Система работы «Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста через использование занимательного материала»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Актуальность – повысить качество воспитательной работы с детьми, чтобы обеспечить всестороннюю подготовку к их успешному обучению в школе.
Цель работы – развивать интерес к математическим знаниям, самостоятельности, гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умения делать простейшие обобщения доказывать правильность суждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_19_-21_-_kopiya.docx | 44.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Жемчужинка», г.Рыбное Индивидуальный образовательный маршрут педагога Калмыковой О.Н. 2019 – 2021 уч. год
|
Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем. Математика предлагает уникальные возможности для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества – внимание, память, аккуратность и творческие способности.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – в игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а так же по направленности на развитие тех или иных умений. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети, могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом не трудился, в таких заданиях формируются важные качества личности ребенка. Обучение математике организует и дисциплинирует детей, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение любое начатое дело доводить до конца. Система работы по развитию элементарных математических представлений для детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) составлена на основе «Занятия по математике в детском саду» под редакцией Л.С. Метлина. Тема моей системной работы называется «Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста через использование занимательного материала»
Актуальность – повысить качество воспитательной работы с детьми, чтобы обеспечить всестороннюю подготовку к их успешному обучению в школе.
Цель работы – развивать интерес к математическим знаниям, самостоятельности, гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умения делать простейшие обобщения доказывать правильность суждений.
Основные задачи работы:
- Повторить пройдённый программный материал средней группы;
- Познакомить с овалом, учить различать круг и овал;
- Познакомить с образованием чисел от 6 до 10;
- Развивать навыки ориентировки на листе бумаги и в пространстве;
- Упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами;
- Познакомить и закрепитьназвания дней недели;
- Продолжать развивать умение устанавливать соотношения между предметами по длине, ширине высоте и др.;
- Закрепить представление о геометрических фигурах (треугольник, 7 прямоугольник, квадрат, шар, куб, цилиндр) и некоторых их свойств;
- Дать представление о том, что некоторые предметы можно разделить на 2 и 4 равные части, и устанавливать между целыми и частью;
- Познакомить и закрепить знанияоб образовании чисел первого и второго пятка;
- Развивать умение сравнивать смежаные числа в пределах 10, на наглядной основе определять, какое число больше или меньше другого;
- Упражнять в установлении размерных соотношений между предметами, развивать глазомер;
- Называть предыдущие и последующие числа, понимать выражения до и после;
- Учить определять количественный состав числа из единиц в пределах 10;
- Учить измерять длину, ширину высоту предмета с помощью условной мерке;
- Учить определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки;
- Познакомить с составом числа их двух меньших чисел (в пределах 3;5);
- Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание:
- Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.
Основными принципами работы являются:
Принцип деятельности – включение ребенка в учебно-игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.
Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Принцип психофизической комфортности – заключается в снятии по возможности стрессовых факторов.
Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.
Формирования учебных действий:
Занятий:
- Групповая
- Подгрупповая
- Индивидуальная
Методы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Игры (дидактические и подвижные игры и др.)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью занимательных материалов: картинок, рисунков, плакатов, раздаточных)
- Показ мультимедийных материалов
- Проблемно-поисковый
Форма:
- Открытое занятие «Путешествие по островам знаний»
- Окрытое занятие Квест –игра «Путешествие в страну «Квадратов»
- Семинар на педсовете по теме «Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста через использование занимательного материала»
Рекомендации по проведению занятий:
Система работы рассчитана на 2 года обучения и предусмотрена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). На 2 года обучения рассчитано – занятия, курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Занятия проводятся с детьми старшей группы 4 раза в месяц (во 2-й половине дня), с детьми подготовительной группы 8 раз в месяц (во 2-й половине дня). Большую часть программы составляют самостоятельные практические занятия.
Продолжительностью занятий:
1 год обучения (старшая группа) – 20 – 25 минут.
2 год обучения (подготовительная группа) – 25 – 30 минут.
Перечень занимательного математического материала:
Раздаточный материал;
Дидактические игры;
Разнообразное лото;
Палочки Кюизенера;
Игры на классификацию;
Мозаики;
Строительные наборы;
Игры на составление узоров;
Лабиринты и схемы;
Игры для ориентировки на листе бумаги;
Настольно-печатные игры;
Оборудование для измерения деятельности (песок, весы, часы, линейка, метр, рулетка);
Головоломки, головоломки с палочками;
Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов;
Игры для ориентировки на листе бумаги;
Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки.
