Конспект занятия по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Козлова Татьяна Вениаминовна

Тема: "Измерение длины"

Цель: Упражнять детей в измерении длины с помощью условной меры. Познакомить детей с новым понятием сантиметр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_femp.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математическому развитию

для детей подготовительной к школе группы

на тему: «Измерение длины»

Цель: Упражнять детей в измерении длины с помощью условной меры.

Познакомить детей с новым понятием – сантиметр.

2. Задачи:

- Вспомнить вместе с детьми понятие «мера»;

- Напомнить детям правила измерения длины;

- Учить детей измерять длину предмета с помощью различных мерок;

- Напомнить детям назначение линейки и её методы её применения;

- Познакомить с единицей длины – «сантиметром»;

- Познакомить с понятиями «длина», «ширина», «высота»;

- Повторить состав числа 10;

- Закрепить навыки счёта в пределах 20.

3. Тип занятия: комбинированное

4. Форма занятия: фронтальная

5. Продолжительность: 30 минут

6. Участники: воспитатель, дети подготовительной группы

7. Возраст обучающихся: 6-7 лет

8. Оборудование и материалы:

- часы, игрушечные весы, безмен, ёмкость для жидких и сыпучих

материалов, линейка;

- лист бумаги А4, книга любого размера;

- бумажные полоски шириной 6 см и длиной 20 см (на каждого ребёнка);

- «мерки-линейки» из плотной цветной бумаги (картона) двух видов (3х4 см

и 3х5 см) (половина каждого вида от общего количества детей);

- ножницы и простые карандаши (для каждого ребёнка);

- карточки с цифрами от 0 до 10;

9. Предварительная подготовка:

- беседы на тему «Измерение разных величин – весы, часы, линейки и

т.п.» на занятия по ознакомлению с окружающим миром;

- рассматривание картинок и иллюстраций на тему «Меры величин»;

- практические занятия по измерению различных предметов (в

предыдущих занятиях по Формированию элементарных

математических представлений);

- дидактические игры с цифрами.

10. Методы и приемы работы с детьми: словесные, наглядные,

практические.

11. Структура занятия:

Мотивация

Повторение

Создание проблемной ситуации  4 мин

Основная часть

Решение поставленных задач и проблемных ситуаций 15 мин

Заключительная часть

Подведение итога 5 мин

Физкультминутки 6 мин

12. Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на мой стол. Что вы там видите?

Дети(сидят за столами): Часы, линейки, весы (безмены и игрушечные весы), ёмкость для измерения сыпучих и жидких продуктов.

Воспитатель: Правильно.

А как вы думаете, что объединяет все эти предметы? Для чего они служат? (Этими предметами можно измерять разные величины – время, расстояние, длину, вес, объём)

Как их можно назвать одним словом? («Мерки»).

Воспитатель берёт в руки ЛИНЕЙКУ, задаёт вопросы и выслушивает ответы детей о том, для чего она служит и как ею пользоваться.

Воспитатель: Скажите ребята, а кто из вас знает, как называется одно большое деление на линейке? (Сантиметр)

Воспитатель показывает, как можно измерить в сантиметрах величину листа бумаги. Объясняет и вспоминает вместе с детьми, что линейку прикладывают одним концом (где «0») к краю предмета. Называет понятия «длина», «ширина». Затем измеряет величины книги. Знакомит с ещё одним понятием «высота».

Пригласив по очереди 2-3 человека к своему столу, просит их показать, как надо пользоваться линейкой. Предлагает им измерить величины. Затем приглашает всех детей встать возле парт. Проводится физкультминутка.

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем – глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево – вправо поворот.

Два наклона, прямо встать.

Руки вниз, затем поднять.

Руки плавно опустили

Всем улыбку подарили

Дети сели за парты.

Воспитатель: Теперь посмотрите, пожалуйста, на полоски бумаги, которые лежат перед вами. Давайте представим, что вы стали портными и это ваша ткань для кроя. Ваша задача сделать из этого куска ткани несколько шарфиков.

