Опыт работы
материал по математике (старшая группа)

Курасова София Фeдоровна

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В.Ломоносов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы по математике246.78 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Аленушка» село Ладовская Балка

Опыт работы

«Развитие математических способностей дошкольников

 через игровую деятельность»

Курасова С.Ф.

воспитатель http://previews.123rf.com/images/AlexBannykh/AlexBannykh1403/AlexBannykh140300104/27251339-Children-play-with-a-board-game-on-the-floor-Stock-Vector.jpg

Муниципального казенного дошкольного

образовательного учреждения

детский сад №5 «Аленушка»

село Ладовская Балка

Красногвардейского муниципального района

356055 Ставропольский край

Красногвардейский район

с. Ладовская Балка

 

                

2020 год

                        Опыт работы: воспитатель Курасова С.Ф.

 «Развитие математических способностей дошкольников

 через игровую деятельность»

 Опыт работы

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В.Ломоносов)

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которое активно влияют на развитие словестно-логического мышления. Это вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций. Развивать логическое мышление ребенка целесообразнее в русле математического развития через игру. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике.

Моя педагогическая позиция – обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности, широко используя игровые приемы и дидактические игры, которые помогут успешно освоить основы элементарных математических понятий.

Методы и приемы

● Дидактические игры

● Логические задачи

● Художественное слово

● Театрализация

● Использование индивидуальных рабочих тетрадей с заданиями

● Сюжетно-ролевые игры

● Здоровье сберегающие технологии

● Проблемные ситуации

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений организую на занятиях 1 раз в неделю. Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или " пальчиковая гимнастика ", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления у математических знаний.

Из всего многообразия занимательного материала на своих занятиях часто применяю дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Дидактическую игру включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

Познакомлю вас с теми играми, в которые мы с детьми любим играть.

    Игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности.

   Моя задача – научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" – говорится детям, – "к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти. " Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т. д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т. е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет.

    Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

Также на закрепление знаний о геометрических фигурах предлагаю следующие игры:

• «Геометрическая мозаика» (Составь картинку).

• «Назови фигуру» - найди такую же с кубиком.

• «Найди дорогу к дому» - использование кодированной информации, чтение ориентиров.

• «Найди следующую фигуру» - поиск закономерностей.

• «Составь из частей» и назови сколько треугольников.

• «Волшебные картинки» - создание образов на основе схематического изображения геометрических фигур

• Использование трафаретов геометрических фигур в самостоятельной деятельности. (Дорисуй и назови предмет).

• «Назови геометрические фигуры и сколько их?».

• «Собери бусы из геометрических фигур» - закрепление цифр и геометрических фигур + соотнесение цифры с геометрической фигурой.

• «Ковёр – самолёт» с прорезями геометрических фигур. Может использоваться как обследование в начале года.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

     Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

      В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.

Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.

Знакомлю детей со способами пристроения, присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоив способ пристроения фигур, дети осваивают способ построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения.

Не надо забывать и о том, что важное место при развитии математических способностей играют пальчиковые игры и физкультминутки:

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков.

     Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счёта, о последовательности указательных движений пальцем при пересчёте предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика. «Пальчиковый счёт» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания.

      Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления. Отгадывая задачи математического содержания – дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок – это мыслительный процесс. Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например:

1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое).

2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).

3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть).

Загадки, пословицы, поговорки, считалки, стихи и сказки могут быть использованы не только на занятиях по математике, но и на индивидуальной работе, в играх детей, с целью закрепления пройденного материала.

                         Использую в своей работе:

• Физкультминутки математического содержания.

• Задачи в стихах.

• Считалки.

• Скороговорки.

• Пословицы математического характера.

• Игры с пальчиками.

В индивидуальной работе с детьми использую рабочие тетради. Ведь именно в самостоятельной деятельности ребёнок сам:

• воспринимает игровую задачу,

• выбирает пути и способы достижения результата,

• высказывается по поводу игровых действий,

• располагает большим количеством времени для выполнения намеченной цели,

• самостоятелен в преодолении возникающих трудностей.

