Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
статья по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakticheskoy_igry_v_femp_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 47.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
Воспитатель: Алексеева Ольга Владимировна
МБДОУ ДС № 36 «Аленький цветочек» г. Туапсе
«Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Введение.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Актуальность исследования:
Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд серьёзных требований к познавательному развитию старших дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. В связи с этим меня заинтересовала проблема: потеря многими дошкольниками интереса к школе. Почему это происходит? Как вызвать у детей интерес к учению? Решение данной проблемы позволит обеспечить развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого ребенка, внедрить различные инновационные программы, реализующие принцип гуманного подхода к детям.
Цель: теоретически обосновать и выявить роль дидактической игры на формирование элементарных математических представлений у дошкольников.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
- исследовать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников;
- разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр;
- активизировать мыслительную деятельность старших дошкольников;
- обеспечить вовлечение каждого ребенка в процесс активного творчества;
- повысить интерес к обучению в школе;
- сохранить и укрепить здоровье детей.
Методы:
- анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
- наблюдение,
- диагностика,
- математическая обработка данных.
Этапы работы:
1 этап: Организационно-ознакомительный.
2 этап: Практический.
3 этап: Итоговый.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
Объект – элементарные математические представления у дошкольников.
Предмет – дидактические игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Новизна опыта заключается в том, что в работе предлагается подробное исследование истории проблем этого вопроса и система работы в соответствии с современными требованиями.
Основополагающими принципами данного опыта являются:
- развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:
- учитываются особенности психики ребенка;
- учитываются общие особенности детей;
- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;
- используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.
Практическая значимость состоит в том, что была разработана система занятий с использованием дидактических игр по математическому развитию дошкольников. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности учителей группы предшкольной подготовки и родителей в работе с дошкольниками.
Перспективы дальнейшего развития творческого отчета: дальнейшее применение на практике дидактических игр существенно поможет в качественном обучении.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В ΧVΙΙ – ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др.
Дошкольники активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.
Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций). Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения.
Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию. Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности. При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, поддерживать интерес детей в течение всего занятия, использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.
Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.
Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на занятии. Кроме того, предлагаются задания для родителей с целью привлечения их к совместной деятельности с воспитателем. В конце учебного года с помощью специально разработанных методик целесообразно провести проверку уровня овладения детьми знаниями, умениями и навыками. Все полученные знания и умения подготавливают к усвоению детьми более сложных математических задач на следующей ступени развития. А это значит, что, формируя элементарные математические представления в группе предшкольной подготовки, мы готовим ребенка к изучению математики в школе.
Образовательно — воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом следующих принципов:
Доступность — соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
Целостность- -формирование у дошкольников целостного представления о математике.
Научность.
Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность — обучение продолжается в начальной школе.
Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
- Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
- Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
- Все психологические новообразования берут начало в игре.
- Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов. На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Игры закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, учителя должны широко использовать дидактические игры.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
Дидактические игры делятся на:
- игры с предметами
- настольно-печатные игры
- словесные игры
Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры. Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Методика работы по формированию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр.
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений организую на занятиях 2 раза в неделю. Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или " пальчиковая гимнастика ", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления у математических знаний.
Из всего многообразия занимательного материала на своих занятиях часто применяю дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Дидактическую игру включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы:
- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
- сравнение;
- метод моделирования и конструирования;
- решение логических задач;
- экспериментирование и опыты;
- воссоздание и преобразование;
- информационно коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой).
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками я провожу в различных формах:
- организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)
- демонстрационные опыты;
- сезонные праздники на основе народного календаря;
- театрализация с математическим содержанием;
- обучение в повседневных бытовых ситуациях;
- беседы;
- самостоятельная деятельность в развивающей среды.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры - путешествия во времени.
3. Игры на ориентирование в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Игры с цифрами и числами. Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10 путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Играя в такие дидактические игры, дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10(20) и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Вторая группа математических игр, служит для знакомства детей с днями недели. Игры – путешествие во времени. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. В повседневном домашнем обиходе у детей рано складываются определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, педагог имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток. На основе имеющихся у детей знаний можно уже знакомить с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо развивать и само чувство времени, начинать знакомить с часами, с длительностью таких мер времени, как минуты и часы. Позже детей нужно ознакомить с понятием год, месяц, календарь. Старшие дошкольники знакомятся с историей возникновения календаря и появления его на Руси.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задача учителя - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от машины стоит медвежонок, слева от машины – мяч и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.
Педагогу необходимо уделять внимание закреплению умения различать левую и правую руки. Упражняя в различении противоположных направлений, постепенно усложнять задания: увеличивать количество предметов, местоположение которых предлагается определить, а также расстояние между ребёнком и предметами. Детей необходимо обучать не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации. Совершенствуя умения передвигаться в указанном направлении, можно предложить изменять направление движения не только во время ходьбы, но и бега. В процессе обучения обращать внимание на освоение детьми значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. Дидактические игры и упражнения на ориентирование в пространстве должны способствовать расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволит детям овладеть пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.
Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).
Игры на формирование умений ориентироваться в движении. «Куда пойдешь и что найдешь?» - цель: формирование пространственных представлений;
«Найди предмет» - цель: формирование пространственных представлений.
Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).
