Статья "Игры с палочками Кюизинера"
статья по математике (подготовительная группа)
Дидактические игры с палочкамм Кюизинера - опыт работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_matematike_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 33.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 43 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
в образовательной области познавательное развитие (ФЭМП)
на тему «Путешествие в сказочную страну»
в подготовительной к школе группе № 5
Составитель: Коршева Елена Ивановна.
2020 год.
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с помощью палочек Кюизенера и Блоков Дьенеша.
Задачи.
Обучаюшие:
- закреплять умение устанавливать соотношение между цветной палочкой Кюизенера, числом и цифрой
- закреплять умение детей составлять число 8 из двух меньших чисел с использованием палочек Кюизенера;
- закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 7;
- закреплять пространственные представления, умение обозначать словами «между», «справа», «слева», «над», месторасположение палочек на листе бумаги;
- совершенствовать умение группировать предметы по нескольким свойствам: форма, цвет, размер, толщина (блоки Дьенеша).
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, память, зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, сообразительность через занимательные игры;
- развивать способность декодировать информацию со знаком отрицания;
- развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
- развивать коммуникативные навыки: выполнять задания в подгруппе сверстников, активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, трудолюбие и аккуратность при выполнении заданий.
- воспитывать навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявлять доброжелательное отношение друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.
- поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость.
Технологии.
- Здоровье – сберегающие технологии: гимнастика для глаз, физминутка;
- технология проектирования: составление фигуры из палочек Кюзинера, составление дома из блоков Дьенеша по знакам – символам;
- информационно-коммуникационные: рассматривание таблицы трехэтажного дома;
- личностно - ориентированные, игровые.
Методические приемы: проблемная ситуация, сюрпризный момент, художественное слово, игровые, наглядные приемы, физминутка, индивидуальная работа, вопросы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Оснащение педагогического процесса:
Демонстрационный: магнитная доска, сюжетные иллюстрации и плоскостные цветные изображения персонажей по сказке, корзинка с письмом, плоскостные цветные палочки Кюзинера, плакат из 9 квадратов с изображением персонажей сказки, морфотаблица трехэтажного дома, 2 цветных обруча, карточки с примерами
Раздаточный: наборы палочек Кюзинера и блоков Дьенеша, листы в клетку со знаками: +, =, кодированные карточки на каждого ребенка со знаками – символами, плоскостные цветные палочки Кюзинера на каждого ребенка.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
Организационный момент.
Дети входят в группу и здороваются.
«Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Ты мой друг и я твой друг.
Дружат все друзья вокруг».
Воспитатель:
- Улыбнитесь и подарите хорошее настроение друг другу и нашим гостям.
- С таким хорошим настроением я приглашаю в путешествие по сказке, а в какую сказку мы с вами попадем – вы узнаете, когда отгадаете загадку.
С этим хорошим настроением мы отправимся в путешествие.
- Хотите узнать куда?
Загадка.
Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик - лук,
Он надёжный, верный друг.
(Чипполино).
Звук колокольчика (открывается «дверь в сказку» - иллюстрация по сказке «Приключения Чипполино).
Воспитатель:
- Это большая и удивительная страна «Овощей и фруктов». Ребята, я вижу корзинку, а в ней послание от Чипполино: «Ребята, с нами приключилась беда. Меня и моих друзей посадили в подземелье замка. Нам могут помочь умные, находчивые и сообразительные дети, умеющие хорошо считать, решать примеры, сравнивать, рассуждать. А чтобы показать свои знания, вам нужно выполнить задания».
- Вы готовы помочь Чипполино и его друзьям?
Дети: да.
1-е задание – помочь Синьору Помидору погрузить овощи в вагончики.
Воспитатель:
- Это синьор Помидор (картинка синьора Помидора). Ему приказали привезти собранные на огороде овощи в замок. В каждый вагончик надо погрузить по 8 овощей, но синьор Помидор не силен в математике, не умеет считать до 8. Давайте ему поможем.
- Возьмите палочку, которая обозначает число 8.
- Какого цвета эта палочка? (бордовая).
- Это «вагончик», мы будем загружать его «овощами», в каждый ряд поместить по 2 палочки, равные по длине бордовой.
(Дети составляют число 8 из 2-х разных палочек).
- Давайте назовем, из каких меньших чисел состоит число 8: это 7 и 1, 6 и 2, 5 и 3.
(Дети называют числа и показывают на соответствующие палочки).
2-е задание: Помогите Вишенке расшифровать любимое слово графинь Вишенок (картинка графинь Вишенок).
(Воспитатель на доске поочередно выкладывает карточки с примерами, дети на листе бумаги в клеточку выкладывают из цветных палочек, соответствующих цифрам. Ребенок у доски выкладывает карточку с цифрой - ответом).
2 + 2 = 4 (Н)
5 + 1 = 6 (Е)
7 - 1 = 6 (Л)
3 + 1 = 4 (Ь)
7 - 3 = 4 (З)
1 + 5 = 6 (Я).
Воспитатель переворачивает цифры, дети читают слово: НЕЛЬЗЯ.
1-я аудиозапись – полет пчелы.
Воспитатель:
- Пока мы решали примеры, в замок залетела пчела на сладкий аромат. Жители замка перепугались и разбежались по своим комнатам.
(воспитатель выставляет плакат из 9 квадратов, в каждом квадрате персонаж сказки).
Гимнастика для глаз.
- Представьте: пчела села на банку варенья, полетела вверх, вправо, вниз, влево. К кому в комнату залетела пчела? (К принцу Лимону). Повторить 2 – 3 раза.
