Арифметические задачи на сложение и вычитание.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Воробьева Светлана Анатольевна

Продолжаем составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Развивать представления о геометрических фигурах и умение рисовать их на листе бумаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию. ФЭМП  с детьми подготовительной группы

Тема. Арифметические задачи на сложение и вычитание. Геометрические фигуры.

Форма работы: игровая ситуация

Цель.  Формировать умения составлять арифметические задачи на сложение.

Задачи. Продолжать формировать умения самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

Развивать представления о геометрических фигурах и умение рисовать их на листе бумаги.

Закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число, обозначенное цифрой.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Картинки с изображением дубов (7 шт.), сосен (3 шт.), шестиголового змея; лист бумаги с изображением геометрических фигур разных видов и размеров (треугольник, ромб, трапеция, прямоугольник, квадрат, шестиугольник, пятиугольник — каждая фигура дана в двух размерах), карточки с цифрами от 0 до 20.

Раздаточный материал. Счетные палочки, карточки с цифрами от 1 до 20, листы бумаги с изображением геометрических фигур разных видов и размеров (см. демонстрационный материал), цветные карандаши, листы бумаги.

        

Ход НОД

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

Игровая ситуация: «Поможем Тимофею Барбоскину сделать уроки».

Простановка цели детьми

- Как вы думаете мы сможем помочь  Тимофею Барбоскину?  Как мы ему сможем помочь? Что для этого надо уметь?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

I часть. Игровое упражнение «Реши задачу».

На фланелеграфе 7 картинок с изображением дубов и 3 картинки с изображением сосен.

Читаю задачу:

Вот семь дубков и три сосны.
Как зелены они, стройны!
Деревьев сколько тут? Узнайте
И хорошенько посчитайте.

Дети определяют структуру задачи.

Повторяю задачу и прошу назвать арифметическое действие, с помощью которого они будут решать задачу. Дети решают задачу, используя счетные палочки, отвечают на вопрос и объясняют, как они ее решили.

Читаю следующую задачу и показываю картинку с изображением шестиголового змея:

Был бой отчаянно суров.
У Змея было шесть голов.
Но богатырь срубает три…
Осталось сколько, посмотри.
А. Усачев

Вместе с детьми решаем задачу (рассуждения аналогичны предыдущим). Затем уточняю отличия задач на сложение от задач на вычитание: действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие «вычитание» — к его уменьшению.

II часть. Игровое упражнение «Найдем похожие».

У детей листы бумаги с изображением многоугольников разных видов и размеров.

Предлагаю рассмотреть геометрические фигуры, определить их сходства и различия и соединить прямыми линиями похожие фигуры (каждый вид своим цветом).

После выполнения задания уточняю: «Какие фигуры вы соединили одним цветом? Каким, словом можно назвать эти фигуры? (Четырехугольники.) Почему?»

Дети сравнивают правильность выполнения задания с образцом.

Обобщаю ответы детей: «У выбранных фигур одинаковое количество углов и сторон».

Затем спрашиваю: «Каким, словом можно назвать все фигуры? (Многоугольники.) Почему? Одинаковые ли фигуры по размеру? Сколько больших многоугольников? Сколько маленьких?»

III часть. Дидактическая игра «Найдем соседей числа».

Прошу троих детей найти карточки с цифрами 2, 5, 8 и построиться в ряд. Остальным детям предлагаю определить соседей этих чисел, найти соответствующие карточки и встать в ряд.

Выясняю: «Какие числа стали соседями числа два (пять, восемь)? Какое число предыдущее (последующее) к числу два (пять, восемь)?» (Дети обосновывают свой ответ.)

 Предлагаю детям найти карточки с цифрами, обозначающими числа 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, и выстроиться в ряд. Остальные дети определяют пропущенное число, находят соответствующие карточки с цифрами и занимают пропущенное место.

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

IV часть. Игровое упражнение «Рисуем узор».

Даю детям задание: «Посередине листа нарисуйте круг, вверху (внизу, слева и справа) от круга — по одному треугольнику. Затем в каждом углу нарисуйте по квадрату разного цвета. Внутри круга изобразите квадрат, между квадратами проведите волнистые линии разных цветов».

Проверяем правильность выполнения задания (с демонстрацией на доске), обсуждаем названия и расположение фигур.

Подведение итога

Как вы думаете, мы смогли помочь Тимофею?  Что мы для него сделали, чему мы его научили? Кому было трудно решать задачи?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по математике "Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание».

Конспект НОД по математике "Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание»....

Конспект занятия по ФГОС в подготовительной группе Тема: «Арифметические задачи на сложение и вычитание»

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание;Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;Развивать внимание, память, логическое мышлени...

Конспект занятия по формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) "Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание" (подготовительная группа).

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия в подготовительной группе детского сада (для детей 6-7 лет) по теме "Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание"....

Конспект непрерывной образовательной деятельности (Формирование элементарных математических представлений)Тема НОД: «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание"

Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Познавательное развитие»(Формирование элементарных математических представлений)Тема НОД: «Составление и реш...

Арифметические задачи на сложение и вычитание

конспект ОД по ФЭМП в подготовительной группе...

ФЭМП. "Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание". (13.04.-17.04.2020)

Рекомендации для родителей по формированию элементарных математических представлений у детей....

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание.

ull; Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание; продолжать учить решать логическую задачу;• Закреплять умение последовательно называть дни нед...