"Палочки Кюизенера" и "Блоки Дьенеша" в работе с детьми старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по математике (подготовительная группа)
В презентации представлен опыт работы по развитию элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием развивающих игровых пособий: "Палочки Кюизенера" и "Блоки Дьенеша".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
заметки | 27.79 КБ |
Презентация "Учимся, играя" | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»
Презентация опыта работы:
«Использование развивающих игровых пособий палочки Кюизенера и блоки Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
Подготовлена
старшим воспитателем
Кондрушиной С.В.
г.о.г.Выкса
1 слайд. Вашему вниманию представлена презентация по использованию развивающих игровых пособий таких, как палочки Кюизенера и блоки
Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
2 слайд. На слайде - общие цели и задачи ОП ДОУ по ОО «Познание» (раздел ФЭМП).
В подготовительной к школе группе одним из основных задач по ФЭМП являются, в частности, такие, как знакомство с составом чисел первого десятка из единиц, составления чисел первого десятка из 2-х меньших, закрепление понимания отношений между числами натурального ряда (+1, - 1), закрепление представлений об геометрических фигурах и т.д. Эти и другие задачи можно успешно закреплять, используя развивающие игры.
3 слайд. Многие из вас знакомы с этими разноцветными палочками.
Палочки Кюизенера помогут ребенку научиться: различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху); осознать математические понятия («число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», и т.д.), сформировать представление о числовой последовательности, о соотношении цифры и числа; осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка; освоить навыки – сложение и вычитание и т.д.
4 слайд. Если детям предложить палочки, то они начинают выкладывать из них разнообразные фигурки. К готовым наборам выпускаются альбомы со схемами.
5 слайд. Простые упражнения такие, как «Заборчик», «Лесенка» позволяет детям сделать открытие: палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину, палочки разного цвета – различны по длине.
6 слайд. Начинает знакомить с секретами палочек:
- Цвет – это число. Белая палочка – единица, розовая -2, голубая -3… Используем простой прием приложения в упражнении: «Паровозик» и узнаем, сколько пассажиров может поместиться в том или ином цветном «вагоне».
7 слайд.
- Число – это цвет. Используем знакомое упражнение «Паровозики». Только теперь строим из белых палочек одноместные, двуместные, трехместные «вагончики» и решаем какой палочкой их можно заменить. Выручает, на первых порах, все тот же прием приложения.
8 слайд.
- Цифра и цвет. Закрепить соответствие между цветом палочки и цифрой помогут упражнения «Паровозик», «Домики» и др.
9 слайд. Состав чисел первого десятка поможет закрепить упражнение «Цветные коврики». Ребенок выбирает любую палочку и выкладывает под ней «коврик» из 2-х других по цвету, внизу выкладывается «бахрома» из белых палочек-единиц. В этом упражнении закрепляется состав числа из единиц и умение раскладывать число на два меньших. В дальнейшем дети «прочитывают» получившийся узор не только цветом, но и цифрами.
10 слайд. Упражнение «Цветная лесенка» закрепляет знания детей о свойствах чисел натурального ряда:
- Каждое последующее число больше предыдущего на 1;
- Каждое предыдущее меньше последующего на 1.
С помощь лесенки дети могут познакомиться с четными и нечетными числами, найти пропущенное число, закрепить прямой и обратный счет (количественный и порядковый). 1
4 Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают, им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа.
С помощью палочек можно решать примеры на сложение и вычитание.
11слайд. Блоки Дьенеша – это набор геометрических фигур (треугольники, прямоугольники, квадраты, круги) трех цветов (красный, синий, желтый), двух размеров (маленькие, большие), двух толщин (тонкие, толстые). Всего фигур 48. К наборам выпускаются разнообразные альбомы с заданиями.
12 слайд. Без целенаправленной работы дети самостоятельно используют это пособие как конструктор, то есть выкладывают домики, машинки, роботов и т.д.
13 слайд. С помощь блоков можно проводить классификацию предметов по форме, цвету, величине, толщине.
Предлагаем детям рассмотреть набор фигур и подумать, чем эти фигуры похожи и чем отличаются. Спрашиваем: «Как можно разделить эти предметы? Сколько групп получится? Почему?»
14 слайд. Можно предложить детям найти блок по словесному описанию, например: большой, желтый, толстый треугольник …
15слайд. Игра «Волшебный мешочек» позволяет активизировать тактильные ощущения. Вначале дети сами выбирают и называют блок, затем получают задание найти определенную фигуру.
16 -17 слайд. С помощью условных карточек можно зашифровать свойства фигур. Примеры представлены на слайдах 16-17.
Начинаем с одного признака. Например, предлагаем найти круглые или желтые фигуры. Затем выбираем фигуры по двум признакам: большие и красные (маленькие и треугольные). Выбираем по трем признакам: красный, круглый, тонкий и т.д. Не забываем про отрицание. Не желтые? Это какие? (синие и красные).