Система работы составлена с учетом по всем пяти образовательным областям:
«Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры, также при формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
«Социально-коммуникативное развитие» - содержание этой области направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного движения. Дети применяют в игровой деятельности, знания и умения, полученные на занятиях.
«Речевое развитие» - это свободное общения со взрослыми и детьми, также развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
«Познавательное развитие» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), ориентироваться на листе бумаги.
«Художественно-эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
Ожидаемые результаты: это освоения математических представлений значительно, должен расшириться и углубиться. Формироваться произвольное внимание и память, развиться умственное действие (анализ, синтез, сравнение и обобщение), смекалка и сообразительность, также развитие интереса к приобретению знаний. Знания, полученные детьми на занятиях, постоянно должны использоваться ими в повседневной жизни.
Список литературы
- Данилова В.В., Рихтнрман Т.Д.Обучение матиматике в детском саду, 1998.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - Волгоград: Учитель, 2014.
3. Колесникова Е.В. Математика для детей 5 – 7 лет. М.:ТЦ Сфера, 2013.
- Мониторинг эффективности реализации образовательной программы ДОО. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
- Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: практический курс математики для дошкольников. – М.: ИНПРО, 1995.
- Шорыгина Т.А. путешествие в Цифроград. Третья математическая сказака. М., 2012.
Интернет – ресурсы (разные)
Работа с родителями на 2019 -2020 учебный год
Дата | Тема | Задача |
Сентябрь | Анкетирование «Математические способности ребенка» | Определить уровень компетенции родителей по данному вопросу |
Октябрь | Консультация «Математика – это интересно» | Познакомить родителей с математической работой и ее свойствами |
Ноябрь | Фотовернисаж «Вот как мы занимаемся занимательной математикой» | Поделиться информаций проведенной работой, заинтересовать родителей продолжать начатое дело |
Декабрь | Индивидуальная беседа по ФЭМП | Повысить уровень компетенции в области математике, и дать рекомендации |
Январь | Выставка «Королева математике – и ее поданные» | Привлечь и заинтересовать родителей, созданием совместных работ по математической тематикой. |
Февраль | Математические посиделки «Раз ступень, два ступенька, три ступенька …» | Показать значимость развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста |
Март | Памятка «Для чего нужна ФЭМП детям в детском саду» | Информировать родителей о важности изучение математикой в детском саду |
Апрель | Открытое занятие «Путешествие по островам знаний» | Дать возможность родителям посмотреть, чему дети научились, и как проходит занятие |
Май | Папка – передвижка «Наши успехи за учебный год» | Показать родителям с успехами их детей в области математических знаний |
Работа с родителями на 2020 -2021 учебный год
Дата | Тема | Задача |
Сентябрь | Тест «Что мой ребенок знает о математике» | Определить уровень знаний у детей за прошлый учебный год. |
Октябрь | Родительское собрание «Скоро в школу» | Рассказать, что будут изучать дети в учебный год по математике. |
Ноябрь | Индивидуальная беседа «Мы научимся, мы сможем» | дать рекомендации родителям о способах подтянуть по математике детей |
Декабрь | Консультация « Математика – для дошкольников в старшем возрасте» | Формировать потребность правильно решать задачки и примеры, включая логику и мышление. |
Январь | Выставка рисунков «Математический вернисаж» | Привлечь к детскому творчеству, формировать уважительное отношение к совместной работе. |
Февраль | Парка – передвижка «Что такое занимательная математика» | Показать значимость в занимательной математике, и из чего она состоит . |
Март | Открытое занятие «Приключение в стану «Квадратов» | Дать возможность родителям посмотреть и, чему дети научились, и как проходит занятие по математике |
Апрель | Олимпиада « Познание это часть математике» | Развивать логику, мышление , память и скорость раздумья. |
Май | Стенгазета «Как прошел год занятий по математике» | показать родителям как успешно занимались математикой за весь учебный год |
Комплексно – тематическое планирование на 2 года, по личному сообщению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ»
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ»«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,способностей...
Опыт работы «Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование изобразительных средств пластилинографии»
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества.Намечаются новые пут...
ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»
Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....
Система работы «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в сюжетном рисовании»
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...
Из опыта работы:"Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша"
В современной реальности информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема развития человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, осно...
Опыт работы по развитию художественно- творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных способов изображения
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детской изобразительной деятельности не случаен. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техник...
«Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств к родному городу у детей старшего дошкольного возраста через использование авторских интерактивных игр»
laquo;Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств к родному городу у детей старшего дошкольного возраста через использование авторских интерактивных игр»...