? Давайте проверим! Пройдитесь по улице слева направо, справа налево (прямой и обратный счет).
Сравнение домиков по высоте.
- Молодцы! Мы выполнили это сложное задание колдуньи. Что сделали?
Слайд 9. Принц и принцесса.
Дыхательное упражнение – «Подуем на колдунью, чтобы улетела далеко в лес».
Игра «Волшебная дорожка»
- Принц с принцессой отправляются в замок. Колдунья сломала каменные дорожки к замку. Помогите принцу и принцессе: постройте новые дорожки (условные камешки –геометрические фигуры с точками, которые необходимо расположить уже освоенным способом).
«Крепче за руки держитесь.
В детский садик возвратитесь».
Работа в тетради (занятие 32).
1 задание. Посчитайте количество кругов, квадратов, прямоугольников, треугольников и овалов.
Проведи линии от геометрических фигур внизу рисунка к нужному числу.
2 задание. Помоги геометрическим телам попасть домой.
Проверка выполненных заданий.
Итог.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где были?
- Кому помогали?
- Какую проблему решали?
- Как это удалось сделать?
ЗАДАНИЕ 1.
Реализация программных задач
№п/п | Раздел ФЭМП | Программные задачи (из конспекта) | Реализация программной задачи (пример из конспекта) |
1. | Формирование количественных представлений | -сформировать представление о числовом ряде, прямом и обратном счете, закрепить умение соотносить цифру с количеством фигур | Игра «Назови сказку» (посчитать героев сказок). Игровое упражнение «Сказочные дома». Игра «Рассели жителей по порядку». Работа в тетради. Посчитайте количество кругов, квадратов, прямоугольников, треугольников и овалов. Проведи линии от геометрических фигур к нужному числу. |
2. | Формирование представлений о величине | -упражнять детей в сравнении предметов по величине | Сравнение домиков по высоте. |
3. | Формирование представлений о форме
| - расширить и уточнить представления о геометрических фигурах: плоских (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал); объемных (шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида); - закреплять умение узнавать и называть эти фигуры. | Игра «Волшебная дорожка». Работа в тетради (занятие 32). 1 задание. Проведи линии от геометрических фигур внизу рисунка к нужному числу. 2 задание. Помоги геометрическим телам попасть домой. |
Методы и приемы математического развития детей
№п/п | Словесный метод Приемы: | Наглядный метод Приемы: | Практический метод Приемы: |
1 | беседа | ИКТ (презентация) | игровая мотивация |
2 | Пояснение действий (перед игрой «Сказочные дома») | Рассматривание карточек с цифрами | проблемная ситуация |
3 | вопросы | Рассматривание геометрических фигур | дидактические игры |
4 | использование художественного слова | дидактические упражнения | |
5 | объяснение | моделирование |
Интеграция образовательных областей
№п/п | Образовательные области (по ФГОС ДО) | Пояснения (по конспекту) |
1. | познавательное развитие | формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе) Игра «Назови сказку» (посчитать героев сказок). Игровое упражнение «Сказочные дома». Игра «Рассели жителей по порядку». Сравнение домиков по высоте. Игра «Волшебная дорожка». Работа в тетради. Посчитайте количество кругов, квадратов, прямоугольников, треугольников и овалов. Проведи линии от геометрических фигур внизу рисунка к нужному числу. Помоги геометрическим телам попасть домой. |
2. | речевое развитие | развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (беседы) |
3. | социально-коммуникативное развитие | развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками (беседы) |
4. | художественно-эстетическое развитие | восприятие художественной литературы (чтение стихотворения, рассказывание сказки) |
5. | физическое развитие | приобретение опыта в двигательной деятельности: (физкультминутка, пальчиковая гимнастика), использование здоровьесберегающих технологий (упражнение на дыхание). |
ЗАДАНИЕ 2.
Дидактические игры и упражнения
Формирование количественных представлений
Дидактическая игра «Саночки»
Дидактические задачи: закрепление элементарных математических представлений о порядке чисел в числовом ряду, о графическом изображении числа (цифры), о назывании предыдущего и последующего числа (соседи числа), о прямом и обратном количественном счёте; закрепить представления о временах года.
