Развитие речевых навыков при формировании математических представлений у дошкольников
консультация по математике

Логопед51

При овладении элементарными математическими представлениями дошкольники пользуются не только существительными, глаголами и прилагательными, но и редко используемыми в бычной жизни числительными, наречиями и предлогами.  На что следует обратить внимание педагога при обучении детей математике в зависимости от возраста и программных задач, чтобы избежать частых ошибок  и способствовать развитию грамотной речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                           

Развитие речевых навыков при формировании математических представлений у дошкольников

           Хорошо развитая речь ребёнка  залог его успешности  как при обучении, так при коммуникации. Специфическая особенность математики заключается в том, что при её изучении наряду  с существительными, прилагательными и глаголами часто употребляются имена числительные, наречия и предлоги,  которые реже используются в обыденной речи дошкольников и чаще вызывают затруднения.                  

         Обследование речевого развития старших дошкольников нередко выявляют:

- ошибки в согласовании числительных с существительными; числительных и прилагательных с существительными, используемые в одном контексте;

- затруднение в  дифференциации понятий «высокий – низкий» и «большой – маленький», «толстый – тонкий» и «широкий – узкий», «окружность», «круг» и «шар», «линия кривая» и «линия ломаная», «внешний – внутренний», «чем похожи – чем отличаются»;

- затруднение в понимании понятий  «плоский», «объёмный», «угол», «сторона», «вершина», «граница»,  «пара», «четырёхугольник», «многоугольник», «полукруг».

- затруднение  в образовании сравнительных прилагательных: выше, ниже, толще, тоньше, шире, уже, короче;

- затруднения в употреблении или дифференциации предлогов: за, перед, над, под,  между, а также – наречий: вверху, внизу, слева, справа, внутри, снаружи;

- затруднение во временных представлениях: в последовательности частей, суток, дней недели, месяцев; понимание того, что ночь, утро, день и вечер составляют сутки; что в каждом времени года по три месяца; 

- затруднения при составлении сложно – подчинённых конструкций с союзами  «тем, что», «для того, чтобы»  (Чаще всего они заменяются на конструкцию с союзом «потому что».  При вопросе педагога: «Чем отличаются…?»  ребёнок отвечает «Потому что…»).

     Из выше сказанного понятно, что развитие грамотных речевых навыков при формировании математических представлений крайне необходимо.

           Объём необходимых элементарных математических представлений  у  детей от 2 до 3 лет невелик. Малыши должны научиться определять и называть цвета, величину и форму предметов  в соответствии с возрастом и называть их свойства, а также различать количество предметов: один – много.   Очень важно уже в этом возрасте обратить внимание на согласование числительного «один» и наречия «много»  с именами существительными: один жук (мяч, дом, цветок), одна кукла (конфета, лопатка), одно солнышко (ведёрко); много мячей, домов, цветов, кукол, конфет и т.д.    При обучении различению величины предметов  «большой маленький» обратить внимание на согласование прилагательных с существительными: большой дом, маленькая конфета, большое ведро.    Желательно с этого возраста как можно реже употреблять уменьшительно-ласкательные формы имён существительных, как часто любят делать взрослые, общаясь с малышами.

      Эти же рекомендации актуальны и при формировании  элементарных математических представлений у детей от 3 до 4 лет. Кроме этого следует:

- Развивать умение видеть общий признак группы предметов: все красные, все большие, эти  маленькие

- Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные, различать понятия много, один (одна, одно), по одному (по одной), ни одного (ни одной); находить один или несколько одинаковых предметов; учить понимать вопрос «Сколько?».

- Формировать умение сравнивать две равные или неравные группы предметов с помощью приёмов наложения понимание вопросов «Поровну ли? Чего больше? Чего меньше? Учить детей образовывать   простые  сравнительные конструкции с союзом «А»: «Цветов больше, а грибов меньше».

- Формировать умение сравнивать одинаковые и контрастные размеры  по длине (длинный – короткий), ширине (широкий – узкий), высоте (высокий – низкий), величине (большой – маленький).  

Важно! Дети часто путают понятия «большой – маленький» и «высокий – низкий». Для дифференциации этих понятий должны предлагаться предметы,  не вызывающие затруднений в восприятии. Например, два мяча – большой и маленький – и два дома с одинаковыми  основанием и крышей, отличающиеся только высотой стен (или количеством этажей).

Следует учить пониманию и вводить в речь синонимы «одинаковые – равные».

- Необходимо развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади), справа – слева, различать правую и левую руки.

Важно! Многие дети до старшего возраста путаются в определении левой и правой руки и соответственно – левой и правой сторон относительно себя или предметов.

