Картотека дидактических игр
картотека по математике
В картотеке подобраны дидактические игры, направленные на развитие пространственных представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr.doc | 960 КБ |
Предварительный просмотр:
- 1. Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
«Что дальше, что ближе к нам в комнате?»
Дети отвечают на вопрос, а потом проверяют с помощью условных мерок или метра правильность ответа.
«Назови самые высокие и самые низкие предметы в комнате»
Дети называют предметы, объясняя, где они находятся, а затем сравнивают некоторые из них с помощью условной мерки (или метра)
"Жмурки с колокольчиком"
Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.
Оборудование:темная повязка для глаз, колокольчик.
Ход игры: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.
“Найди магнит”.
Цель: Упражнять детей в использовании различных пространственных терминов для обозначения местоположения предмета в пространстве .
Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти “свой” магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.
“Куда пойдешь, что найдешь”.
Цель: Упражнять детей в действенном различении и обозначении словами основных пространственных направлений вперед-назад, направо и налево. Упражнять детей в использовании различных пространственных терминов для обозначения местоположения предмета в пространстве (в, над, на, за, под и пр.).
Ход игры. В отсутствии детей воспитатель прячет игрушки в разных местах комнаты. Например: справа от предполагаемого местоположения по ходу игры – мишку; слева за шкафом – матрешку; впереди под ковром – корзиночку с грибами; сзади за картиной – флажок.
Варианты расположения игрушек, так же как и сами игрушки, могут быть различные. Перед началом игры педагог сообщает детям, что они будут отыскивать спрятанные в комнате игрушки. Вызвав одного из детей, воспитатель говорит ему:
Направо пойдешь – Мишку найдешь
Налево пойдешь – матрешку найдешь.
Вперед пойдешь – грибок найдешь,
Назад пойдешь – флажок найдешь.
Куда же ты хочешь пойти?
Ребенок выбирает какое-либо направление, называет его. При этом воспитатель может поинтересоваться, помнит ли ребенок, какую игрушку он там может найти. Затем, предлагает определить названное направление и идти искать спрятанную там игрушку. Когда игрушка найдена, ребенок громко говорит, где он ее нашел. (“Я пошел направо и нашел мишку)
Наоборот
Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.
Правила игры: Называть слова, только противоположные по смыслу.
Материал. Мяч.
Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок.
Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. (Вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше - ближе, далёкий – близкий, верхний – нижний, правый – левый и др.) Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.
- 2. Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя , от предмета)
Передай мяч.
Цель. Закреплять умение ориентироваться в направлениях пространства (точка отсчета – тело); употреблять в активной речи слова «слева», «справа», «сверху».
Оборудование. Мяч.
Ход игры. Дети строятся в колонну. Первый передает мяч ребенку, стоящему за ним. Когда мяч окажется у последнего ребенка, он бежит в начало колонны, оказывается первым и передает мяч назад. По команде взрослого мяч передается сверху, слева, справа. Сначала детям предлагается проговаривать название направления, в котором они передают мяч.
Новоселье.
Цель. Закреплять умение ориентироваться в направлениях пространства на плоскости; употреблять в речи слова «справа», «слева», «наверху», «внизу».
Оборудование. Макет дома с четырьмя окнами: вверху, внизу, слева, справа. Плоскостные изображения зверей.
Педагог говорит детям о том, что однажды разные звери собрались и решили жить вместе. И построили себе дом.
(На доске выставляются макет дома и изображения зверей). А потом стали спорить, кто где будет жить.
Педагог: «Давайте поможем зверям заселиться в дом. Зайке понравилась квартира в середине дома. Ежик будет жить справа от него». Один из детей помещает ежика в окно справа.
Аналогично проводится работа с остальными зверями. В конце игры педагог спрашивает детей: «Где живет ежик? Где живет лягушка?» и т. д.
Для игры «Рассели жильцов» можно использовать мягкий конструктор. он хорош тем, что первоначально сам домик для животных можно сконструировать совместно с детьми, а затем уже «заселять в него жильцов».
Котята разбежались
Цель: Закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. Развивать внимание.
Правила игры: Показать и сказать, где находится каждый котёнок.
Материал. Фланелеграф, картинки котят разного цвета.
Ход игры. На фланелеграфе размещены фигурки 3 –4 котят разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте. Дети называют место расположения котят: например в середине. Воспитатель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый котёнок. Например, «Красный котёнок сидит в правом верхнем углу, а оранжевый внизу слева» и так далее.
Динамические картинки
Цель: Формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от одного объекта.
Правила игры: Выкладывать картинки по заданию.
Материал. Фланелеграф, картинки: ёлка, берёзка, грибок, кустик, заяц, белка, ворона, ёж, домик.
Ход игры. На магнитной доске или фланелеграфе расположена ёлка. Каждый ребёнок получает свою картинку: берёзку, грибок, кустик, зайца, белку, ворону, ежа, домик.
Ввдение детей в игровую ситуацию:
- Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить задания.
Дети располагают свои картинки по заданию воспитателя.
- Берёзка справа от ёлки.
- Ворона над ёлкой.
- Заяц слева от ёлки.
- Лиса идёт к ёлке.
- Куст под ёлкой.
- Ёжик идёт от ёлки.
- Грибок под ёлкой.
- Домик за ёлкой.
- Белка на ёлке.
В ходе игры воспитатель оказывает помощь, дает дополнительные пояснения.
“Правильно улицу пройдешь – в новый дом перейдешь; ошибешься в старом останешься”.
Цель: Развивать у детей ориентировку в пространстве, учить определять правую сторону при движении.