(Открывается иллюстрация – дверь подземелья).
Воспитатель:
- Посмотрите ребята, вот мы у подземелья, в котором находятся Чипполино и его друзья. Но ключа нет, принц Лимон приказал его сломать.
3-е задание: выложить ключ из цветных палочек Кюзинера.
Воспитатель:
- У Вишенки есть подсказка, как самим можно сделать этот ключ.
- Взять синюю палочку, положить ее вертикально, розовую - справа вниз к синей палочке горизонтально, на розовую - белую палочку, сверху еще одну розовую. На синюю палочку сверху положить розовую - горизонтально, справа и слева от розовой палочки, вертикально положить голубые палочки. Между ними вверху розовую палочку горизонтально.
- Давайте проверим, похож ли ключ (показать образец ключа).
- Молодцы, правильно собрали ключик.
Воспитатель:
- Принц Лимон очень жестокий, приказал разрушить ступеньки в подземелье.
(На магнитной доске картинка принца Лимона и хаотично разложенные плоскостные палочки Кюзинера).
4-е задание: сложить лесенку от самой короткой до самой высокой.
(Дети строят числовую лесенку на магнитной доске по очереди)
- Давайте отдохнем, посчитаем ступеньки по порядку.
Физминутка «Числовая песенка - лесенка»
(цветные палочки Кюизенера)
Мы по лесенке шагаем
И ступеньки все считаем. (дети шагают на месте)
Все ступеньки до одной
Знаем в песенке цветной. (дети хлопают в ладоши)
Первая - белый листок, (дети рисуют в воздухе двумя пальцами квадрат)
Вторая - розовый лепесток, (дети подносят ладошки к носу и делают вдох)
Третья - голубой океан, (дети делают движения руками, как прыжки дельфинов)
Четвёртая - словно красный тюльпан, (дети складывают ладошки вместе с локтями)
Пятая - жёлтый солнечный свет, (круговые движения руками)
Шестая - сиреневый яркий букет, (дети соединяют руки кольцом и чуть наклоняются вперёд)
Седьмая - чёрный пушистый кот, (дети показывают движение кошачьих лапок)
Восьмая - вкусный вишнёвый торт, (ладони вытянуты вперёд, держим торт и дуем на свечи)
Девятая - синий лимузин, (ладони соединяются шариком движение подбросили и поймали)
Десятая - оранжевый апельсин. (кончики пальцев обеих рук соединить и округлить).
Воспитатель:
- Мы все задания правильно выполнили, а дверь в подземелье не открывается. Ребята, подождите, оказывается, мы не все задания выполнили. У графа Вишенки был мечта, он хотел посадить цветы. Но графини на все его просьбы отвечали одним словом - НЕЛЬЗЯ.
5- е задание: помочь Вишенке посадить цветы на клумбе.
Игра с двумя обручами и блоками Дьенеша.
(На полу два обруча: синий и красный, обручи пересекаются, имеют общую часть).
Дети делятся на три команды. Воспитатель дает задание каждой команде.
1-я команда - внутри синего обруча выложить фигуры круглой формы, большие и толстые;
2-я команда - внутри красного обруча расположить фигуры красного цвета треугольной формы, тонкие, но не маленькие;
3 –я команда – внутри обоих обручей – фигуры круглой формы, маленькие тонкие, только не синего цвета.
(Дети выполняют задание и рассказывают о выполненной работе).
6-е задание: построить просторный домик для дядюшки Тыквы.
(Воспитатель выставляет морфотаблицу трехэтажного дома, раздает детям карточки со знаками – символами, по ним дети подбирают фигуры и составляют домик из блоков, рассказывают о выполненном задании).
- Какой красивый и просторный дом у кума Тыквы, теперь друзья будут приходить в гости.
2-я аудиозапись – звук открывающейся двери.
- Молодцы, ребята! Все задания выполнили правильно, и друзья на свободе.
- Нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы быстрее добраться, скажем, волшебные слова.
Закройте глаза и повторяйте за мной.
- Все мы дружные ребята,
Мы – ребята дошколята.
Из любого положенья
Выход мы всегда найдем,
Фантазировать умеем
И нигде не пропадем.
- Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Кому понравилось наше путешествие, улыбнитесь, а если нет – нахмурьтесь.
Рефлексия.
- Что больше всего вам понравилось?
- А какое было самое трудное задание?
- Какое задание было самым интересным?
- Какое задание было самым лёгким?
- Какое задание вам показалось самым сложным?
- А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
- Молодцы! Если ещё раз позовут нас на помощь, мы всегда поможем.
- Чипполино на память подарил вам подарки, закладки пригодятся для учебников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальное развитие детей через технологию палочек Кюизинера и логических блоков Дьенеша
В помощь педагогам, кто ещё не работал с палочками Кюизинера логическими блоками Дьенеша...
Развивающие игры с использованием палочек Кюизинера и блоков Дьенеша
С помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша можно развиват абсолютно все познавательные и психические процессы у дошкольников. Также они могут использоваться в работе с разными возрастными категориям...
презентация о палочках Кюизинера.
задачи, и некоторые задания по палочкам Кюизинера...
Логико-математическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: блоков Дьенеша палочек Кюизинера
Логико-математическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: блоков Дьенеша палочек Кюизинера...
ПАЛОЧКИ КЮИЗИНЕРА
Как использовать в игровой деятельности дошкольников палочки Кюизинера...
Отчет по самообразованию по палочкам Кюизинера
Формирование способности решать математические, интеллектуальные задачи через развивающие игры...
Игры с палочками Кюизинера
Картотека игр...