Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
методическая разработка по математике (старшая группа)
Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
Создать благоприятные условия для развития математических способностей у детей через игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchennyy_opyt_raboty.docx | 34.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Наголенский детский сад «Берёзка»
Тема:
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Автор опыта: Барабашова Алла Викторовна,
воспитатель.
Нагольное
2021 г.
Содержание:
1. Актуальность………………………………………………………………3
2. Основная часть
2.1. Практический раздел…………………………………………………....4
2.2. Методы и приемы……………………………………………………….5
3. Заключение………………………………………………………………...9
4.Литература…………………………………………………………………10
5. Список приложений……………………………………………………....10
1. Актуальность.
В наше время, в век «компьютеров» математика нужна не только математикам, но и огромному числу людей разных профессий. Особая роль математики в развитии интеллекта, в умственном воспитании. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их развития с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 3 до7 лет. Формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает важное место в системе дошкольного образования. Она развивает гибкость мышления у ребёнка, учит логике, оттачивает ум. Все эти качества пригодятся детям в обучении математике и других наук.
Цель моего опыта.
Целью моего опыта является формирование элементарных математических представлений у дошкольников через игровую деятельность.
Задачи
1.Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
2.Создать благоприятные условия для развития математических способностей у детей через игровую деятельность.
3.Организовать работу с родителями по развитию математических способностей у детей через игровую деятельность.
Методы, способствующие решению поставленных задач:
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.
2.Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.
Мы не стремимся к тому, чтобы научить ребёнка считать, решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.
Мы понимаем, что главная форма организации детской деятельности – игра.
Известно, что игра – своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает всё то, что узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта.
Эффективное применение математических игр позволяет привести ребёнка к успешному освоению такой интересной науки – математики.
Таким образом, математика по праву занимает почётное место в системе дошкольного образования, а обучение математике в игровой форме позволяет повысить уровень знаний детей, и, что немаловажно, привить интерес к занятиям математикой.
2. Основная часть
2.1. Практический раздел
Изучая труды великих педагогов: Сухомлинского В.А., Макаренко А.С., а так же современную литературу я поставила перед собой задачу: воспитать у дошкольников интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы.
Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.
Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
2.2. Методы и приемы.
Обучение детей происходит через: 1) организованную образовательную деятельность; 2) задачи-шутки; 3) развивающие игры и упражнения; 4) игры-головоломки; 5) загадки; 6) дидактические игры.
Организованная образовательная деятельность детей начинается с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность. Так же использую различные презентации («Забавные фигурки», «Часы, минуты, сутки», «Математический поезд» и др.).
Ребёнок, маленький исследователь мира, и, получая различную информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. Часто перед педагогами и родителями стоит проблема, как научить ребёнка задавать вопросы, чтобы из ответов получить исчерпывающую информацию о предмете, понимании происходящего. Вопрос – показатель самостоятельности мышления. В раннем возрасте ребёнок приобретает жизненно необходимые навыки и умения: пользоваться ложкой и вилкой, умываться, одеваться; не менее важны умения получения и применения знаний. К ним относятся следующие интеллектуальные умения: 1) наблюдать; 2) видеть проблему; 3) формировать вопросы (восполнение недостатка информации); 4) выдвигать гипотезу; 5) давать определение понятиям; 6) сравнивать; 7) структурировать; 8) классифицировать; 9) наблюдать; 10) делать выводы; 11) доказывать и защищать идеи. Третьим в списке стоит немаловажное умение задавать вопросы – правильно их формулировать. Сократ, как известно, беседуя с учениками, задавал им вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая свои догадки, выдвигая собственные гипотезы, и в свою очередь, задавая вопросы Сократу, результат бесед – блестящее образование.
В своей педагогической работе я использую развивающие игры, позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные» вопросы, способствующие решению проблемы. Одной таких игр является «Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали задуманную картинку, они испытывают радость и гордость.
В разделе «Количество и счет», на мой взгляд, уместны следующие дидактические игры: «Чет - нечет»; «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше - меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».
Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры: «Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру». А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки.
Часто использую в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке.
Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.
Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры: «Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры».
Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.
Для развития пространственных ориентировок у детей я подобрала серию упражнений: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.
Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке? », «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике? » и т. д.
На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п.
Для закрепления понятия «величина» использую серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького, до большого». Ввожу игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины.
При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?».
Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми:
· комплекс развивающих игр;
· путешествие;
· экспериментирование;
· подгрупповая работа;
· игра-путешествие;
· математический КВН;
· эксперимент;
· познавательные игры;
· математический ринг;
· индивидуальная работа.
В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.
В игровые комплексы обязательно включаю музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.
Выход темы:
- Проведение открытых занятий. Тема: «Путешествие по островам математики», «Пять ключей».
- «Математические игры и упражнения для дошкольника». (январь 2021 г.)
- Консультация для педагогов ДОУ «Формирование элементарных математических представлений в игре».
- Доклад «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
- Оформление картотеки математических игр.
- Сборник консультаций для родителей. Тема: «Развитие математических способностей у старших дошкольников».
- Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников»
- Отчет о проделанной работе за учебный год.
3. Заключение
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Список литературы:
1. «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Москва, Мозаика - Синтез,2016г И.А. Помораева.
2. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед. - х наук.
3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
4. «Играя, учимся математике». – М.:2005. Спиридонова Б.В.
5. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
6. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.
Список приложений:
Приложение №1 – Тематическое планирование.
Приложение №2 – Дидактические игры на занятиях.
Приложение №3 – Образовательная деятельность.
Приложение №4 – Работа с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Презентация опыта...
Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....
Выступление на Мо воспитателей в ДОУ на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознател...
План работы по самообразованию на 2018 -2021г. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность....
Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Игра - основной вид деятельности детей в детском саду. Это и важное средство умственного развития ребенка. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игр...
Мастер – класс тему «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста. Вооружить педагогов практическ...