кружок "Математический знайка"
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Себурова Валентина Гавриловна

Цель: Развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.

Задачи:

1.  Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.

2.  Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки.

3.  Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.

4.  Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.

5.  Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.

6.  Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.

7.      Развивать способности к логическим действиям и операциям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_kruzhok_17_-18.docx55.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                                                                                         Детский сад «Малышок»  

Кружок

«Математический знайка».

Подготовительная группа «Ягодки»

2017-18 уч.год.

Воспитатель: Себурова В.Г.

                           

                                                                                

                                                                                           2017-18г

Детский сад – первая и очень ответственная  ступень общей системы образования. Перед педагогами  дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми  они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий,  гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.  Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА

 Среда 15.45-16.15

Необходимое оборудование и материалы

∙        Цветные счетные палочки

∙        Мозайка

∙        Объемные геометрические фигуры

∙        Шаблоны из геометрических фигур

∙        Конструкторы

∙        Раздаточный материал (цифры и математические знаки)

∙        Цветная бумага

∙        Крупа (гречка, рис)

∙        Цветные веревочки

∙        Пуговицы

∙        Различные материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревья, бумага)

Календарное планирование кружка

Цель: Развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.

Задачи:

1.        Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.

2.        Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки.

3.         Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.

4.        Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.

5.        Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.

6.        Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.

7.         Развивать способности к логическим действиям и операциям.

Сентябрь.  «Цвет, форма»

 Цель: Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра: «Составим узор».

(Используя Цветные счетные палочки)

Размер.

 Цель: Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. Игра – аппликация: «Красивые флажки».

(Используя мозаику) .

Формирование представлений о символическом изображении предметов Цель: Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Игра: «Концовка».

Счёт, порядковые числительные.

Цель: выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 10, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги. Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.

Октябрь. Пространственные представления 

Цель: развивать представления : «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи.

Игра: «Весёлые человечки».

 Цель: Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение.

Счет до 10

Цель: формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 20 (Используем шаблоны геометрических фигур). Игра: «обведи правильную цифру»

Интеллектуальная игра с бусами «Разложи бусинки по цветам»

Цель: закреплять знания детей о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать мелкую моторику рук сенсорное развитие.

Ноябрь. Интеллектуальная игра «Близкие по значению» 

Цель: игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи.

Развитие внимания, воображения. Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. Изготовление «Воздушные шары».

(Использовать мозаику из пуговиц)

Круг, квадрат, прямоугольник.

Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки) .

Сравнение.

Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания.

Сенсорное развитие.

 Дидактические игры»Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой»Разбери гречку и рис» Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра.

Декабрь. Графические умения.

Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.

Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант) .

Счет.

Цель: Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи.

Задачи на смекалку.

Цель: Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.

Январь. Задачи на смекалку. 

Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение.

Пирамида, цилиндр. 

Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: «Котёнок».

Зрительно – мыслительный анализ 

Цель: учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: «Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников.

Сенсорное развитие. 

Дидактические игры «Определи на глаз», »Одинаковые или разные», «Что выше (шире) » Игра со счетными палочами»Выложи предмет по образцу,

Цель: развитие умения анализировать форму предметов

развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции) ., закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику

Февраль. Работа с альбомами.

Способы измерения. Цель: Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части.

Игры – путешествие во времени. Цель: закрепить знания детей о днях недели. Игра: «Что сначала, что потом».

Предметы ближайшего окружения.ОИД по определению их свойств (тонет, плавает, горит, рвется, мнется, и т. д

Цель: развитие произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, умение определять материал (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревыа, бумага) и их свойства, бережное отношение к предметам труда людей

Март. Счет в пределах 20. Состав чисел от 1 до 10.

 Цель: Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр

Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов.

Классификация.

Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей.

Игра: «Сколько всего».

Классификация.

Цель: Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, тём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт? », «Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения.

Апрель.

Формирование навыков сложения и вычитания. 1.

Цель: Закрепление состава числа первого десятка. Игры: Диспетчер и контролер», «Распредели числа в домики», «Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания.

Формирование навыков сложения и вычитания. 2

 Цель: Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Игра: «Бегущие цифры».

Формирование навыков сложения и вычитания. 3 

Цель: Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Игра «Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности.

Символы. 

Цель: Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер) .

Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду.

Игры – путешествия во времени. Цель: служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев.

Игра: «Что сначала, что потом». Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия;

Май  «Закрепление математических знаний и умений»

 Цель: - Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ;

- Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;

- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;

- Закрепить умения отгадывать математическую загадку;

- Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, =

- Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших;

                           Диагностика.

Фамилия ,имя

Количественный и порядковый счет в пределах 20, состав числа до 10 из единиц и из 2х меньших

Состав задач в одно действие на «+», «-«,

пользуется цифрами, арифметическими знаками

Знает способы измерения величины, длины, массы. пользуется условной меркой

Называет геометрические фигуры, объёмные и плоские. Умеет делить фигуры на несколько частей составлять целое

Знает временные отношения

:день –

неделя,

месяц,

минута-час времена года.

Дни недели

   

    итог

Общие результаты:

На начало года.                                   На конец года                                                                              

    В-17%                                        В- 43%

    С – 57%                                      С- 52%

    Н – 26%                                     Н- 5%

Табель посещаемости кружка «Математический знайка» Подготовительной группы «Ягодки»

Посещений 507     пропусков 215   66%

                                                                                   Список литературы

1.        Планы занятий по программе «От рождения до школы» для подготовительной к школе группы детского сада. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2011г.

2.        Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. 2008 г.

3.        Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.

4.        Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.

5.        Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.

6.        Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.

7.        Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008

8.        Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».

9.        Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».

10.         Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».

11.        А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».

12.         Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька

13.         Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику

14.        В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»

15.        Учебная хрестоматия. Математика в художественном слове

16.          Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»

17.         Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс»,

18.         Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004

19.         Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009

20.         Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»

21.         Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику

22.         Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у Знайки"

Конспект открытого занятия...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гостях у Знайки"

Экспериментирование -деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерносте...

конспект непосредственной образовательной деятельности "Знайка в гостях у ребят"

конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы. в конспекте рассматривается право на здоровье и его ре...

интелектуальный марафон "Знайки"

Интеллектуальный марафон "ЗНАЙКИ" Опубликовано 25.12.2011 - 10:12 - Кубракова Марина Алексеевна Совместное мероприятие школьников и дошкольников. Интеллектуальный марафон "Знайки" Цел...

Журнал для родителей "Знайка" (Выпуск № 2, январь 2012г. "Зима")

Журнал "Знайка" - это форма работы с родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности, на формирование сотрудничества родителей с педагогами МБДОУ, на популяризацию работы МБДОУ....

Перспективное планирование кружковой работы "Знайка"

Данный материал представляет собой готовое кадендарно-тематическое планирвание работы кружка. Кружок "Знайка" работает  в познавательно-речевом направлении, привевает ребёнку интерес и любоз...