Это не только затрудняет ориентировку ребёнка в пространстве  и на листе бумаги, но и приводит в возникновению оптической дисграфии при обучении в школе.

- Следует учить детей ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер и вводить в речь их названия.

   При  формировании математических представлений у детей от 4 до 5 лет необходимо:

- Закреплять названия цветов, размеров, форм; развивать умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство, используя в речи сравнительные конструкции с союзами «А» и «Чем»: «Здесь много кругов, один – красного цвета, а другие – синего; красных кругов меньше, чем синих, а синих меньше, чем красных» Или «Красных и синих кругов поровну.» 

- При обучении счёту до 5 учить  соотносить каждое число с предметом, а последнее число – со  всеми предметами: один мяч, два мяча…пять мячей; всего пять мячей, обращая внимание на согласование числительных с именами существительными.

    Важно! Числительное «два», как и числительное «один» должно согласовываться с именами существительными: два мяча, два ведра, но две лопаты. При согласовании числительного «пять» и всех последующих (соотносящихся с понятием «много») имена существительные используются в форме Множественного числа Родительного падежа, где чаще всего дети допускают ошибки, особенно в непродуктивных формах (то есть редко встречающихся), поэтому было бы правильно давать детям для счёта изображения таких предметов,  изменение названий которых для детей затруднено: ведро (много вёдер), окно (окон), лист (листьев), дерево (деревьев), яблоко (яблок), гнездо (гнёзд), апельсин (апельсинов) и т. д.

-  Следует продолжать совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, длине и высоте, а также дать понятие «толщина».  

Важно!  Дети часто не дифференцируют понятия «толстый – широкий» и «тонкий – узкий». Для правильного восприятия подобных предметов дети должны понять, что широкими и, напротив – узкими бывают только плоские предметы, а толстыми и тонкими – объёмные!  Освоив эти понятия, дети также будут легко различать круг  (плоский) и шар (объёмный) и другие геометрические формы.

- Следует продолжать учить детей использовать сравнительные прилагательные: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше,  уже – шире, толще – тоньше и использовать их в речи (данные формы чаще всего затруднительны для детей).

- Развивать умение сравнивать предметы по двум признакам: «Красная лента длиннее и шире зелёной ленты или зелёная лента короче и уже красной».

- Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами

разной величины, длины, ширины, высоты: «Красная башня самая высокая, желтая – пониже, синяя – самая низкая».

- Развивать представления детей о геометрических формах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб. Развивать умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: тарелка похожа на  круг, платок похож на квадрат, мяч похож на  шар, кубик – на куб, окно или дверь похожи на прямоугольник.

Важно! Необходимо сформировать у детей понимание, что слово «похожий» является синонимом к словам «одинаковый», «общий», а слово «отличный» (и производное от него «отличается»)  является синонимом к слову «разный». Очень часто на вопрос, что общего между предметами, дети вместо того, искать одинаковые признаки начинают искать отличительные. Кстати, отличительный признак найти детям легче, чем одинаковый.

- Необходимо развивать умение определять в пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади), справа – слева, далеко – близко; обозначать словами положение предметов по отношению к себе: «Передо мною – стол, надо мною – потолок, справа от меня – дверь, слева – окно, сзади – шкаф».    

- Следует далее расширить представления детей о частях суток (о их характерных особенностях): день – ночь, утро – вечер. Часто дети к слову «ночь» подбирают антоним «утро».  Дети должны понимать значения слов: вчера, сегодня, завтра и применять их в речевой практике.

При формировании элементарных математических представлений у детей

                                                  от 5 до 6 лет:

-  Следует закреплять умение считать до 10 (учить согласовывать числительные с существительными в роде: один мяч, два мяча, 5 мячей, одна кукла, две куклы, 5 кукол, одно ведро, два ведра, 5 вёдер (окон, листьев, деревьев, блюдец, гнёзд, воробьёв, снегирей, лебедей)

-  Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа, используя сравнительные конструкции с союзом «чем»: «Два меньше, чем три», « Три больше, чем два».

Или: «Два меньше трёх»,  «Три больше двух» – более    сложные конструкции.

- Познакомить с порядковым счётом (первый, второй, третий…) и учить пользоваться им в речи.

-  Учить понимать и различать вопросы «сколько, который (по счёту)».

-  Закреплять умение сравнивать  предметы по разным параметрам (длина, ширина, высота, толщина, величина), используя сравнительные прилагательные: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше,  уже – шире, толще – тоньше.

