НОД "Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Широкова Ильмира Камильевна

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения прблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35 комбинированного вида Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД

 на тему: «Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой»

В подготовительной группе «Светлячок»

                                                                                       

                                                                                        Подготовила и провела

                                                                                        Воспитатель подготовительной группы

                                                                                        Широкова И.К.

Колпино, г. Санкт-Петербург

2020 год

Цель: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей способам измерения сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки
  • Обучать детей основам измерительной деятельности
  • Показать зависимость числа мерок от величины мерки при не изменяющемся измеряемом количестве
  • Формировать знания о том, что объем жидкости не зависит от внешней формы сосуда.
  • Формировать представления о понятиях «тяжелый-легкий»
  • Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, умение называть дни недели и «соседей» дня и числа

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, память, умение излагать результаты исследования

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к математике, самостоятельность в работе, чувство товарищества, желание прийти на помощь

Предварительная работа:

Разучивание загадок, стихов, пословиц о цифрах, днях недели, частях суток. Просмотр информации с интернета, чтение книг, энциклопедии о космосе. Оформление фотовыставки

Дидактические игры: «Живая неделя», «Ручеек», «Кто внимательный?»

Работа с родителями: Изготовление масок космонавтов, приобретение материала для занятий

Демонстрационный материал: буквы, два сосуда с жидкостями, два стакана, два прозрачных таза, емкости с мукой, солью, сахаром, рисом, гречкой, пшеном, разные виды весов, цветная веревка с узелками

Раздаточный материал: фишки, тарелочки с фасолью, два одинаковых стакана, один узкий стаканчик, тетради, ручки

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Технология:

Здоровьесберегающие, ИКТ, игровые, социально-личностные

Ход занятия

Воспитатель: здравствуйте дорогие дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Мы с вами находимся на космодроме «Солнечный». Через несколько минут команда «Землян» займет места в межпланетном корабле. По моему сигналу наша ракета поднимет огромный сказочный корабль и стремительно понесет его по просторам космоса к неизвестной планете.

Прошу команду разместиться по удобнее и начать подготовку к полету. Счет от 10 и обратно (Включается музыка взлет ракеты)

Мы с вами очутились на неизведанной планете, а чтобы узнать, какая она и как называется, нам предстоит выполнить ряд заданий.

2 Основная часть

Воспитатель: Сейчас мы с вами встанем и разделимся на две команды. Я вам раздам цифры от 0 до 10

-Ну-ка цифры, встаньте в ряд, я командир; вы- мой отряд!

А теперь я проверю, правильно ли вы построились, знаете ли вы числа?

Назовите соседей числа 6, 4, 8, 9?

Назовите предыдущее число числа 3, 5, 7?

Назовите последующее число числа 2, 4, 6?

Назовите число больше 3 на 2, 4 на 2, 6 на 2?

Какое число меньше 5 на 1, 7 на 1. 9 на 1?

Посчитай до 10 со словом (окно, девочка, мальчик)

Воспитатель: Вы справились с первым заданием, и неизвестная планета подарила нам первую букву, своего имени «Ш»! Какая, это буква: гласная или согласная?

Дети: согласная

Воспитатель: Какой звук обозначает эта буква? Кто знает про нее стихотворение?

Посмотри на букву «Ш»!

Буква очень хороша!

Потому что из нее

Можно сделать Е и Е

Мы букву «Ш» повесим на доске. А теперь я попрошу всех занять свои космические места.

Перед тем, как отправиться в полет, я приготовила нам космические напитки один сок, а другой чай, но вот перепутала где какой. Помню лишь, что сока было больше, чем чая, поэтому нужно определить, где какой напиток.

На глаз сравнивать нельзя, так как сосуды не прозрачные, по объему одинаковые. Предлагаю измерить жидкость условной меркой –стаканчиком и сравнить результаты измерений. Мне будут помогать двое детей, а остальные дети будут с помощью фишек считать количество и сравнивать результаты измерения. Берем два стаканчика, 2 сосуда, 2 кувшина. Измеряем сначала жидкость в одном сосуде, затем-в другом.

Дети откладывают два ряда фишек, сравнивают их. Выясняем, что коричневая вода - это чай, так как его было меньше, а желтая вода-это сок, его больше. Делаем вывод: любую жидкость можно измерить с помощью условной мерки. На кувшин наклеиваем названия

(сок, чай).

Находим вторую букву «К»

Воспитатель: Какая это буква?

Дети: согласная

Воспитатель: Какие она обозначает звуки К и Кь?. Кто знает стих про эту букву?

На прямую палочку

Справа села галочка

Там поныне и сидит,

Буквой К на нас глядит.

А вот следующее задание. Перед вами на столах стоят тарелочки с фасолью и два одинаковых стаканчика. Предлагаю вам взять в каждую руку по фасолинке и одновременно опускать их в стаканчики. После того как прозрачные стаканчики наполняться фасолью, дети прекращают работу. Скажите дети, в каком стаканчике фасоли больше?

Дети: В стаканчиках фасоли одинаково, так как я брал в левую и правую руку по 1 фасолинке и бросал в стаканчик, вот и получилось одинаково.