Игровые задачи: найти свои саночки.
Игровые действия. Дети делятся на две команды. Первая команда получает карточки с цифрами, другая команда получает карточки с саночками. После этого воспитатель выстраивает детей в две шеренги: с саночками в одну, а с цифрами - в другую. Обращает внимание, чтобы саночки поехали: нужно найти своего седока. Дети внимательно рассматривают свои карточки и ищут свою пару: ребенка с карточкой пропущенного числа. Нашедшие друг друга образуют саночки и ждут всех детей. Как только все встают парами, отправляются под музыку по группе «на зимнюю прогулку», сделав кружок.
Правила игры. Найдя свою пару, нельзя начинать движение до тех пор, пока все дети не построились парами.
Итог игры. Выиграла первая нашедшая друг друга пара. Эти дети раздают карточки при повторении игры.
Игровое упражнение «Мухоморы» с использованием игрового материала
Дидактические задачи: закрепление элементарных математических представлений о порядке чисел в числовом ряду, о количественном счёте в пределах 10, о независимости результата количественного счета от направления счёта, расположения элементов множества и их качественных признаков, о графическом изображении числа (цифры), о назывании предыдущего и последующего числа (соседи числа); закрепление представлений о грибах съедобных и несъедобных
Игровые задачи: подбери ножки мухоморов к шляпкам; расставь мухоморы по порядку от самого маленького числа до самого большого (или наоборот); назови соседей числа, отвечая на вопрос воспитателя; расскажи, какие тебе известны съедобные и несъедобные грибы.
Игровые действия. Дети подбирают ножки мухоморов к шляпкам, расставляют мухоморы по порядку от самого маленького числа до самого большого (или наоборот). Называют соседей числа, отвечая на вопрос воспитателя. Рассказывают, какие им известны съедобные и несъедобные грибы.
Дидактические игры по формированию представлений о величине предметов
Дидактическая игра «Что шире, что уже»
Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.
Материал: по 7 полосок разной длины и ширины.
Содержание. Воспитатель предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска?
Игровое упражнение «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)»
Цель. Уточнить представление детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины.
Ход игры.
Предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать одним словом». В руках у взрослого мяч. Он бросает его ребёнку и говорит слово.
Взрослый: длинный.
Ребёнок: дорога, лента, верёвка и т. д.
Дидактические игры на формирование представлений детей о геометрических фигурах
Дидактическая игра «Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанный из картона.
Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических лото.
Содержание.
Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.
Игровое упражнение «Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Содержание.
Дети стоят полукругом. В центре расположены два стола: на одном -геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы будут подобраны к образцам.
ЗАДАНИЕ 3.
Рабочая тетрадь
Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Игралочка- ступенька к школе. Математика для детей 5-6 лет.
Формирование количественных представлений:
задача: развивать умение считать в пределах 10 (и в больших пределах в зависимости от успехов детей группы) в прямом и обратном порядке, соотносить запись чисел 1–10 с количеством.
задание: посчитайте количество кругов, квадратов, прямоугольников, треугольников и овалов.
Формирование представлений о величине:
задача: закрепить представления о величине предметов (геометрических фигур);
задание: назови геометрические фигуры (например, большой красный круг).
Формирование представлений о форме:
задача: расширять и уточнять представления о геометрических фигурах: плоских — квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал; объемных — шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида; закреплять умение узнавать и называть эти фигуры;
1 задание.
Проведи линии от геометрических фигур внизу рисунка к нужному числу.
2 задание. Помоги геометрическим телам попасть домой.
Предварительный просмотр:
МДОУ "ЦРР "Дубравушка" - детский сад №31
Непосредственная образовательная деятельность
по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Тема: «Измерение длины»
Подготовила воспитатель:
Шеховцова Екатерина Александровна
г. Железногорск,
2021 г.
ООП: С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др.; науч. рук. Е.В. Соловьева Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2016.
