«Использование русского национального фольклора на математическом развлечении»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Программное содержание:
1. Учить детей применять полученные ранее знания:
-Понятие противоположных слов,
–Значение геометрических форм и фигур,
–Прямой, обратный и порядковый количественный счет, Понятие смежных чисел, знание дней недели,
-Ориентир в пространстве,
–Соизмерение величин,
-Составление и решение задач,
–Измерение углов.
2. Закреплять значение математических терминов:
–Многоугольник, круг, квадрат, конус, треугольник, прямоугольник, призма, пирамида, шар, круг.
–Угол прямой, острый, тупой.
–Плюс, минус, равно, неравенство, больше, меньше.
–Проекция геометрических тел.
3. Закрепить знания малых фольклорных форм:
Считалочки, песенки, русские народные игры, народно-прикладное искусство, пословицы, поговорки .
4. Познакомить детей с изделиями мастеров-пряничников Руси.
5. Воспитывать любовь детей к народному промыслу и русскому фольклору.
6. Применять полученные знания в повседневной жизни, праздниках и развлечениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_mat.folklor.docx | 29.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Подольск
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МДОУ детского сада №64 «Непоседа»
Конспект мероприятия
«Использование русского национального фольклора на математическом развлечении»
(подготовительная группа)
Подготовила и провела
Воспитатель: Чугунова О.Л.
(Март 2019 г.)
Программное содержание:
1. Учить детей применять полученные ранее знания:
-Понятие противоположных слов,
–Значение геометрических форм и фигур,
–Прямой, обратный и порядковый количественный счет, Понятие смежных чисел, знание дней недели,
-Ориентир в пространстве,
–Соизмерение величин,
-Составление и решение задач,
–Измерение углов.
2. Закреплять значение математических терминов:
–Многоугольник, круг, квадрат, конус, треугольник, прямоугольник, призма, пирамида, шар, круг.
–Угол прямой, острый, тупой.
–Плюс, минус, равно, неравенство, больше, меньше.
–Проекция геометрических тел.
3. Закрепить знания малых фольклорных форм:
Считалочки, песенки, русские народные игры, народно-прикладное искусство, пословицы, поговорки .
4. Познакомить детей с изделиями мастеров-пряничников Руси.
5. Воспитывать любовь детей к народному промыслу и русскому фольклору.
6. Применять полученные знания в повседневной жизни, праздниках и развлечениях.
Материал к занятию:
1. Демонстрационный: Геометрические формы, фигуры.
Математические знаки: плюс, минус, равно, неравно, больше, меньше.
Карточки смежных чисел, цифры от 1 до 10, изделия народно-прикладного искусства.
2. Раздаточный:
Цифры, математические знаки, карточки для составления задач, счетная линейка, измеритель углов, многоугольник.
В зал, украшенный изделиями нар-прикладного искусства, входит воспитатель.
В. Мое почтенье, господа!
Я, хозяйка ярмарки,
Будем ярмарку встречать,
Веселиться да играть!
Под музыку «Коробейники» входят дети.
Входят 2-е детей зазывалы.
1 зазывала:
Ой вы гости - дорогие!
Красны девицы, добры молодцы,
Слушайте и глядите, да не говорите,
Что слухом не слыхали
И видом не видали!
2 зазывала:
Приглашаем всех на поляну зеленую
На ярмарку веселую
И начнется на ярмарке веселое представление!
С играми – потешками,
С шутками-прибаутками,
С хитрыми задачами!
Зазывалы изображают из лент ворота, дети строятся парами, проводится игра: «Солнце и ветер». Дети идут к воротам, приговаривая:
Шла-шла тетеря, шла-шла рябая,
Шла-шла кругом, вела детей лугом:
Старшего, меньшого, среднего, большого.
Подойдя к воротам, вос-ль спрашивает детей:
Вы к солнцу иль к месяцу? (ответ)
Тогда выполни задание.
1. Противоположные слова:
-Высокий - низкий,
-Широкий - узкий,
-Толстый - тонкий,
-Тяжелый – легкий
-Много – мало
2. Повтори и дополни:-
-Круг, квадрат …(Треугольник)
-Куб, шар,…..(конус)
Конус, пирамида….(цилиндр)
-треугольник, прямоугольник….( многоугольник)
3. Назови предыдущее, последующие числа:
-Я живу в квартире №8, ты в квартире №6, а в какой квартире живет Миша?