           Использую в работе с детьми различные виды игр:

1. словесные игры с использованием мяча:

• «Что длиннее» (носки короткие, а гольфы…., платье длинное, а юбка…., шорты короткие, а брюки….)

• «высокий – низкий»; «широкий – узкий» (дерево высокое, а куст…., стул низкий, а шкаф…., дверь узкая, а окно…., и т. д.)

• «толстый – тонкий»; «большой – маленький».

2. Игра на различие временных отрезков (утро, день, вечер, ночь)

«Назови пропущенное слово»

Утром пришёл в д/с, а ушёл….,

Завтракаем утром,а обедаем,

В д/с спим днём, а дома спим….,

Светло бывает….,а темно…. ,

Луна видна, а солнце….,

Небо голубым бывает…., а звёзды блестят….,

Днём бывает…., а ночью…. ,

Ночью видна, а днём….,

Ночью небо…., а днём….

Назови, на что похожа заданная цифра, чего бывает по 1, по 2, по 3 и т. д.

3. Игры на различие предлогов (на, под, в, за):

«Где птичка?», «Угадай, куда положили?»

4. Игры на пространственную ориентацию

«Угадай где?» (где спрятали загаданную игрушку)

«Угадай, кого загадали?» (впереди от тебя, справа, слева, сзади)

5. Игры на ориентировку на листе бумаги

«Где мячик?», «Самолёт в небе» (вверху, внизу листа, в правом верхнем углу и т. д.)

Проводя каждую игру я ставлю перед собой помимо математических и речевые задачи:

• по развитию связной речи,

• обогащению словаря,

• развитию грамматического строя речи,

• по звуковой культуре речи.

     Вся работа ведется в тесной взаимосвязи с родителями. Родителям предлагаю работу по разучиванию загадок, пословиц, поговорок, стихов математического содержания. Так же родителям было предложено анкетирование: «В какие игры играют ваши дети», проведены консультации: «Развитие математических способностей у детей в старшем дошкольником возрасте», «Математика в повседневной жизни», беседы с родителями: «Влияние игры на математическое развитие ребенка».

       Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, он обучается выполнять различные действия, развивается память, мышление, математические способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

При формировании у детей математических представлений через занимательный материал можно выделить несколько этапов, каждый из которых можно условно отнести к определенному возрасту детей.

Этапы формирования математических представлений:

1.Младший дошкольный возраст:

  • знакомство с формой и названием геометрических фигур, основными цветами, величиной, сравнением двух предметов;
  • обучение способов обследования предметов (наложение, приложение), подбору предметов одинаковых и разных по форме, размеру (большой, поменьше, маленький);
  • способствовать появлению интереса к участию в игровой деятельности;
  • учить реализовывать цели, которые ставит перед ребенком взрослый;
  • приобщение к математической сказке.

2.Средний дошкольный возраст: этап связан с приобретением детьми умений и знаний по:

  • различению геометрических фигур по характерным признакам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр);
  • классификации фигур;
  • выделению пространственных отношений вверх-вниз, направо-налево, назад-вперед; осуществлению опредмечивания созданного объекта по словесной схеме (отгадывание загадок);
  • расположению предметов в убывающем порядке (5-6 размеров предмета);
  • выкладыванию картинки из 4-6 частей.
  • формированию произвольного внимания, активного включения в сюжет математической сказки.

3.Старший дошкольный возраст:

  • на данном этапе происходит углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур;
  • развивать познавательные и творческие способности детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать, предвидеть результат и ход решения творческой задачи;
  • свободно общаться со взрослым по поводу игр и заданий;
  • овладение играми на передвижение, шашечного хода;
  • отгадывание задач-шуток, головоломок, математических загадок;
  • развитие любознательности, находчивости, смекалки при активном участии в математической сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...