- Следует учить детей измерять жидкие и сыпучие вещества, используя в речи прилагательные  «тяжелый – легкий» и сравнительные прилагательные «тяжелее – легче».

-  Необходимо учить ориентироваться в понятиях «внутри – снаружи» и «граница фигуры» (то есть, ни внутри, ни снаружи) и использовать их в речи.

- Познакомить с овалом, сравнивая его с кругом и прямоугольником, дать представление о четырёхугольнике, подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются его разновидностью. Соотносить предметы с геометрическими формами, используя прилагательные: круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный.

Важно! При нахождении общих или отличительных признаков предметов учить детей правильно составлять сложно – подчинённые конструкции. Например: при вопросе,  чем отличается прямоугольник от треугольника, ребёнок должен ответить: «Четырёхугольник от треугольника отличается тем, что у него три угла, а у четырёхугольника – четыре» или при вопросе, чем похожи овал и круг, ребёнок отвечает: «Овал и круг похожи тем, что у них нет углов».

-  Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, используя наречия: вверху – внизу, слева – справа, впереди – сзади, рядом,  после; предлоги: перед, между, около, над.

-  Дать представление о том, что ночь, утро, день, вечер составляют сутки.

- Учить устанавливать последовательность событий: раньше (сначала), позже (потом), учить определять и называть дни недели: какой день  сегодня, завтра, вчера.

При формировании элементарных математических представлений у детей

                     от 6 до 7 лет, кроме вышесказанного, необходимо:

- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10, Познакомить со счётом и числами до 20. Следует дать детям понятия «однозначное число»  (т.е. состоящее из одного знака) и «двузначное число» (состоящее из двух знаков) и вводить в речь названия чисел.

- Учить составлять задачи пользуясь знаками сложения, вычитания и равенства: плюс (синонимы: прибавить, сложить), минус (синонимы: отнять, вычесть), равно.  

- Дать понятие «знак сравнения», учить составлять сравнительные конструкции с терминами «больше», «меньше», с противительным союзом «А».

- Закрепить умение делить целое на равные части, используя слова: половина (одна часть из двух или одна вторая), две части из четырёх (две четвёртых).

-Закреплять умение измерять жидкие и сыпучие вещества, используя прилагательные «тяжелее – легче».

-  Закрепить представления об известных геометрических фигурах и их элементах: угол, сторона, вершина. Дать представление о многоугольнике.

- Учить располагать предметы и изображения в заданном направлении: вверху – внизу, слева – справа, в верхнем левом углу –  нижнем правом углу, между, перед – за, под – над.

- Дать понятие о времени, его текучести, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времён года. Различать понятия час – минута. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время».

            В процессе развития математических представлений целесообразно использовать словесные игры и упражнения: «Парные картинки», «Один-много», «Математическое лото», «Скажи, где находится?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Чем отличается?», «Узнай по описанию», «Закончи предложение», «Цепочка слов», «Чего не стало?», «Посчитай», «Четвёртый лишний». Их можно использовать во всех формах работы: на занятиях, в режимных моментах, во время прогулки и  в самостоятельной деятельности. Словесные игры с математическим содержанием помогают детям:

- совершенствовать умение сравнивать объекты по указанному признаку, выделять существенные признаки для их сравнения;

- классифицировать предметы по заданному и самостоятельно найденному признаку;

- формулировать, противоположное значение;

- логически правильно обосновывать свой ответ;

- использовать термины и символы математических понятий в математической речи.

       Игра «Закончи предложение» используется для развития речи детей, включения в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий», «тяжёлый», «лёгкий», а также их сравнительных форм.  Воспитатель произносит начало предложения, затем дети продолжают его (желательно по иллюстрациям), например: «Если сосна выше, чем березы, то береза … (ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы (тоньше ствола дуба)» и так далее.

       Игра «Цепочка слов» используется для увеличения словарного запаса слов и развития памяти старших дошкольников. Детям предлагается запомнить тройки слов, которые воспитатель называет один раз: круг, треугольник, квадрат; больше, меньше, столько же; слева, справа, прямо; пятый, шестой, седьмой; вверху, внизу, между; наблюдай, считай, сравнивай. Педагог произносит только первое слово тройки, а второе и третье вспоминают и произносят дети.

        Игра «Составь загадку». Воспитатель показывает детям хорошо знакомую геометрическую фигуру (или цифру). Коллективно выделяют его характерные признаки для составления загадки. Предмет прячут. Кто-то из ребят загадывает ведущему загадку. Ведущий по описанию узнает, какой предмет спрятан. Впоследствии загадку-описание дети составляют без помощи педагога.