-Я стою на ступеньке №5, Таня на 7-й, Алеша между ними, на какой ступеньке стоит Алеша?
-Какая цифра спряталась в окошке? 2 ? 4; ? 5.6; ? 8 ?: 8 ? 10.
4. Назови правильно день недели, время суток.
-Сегодня понедельник, какой день был вчера? будет завтра?
-Назови три дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами (Вчера, сегодня завтра)
-Я обедала днем, а когда ты завтракал?
-Ты пришел в д/сад утром, а когда ушел?
Когда все пройдут в ворота, считаем ( прямой и количественный счет ) где детей больше у солнца, или у месяца? Обозначить результат знаком Больше меньше…Группа детей, где большее количество «дразнит» группу, где детей меньше
-Солнце греет, к нему все идут, а месяц холодный, к нему идти не хотят!
-Солнце жарит и палит, к нему не хотят идти, месяц ясный ночью светит, к нему все идут!
Раздается стук. Входит Ерема под музыку «Ехал на ярмарку Ухарь –купец»
В: Ты кто?
Е: Я Ерема, здорово, друзья!
В: Здорово, Ерема, куда путь держишь? И долго ли идешь?
Е: Да вышел я во вторник еще 1 день бегом, да один день пешком. Сколько дней я шел?
Е: Молодцы, а вот еще загадка:
Летела стая гусей. 2 впереди, 1 сзади, поменялись и полетели 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?(3)
Молодцы. А куда я попал?
В: -На ярмарку.
Е: Так ярмарки на Руси всегда проходили осенью, после весенне- летних работ уборки урожая! Ведь недаром говорится «Делу время, потехе час!»
В: А мы решили весной на ярмарке погулять .На людей позевать, да полакомиться орехами да пирогами.
Е: А что ваши дети знают о весне?
В: Послушай! Сколько весенних месяцев?(3)
А как они называются? А какие приметы и поговорки вы о весне знаете?
-(Пришел марток, одевай 40 порток, в марте курица из лужицы напьется к обилию травы, иногда и март морозом хвалится, март сухой, да мокрый май- будет каша да каравай, птицы вьют гнезда на солнечной стороне- к холодному лету, кто спит весною, тот плачет зимою.)
В: А сейчас, Ерема, мы приглашаем тебя на ярмарке погулять. Это «мастеровой двор» . Полюбуйся сколько изделий народных промыслов. И все это изготовили русские мастера. Это дымковская игрушка, это филимоновские свистульки, жостовские подносы, хохломская деревянная посуда, городецкий короб и гжельская посуда. Вот какие умельцы живут на Руси. Славится Россия и этой игрушкой!.
«Эй, веселые сестрицы!
Вы матрешки - озорницы
Круглолицы и румяны
Разноцветны сарафаны
-Дети, а матрешки одинаковые? Правильно, разные.
-Давайте мы поставим матрешек в ряд по росту, по порядку, начиная с самой высокой,
-Поставь высокую рядом с самой низкой, поставь низкую впереди средней, а сейчас подберите матрешкам чашки по размеру.
Вос: «А сейчас мы пойдем в « аппетитный ряд»
«Самовар шумит, подходить велит,
Бублики, баранки, как на самобранке!
Карамель – конфета - слаще в мире нету» (Ерема пытается съесть пряник)
В: Подожди Ерема, дай детям полюбоваться на творение мастеров - кондитеров. Это леденцы «петушки да курочки». А это пряники. Каких только пряников не бывает на Руси! Пряники узорные- с хоромами и теремами, с гусями – лебедями. Пряники вырезные, фигурные.
Пекли пряники из подкрашенного розовым и малиновым сиропом теста, покрывались цветным вареным сахаром и сладкой позолотой.
Были они и с маленькую ладошку и такие, что на подводе не увезешь.
