Сенсорное воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке (младшая группа)
В дошкольной педагогике проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. В статье рассматривается актуальность и роль сенсорного воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста, приводится обоснование важности развития сенсорных навыков. Также в статье рассматриваются предпосылки к успешному обучению детей младшего дошкольного возраста в процессе сенсорного воспитания, основные задачи и этапы сенсорного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сенсорное воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста
Маковоз Светлана Леонидовна
ГБДОУ детский сад №95 Красногвардейского района
г. Санкт-Петербурга
Аннотация. В дошкольной педагогике проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. В статье рассматривается актуальность и роль сенсорного воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста, приводится обоснование важности развития сенсорных навыков. Также в статье рассматриваются предпосылки к успешному обучению детей младшего дошкольного возраста в процессе сенсорного воспитания, основные задачи и этапы сенсорного развития.
Ключевые слова: сенсорное воспитание, сенсорное развитие, восприятие, сенсорные эталоны, этапы, возрастные особенности, соблюдение ряда условий.
Актуальность.
В дошкольной педагогике проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Данную проблему решает сенсорное воспитание. Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Предпосылки к успешному обучению.
Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» - это восприятие.
Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. О
т целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.
На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.
Сенсорное восприятие - главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере. Сенсорное восприятие – это сигналы, которые получает наш мозг, а чем больше и разнообразнее эти сигналы, тем лучше для нашего развития.
В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:
- восприятие формы;
- восприятие величины;
- цветовое восприятие;
- восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;
- временное восприятие;
- восприятие телесных манипуляций;
-восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.
Роль сенсорного развития.
В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.
Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.
Сенсорное развитие ребенка – это усвоение понятий о предметных свойствах (форме, цвете, величине) и формирование восприятия. Оно является основой развития умственных способностей и оказывает прямое воздействие на дальнейшее обучение.
В будничной жизни малыш осваивает разновидности форм, красок, материалов и остальных свойств предметов и явлений, слушает музыкальные произведения и разглядывает живопись. При отсутствии руководства взрослых он воспринимает все так, как у него получается. Самостоятельное усвоение нередко бывает неполноценным. Поэтому необходим контроль и помощь со стороны взрослого. Только взрослому под силу показать малышу всю красоту и многообразие нашего мира, а также помочь правильно усвоить и закрепить словесно свойства предметов, явлений.
Одной из целей сенсорного развития является формирование у малышей определенных эталонов. Формирование правильных эталонов очень важно для дальнейшего обучения. И этот процесс не закончиться детством, а будет продолжаться на протяжении всей нашей жизни. Ведь малышу необходимо не только правильно определять и называть различные свойства предметов, но и иметь знания об их разнообразии и, самое главное, уметь применять эти знания для анализа различных свойств предметов, объектов, явлений в различных ситуациях. Например, цветовым эталоном будут семь цветов радуги, эталон формы – простейшие фигуры.
Важность сенсорного развития неоценима. При правильном обучении необходимо разрабатывать и использовать способы развития восприятия, основной целью которых будет вооружение ребенка культурой сенсорного воспитания.
Развиваемые посредством сенсорики умения и навыки.
Начальные знания и умения малыша в различных сферах складываются в результате наблюдений за характерными признаками предметов и должны использоваться в последующей деятельности.
Для придания изображаемому предмету в рисовании сходства с настоящим необходимо заметить его цветовые особенности и определить форму.
Для сооружения конструкции из кубиков требуется исследование образца постройки.
Умение ориентироваться во внешних свойствах предметов, и характере их изменения дает знания о природных явлениях.
Получение первоначальных знаний о геометрических формах формирует первоначальные математические представления.
Задачи, стоящие перед сенсорным воспитанием, зависят от возраста детей. Это связано с тем, что в разном возрасте у детей разный запас знаний о цвете, величине и форме. Особенности сенсорного воспитания, в зависимости от возраста ребенка
Особенности сенсорного воспитания в каждом возрасте зависят от того, что дети разных возрастов чувствительны к тем или иным воздействиям. Именно поэтому каждая возрастная ступень является благоприятной для определенной стороны развития. Для детей младшего возраста чувственный опыт имеет большое значение в развитии и ознакомлении с окружающими предметами и явлениями. Ребенка, в процессе сенсорного воспитания, необходимо знакомить не только с формой, величиной и цветом, но и параллельно осуществлять совершенствование речи, слуха и т.д. В среднем дошкольном возрасте процесс сенсорного воспитания должен быть направлен на выяснение свойств предметов и явлений, а также на определение их «сигнального значения». Для этого необходимо организовывать занятия, предусматривающие обследование формы, цвета и величины предметов. В старшем дошкольном возрасте сенсорное воспитание направлено уже не только на ознакомление со свойствами предметов и явлений, но и на осуществление сравнения свойств предметов между собой. Для этого организуются занятия, на которых дети исследуют, анализируют и сравнивают между собой свойства двух и более предметов или явлений. Таким образом, сенсорное воспитание имеет большое значение для физического, психического и интеллектуального развития детей на всех возрастных ступенях.