Программные задачи:
- формирование количественных представлений: закрепить представления детей о числовом ряде, сложении и вычитании групп предметов и чисел, умение составлять и решать задачи по картинке, тренировать счетные умения;
- формирование представлений о величине: закрепить умение измерять длину предметов с помощью мерки, сформировать представления о зависимости результата измерения длины от величины мерки;
-тренировать умение измерять длину с помощью мерок;
-упражнять в сравнении предметов по величине (высокий-низкий, узкий-широкий, длинный-короткий);
- формирование представлений о форме: совершенствовать представления о геометрических фигурах;
- тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук;
- воспитывать инициативу и самостоятельность у детей.
Методические приемы: игровая мотивация, проблемная ситуация, дидактические игры, дидактические упражнения, моделирование, беседа, вопросы, использование художественного слова, объяснение.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; интеграция- социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Использование современных образовательных технологий:
* Проблемно - игровые технологии: цветные палочки Кюинезера.
* Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка под музыку.
Оборудование и материалы: карточки с числами от 1 до 10; иллюстрация героев мультфильма «38 попугаев»; 3 квадрата разного цвета со стороной 18 см; 3 мерки разного цвета длиной 9 см, 6 см, 3 см; мерка длиной 3 см красного цвета к заданию; простой карандаш; листы к заданию, рабочая тетрадь (Е.В. Соловьева «Моя математика» (5-6 лет).
Предварительная совместная деятельность: просмотр мультфильма «38 попугаев».
Ход НОД
Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений.
Введение в игровую ситуацию.
- Ребята, вы любите день рождения?
- Как вы отмечаете этот праздник?
- Кто приходит к вам в гости?
- Ребята, на день рождения Удава приползла бабушка, чтобы его поздравить. Но они поссорились. Удав думает, что подрос и стал длиннее бабушки, а бабушка сказала, что ему надо еще подрасти. Вы хотите помирить Удава и его бабушку? Сможете?
Актуализация знаний.
Игра «Удав и бабушка»
Дети садятся за столы, на которых находятся красные полоски – мерки длиной 3 см и листы к заданию на каждого.
- Как мы можем измерить Удава и его бабушку?
Дети с помощью воспитателя рассказывают, что надо измерить сначала Удава, а затем бабушку и результаты измерения сравнить.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что известными им мерками – шагами, пядями – здесь пользоваться неудобно, так как они слишком большие, и предлагает им воспользоваться красной полоской – меркой.
Дети вместе с воспитателем вспоминают, как они измеряли длину пядями, и воспитатель уточняет способ измерения Удава и бабушки меркой – полоской, показывая на доске.
После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопросы:
- Сколько раз уместилась мерка на Удаве? (5 раз)
- А сколько раз она уместилась на бабушке Удава? (6 раз)
Воспитатель выставляет образец выполнения данного задания.
- Кто оказался длиннее?
- Удав вас благодарит за то, что вы измерили их с бабушкой. Он все понял и помирился с ней.
Воспитатель показывает иллюстрацию Удава и бабушки.
Игра «Дорога до пальмы»
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что гости складывают подарки для именинника под пальмой.
Мартышка предложила Слоненку измерить шагами дорогу от озера до пальмы.
Озеро и пальма – это стулья, поставленные на расстоянии приблизительно равным 10 детским шагам.
Сначала от «озера» до «пальмы» проходит «Слоненок» – воспитатель, а дети хором считают шаги. Воспитатель просит кого – либо из детей прикрепить на доску карточку с числом, которое показывает, сколько шагов сделал воспитатель (например, 7).
Затем этот же путь проходит девочка, изображающая Мартышку. Число, соответствующее количеству ее шагов, также выставляется на доску (например, 10).
Рассказывая Удаву о том, что они измеряли дорогу до пальмы, Мартышка сказала, что в этой дороге умещается 10 шагов. Слоненок ее поправил и сказал, что шагов умещается не 10, а 7.