Следующая группа игр - игры с геометрическим материалом. Для того чтобы ребенок мог уверенно ориентироваться в окружающем мире, он должен уметь различать предметы по разным признакам, в том числе и по форме. В дошкольном возрасте важно ввести сначала в пассивным, затем в активный словарь детей общепринятые названия тех геометрических фигур, формы которых имеют окружающие предметы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция, цилиндр, конус, пирамида, призма (четырехугольная и треугольная). В 4—5 лет дети способны уже отличать близкие по форме плоские и объемные фигуры. Поэтому на данном этапе предлагается сравнивать между собой близкие по форме фигуры разной объемности. Так, куб сравнивается с квадратом. Для этого предлагается спрятать между прямыми ладонями (или ладонью и поверхностью стола) сначала плоскую, а затем объемную фигуру. Выясняется, что плоская фигура прячется в ладошки, а объемная — не прячется.
В своей работе с детьми я использую следующие игры с геометрическим материалом: «Геометрическая мозаика» - цель: закрепление знаний о геометрических фигурах; «Занимательная геометрия» – цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
У детей дошкольного возраста основными являются наглядно-действенное мышление (как ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) и наглядно-образное мышление (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов). Словесно-логическое мышление (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Основными логическими приёмами являются: сравнение, анализ, синтез, классификация, смысловые соотнесения, закономерности и т. д. Большое значение в умственном воспитании ребёнка приобретает правильная организация игр и занятий, которые развивали бы у ребёнка умственные интересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые воспитателем во время занятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребёнка.
Дидактические игры, направленные на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста можно использовать в процессе непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, в свободной деятельности детей, в досугах, с использованием различных методов и приёмов, таких как игра, беседа, совместное решение проблем и ситуаций.
В работе с детьми я использую следующие дидактические игры для развития логического мышления.
- Игры для развития умения сравнивать;
- Игры для развития умения анализировать;
- Игры для развития умений обобщать и классифицировать;
- Игры для развития умения систематизировать;
- Игры для развития умения соотносить по смыслу.
Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в дидактической игре математического направления моя роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно Я- ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.
Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.
Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.
Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей.
Работая с детьми младшего возраста воспитатель должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.
Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я - воспитатель должна принимать участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:
Т. И. Ерофеева «Математика для дошкольников»
З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7»
Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
И.А. Пономарёва, В.А. Позина «ФЭМП»
В.В. Волина «Праздник числа»
Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников» и др.
Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет» и т.д. Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.
Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы с родителями:
- Общие и групповые родительские собрания;
- Консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка», «Яркие и интересные игры»;
- Проекты с участием родителей;
- Изготовление дидактических игр совместно с родителями;
- Мастер-класс для родителей;
- Дни открытых дверей;
- Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?».
Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения полученные детьми в детском саду — родители у детей закрепляли дома.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Результаты исследования, диагностика.
Работа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений в целостном развитии ребенка-дошкольника.
Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей моей группы, использовались следующие методы контроля:
- анализ деятельности детей на занятиях;
- анализ деятельности детей в процессе дидактических игр;
- анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности;
- сводная таблица данных.
Мною разрабатывался системный комплекс занятий, связанных с формированием элементарных математических представлений у детей 3-5 летнего возраста с использованием дидактических игр. Затем проводились занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в течение учебного года. В конце учебного года анализировались результаты проведенной работы, проводились обобщения, математическая обработка полученных результатов.
приложение 1
Выводы
1. Исследование показало, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей, что подтвердило нашу гипотезу.
2. Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом нашего дальнейшего исследования.
3. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.
4. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Практические рекомендации.
1.Продолжить дальнейшую работу по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры
2. Постоянно пополнять копилку дидактических игр.
3. Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.
Заключение.
Целью исследования было изучение проблемы использования дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Для ее достижения я проанализировала психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, рассмотрела и проанализировала особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников, провели исследование по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с использованием дидактических игр.
Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство педагога в том, чтобы возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы дошкольников в процессе обучения, в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности. Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.
В ходе исследования мною была подтверждена гипотеза о том, что применение дидактических игр способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
Литература
Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: Просвещение 1990
Веракса,Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С.Веракса. // Дошк. воспитание, 1996
Водопьянов,Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983
Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991
Дьяченко,О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991
Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992
3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985
Житомирский,В. Г., Шеврин, Л. Н. Геометрия для малышей. - М.: 1996
Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". - Л.: 1990
Каразану,В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н.Каразану. // Дошк. воспитание, 2000
Колесникова Е.В. Математика для детей 6—7 лет: Учебно-методичес-кое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2012
Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». Издание 2-е, дополненное и переработанное. Творческий центр, М.2009
Корнеева,Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». - М.,2000
Корнеева,Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников. /Г.А. Корнеева. // Вопр. психологии, 1998
Козлова В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. В 3-х книгах + методика Серия: Дошкольное воспитание и обучение. М., 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
В этой работе раскрывается понятие "дидактическая игра" и роль игры в формировании элементарных математических представлений (несколько игр)....
Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста...
Доклад на тему «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...
Опыт работы по теме: "Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста".
Обобщение опыта работы воспитателя Скобелкиной Н.С. по теме:«Роль дидактической игрыв формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....
Обобщение опыта работы «Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Обобщение опыта работывоспитателя Скобелкиной Н.С.по теме:«Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Презентация по теме "Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"....
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Текст к слайдам презентации "Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста."...