Для этого я предлагаю вам, взять цветные «мерки-линейки» из плотной бумаги. Приложить их к краю бумаги-«ткани» и отмерить один шарфик, отметив его длину меткой (используя карандаш).

Когда вы сделаете все метки, то вам необходимо разрезать листы бумаги-«ткани» по меткам на отдельные «шарфики». А затем мы посмотрим: у кого сколько и каких «шарфиков» получилось.

Дети приступают к работе. Воспитатель помогает детям. При этом у каждого ребёнка своя «мерка-линейка». Поэтому у разных детей получаются «шарфы» разной длины (4 см или 5 см) и, соответственно, разное количество «шарфиков» (5 или 4 штуки).

Воспитатель (после того как все дети закончили) просит посчитать количество «шарфов» и подумать детям о том, как так могло получиться, что у детей разное количество «шарфов». У кого-то 4 штуки, у других 5 штук. Дети рассуждают и, с помощью воспитателя, приходят к выводу, что «мерки-линейки» разной длины. Затем воспитатель сравнивает «мерки-линейки» (длиной 4см и 5см), показывает разницу длин и демонстрирует измерение ими.

Воспитатель: Мы с вами измерили одну и ту же длину разными линейками (мерками). Получается, что чем меньше мерка, тем большее количество раз она уменьшается на нашем листе.

Помните, любимый всеми нами мультфильм «38 попугаев»? Расскажите, что там делали персонажи? В какой «мерке» (попугаями или слонами) удав был длиннее?

Выходите на ковёр. Изобразим попугаев.

Физкультминутка

Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй. (Руки в стороны, влево, вправо.)

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше. (Потянуться на носках, руки вверх.)

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал, (Делать приседания.)

Прыгал, кланялся, шалил, (Наклоны головы или туловища вперед.)

С малышами говорил.

Воспитатель: Какие вы молодцы! А теперь давайте поиграем-посчитаем.

Игра «Цифры в ряд»

Воспитатель раздаёт детям карточки с цифрами от 1 до 20 (по количеству детей в группе).

Воспитатель: У каждого из вас своя цифра. По моей команде надо построиться в ряд так, чтобы цифры расположились по порядку.

Дети играют 2-3 раза. Воспитатель меняет карточки на другие, где цифры идут от 0 до 10. Детей располагает на одной стороне группы. Сам встаёт на другой стороне в «Домике Дружных цифр»

Игра «Дружные цифры. (Состав числа 10)»

Воспитатель: Умницы! Справились с заданием! Теперь для вас будет сложнее задачка. Надо составить пары из цифр, которые в сумме дают число 10. Например: 0+10; 1+9; 2+8 и т.д. Те пары, которые сложат вместе «10», пусть подходят ко мне. Я буду их пропускать в домик «Дружных цифр».

Игра повторяется 2-3 раза.

Заключительная часть:

Воспитатель: Вот мы с вами и подружили цифры между собой и сами стали дружнее! Мы так много с вами сегодня узнали нового. Давайте ещё раз вспомним:

Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают.

- Если мы хотим что либо измерить, то пользуемся… (мерками);

- Если мерим длину, то пользуемся… (линейкой);

- На линейке есть большие деления. Как они называются?.. (сантиметры);

- Каких больше мерок потребуется, чтобы померить один и тот же лист

бумаги – длинных или коротких?.. (коротких).

Воспитатель хвалит детей и предлагает им самостоятельно поиграть в «Измерителей». Дети могут своими «мерками-линейками» измерять длины в группе (высоту мебели, длину и ширину столов, рост кукол и другое).

Список литературы:

И.А.Понаморёва, В.А.Позина. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа. Для занятий с детьми 6-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016

С.И.Волкова. Математические ступеньки. 5-7 лет. – М.: 2015

http://studbooks.net

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/03/07/fizkult-minutki-dlya-doshkolnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).Тема: Как растения помогают освоить азы математики.Цель: Учить рассматривать растения в определённой п...

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОСКонспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе: задачи, материалы, ход занятия....