- Смогли ли Слоненок и Мартышка объяснить папе, сколько шагов до пальмы? (нет)
- Почему не смогли? (Потому что у Слоненка и Мартышки получилось разное количество шагов.)
- Что же нам надо сделать? (Узнать, почему дорога одна, а числа получились разными.)
«Открытие» нового знания.
- Как вы думаете, почему так получилось?
Как правило, дети верно отвечают, что у Слоненка шаги больше.
Молодцы! Как же правильно рассказать Удаву о длине дороги от озера до пальмы? (Надо назвать, чьи были шаги – 7 шагов Слоненка или 10 шагов Мартышки.)
Воспитатель делает вывод: если измеряют длину разными мерками, то получают разные результаты. Чем мерка больше, тем число получается меньше, и наоборот.
Игра «Разные шаги»
Воспитатель предлагает детям представить, что от озера до пальмы вместе с Мартышкой и Слоненком пойдет слон, а потом Попугай.
- Как вы думаете, количество шагов, которые сделает слон, будет таким же, как у Попугая, или другим?
Предложение о том, что шагов у слона будет меньше, а у Попугая больше, дети должны иметь возможность проверить, прошагав данное расстояние сначала очень большими, а затем – очень маленькими шагами.
После этого дети должны самостоятельно проговорить вывод: при измерении чем больше мерка, тем меньше число, и наоборот.
Игра «Подарки»
Дети садятся за столы, на которых по 3 квадрата разного цвета одинакового размера.
Воспитатель рассказывает, что около пальмы находятся коробки с подарками от гостей. Они решили их измерить. Мартышка стала измерять подарок в красной коробке красной меркой. Слоненок измерял желтую коробку желтой меркой, а Попугай – синюю синей меркой.
Воспитатель предлагает детям рассказать гостям, как они должны проводить измерения.
Дети проговаривают введенный ранее алгоритм:
- прикладываем мерку к стороне коробки и совмещаем один край;
- карандашом отмечаем конец мерки;
- перемещаем мерку так, чтобы ее край совпал с карандашной отметкой;
- считаем, сколько раз мерка уместилась в стороне коробки.
Далее дети измеряют длину стороны красной коробки, получают число 2, выбирают карточку с записью этого числа и кладут ее на красный квадрат. Аналогично дети измеряют длину сторон желтого и синего квадрата, получая числа 3 и 6.
- Сколько раз красная (желтая, синяя) мерка уместилась в стороне квадрата? (2, 3, 6 раз)
Воспитатель показывает на доске красную, желтую, синюю мерку, а рядом с ней – числа 2, 3, 6.
- Одинаковые или разные результаты получили при измерении Мартышка, Слоненок, Попугай? (Разные)
- Почему результаты разные?
Дети должны самостоятельно проговорить вывод: при измерении разными мерками получают разные результаты.
- Что интересного вы заметили? (При измерении чем меньше мерка, тем больше число получается и наоборот).
Физкультминутка «Зарядка для хвоста»
Под музыку «Зарядка для хвоста» дети повторяют движения.
Игра «Лакомство для гостей»
«Сколько корзинок с угощением съели гости? Заполни пустой мешок и подбери подходящее число».
Воспитатель рассказывает детям, что Удав для гостей приготовил корзины с угощением. Сначала они съели угощение из одной корзины, немного позже – из двух корзин, а потом еще из трех. Сколько всего опустошили корзин с угощением гости?
- Что нужно найти в этой задаче – часть или целое? (Целое.)
- Из скольких частей оно состоит?
- Как найти целое? (Части надо сложить.)
- Сколько корзин с угощением надо нарисовать справа (в мешке – целом)?
Дети рисуют в мешке – целом 6 овалов.
- Почему под мешками записано выражение 1+2+3? (Потому что первая часть состоит из одной корзины с угощением, вторая – из двух, а третья – из трех.)
- Какое число надо записать в пустую клетку? (Число 6)
- Проведите линию.
Игра «Разложи по порядку» (палочки Кюизенера)
Составим все палочки четко по росту
От низкой-к высокой, это очень просто.
