"Мерка"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Организация непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы
по теме «Мерка»
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Предметно-пространственная развивающая среда НОД: групповая комната
Материалы и оборудование: картинки персонажей сказки репка, карточки с цифрами от 0 до 9, красная полоска, танграм, три полоски разной длины и цвета.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательные задачи | Содержание НОД | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП
| Планируемый результат |
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Побуждение к общению, взаимодействию ребенка со сверстниками и взрослыми. | Звучит музыка. - Сегодня ребята я предлагаю вам вспомнить сказку (показывает обложку сказки Репка) Ответ детей: Репка - Но она будет немного необычная, а чем она будет необычна вы узнаете сами. - Готовы узнать, чем будет необычна сказка? (да) - Тогда начнем, но без вашей помощи я не обойдусь. Как начинает сказка? Ответ детей: Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая. Тянет дед репку, а вытянуть не может. На доску прикрепляется репка и дед. | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Коммуникативная деятельность Игровая деятельность | Беседа | Слово педагога, речь детей Обложка сказки Репка Картинка репки и деда | Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность, дети проявляют интерес и любознательность Обеспеченно общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми. |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательные задачи | Содержание НОД | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемый результат |
Формирование представлений об объектах окружающего мира (число) Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (способы измерения предметов) Формирование представлений об объектах окружающего мира и их свойствах ( измерение локтем, пядью) Формирование представления об объектах окружающего мира (число, длина, способы измерения), развитие мелкой моторики рук Развитие двигательной активности, сохранение и укрепление физического и психического здоровья Формирование представлений об отношениях объектов окружающего мира (геометрические фигуры, пространство), развитие мелкой моторики Развитие представления об объектах окружающего мира (длина) | - Позвал дед бабку. А бабка говорит: «Выполнят детки задания, тогда и помогу тебе дед». - Возьмите по конверту и посмотрите что внутри (карточки с цифрами).Сейчас я буду хлопать в ладоши, а вы закроете глаза и посчитаете сколько раз я хлопнула и покажете сколько хлопков вы услышали. Дети закрывают глаза, педагог хлопает в ладоши, после этого дети показывают на карточки сколько раз хлопнул педагог в ладоши. - Молодцы, хлопки то вы сосчитать сумели, а сможете ли вспомнить сколько всего персонажей в сказке? (да) - Сколько в сказке персонажей? (6) - Кто по счету стоит первый? (дед) - Кто стоит после деда? (бабка) - Кто стоит третий по счету? ( Внучка) - После внучки? (Жучка) - А после Жучки кошка, какая кошка стоит по счету? (5) - А последней стоит? (Мышка). Какая она по счету? (6) - Благодарит нас бабка за то, что мы выполнили ее задания. Бабка за дедку (прикрепляет картинку бабки), дедка за репку, а вытянуть не могут. Позвала бабка (Внучку). - А внучка говорит: «Помогу вам, только детки пусть меня познакомят со способами измерения предметов. Познакомим ребята? (да) - Какие способы измерения вы знаете? Ответы детей. - В древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. В Древней Руси существовали свои измерения. Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень. Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца,. Сажень простая — расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой, пядь — расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении. - Как вы думаете почему внучка захотела познакомиться со способами измерения предметов? Ответы детей. - Внучка хочет купить бабушке ленточку, а как измерить не знает, давайте поможем ей измерить. - Давайте вместе измерим длину ленты для нашей внучки. Как мы можем измерить? Давайте попробуем измерить локтем и пядью (измеряют локтем, пядью) - Сколько получилось у нас когда мы измеряли локтем? Пядью? - Почему получились разные результаты? Ответы детей. - У всех разная длина локтя, ладошки. Люди уже давно поняли, что необходимы одинаковые для всех меры. - То чем измеряют, называется меркой. Для нас с вами меркой будет служить красная картонная полоска. У всех нас получилась разная длина ленты, а сейчас давайте с вами посмотрим сколько раз она уложится по длине ленточки. Но прежде чем начнем давайте, вспомните правила измерения линейных величин: начинать надо точно от конца, уложить полоску – мерку прямо. Укладываем до тех пор, пока не будет измерена вся длина. Нарушение правила измерения ведет к ошибочному результату (измеряют ленту). - Так какой длины наши ленты? Сколько раз мы отмерили красной полоской? Ответ детей. - Теперь внучка знает как можно правильно измерить длину ленты. И она готова помочь. Как в сказке говориться? Ответ детей: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Потянут вытянуть не могут. И позвала внучка Жучку. - Жучка прибежала, а