Воспитатель: А теперь пересыпьте фасоль из одного стаканчика в стопочку. Где теперь фасолин больше в стаканчике или в стопочке?

Дети: В этом и в том фасолин одинаково, потому что мы не проронили ни одну фасолинку.

Воспитатель:

А почему здесь так высоко фасолины поднялись?

Дети: Потому, что стопочка узкая, а стаканчик широкий, а фасоли в них одинаково. Мы не брали фасолинки и не прибавили.

Воспитатель: И с этим заданием вы справились , вот вам еще одна буква «О». Какая это буква гласная или согласная?

Дети: гласная

Воспитатель: Какой звук она обозначает?

Посмотри на колесо

И увидишь букву О

Дети, посмотрите, сколько на этой планете всяких сыпучих веществ (Мука, соль, сахар, рис, гречка, пшено) Как вы думаете их можно сосчитать?

Дети: нет

Воспитатель: А для того чтобы узнать их вес люди придумали весы, представьте что ваши руки - это весы. В правую руку возьмите железную гирю, а в левую пластмассовую. Какая рука у вас опуститься вниз, почему?. В правой руке у вас мышка, а в левой руке слон, Что тяжелее? В правой руке у вас курица, а в левой руке цыпленок, кто легче? В правой руке 1 кг ваты, а в левой 1 кг железа, что легче?. Правильно, так же устроены весы, там, где вес больше , чашечки весов опускаются вниз, а где меньше вес, чашечки поднимаются вверх. А измеряют вес в граммах, кг, тоннах. Находим еще одну букву «Л». Это какая буква?

Дети: согласная

Воспитатель: Какие  звуки она обозначает?

 Дети: Л Ль

Алфавит продолжит наш

Буква Л-лесной шалаш

А теперь мы немного отдохнём

Физкультминутка «Космос»

1,2,3.4.5(ходьба на месте)

Планеты будем мы считать,

К солнцу ближе всех Меркурий,

На Венеру полюбуюсь

Вот Земля-наш дом родной,

Шар, любимый голубой

Мимо Марса пролетаю,

И Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

Вот Нептун и Плутон,

Дальше всех от солнца он.

Все планеты хороши,

Полетели от души!

Присели и нашли красивую веревочку. Посмотрите дети, она не простая, на ней узелки –загадки.

Братьев этих ровно 7

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом

Попрощается последний-

Появляется передний

Нужно с закрытыми глазами посчитать узелки и назвать дни недели по порядку

Назовите первые три дня недели.

Назовите дни недели, начиная со среды

Назовите выходные дни

Стихи о днях недели

Что длиннее неделя или месяц?

Месяц или год?

Сколько месяцев в году?

Назовите осенние месяца? Сколько их?

Назовите зимние месяца? Сколько их?

Назовите летние весенние? Сколько их?

А сколько частей суток вы знаете? (4)

Вот настало утро

Солнышко встает

Всех ребяток будит

В детский сад завет

День уже наступает много дел у нас

Погулять, покушать, и настал сна час

А потом мгновенно вечер подойдет,

Нас домой из сада мама заберет

Вскоре ночь наступит, всем нам спать пора

Спать мы будем крепко до самого утра

Появилась буква «А» Какая она гласная или согласная? Какой звук она обозначает?

А-начало алфавита

Тем она и знаменита

А знать ее легко-

Ноги ставит широко

Ставлю последнюю букву, и дети читают слово «школа». Именно так называется эта неизвестная планета. Она приготовила вам последнее задание в тетрадях.

3 Заключительная часть

Что нового вы узнали?

Планета школа говорит вам всем: «До скорой встречи. Дорогие ребята. Буду ждать Вас. Не забудьте взять с собой багаж ваших знаний, которые вы получили в детском саду»

А нам пора возвращаться к себе на Землю, в свой детский сад. Там нас ждут вкусные угощения.

Мы летели над землей (руки в стороны)

Брали всех гостей с собой (показываем руками на гостей)

Мы кометы рассмотрели (изображаем бинокль руками)

На луне мы поседели (присесть на корточки)

А теперь пойдем к ракете (шагаем к ракете шаг вперед)

Заходите-ка все дети

Мы моторы заведем (имитируем моторы)

И на Землю попадем!

На этом наше интересное путешествие закончилось!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Знакомство детей с измерением при помощи условной мерки"

Конспект занятия по математике в старшей группе....

Формирование навыков обучения простейшим измерениям у дошкольников с помощью условной мерки и линейки

Статья рассказывает об опыте работы с детьми по обучению измерениям с помощью линейки....

Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно...

Знакомство детей с измерением объема сыпучих веществ с помощью условной мерки

Продолжать учить детей измерять сыпучие вещества, следить за полнотой меры.Продолжать учить уменьшать числа на 1 в пределах 10.Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной мерки; формироват...

КОНСПЕКТ по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой»

МБДОУ ДСОВ - детский сад №30 «Веселинка» КОНСПЕКТ по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Измерение объема жидких и сыпучих тел у...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе Тема: «Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой»

              Цель: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения про...

Конспект занятия в подготовительной группе «Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой»

Цель: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.Задачи:ОБ...