Картотека дидактических игр.
рабочая программа по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Приложение №9
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение №30
города Калуги.
Картотека
Дидактических игр.
Подготовила
Журавлева Т. Г.
2021 г.
Картотека дидактических игр для средней группы по ФЭМП.
Автор: Журавлева Татьяна Геннадиевна
- Количество и счет.
- «Найди свой домик».
Цель:
Закрепление количественного счета, изучение цифр 1-5.
Материал:
Домики с цифрами от 1 до 5 и карточки с предметами от 1 до 5.
Содержание:
Показать детям домики с цифрами, назвать цифры. Предложить детям найти у себя карточку, где нарисован один предмет и положить ее в домик с цифрой 1. Потом найти карточку где нарисовано 2 предмета и положить ее в домик с цифрой 2. И так надо разложить все карточки. Проверить правильность выполнения. Предложить посчитать количественным счетом.
- «Какой по счету».
Цель:
Закрепление порядкового счета в пределах 5.
Материал:
Карточки на которых нарисовано по животных, идущих друг за другом в одном направлении.
Содержание:
Предложить детям рассмотреть карточки, кто там нарисован. Обратить внимание на то, что животные идут друг за другом. Кто-то идет первым, кто-то вторым, третьим, четвертым, пятым. Предложить детям посчитать животных порядковым счетом (первый, второй, третий, четвертый, пятый).
- «Посчитай пуговки на ощупь».
Цель:
Закрепление количественного счета до пяти.
Материал:
Карточки, на которых приклеены пуговки от1 до 5
Содержание:
Предложить ребенку посчитать пуговки на ощупь, с закрытыми глазами. Другие дети проверяют правильность ответа.
- «Грибочки».
Цель:
Ознакомление с цифрами 1-5. Упражнение в количественном счете до 5
Материал:
Шляпки грибочков, на которых нарисованы кружочки от 1 до 5 и ножки грибочков, на которых нарисованы цифры от 1 до 5.
Содержание:
Показать детям шляпки грибочков. Предложить посчитать сколько кружочков
-1-
нарисовано. Например 1 кружочек. К этому грибочку ищем ножку с цифрой 1. Если на шляпке нарисовано 2 кружочка, то ищем ножку с цифрой 2. И так далее.
- «Покатай волка на машине».
Цель:
Упражняться в количественном счете до пяти, формировать умение сравнивать (прием наложения и приложения).
Материал:
Комплект на каждого ребенка 5 машин и 5 волков.
Содержание:
Детям предлагается по пять машинок и пять волков. Дается задание: положить перед собой 3(4, 5) машинки. Из леса пришли 2 волка и захотели покататься на машинке. Посади по одному волку на каждую машинку. Всем волкам хватило машинок? Чего (кого) больше(меньше)? На сколько? А как сделать поровну (добавить или убавить)?
- «Разложи цифры по порядку. Покажи цифру, которую я назову».
Цель:
Закрепление цифр до пяти. Упражнение в счете до пяти.
Материал:
Комплект цифр от 1 до 5 на каждого ребенка.
Содержание:
Детям предлагается разложить цифры по порядку, от 1 до 5. Посчитать!
- А сейчас я буду показывать вам цифру. А вы найдите у себя такую же и поднимите вверх.
- А теперь я буду хлопать в ладоши, а вы покажите такую цифру, сколько раз я хлопну в ладоши.
- Форма.
- «Найди свой домик».
Цель:
Упражнять детей в различии геометрических фигур.
Материал:
Комплект из пяти фигур на каждого ребенка большого размера и комплект фигур поменьше (по 3 штуки – 3 круга, 3 квадрата, 3 треугольника, 3 овала, 3 прямоугольника).
Содержание:
Показать детям большие геометрические фигуры – это домики. Ваша задача маленькие фигуры разложить по домикам. Круги положить на круглый домик, квадраты на квадратный домик и так далее. Проверить правильность выполнения. Спросить детей как называются фигуры.
- «Найди такую же фигуру».
Цель:
Закреплять знания детей о геометрических фигурах.
-2-
Материал:
Комплект геометрических фигур на каждого ребенка(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).
Содержание:
Каждому ребенку раздать комплект из геометрических фигур. Разложить фигуры перед собой. Сейчас я буду показывать вам фигуру, а вы найдите у себя точно такую же и покажите мне. Спросить как называется фигура. Можно просто назвать фигуру (без показа воспитателем), а дети ищут у себя такую фигуру.
- Подбери по форме.
Цель:
Упражнять в умении соотносить форму предмета с геометрической фигурой.
Материал:
Карточки с геометрическими фигурами круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и карточки с предметами различной формы (арбуз – круглый, телевизор – прямоугольный и так далее).
Содержание:
Предложить детям карточки с геометрическими фигурами и карточки с предметами различной формы. Карточки с предметами круглой формы положите на карточку с кругом, предметы квадратной формы на карточку с квадратом и так далее.
- «Соберите картинку из частей».
Цель:
Учить составлять целую геометрическую фигуру из частей. Формировать представление о таких понятиях как часть и целое.
Материал:
Комплект на каждого ребенка: круг, разрезанный на части, квадрат, расрезаный на части.
Содержание:
Показать детям целые круг и квадрат и круг и квадрат разрезанные на части. Предложить детям собрать круг и квадрат из частей. Спросить детей, что больше – меньше, часть или целое.
- «Сложи картинку из геометрических фигур».
Цель:
Закреплять представление о геометрических фигурах. Развивать мышление и воображение.
Материал:
Разные геометрические фигуры, разного цвета и размера.