пока бежала она немного устала и предлагает нам отдохнуть вместе с ней. В понедельник я купался, (изображаем плавание) А во вторник – рисовал (изображаем рисование) В среду долго умывался, («умываемся») А в четверг в футбол играл (бег на месте) В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем) Очень долго танцевал (кружимся на месте) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) Целый день я отдыхал. (дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают). - Отдохнула Жучка и как в сказке говориться. Ответ детей: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, а вытянуть не могут. Повала Жучка на помощь кошку. - А кошка и говорит: «Очень я проголодалась, угостите меня рыбкой. Сил нет тянуть репку». - Накормим кошку рыбкой? (да). А рыбка будет не простая. Для того, чтобы узнать на сколько она будет необычно давайте с вами сядем за стол. У меня в руках схема рыбки для кошки, рассмотрите ее (раздает детям танаграму). Одна схема на двоих и сейчас я вам раздам конверты один на двоих. Соберите по схеме рыбку в паре (собирают). - У нас получилось собрать рыбку. Кошка подкрепилась и кошка готова помочь. Как говориться в сказке? Ответ детей: Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Кошка позвала мышку. - А мышка то с радостью помогла бы, да только она не может выбрать нужный мостик. Посмотрите на мостики и скажите, как вы думаете почему мышка не может выбрать нужный мостик? (помощник воспитателя выкладывает на стол 3 длинных полоски разной длины),(они разной длины). - Какая из 3 полосок короткая? - Предлагаю вам выяснить какой длины не только короткая полоска, но и другие. Как мы это можем выяснить? Ответ детей. Измеряют полоски, называют длину каждой. - По какой полоске пойдет мышка? Почему? Какой они длины? Ответ детей. - Как в сказке говориться? Ответ детей: Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянули репку. | Познавательное развитие Речевое развитие Коммуникативная деятельность Познавательное развитие Коммуникативная деятельность Познавательное развитие Познавательно-исследовательская деятельность Познавательное развитие Коммуникативная деятельность Физическое развитие Двигательная деятельность Познавательное развитие Речевое развитие Познавательно-исследовательская деятельность Познавательное развитие Коммуникативная деятельность | Беседа Упражнение «Посчитай и покажи" Беседа Рассказ Беседа Рассказ Физминутка Решение занимательной задачи Беседа Диалог | Слово педагога, детей Карточки с числами Картинка бабки Картинка внучки Слово педагога Слово и действия педагога и детей Слово педагога Красные полоски одинаковой длины Слово педагога, детей Слово педагога, действия детей Картинка Жучки Слово педагога, детей Картинка кошки Танаграма Слово педагога, детей Картинка мышки Три полоски разной длины и цветов | Ребенок обладает элементарными знаниями из области математики Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – познавательно исследовательской деятельности Ребенок проявляет самостоятельность, развита мелкая моторика рук Ребенок владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, развита мелкая моторика обеих рук Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательные задачи | Содержание НОД | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП
| Планируемый результат |
Развитие способности ребенка к самоанализу. Развитие общения, взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. | - Какую сказку мы с вами сегодня вспомнили? Что было необычного в этой сказке? Какие задания сказочных героев мы выполняли? Что вам больше всего заполнилось? Кому вы можете об этом рассказать? Что расскажете? Ответ детей. - Сегодня мы с вами вспомнили сказку теремок и выполнили необычные задания героев этой сказки. Рада что вам понравилось. | Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Коммуникативная деятельность | Беседа, ситуативный разговор, | Слово педагога, речь детей | У ребенка сформирована способность дать самооценку собственной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Знакомство детей с измерением при помощи условной мерки"
Конспект занятия по математике в старшей группе....
Проектно-исследовательская деятельность: «Измеряем все вокруг, мерка – наш первый друг или 38 попугаев».
Аннотация проекта Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремлени...
Формирование навыков обучения простейшим измерениям у дошкольников с помощью условной мерки и линейки
Статья рассказывает об опыте работы с детьми по обучению измерениям с помощью линейки....
Конспект занятия в средней гуппе \'\'Условная мерка\'\'.
Открытое занятие по математике в средней группе ‘’Цвет, величина,форма. Условная мерка .\'\'Тема: ‘’Цвет ,величина,форма. Условная мерка.’’...
Конспект НОД по ФЭМП "Условная мерка"
Материал поможет воспитателям, работующим с детьми с ОНР, создать проблемные ситуации, в которых необходимо использовать, имеющиеся знания у детей о применении условной мерки. На занятии и...
конспект непосредственно-образовательной деятельности (ФЭМП) в старшей группе "Измерение длины с помощью условной мерки"
конспект по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием цифровых образовательных ресурсов....
Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно...