Игры для формирования элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
статья по математике (подготовительная группа)
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих научно-технического прогресса. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Но и в то же время математика может войти в жизнь ребенка естественно, легко, а еще поможет совершенствовать и развивать речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyaigry_dlya_razvitiya_rechi_myshleniya.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры для формирования элементарных математических представлений
в подготовительной группе
компенсирующей направленности
для детей с ТНР»
воспитатель:
Ефремова Марина Владимировна
ГБДОУ д/с № 36
Пушкинского района
Санкт - Петербурга
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих научно-технического прогресса. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Но и в то же время математика может войти в жизнь ребенка естественно, легко, а еще поможет совершенствовать и развивать речь. По пути домой из детского сада вы конечно же общаетесь с ребенком, ведете беседу, как он провел время в детском саду. Например: ненавязчиво заинтересовываете его припаркованными машинами. Обращаете внимание на цифры номера, обсуждаете их, играя в такие игры:
Игры направленные на запоминание цифр и соотнесение их с количеством предметов, порядковый и количественный счет.
- «Назови цифры» (номера машин, домов)
- «Спрятанная цифра» (номера машин)
- «Назови соседей» (номера машин) –слева, справа
- «Считай и не ошибись» (от 4 до 10, от 9 до 3)- выбираем определенные отрезки числового ряда
- «Найди ошибку» (называем числа 1,2,3…5 - какое число потерялось)
- «Какое число больше?» (какое число больше 5, но меньше 7 и тд) или «Задумай число»
- «Посчитай…» (ступеньки, деревья, облака, птиц и тд)
- «Сколько…» (проехало машин, гуляет детей на площадке и тд) закрепляем использование числительных в речи детей
- «Какой по счету?»
Игры на сравнение групп предметов: признаки (форма, цвет, размер), количество
- «Хватит ли если…»
- «У кого больше?»
Чтобы ребенку было интересно, развивалась его самостоятельность, уверенность в себе пусть и он будет ведущим игры, придумывает и задает вам вопросы.
Иры «Путешествие во времени»
Дети старшего дошкольного возраста, должны
- иметь представления о сутках (утро, день, вечер, ночь – сутки), временах года
- должны устанавливать последовательность событий (что было раньше, что позже);
- должны пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, в одно и то же время.
Для закрепления знаний детей полученных на занятиях и в повседневной жизни нам помогают такие игры, как:
- «Продолжай!» (дни недели, месяцы года, сутки)
- «Назови пропущенное слово» сутки
- «Что сначала, что потом» (дни недели, месяцы года, сутки)
- «Наоборот» (дополнить начатую фразу, подобрать слова противоположного значения (утро -- вечер, сначала -- потом, быстро -- медленно и т. п.), определяют, что дольше: день или неделя, неделя или месяц, месяц или год.
- «Наш день» (режим дня)
- «Подскажи словечко»:
- Мы (играли, играем, будем играть) в мяч (вчера, сегодня, завтра)
Игры на ориентировки в пространстве
Дети овладевают
- пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди,
сзади, далеко, близко
- умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому
- «Что больше…(выше, шире…)
- «Сравни… »( между собой дома, деревья, кусты, облака и тд.)
- «Угадай что спряталось?» или «Загадай, а я отгадаю»
- «Найди игрушку» или «Письмо от Деда Мороза» (нужна наглядность – схем; план действий)
- «Путешествие по комнате» (нужна наглядность – схем; план действий)
Игры с геометрическими фигурами, устроить в виде соревнований
- «Найди по форме»
- «На какую фигуру похоже?» не забывайте (плоские и объемные геометрические фигуры)
Игры на логическое мышление
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы
логического мышления. Дети учатся рассуждать, делать свои умозаключения.
И нашими помощниками будут логические задачки, они же - задачки с «подвохом», задачки- шутки:
- Стоит береза. На березе две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на березе? (Ответ: ни одной – на березе вишни не растут.)
- - Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг.)
- - У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3.)
Так же нам помогают Обычные загадки, созданные народной мудростью, которые способствуют развитию логического мышления ребенка:
- Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы).
- Висит груша, нельзя скушать (лампочка).
- Зимой и летом одним цветом (елка).
- Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
Выводы:
Вот так играя, общаясь, по пути домой, в поездке (отпуск, посещение кинотеатра) вы закрепляете количественный, порядковый счет, знания о геометрических фигурах, временные представления, сравниваете мир вокруг себя, развиваете логическое мышление и развиваете речь своего ребенка: пополняете словарный словарь, развиваете грамматический строй речи, усовершенствуете связную речь. День за днем Ваш ребенок будет делать «открытия» и активно участвовать в процессе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интерактивная игра по формированию элементарных математических способностей "Математика с Барбоскиными" для детей средней группы
Интерактивная игра предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста, включает в себя 9 заданий на развитие логики, внимания, навыков счета.В разработке использованы триггеры, с по...
Занятие по формированию элементарных математических представленийв старшей группе Викторина «Что? Где? Когда?»
Занимательная викторина "Что? Где? Когда?" по ФЭМП для старшего дошкольного возраста...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" НОД "Формирование элементарных математических представлений" подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что непрерывная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений образовательной области «Познавательное...
Дидактические игры направленные на формирование элементарных математических представлений подготовительная группа 2018 год-2019 уч. год
Дидактические игры направленные на формирование элементарных математических представлений подготовительная группа2018 год-2019 уч. год...
Интерактивная игра по формированию элементарных математических представлений «Фиксики, вперед!» для детей подготовительной к школе группы
Пояснительная записка Автор: Камскова Татьяна ГеннадьевнаНазвание конкурсного материала: интерактивная игра для детей подготовительного возраста «Интерактивная игра по формированию эле...
Квест - игра по формированию элементарных математических представлений детей подготовительной к школе группе
Аннотация: Команда в ходе игры совершает путешествие по различным станциям, где им предстоит выполнить задания различного рода. Игра построена по цепочке: пройдя одно испытание, участники получают клю...
Дидактические игры по формированию элементарных математических и на межполушарное взаимодействие в старшей и подготовительной группах общеразвивающей направленности .
Дидактические игры по формированию элементарных математических и на межполушарное взаимодействие в старшей и подготовительной группах общеразвивающей направленности ....