Статья "Математическое развитие детей среднего и старшего возраста".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Данная статья необходима для работы воспитателей среднего и старшего возраста, в ней представлен опыт работы по познавательному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья по познавательному развитию | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме « Математическое развитие детей среднего и старшего возраста».
Все мы знаем: чтоб математическое развитие детей проходило полноценно, необходима целенаправленная ежедневная работа. Оно не сводится только к тому, чтобы научить считать, измерять и решать арифметические задачи. Оно подразумевает еще и развитие способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, уметь их передавать с помощью знаков, символов.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования должно обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, ритм, темп, количество, число. пространство и времени) Важную роль в математическом развитии детей играет совместная деятельность педагога и детей, задача взрослого научить ребенка разнообразным способам обследования предметов.
Основные задачи математического развития:
— формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании;
— развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях;
— развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений, а именно обследования, сопоставления, группировки, упорядочения;
— развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений, а именно анализа, сравнения, обобщения, классификации, сериации.
Образовательная деятельность по математическому развитию осуществляется через различные формы:
- непрерывная образовательная деятельность (занятие, проект и т. д.);
- индивидуально-коррекционная работа с детьми, испытывающие затруднения в усвоении материала;
- самостоятельная деятельность детей в математических центрах групп;
- математическое развитие, интегрированное в другие виды деятельности: режимные моменты (прогулка, подготовка к прогулке), работа в календаре природы, физминутки, дежурство детей, и т. д.);
- использование материала других центров активности для развития математических представлений (например, центр экспериментирования, конструирования, творчества);
- работа узких специалистов, направленная на решение задач математического развития: музыкальный руководитель и инструктор по физ-ре (ориентировка в пространстве, темпо-ритмические навыки);
- участие в конкурсах с логико-математическим содержанием;
- досуговая деятельность: использование в образовательном процессе тематических викторин и занимательных игр с использованием ИКТ (интерактивные игры, игровые задания в программе «PowerPoint»);
Непременным условием развития познавательной активности детей является обогащенная предметно - пространственная среда. Это, прежде всего, наличие центра математики. Математический центр - это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями, материалами. В нашей группе детского сада оборудованы математический уголок (центры), содержание которых направлено на реализацию математических задач согласно возрасту детей и обеспечивающие возможности для самостоятельной деятельности детей в центрах, поддержку интереса детей к математическим играм. Этим самым предоставляя детям возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия.
В группе в математическом развитии детей помимо множества настольно-печатных и речевых игр и упражнений используются следующие дидактические пособия и материалы:
- развивающие игры: «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи квадрат»; игры-головоломки: «Колумбово яйцо», «Танграм» и т. д.
- на закрепление «Количество и счет», такие игры: «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше - меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».
Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры: «Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру». А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки. Часто использую в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы: «Из каких фигур состоит предмет?», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя?».
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины: «Палочки в ряд», «Пирамидки», «Матрешки».
Созданы картотеки физкультминуток математического содержания, ребусов и головоломок, художественного слова о цифрах, числах и временах года.
Активными помощниками в моей работе являются родители. В своей работе применяю такие формы, родительские собрания, как семинары-практикумы и мастер-классы, на которых родители получают не только теоретические, но практические навыки, возможность в дальнейшем применять их на практике. Мероприятия с родителями провожу в тесном контакте с узкими специалистами. Большой интерес вызвала консультация по теме «Играя, развиваемся». В ходе онлайн консультации родители и педагоги обозначили проблемы, поделились положительным опытом воспитания, определили пути решения проблемы.
И так, можно сделать вывод: математические способности у детей дошкольного возраста можно развивать при помощи специально организованной работы (коррекционно-развивающей), обогащая их математический опыт.
Литература
1. Абрамов И.А. Особенности детского возраста. – М., 1993г.
2. Аргинская И.И. Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2005г.- 32 с.
3. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002г. - №8. – С.30-39
4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г.
5. Васина В.В., Праздник числа. М., 1991г.
6. Волина В. «Веселая математика» - Москва, 1999г.
7. Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 2000г.
8. Игралочка - ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 4 (1-2) – М .:БИНОМ . Лаборатория Знаний,2017г.
9. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя деттского сада. – М., 1989г.
10. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб .пос. – М., 2015г.
11. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010г.
12. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Математика для детей 4-5 лет. Часть 2. ФГОС, 2017г
13. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русское народное творчество в развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста
Русское народное творчество в развитии детей среднего и старшего дошкольного возрастаСветлана Анатольевна Попова, воспитатель МКДОУ Д/с №31, Чеховский район....
Рекомендации родителям по речевому развитию детей среднего и старшего возраста
Рекомендации родителям по речевому развитию на тему "Птицы нашего города"...
Влияние потешек на развитие речи детей среднего и старшего возраста.
Влияние потешек на развитие речи детей среднего и старшего возраста.Потешка-это жанр устного народного творчества. В потешках, песенках отражена сущность раннего детства: видишь мир таким,...
Электронный сборник практических мультимедийных пособий «Поющие звуки» (музыкальное и речевое развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Одной из задач дошкольного образования является овладение ребенком звуками родного языка, что является важным условием для дальнейшего обучения грамоте в начальной школе, а также основой для развития ...
Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста" 2020 г.
20 февраля 2020 года Шершнева ангелина валерьевна провела для педагогов МДОУ № 56 мастер-класс на тему "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего ...
Картотека игр для речевого развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека игр для речевого развития детей среднего и старшего дошкольного возраста....
Доклад "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста"
laquo;Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста»Одним из основных показателей уровня развит...