18 слайд. На этом слайде представлен лист с заданиями из альбома «Праздник в стане блоков». Можно самим подготовить задания, например, такие как «Засели в дом жильцов», «Поставь машины в гаражи».
Детям очень нравятся задания с карточками. Я предлагаю и вам выполнить их.
19 слайд. Используемая литература представлена на слайде.
20 слайд. Спасибо за внимание и всем творческих успехов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Основные цели и задачи: ФЭМП. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
ЦВЕТНАЯ АЛГЕБРА Палочки Кюизенера – это набор цветных палочек сечением 1 см и длинной 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 см. Эти палочки представляют следующие классы чисел: Класс белых чисел образует число 1 (палочки белого цвета); Класс красных чисел – числа кратные двум. Это палочки розового (2), красного (4), вишневого (8) цветов; Класс синих чисел – числа, кратные трем. Это палочки голубого (3), фиолетового (6), синего (9) цветов; Класс желтых чисел – числа, кратные пяти. Это палочки желтого (5), оранжевого (10) цвета; Класс черных чисел образует число семь. Это палочки черного цвета. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины.
КАК ИГРАТЬ С ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА Подготовительный этап: Палочки вначале используются как игровой материал. Дети создают различные постройки, ориентируясь на цвет и длину.
ОТКРЫТИЕ ПЕРВЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ Палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину. Упражнения: «Заборчик», «Зоопарк». Палочки разного цвета имеют разную длину. Упражнение: «Лесенка».
1 вариант: Цвет – это число СООТНЕСЕНИЕ МЕЖДУ ЦВЕТОМ, ДЛИНОЙ И ЧИСЛОМ Упражнение: «Разноцветные вагончики»
2 ВАРИАНТ. ЧИСЛО – ЭТО ЦВЕТ Упражнение: «Разноцветные вагончики»
3 ВАРИАНТ. ЦИФРА И ЦВЕТ Упражнение: «Помоги цифре найти домик»
СОСТАВ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА Упражнение: «Цветные коврики»
СВОЙСТВА ЧИСЕЛ НАТУРАЛЬНОГО РЯДА Упражнение: «Цветная лесенка»
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ Примеры на сложение и вычитания можно решать по готовым схемам А . «Если к желтой палочки прибавить голубую, то какая палочка получится? Б. «5 + 3 = ?
БЛОКИ ДЬЕНЕША Блоки Дьенеша – это набор геометрических фигур (треугольники, прямоугольники, квадраты, круги) трех цветов (красный, синий, желтый), двух размеров (маленькие, большие), двух толщин (тонкие, толстые).
КАК ИГРАТЬ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША Подготовительный этап: Блоки вначале используются как игровой материал. Дети создают различные постройки, ориентируясь на цвет , размер и форму. «Паровозик» и «Робот»
КЛАССИФИКАЦИЯ ФИГУР ПО ОСНОВНЫМ ПРИЗНАКАМ Блоки можно разделить на 3 группы по цвету, на 2 группы по величине или толщине, на 4 группы по отнесенности к геометрическим фигурам.
УПРАЖНЕНИЯ:«НАЙДИ ЗАГАДАННУЮ ФИГУРУ» 2 признака: желтые, большие З признака: не желтые, большие, толстые
УПРАЖНЕНИЕ: «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК» Для игры отбираются блоки одного цвета. Дети рассматривают блоки, складывают в мешочек, затем на ощупь определяют какая фигура им попалась.
КОДИРОВАНИЕ СВОЙСТВ Кодовые карточки для отбора блоков по одному признаку
КОДИРОВАНИЕ СВОЙСТВ Кодовые карточки для отбора блоков по двум, трем и более признакам.
УПРАЖНЕНИЯ:«НАЙДИ ЗАГАДАННУЮ ФИГУРУ» Сначала дети работают по готовым карточкам, затем придумываем и зарисовывают задания сами .
ЛИТЕРАТУРА: Новикова, Тихонова: Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет » М.: Мозаика-Синтез» 2012г. Захарова Н. И. Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет, Детство-Пресс, 2016. Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений: подготовительная к школе группа» М.: Мозаика-Синтез» 2015г. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М.: Просвещение, 1981; А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт. Математика до школы – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. Открытые интернет источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста
В статье "Возможность использования блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста" представлено описание пособия, варианты его использования для решения образовательных задач в процес...
"Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по РЭМП с использованием блоков Дьенеша"
Предлагаются игры и упражнения с блоками Дьенеша в системе, с усложнениями....
Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Методические материалы по использованию логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи....
Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Презентация по использованию логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста...
«Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель этой игры является развитие логики и математических навыков у дошкольников .Задачи:- научить анализировать формы предметов и постепенно совершенствовать это умение;- научить сравнению предметов п...
Использование Логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Материал способствует повышению уровня профессиональной компетенции педагогов при использовании Логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста.Познакомит педагогов с методам...
Консультация для педагогов: «Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста с палочками Кюизенера» (из опыта работы)»
laquo;Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая....