Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста
статья по математике (старшая, подготовительная группа)
Математика имеет уникальный развивающий эффект. Её изучение развивает память, речь, воображение, эмоции; формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_matem.sposobnostey_u_detey_st.doshk_.vozr_.docx | 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие математических способностей – это очень сложный, комплексный, целенаправленный организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Этот процесс состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, количестве, форме, величине, времени, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования научных и житейских понятий.
Математическое развитие в дошкольном возрасте способствует развитию критического мышления, логической строгости и алгоритмичности мышления, которые во многом определяют успешность и результативность деятельности ребенка в познании мира вне и внутри себя.
Основные задачи:
1. Формирование приемов умственных операций у дошкольников.
2. Развитие у дошкольников вариантного мышления, умение аргументировать свое высказывание, строить простейшие умозаключения.
3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя в глазах окружающих.
При формировании у дошкольников математических способностей учитываются их индивидуально – психологические особенности, которые оказывают большое влияние на успешность овладения детьми математической деятельностью в дошкольном возрасте и определяются как математические способности. К ним относятся особенности сенсорики, моторики и умственной деятельности. Именно в дошкольном возрасте формируются предпосылки к развитию данных способностей.
Развивать математические способности можно с помощью игр. Игры с математическим содержанием развивают познавательные интересы, логическое мышление, речь, творческие способности, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей.
Выполнение заданий с математическим уклоном очень полезно для детей, так как они развивают интеллектуальные способности. Ценность состоит не только в накапливании математических представлений и навыков, но и в том, что происходит общее умственное развитие дошкольника.
Для того, чтобы какая-либо математическая игра действительно завлекла дошкольников и лично заинтересовала каждого из детей, взрослый человек должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для дошкольников. Взрослый помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их правильное действие и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей.
Результативность дидактических игр зависит от систематического использования. Математика – один из наиболее трудных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяют создавать условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает доступность и сознательность. Обучение требует применения разных методов. Игра – один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдение, беседа, чтение и т.д.
Кроме того, что можно использовать наглядный дидактический материал: карточки Домана, предметы быта, игрушки и пр.; карточки с цифрами и арифметическими знаками, геометрические фигуры; прищепки, магниты, цветные карандаши и т. д. , развивающие игры, конструкторы, головоломки, счетный материал, шашки и шахматы.
Важно также развивать дошкольников и жизненными ситуациями, например:
Считать по дороге (когда идете в детский сад, магазин, гости). Дошкольники довольно быстро устают в транспорте и пешком, если они предоставлены сами себе, но это время можно попробовать провести с пользой, например, считать вместе с ребенком. Считать можно все что угодно: проезжающие мимо автобусы, магазины, фонари. Для того чтобы разнообразить игру каждый может выбрать объект для счета: ребенок может считать большие дома, а взрослый маленькие. Также важно обращать внимание ребенка на то, что происходит вокруг: во дворе на прогулке, по пути в магазин и т. д. Необходимо задавать ребенку вопросы, например: «Кого здесь больше девочек или мальчиков?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в сквере», «Покажи мне высокое/низкое дерево», «Сколько этажей в этом доме?» и т.д.
Подводя итог, можно сказать, что регулярное использование на занятиях математики и в жизни системы специальных игровых заданий и упражнений, игр-развлечений, дидактических игр помогает формировать и расширять математический кругозор дошкольников, а также помогает легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения, а также использовать их в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Воспитание у дошкольников интереса к познанию...
Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...
Развитие математической способности у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр
В статье раскрыт опыт работы по развитию математической способности у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр, представлены игры, раскрыто понятие математическая способнос...
Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин : началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к ком...
Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму ...
Опыт работы «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления...
Проект по развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста "Увлекательная математика"
Проект по развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста...