кружок "Математический знайка"
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Цель: Развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.
Задачи:
1. Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
2. Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки.
3. Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
4. Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
5. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
6. Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.
7. Развивать способности к логическим действиям и операциям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskiy_kruzhok_17_-18.docx | 55.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Малышок»
Кружок
«Математический знайка».
Подготовительная группа «Ягодки»
2017-18 уч.год.
Воспитатель: Себурова В.Г.
2017-18г
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
Среда 15.45-16.15
Необходимое оборудование и материалы
∙ Цветные счетные палочки
∙ Мозайка
∙ Объемные геометрические фигуры
∙ Шаблоны из геометрических фигур
∙ Конструкторы
∙ Раздаточный материал (цифры и математические знаки)
∙ Цветная бумага
∙ Крупа (гречка, рис)
∙ Цветные веревочки
∙ Пуговицы
∙ Различные материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревья, бумага)
Календарное планирование кружка
Цель: Развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.
Задачи:
1. Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
2. Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки.
3. Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
4. Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
5. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
6. Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.
7. Развивать способности к логическим действиям и операциям.
Сентябрь. «Цвет, форма»
Цель: Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра: «Составим узор».
(Используя Цветные счетные палочки)
Размер.
Цель: Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. Игра – аппликация: «Красивые флажки».
(Используя мозаику) .
Формирование представлений о символическом изображении предметов Цель: Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Игра: «Концовка».
Счёт, порядковые числительные.
Цель: выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 10, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги. Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.
Октябрь. Пространственные представления
Цель: развивать представления : «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи.
Игра: «Весёлые человечки».
Цель: Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение.
Счет до 10
Цель: формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 20 (Используем шаблоны геометрических фигур). Игра: «обведи правильную цифру»
Интеллектуальная игра с бусами «Разложи бусинки по цветам»
Цель: закреплять знания детей о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать мелкую моторику рук сенсорное развитие.
Ноябрь. Интеллектуальная игра «Близкие по значению»
Цель: игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи.
Развитие внимания, воображения. Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. Изготовление «Воздушные шары».
(Использовать мозаику из пуговиц)
Круг, квадрат, прямоугольник.
Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки) .
Сравнение.
Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания.
Сенсорное развитие.
Дидактические игры»Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой»Разбери гречку и рис» Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра.
Декабрь. Графические умения.
Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.
Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант) .
Счет.
Цель: Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи.
Задачи на смекалку.
Цель: Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.
Январь. Задачи на смекалку.
Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение.
Пирамида, цилиндр.
Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.
Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: «Котёнок».
Зрительно – мыслительный анализ
Цель: учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: «Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников.
Сенсорное развитие.
Дидактические игры «Определи на глаз», »Одинаковые или разные», «Что выше (шире) » Игра со счетными палочами»Выложи предмет по образцу,
Цель: развитие умения анализировать форму предметов
развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции) ., закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику
Февраль. Работа с альбомами.
Способы измерения. Цель: Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.
Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части.
Игры – путешествие во времени. Цель: закрепить знания детей о днях недели. Игра: «Что сначала, что потом».
Предметы ближайшего окружения.ОИД по определению их свойств (тонет, плавает, горит, рвется, мнется, и т. д
Цель: развитие произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, умение определять материал (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревыа, бумага) и их свойства, бережное отношение к предметам труда людей
Март. Счет в пределах 20. Состав чисел от 1 до 10.
Цель: Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр
Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов.
Классификация.
Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей.
Игра: «Сколько всего».
Классификация.
Цель: Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, тём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт? », «Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения.
Апрель.
Формирование навыков сложения и вычитания. 1.
Цель: Закрепление состава числа первого десятка. Игры: Диспетчер и контролер», «Распредели числа в домики», «Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания.
Формирование навыков сложения и вычитания. 2
Цель: Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Игра: «Бегущие цифры».
Формирование навыков сложения и вычитания. 3
Цель: Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Игра «Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности.
Символы.
Цель: Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер) .
Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду.
Игры – путешествия во времени. Цель: служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев.
Игра: «Что сначала, что потом». Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия;
Май «Закрепление математических знаний и умений»
Цель: - Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
- Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ;
- Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;
- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;
- Закрепить умения отгадывать математическую загадку;
- Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, =
- Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших;
Диагностика.
Фамилия ,имя | Количественный и порядковый счет в пределах 20, состав числа до 10 из единиц и из 2х меньших | Состав задач в одно действие на «+», «-«, пользуется цифрами, арифметическими знаками | Знает способы измерения величины, длины, массы. пользуется условной меркой | Называет геометрические фигуры, объёмные и плоские. Умеет делить фигуры на несколько частей составлять целое | Знает временные отношения :день – неделя, месяц, минута-час времена года. Дни недели |
итог |
Общие результаты:
На начало года. На конец года
В-17% В- 43%
С – 57% С- 52%
Н – 26% Н- 5%
Табель посещаемости кружка «Математический знайка» Подготовительной группы «Ягодки»
Посещений 507 пропусков 215 66%
Список литературы
1. Планы занятий по программе «От рождения до школы» для подготовительной к школе группы детского сада. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2011г.
2. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. 2008 г.
3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
4. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
5. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
6. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
7. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008
8. Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
9. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
10. Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
11. А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».
12. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька
13. Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику
14. В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»
15. Учебная хрестоматия. Математика в художественном слове
16. Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
17. Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс»,
18. Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004
19. Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
20. Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
21. Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику
22. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В гостях у Знайки"
Конспект открытого занятия...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гостях у Знайки"
Экспериментирование -деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерносте...
конспект непосредственной образовательной деятельности "Знайка в гостях у ребят"
конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы. в конспекте рассматривается право на здоровье и его ре...
"Незнайка и Знайка в гостях у ребят"
Спортивный праздник...
интелектуальный марафон "Знайки"
Интеллектуальный марафон "ЗНАЙКИ" Опубликовано 25.12.2011 - 10:12 - Кубракова Марина Алексеевна Совместное мероприятие школьников и дошкольников. Интеллектуальный марафон "Знайки" Цел...
Журнал для родителей "Знайка" (Выпуск № 2, январь 2012г. "Зима")
Журнал "Знайка" - это форма работы с родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности, на формирование сотрудничества родителей с педагогами МБДОУ, на популяризацию работы МБДОУ....
Перспективное планирование кружковой работы "Знайка"
Данный материал представляет собой готовое кадендарно-тематическое планирвание работы кружка. Кружок "Знайка" работает в познавательно-речевом направлении, привевает ребёнку интерес и любоз...
- Мне нравится (3)