Ход игры. На полу групповой комнаты изображен тротуар, по которому будут идти пешеходы. Перпендикулярно тротуару, с двух концов, ограничивающих его протяженность, расположены стулья. Это “дома”. Дети сидят на стульях, они изображают жителей домов. Количество стульев, расположенных с противоположных концов тротуара, одинаково. После удачного перехода по тротуару дети, сидящие друг напротив друга, обмениваются домами. Перед началом игры воспитатель объясняет, что люди ходят по правой стороне тротуара и поэтому не мешают пешеходам, идущим им навстречу. При показе действий, воспитатель еще раз привлекает к этому внимание детей и обменивается “домиком” с ребенком, который сидел напротив него. Затем он вызывает двоих детей, сидящих друг против друга. Они идут по тротуару навстречу друг другу и тоже обмениваются “домиками”. Затем идет следующая пара и т.д. Игра заканчивается, когда все дети обменяются “домиками” и окажутся с противоположной стороны.
- 3. Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
Серия дидактических игр-пазлов «Учись, играя!»: «Развитие внимания»
Эта обучающая и развивающая игра посвящена ориентированию в пространстве. В занимательной игровой форме малыши научатся группировать предметы, учитывать их взаимное расположение, познакомятся с понятиями «в», «от», «к» и «из», а также потренируют произвольное внимание, логическое мышление и мелкую моторику пальцев рук, станут умнее и рассудительнее. Материалы игры можно использовать, как для ознакомления детей с темой, так и для проверки знаний по ней.
Набор состоит из 10 больших сборных карточек-блоков. Каждый блок в свою очередь состоит из пяти фигурных карточек, снабженных пазловыми замками. На центральной карточке каждого блока изображен герой или предмет, а четыре угловых картинки логически дополняют собой рисунок. Например, зайцы бегут к морковке, но убегают прочь от охотника с ружьем.
Задача ребенка – правильно собрать весь блок, присоединив к центральной карточке-заданию 4 дополняющие ее карточки. Начинать занятия лучше с одной круглой карточки, перемешав на столе части нескольких блоков. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно, с учетом подготовленности и успехов малыша. Для группы малышей игра может быть соревновательной – кто быстрее справится с заданием.
Также с карточками набора можно играть в обычное детское лото. В этом случае участниками поровну раздаются карточки-серединки, а ведущий открывает по одной присоединяемые к ним карточки. Победит тот, кто первым полностью правильно соберет свои блоки.
"Разведчик"
Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.
Оборудование: лист бумаги, карандаш
Ход игры: Ребенку дается инструкция: "Ты - разведчик. Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни), запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)". Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с помощью взрослого рисует маршрут своего пути. Игра может проводиться на прогулке.
«Магазин»
Цель: Упражнять детей в использовании различных пространственных терминов для обозначения местоположения предмета в пространстве.
Ход игры: В этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина».
Что изменилось?
Цель:
Ход игры: Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза. (Рис.3)
Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.
Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.
«Незаконченные изображения»
Цель:
Детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки — левое ухо и т. д.). Предлагают дорисовать и назвать, используя пространственную терминологию.
Найди по описанию.
Цель. Закреплять умение ориентироваться в направлениях пространства на плоскости листа; знание названий направлений пространства, геометрических форм; развивать внимание.
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур, расположенных в середине листа, левом и правом верхних и нижних углах.
Ход игры:
На доске выставляются 3-5 карточек с изображением геометрических фигур. Детям предлагается внимательно слушая педагога, найти на доске подходящую к описанию карточку. («Найдите картинку, на которой круг в левом верхнем углу, квадрат в правом верхнем, овал в правом нижнем, а ромб в левом нижнем»). Игра продолжается до тех пор, пока на доске не останется одна карточка.
- 4. Игры на формирование умений ориентироваться в движении
“Новая походка”.
Цель: Упражнять детей в действенном различении и обозначении словами основных пространственных направлений вперед-назад, направо и налево.
Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою “походку”, но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.
Сыщики.
Цель. Закреплять умение осуществлять движения в заданном направлении пространства, развивать внимание и запоминание; закреплять навык количественного счета.
Оборудование. Цветные квадраты размером 20 см×20 см, картинки с изображением различных предметов, круг красного цвета диаметром 20 см.
Ход игры. Педагог кладет на пол в середину красный круг и по четырем направлениям пространства (лево, право, вперед, назад) раскладывает от круга цветные квадраты на расстоянии 40 см друг от друга.
Детям предлагается искать картинки по инструкции педагога («Нужно пройти три шага влево», «Сделай два шага назад» и т. д.). Красный круг обозначает начальную точку отсчета. Если ребенок двигается верно, то под цветным квадратом он находит предметную картинку.
Настольный вариант игры «Сыщики»: дети с помощью фишек передвигаются по полю с клетками. В определенных клетках расположены изображения предметов. Если ребенок по инструкции педагога передвигал фишку верно, то он «находит» предмет.
- «Так точно!»
Цель: Закреплять умение выполнять движения руками по отношению к туловищу согласно инструкции водящего.
Ход игры: Ведущий каждому игроку по очереди дает словесное задание (например:правую руку вверх).Если задание выполнено правильно, то ведущий кладет карточку с изображением движения в ряд.Выигрывает игрок, набравший больше карточек.
- 5. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).
«Лабиринт Гарри Поттера».
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно
«Геометрический диктант».
Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:
вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;
вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям
«Я еду на машине».
Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.
Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.
Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.
«Калейдоскоп».
Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.
- Лабиринты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...
Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС
Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для работы с дидактическим пособием «Макет дороги».
Картотека дидактических игр разработана для дидактического пособия по изучению правил дорожного движения (ПДД) «Макет дороги», она предназначена для детей старшего дошкольного возраста....