Основные задачи сенсорного воспитания от рождения до 4 лет.
1-й год жизни: обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
2-3 год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
4 год жизни: У детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающих между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие.
Сенсорное воспитание осуществляется поэтапно:
1 этап предэталонный – протекает на третьем году жизни ребенка. Ребенок начинает различать фигуры, не всегда он их называет по форме (круг, квадрат, треугольник и т.д.), чаще всего дает свои названия, которые образованы исходя из особенностей формы. Например, круглая фигура похожа на мячик, треугольник – на крышу и т.п.
2 этап – дети начинают называть конкретные предметы и фигуры в соответствии с их формой. На данном этапе также осуществляется овладение цветовым спектром. Ребенок использует цвета не только во время занятий или обучающих игр, но и в процессе самостоятельных игр. Кроме того, большое значение на данном этапе имеет овладение эталонными величинами, которые носят условный характер. Дети учатся сравнивать большое и маленькое, понимать, что один предмет может быть одновременно и большим, и маленьким, в зависимости от того с чем его сравнивают, то есть что является эталоном измерения. Например, если сравнивать яблоко с арбузом, то оно маленькое, а если со сливой или абрикосом, то яблоко – большое. Кроме того, ребенок должен уяснить, что эталонные величины могут быть зафиксированы только в словесной форме.
3 этап – приходится на 4-ый – 5-ый год жизни ребенка. Дети этого возраста уже в полной мере овладели сенсорными эталонами и учатся их систематизировать. Задача педагога помочь ребенку выстроить правильную последовательность из них, например, цветовой спектр. На этом этапе также осуществляется знакомство с вариантами различных геометрических фигур, которые различаются не только между собой по форме, но соотношением собственных сторон. Например, детей знакомят с тем, что у треугольника есть длинные и короткие стороны, постепенно переходят к понятиям ширины, длины и высоты. Реализуется этот этап посредством дидактических игр и упражнений, которые постепенно усложняются. Проведение игр и упражнений может осуществляться индивидуально и в группе.
Дидактические игры и упражнения, направленные на сенсорное воспитание детей, решают ряд важных задач:
- создание необходимого положительного эмоционального настроя;
- формирование мотивации на совершение действий;
- формирование и развитие представлений о явлениях и предметах:
- умение различать предметы, исходя из их внешних качеств;
- ознакомление с существенными признаками предмета;
- формирование и развития умения осуществлять сравнение предметов и явлений по их признакам и свойствам.
Сенсорные эталоны — это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.
Ознакомление с сенсорными эталонами:
- знакомство с формой и величиной;
- формирования умения различать предметы в зависимости от цвета, размера и формы.
Сенсорное воспитание детей требует соблюдения ряда условий:
- начинать воспитания с игр легких для восприятия;
- на каждом из этапов воспитания необходимо добавлять только одно новое понятие или признак (форма, цвет и т.д.);
- не следует показывать детям одновременно несколько игр, лучше предлагать ребенку разные варианты одной игры;
- подбирать методы, средства и приемы воспитания, в соответствии с возрастными особенностями детей;
- работа по сенсорному воспитанию детей должна осуществляться систематически;
- обязательно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при организации воспитательного процесса.
Значимость сенсорного воспитания заключается в том, что оно способствует полноценному восприятию окружающей действительности, представляет собой основу познания и мира и первую ступень чувственного опыта ребенка. Успешность физического, эстетического и умственного развития также во многом зависят от уровня сенсорного развития ребенка, от того как хорошо он видит, слышит и осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания, состоим в том, что оно представляет собой основу для полноценного интеллектуального развития, способствует упорядочиванию разрозненных представлений ребенка об окружающем мире и взаимодействии с ним.
Список использованной литературы:
- Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. – 2006.
- Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: Бр. ГУ, 2007.
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 1988.
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
- Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ Т.И. Антонова, А.Г. Арушанова и др.2-е изд. испр. и доп. – М., 2001.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. – М., 2001.
- Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина. – М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996.
- Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности // Дошкольное воспитание. – М., 2002. - №10.
- Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное воспитание и развитие детей раннего дошкольного возраста
комплексное занятие по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего дошкольного возраста...
Сенсорное воспитание и развитие детей раннего дошкольного возраста
комплексное интегрированное занятие по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего дошкольного возраста...
Мастер-класс для детей и родителей: "Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста"
Подборка игр по сенсорному развитию для занятий на досуге родителей с детьми. ...
Дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста
Консультация для педагогов и родителей...
Значение сенсорного воспитания для развития детей младшего дошкольного возраста.
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.Сенсорное воспитание дошкольников – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее...
Значение сенсорного воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста
Статья на тему «значение сенсорного воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста»...
Конспект игровой образовательной ситуации по сенсорному воспитанию в группе детей младшего дошкольного возраста.
Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: « Кошкины помощники»Цель: продолжать формировать сенсорное развитие.Задачи: Образовательная: продолжать формирова...