Содержание:
Предложить детям собрать различные картинки из геометрических фигур (машина, домик, цветок и др.)потом предложить ребенку рассказать из каких геометрических фигур состоит его картинка.
-3-
- Величина.
- «Разложи по размеру».
Цель:
Упражнять в умении различать и называть величину предметов(самый большой, большой, поменьше, маленький, самый маленький).
Материал:
Картинки со зверюшками разного размера (по 5 картинок на каждого ребенка).
Содержание:
Предложить детям комплект из пяти картинок с животными, различающимися по размеру. Рассмотреть их. Спросить, чем они отличаются? Предложить разложить картинки от самого большого животного к самому маленькому. Назвать их величину.
- «Разложи полоски по длине/высоте/ширине».
Цель:
Учить различать величину, называть высоту, длину и ширину словами. Раскладывать полоски в порядке убывания.
Материал:
Комплект на каждого ребенка из полосок различающихся по длине, ширине и высоте (разница в 2 см.).
Содержание:
Предложить детям разложить полоски по их размеру(высоте, ширине, длине).
Например самой первой положите самую высокую полоску, потом среди оставшихся найдите высокую, потом поменьше, низкую и самую низкую. Проверить правильность выполнения задания. Предложить детям назвать величину полосок.
- «Разложи по корзинам».
Цель:
Упражнять в умении различать и называть величину предметов (большой, средний, маленький).
Материал:
Комплект на каждого ребенка: 3 корзины 3-х размеров и 6 грибов (большой, средний и маленький по 2 штуки).
Содержание:
Показать детям корзины, определить их размер. Показать грибы и тоже определить их размер. Предложить детям разложить все грибы по 3-м корзинам. Когда дети выполнят задание, предложить назвать размер корзинок и грибов.
- Ориентировка в пространстве.
- «Далеко-близко».
Цель:
Формировать представление о расстоянии (далеко-близко).
-4-
Материал:
Домик, зверюшки.
Содержание:
Ребята! Посмотрите, у меня есть домик и две зверюшки. Я буду говорить каждому из вас, где посадить зверя – далеко от домика или близко к дому. Дети по очереди выполняют задание.
- «Лево - право».
Цель:
Формировать умение ориентироваться в пространстве, различать лево и право.
Материал:
Карточки, на которых изображены животные, люди, транспорт которые идут/едут в определенном направлении (налево или направо).
Содержание:
Предложить каждому ребенку карточку, рассмотреть ее. Определить, в каком направлении идет человек, налево или направо? В каком направлении едет машина (летит самолет)?
- «Где звенит колокольчик?».
Цель:
Формировать умение ориентироваться в пространстве относительно себя.
Материал:
Колокольчик.
Содержание:
Ребята! Я буду подходить к вам по очереди, вы должны закрыть глаза. Я позвоню в колокольчик, а вы должны определить, где я позвонила (слева, справа, вверху, впереди или сзади).
- «Составь узор».
Цель:
Формировать умение ориентироваться на листе бумаги.
Материал:
Карточка с узором из геометрических фигур, пустая карточка и комплект геометрических фигур на каждого ребенка.
Содержание:
Ребята! Рассмотрите узор на ваших карточках. Обратите внимание, где какая фигура расположена. Составьте точно такой же узор на своих пустых карточках. Далее предложите рассказать про свой узор (круг в правом верхнем углу, квадрат в левом нижнем и так далее).
- «Создай пейзаж под диктовку».
Цель:
Формировать умение ориентироваться в пространстве, обозначать словами: слева, справа, вверху, внизу, далеко, близко.
-5-
Материал:
На каждого ребенка комплект картинок (домик, ежик, волк, облака, дерево, дорога, бабочка).
Содержание:
Показать детям картинки. Предложить составить картину под диктовку: положить перед собою домик, справа от домика – волка, слева от домика – дерево, вверху - облака, внизу – дорогу, далеко от домика – ежика, близко – бабочку. Потом дети рассказывают, где что находится.
- Ориентировка во времени.
- «Волшебные часы».
Цель:
Формировать представление о временах года и частях суток.
Материал:
Часы со стрелкой, на которых нарисован Лев в разное время года, а с другой стороны в разное время суток.
Содержание:
Показать детям часы, рассмотреть их внимательно.
- Предложить одному из детей передвинуть стрелку на лето (зиму, весну, осень). Объяснить, как он понял, что там изображено лето?
- Предложить одному из детей передвигая стрелку, назвать все времена года. Так – же и с частями суток.
- «Времена года».
Цель:
Формировать представление о временах года, их последовательности.
Материал:
Большие карточки с временами года – лето, осень, зима, весна, и маленькие карточки с изображением природных явлений.
Содержание:
Предложить детям вспомнить времена года, рассмотреть большие карточки, рассказать, что на них нарисовано. Каждому ребенку раздать по 1-2 маленькие карточки. Спросить, что на них изображено? К какому времени года относится то или иное явление (дождь, снег, гроза, листопад и так далее)
- «Части суток».
Цель:
Формировать представление о частях суток, их последовательности.
Материал:
Большие карточки с изображением частей суток – утро, день вечер, ночь, и набор маленьких картинок, на которых изображены действия людей утром, днем, вечером, ночью.
Содержание:
Спросить детей, какие части суток они знают. Показать большие карточки. Назвать части суток. Предложить детям маленькие карточки. Рассмотрите их и определите ,
-6-
какое время суток там изображено. (делают зарядку – утро, спят – ночь, гуляют – день, смотрят телевизор - вечер).
-7-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы
Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы...
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...