А рядом составим в обратном порядке-
От длинной – к короткой, как на зарядке.
Дети раскладывают палочки в соответствии со схемой.
Работа в тетради.
Раскрась низкий дом.
Раскрась высокое дерево.
Раскрась длинную ленту.
Раскрась короткую юбку.
Раскрась узкий пояс.
Раскрась широкую ленту.
Итог
Воспитатель собирает детей около себя.
- Что вы сегодня делали?
- Кому помогали?
- Какие новые знания вам помогли это сделать?
ЗАДАНИЕ 1.
Реализация программных задач
№п/п | Раздел ФЭМП | Программные задачи (из конспекта) | Реализация программной задачи (пример из конспекта) |
1. | Формирование количественных представлений | -закрепить представления детей о числовом ряде, сложении и вычитании групп предметов и чисел, умение составлять и решать задачи по картинке, тренировать счетные умения | Игра «Лакомство для гостей». |
2. | Формирование представлений о величине | -закрепить умение измерять длину предметов с помощью мерки, сформировать представления о зависимости результата измерения длины от величины мерки; -тренировать умение измерять длину с помощью мерок; -упражнять в сравнении предметов по величине (высокий-низкий, узкий-широкий, длинный-короткий) | Игра «Удав и бабушка». Игра «Дорога до пальмы». Игра «Разные шаги». Игра «Подарки». Игра «Разложи по порядку» (палочки Кюизенера). Работа в тетради. Раскрась низкий дом. Раскрась высокое дерево. Раскрась длинную ленту. Раскрась короткую юбку. Раскрась узкий пояс. Раскрась широкую ленту. |
3. | Формирование представлений о форме
| -совершенствовать представления о геометрических фигурах | Игра «Подарки» (квадраты). |
Методы и приемы математического развития детей
№п/п | Словесный метод Приемы: | Наглядный метод Приемы: | Практический метод Приемы: |
1 | беседа | ИКТ (презентация) | игровая мотивация |
2 | Пояснение действий | Рассматривание | проблемная ситуация |
3 | вопросы |
| дидактические игры |
4 | использование художественного слова | дидактические упражнения | |
5 | объяснение | моделирование |
Интеграция образовательных областей
№п/п | Образовательные области (по ФГОС ДО) | Пояснения (по конспекту) |
1. | познавательное развитие | формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе) Игра «Лакомство для гостей». Игра «Удав и бабушка». Игра «Дорога до пальмы». Игра «Разные шаги». Игра «Подарки». Игра «Разложи по порядку» (палочки Кюизенера). Работа в тетради. Раскрась низкий дом. Раскрась высокое дерево. Раскрась длинную ленту. Раскрась короткую юбку. Раскрась узкий пояс. Раскрась широкую ленту. Игра «Подарки» (квадраты). |
2. | речевое развитие | развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (беседы) |
3. | социально-коммуникативное развитие | развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками (беседы) |
4. | художественно-эстетическое развитие | восприятие художественной литературы (чтение стихотворения) |
5. | физическое развитие | приобретение опыта в двигательной деятельности: (физкультминутка) |
ЗАДАНИЕ 2.
Дидактические игры и упражнения
Формирование количественных представлений
Дидактическая игра «Сосчитай правильно»
Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.
Материал: карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.
Ход игры: Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли» - дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц, показывают ее.
Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.
Игровое упражнение «Отсчитай столько же»
Цель: продолжать учить отсчитывать игрушки (на одну больше или меньше, чем показывает цифра).
Материал: цифры, разные игрушки.
Ход игры: воспитатель показывает детям цифры, предлагает отсчитать столько же игрушек, затем дети отсчитывают игрушки на одну больше или меньше, сравнивают с цифрой.
Дидактические игры по формированию представлений о величине предметов
Дидактическая игра «Дачный поселок»
Цель: учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко.
Материал: цветные счетные палочки; карточка.