Игра «Четвёртый лишний» способствует развитию словесно-логического мышления, умения классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные, логические связи, а также – правильно составлять сложноподчинённые конструкции с союзом «потому что».               Стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием, занимательные вопросы, задачки на внимание, математические задачки в стихотворной форме, логические концовки  и т. п. тренируют внимание, память, развивают чувство рифмы, способствуют развитию речи детей.

Окружность                                                             Квадрат

У круга есть одна подруга,                                     Четыре палочки сложил
Знакома всем ее наружность!                                 И фигуру получил.
Она идет по краю круга                                          Он давно знаком со мной,
И называется -…  (
окружность)                           Каждый угол в нем – прямой.                                                                                              Все четыре стороны

Цифра один                                                             Одинаковой длины.

Мы делили апельсин,                                               Вам его представить рад,
Много нас, а он... (
один)                                          А зовут его... (Квадрат)

                                                        Задачки

Стала курица считать                                              На плетень взлетел петух,
Маленьких цыпляток:                                             Повстречал еще там двух.
Желтых пять и черных пять,                                  Сколько стало петухов?
А всего... (десяток). С.Я. Маршак.                         У кого ответ готов?

Семь гусей пустились в путь.                                 Ну-ка, сколько всех ребят
Два решили отдохнуть.                                           На горе катаются?
Сколько их под облаками?                                     Трое в саночках сидят,
Сосчитайте, дети, сами.                                           Один дожидается.

                                                          Загадки

  • Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом – под столом, а ночью – под кроватью. (Ботинки)
  • У него 4 лапки, в лапках – цап-царапки, пара чутких ушей, он гроза для мышей. (Кот)
  • На четырех ногах стою, а ходить не могу. (Стол)
  • Возле елок из иголок летним днем построен дом. За травой не виден он, а жильцов в нем – миллион? (Муравейник)
  • Этот конь не ест овса, вместо ног – 2 колеса. Сядь верхом да мчись на нем, только лучше правь рулем! (Велосипед)
  • Работать примется одна – другая ей тот час поможет, и даже вымыться одна без помощи другой не может. (Руки)
  • Рядышком двое стоят, направо, налево глядят. Только друг друга совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно. (Глаза)
  • Спинка, доска и 4 ноги – что я задумал скорей назови! (Стул)

Пословицы, поговорки и меткие выражения

Один раз солгал – навек  лгуном стал.                                                             Один в поле не воин.

Один старый друг лучше новых двух.                                          Один за всех и все за одного.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.           Один ум хорошо, а два лучше.
Одна пчела много меда не натаскает.                        Одной рукой и узла не завяжешь.

У малых ребят, как у зайчат, по два зубчика торчат.                                      Два сапога пара.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.         Ум хорошо, два лучше.

Обещанного три года ждут.               Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года.

От горшка три вершка.                                   Чтобы научиться лени – только  три дня.

Заблудились в трех соснах.                                                                                      Плакать в три ручья.

Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.        Без четырех углов изба не рубится.

Ноль внимания (равнодушие).                                   Как свои пять пальцев (хорошо знать).
Семь бед – один ответ.                                                                Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.                                                     Лук от семи недуг.

Один с сошкой, семеро с ложкой.                                               Семь пятниц на неделе.

Осень – перемен восемь.                                      На седьмом небе (высшая степень радости).
Восьмое чудо света (необыкновенное).                                 Дело десятое (не важное).

Весна да осень – на дню погод восемь.                    Не трусливого десятка (храбрый).


             Подобные задания не только знакомят детей  с математическими понятиями, но и знакомят с народной мудростью и творчеством; делают обучение разнообразным,  эмоционально насыщенным и интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития

Формирование математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития...

Представление опыта работы по теме самообразования «Система деятельности экспериментирования в формировании математических представлений у дошкольников».

Актуальность выбранной мною темы продиктована характеристикой самого системно-деятельностного подхода – это такой подход к организации воспитательно-образовательного процесса, который обесп...

Развитие интеллектуальных способностей посредствам применения блоков Дьенеша для формирования математических представлений у дошкольников.

На каждом возрастном этапе - свой уровень «вхождения» в математику. И прелесть блоков венгерского математика именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из...

Влияние математических сказок на формирование математических представлений у дошкольников.

Математические сказки играют огромную роль в формировании познавательной активности....

Отчёт по самообразованию Тема: «Развивающие игры нового поколения для формирования логики, интеллектуального развития, пространственного мышления и элементарных математических представлений у дошкольников»

Отчёт по самообразованиюТема:«Развивающие игры нового поколения для формирования логики, интеллектуального  развития, пространственного мышления и элементарных математических представлений ...