Описание: Воспитатель, показывая на карточку, говорит: «Это дачный участок. Здесь есть дом, сделайте его из палочек. Посадите дерево. Поставьте забор. Сделайте лавку». После выполнения задания предлагает каждому ребенку рассказать о своем участке, используя слова: слева, справа, перед, рядом, около.
Вопросы:
– Что находится слева от дома? Что перед домом? Что справа от дома?
– Где стоит лавка?
– Возьмите свои карточки и положите их на большой стол. У нас получился дачный поселок.
– Похожи ваши дома или нет? Какой формы крыша? Дом?
– Какие деревья растут на участке?
– Чей дом выше? Докажите. (Это можно сделать с помощью условной мерки.)
– У кого из вас самое высокое дерево?
– Какой участок вам понравился больше всего? Почему?
– Придумайте рассказ о том, как мы поехали на дачу.
Игровое упражнение «Палочки в ряд»
Цель: закреплять умение находить предметы длиннее, строить последовательный ряд по величине, развивать глазомер.
Материал: палочки разной длины. Можно вырезать тонкие полоски из картона разной длины.
Содержание. Воспитатель раздает детям материал и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд», - поясняет воспитатель.
Дидактические игры на формирование представлений детей о геометрических фигурах
Дидактическая игра «Гаражи»
Цель. Развивать умения различать геометрические фигуры.
Материал: 2 комплекта карточек с изображением геометрических фигур
(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
Ход. Дети изображают машины, каждая имеет свой «номер»- круг, квадрат, прямоугольник или треугольник. В разных концах группы расположены гаражи, также обозначенные кругом, прямоугольником, квадратом или треугольником большего, чем у детей, размера. Машины могут заезжать только в свой гараж, т.е. в тот, который соответствует номеру машины. Правила игры может хорошо соблюдать только тот, кто умеет различать геометрические фигуры.
Дети, держа свои номера машины перед собой, как руль, ездят по комнате.
По сигналу воспитателя все въезжают в свои гаражи. Воспитатель проверяет, правильно ли нашла каждая машина свой гараж. При повторении игры можно незаметно поменять гаражи местами: это заставляет водителей быть еще внимательнее.
Игровое упражнение «Закрой окошки»
Цели: учить детей различать геометрические фигуры, классифицировать их по форме, размеру, формировать умение словесно обозначать форму предмета, учить правильному согласованию прилагательных с существительными.
Материал: Домик с прорезанными окошками в виде геометрических фигур.
Ход игры. Дети должны подобрать окошко нужной формы и закрыть его.
ЗАДАНИЕ 3.
Рабочая тетрадь Е.В. Соловьева «Моя математика» (5-6 лет).
Формирование количественных представлений:
задача: упражнять в счете предметов в пределах 10;
задание: посчитайте, сколько предметов изображено на картинке.
Формирование представлений о величине:
задача: упражнять в сравнении предметов по величине (высокий-низкий, узкий-широкий, длинный-короткий);
задание:
Раскрась низкий дом.
Раскрась высокое дерево.
Раскрась длинную ленту.
Раскрась короткую юбку.
Раскрась узкий пояс.
Раскрась широкую ленту.
Формирование представлений о форме:
задача: закрепить представления о геометрических фигурах;
задание: назвать геометрические фигуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ. ЗНАКИ == И =/=»
конспект НОД в старшей группе...
Разработка конспекта НОД по ФЭМП в старшей группе по стандартам ФГОС «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10» Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Возрастная группа: старшая
Разработка конспекта НОД по ФЭМП в старшей группе по стандартам ФГОС «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро...
Конспект итоговой НОД по ФЭМП в старшей группе « Путешествие по дороге в подготовительную группу».
Итоговое занятие в старшей группе по ФЭМП...
Конспект по ФЭМП в старшей группе по ФЭМП. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"...
Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе. картотека по математике (старшая группа) на тему
Картотека дидактических игр по ФЭМП (старшая группа)...
Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе на 2019 – 2020 учебный год (Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2017 г. – 80 с.)
Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе на 2019 – 2020 учебный год(Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М....
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Счёт в пределах 1-10».(Старшая группа.)
Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»Закреплять представления о ч...