А выпекали их сахарных дел мастера – прянишники. Пряники называли печатными потому что, заготовив тесто, прянишники раскатывали его в лепешку и припечатывали резной доской. Доску мастера изготовляли сами. Брали доску и острым ножом вырезались на ней затейливый рисунок,- картинка с углублением, но дерево выбирали грушу, липу, или березу. Прижав тесто такой доской, рисунок отпечатывался на нем и получался узорный пряник, поэтому раньше торговцы на ярмарках выкрикивали:
-Пряники печатные, мятные, приятные. А весну встречали пряничными жаворонками. Румяные, сладкие жаворонки, словно солнцем подсвеченные. Крылья у них цветным сахарным сиропом залиты, а глаза из запеченных изюминок. Выбегали дети на улицу, размахивали птичками и пели:
«Уж вы жаворонки, жаворонки,
Прилетите вы к нам,
Принесите вы нам лето теплое,
Весну красную!»
До наших дней не забылось старинное умение выпекать фигурные и печатные пряники. Их пекли в Москве, Вологде, Твери, Вязьме, Городце и Туле. Тула славится и самоварами. А можно чай попить и с карамелькой. Проводятся задания с леденцами, для выполнения задания Ерема выбирает ребенка считалкой:
Сидит Егор на скамейке долбит, долбит 3 копейки,
Хочет сделать 3 рубля, чтоб купить себе коня.
Следующий ребенок считает другую считалку:
-Цын-цы брынцы, балалайка,
Цын-цы брынцы заиграй ка,
Цын-цы брынцы не хочу,
Цын-цы брынцы спать хочу.
-На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей.
Примеры заданий с леденцами:
-Выбери леденцы, похожие на геометрическую форму – треугольник, многоугольник, круг. Сколько их?-
-Выбери леденцы, похожие на геометрическое тело конус.
Как изображается «фото графия - паспорт» этой фигуры? (треугольник, круг)
(также куб, пирамида, призма)
-Возьми 4 леденца треугольной формы и 5 цилиндрической. Каких больше? Каким знаком можно обозначить? Е: А я возьму вот этот леденец, какой он формы\ Ответы детей: многоугольник. А почему он так называется?
-У него много углов и они все разные.
Е: А какие углы вы знаете?- (острый, тупой, прямой)
В: А давайте мы измерим углы у своих многоугольников, сосчитаем, сколько углов прямых, острых, тупых. Работа проходит за столами, вос. индивидуально задает вопросы, Ерема просит помочь детей измерить свой леденец.
В: Давайте теперь отдохнем и поиграем в игру «Горелки». Ведущего выбирают считалкой:-
-Раз, два, три, четыре
Меня грамоте учили,
И читать и писать
И на лошади скакать.
-Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети
И кричали: Кук! Мак!
Убирай один кулак.
Ерема: Ох, устал я, проголодался, как будто 3 года не ел.
В: А чтобы полакомиться надо в чудо – село сходить за угощением.
Е: Ох, а кто же туда пойдет, кто путь укажет? (выбирают считалкой)
Задание: (2 шага вперед, шаг влево, шаг назад, три вперед, влево наклонись и повернись назад. И так 3-4 раза. В конце ребенок находит угощение.)
Е: Ну и молодцы у вас ребята! И народных умельцев знают и геометрические формы. А задачки решать умеют?
В: А ты проверь.
Е: На поляне, у реки
Жили майские жуки
Дочка, сын, отец и мать,
Кто успел их сосчитать?
-На базар петух ходил,
Семь жилеток он купил,
Двух сынов одел, двух дочек
Любовался ими очень
Сам одел, одел наседку,
Не забыл и про соседку,
Сколько жилеток оказалось у соседки?
-Подогрела чайка чайник
Пригласила 8 чаек
Приходите все на чай,
Сколько чаек, отвечай!
В: Ерема, а дети еще умеют сами составлять задачи по картинкам и решать их. Цифрами и арифметическими знаками дети выкладывают условие, решение, ответ за столами. В. предлагает проверить решение с помощью счетной линейки , или схемы. Ерема удивляется, а вос –ль- предлагает ему отгадать хотя бы загадки.
-Крашено коромысло через реку повисло.
(дети отгадывают - радуга.)
Дети: Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышка, колоколнышка.
Е: А почему крашено коромысло?
Дети: Потому что у радуги 7 разных цветов, и каждый цвет обозначает название дней недели.
Е: Как это?
Р-к: Ведь радуга имеет 7 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.( выкладывает на фланелеграф, получая радугу)
Е: Ух, красиво! Да разве так много запомнишь?
Р-к: Запомни: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Начальная буква – это цвет радуги.
Е: А как же радуга и дни недели? Каждый цвет идет друг за другом, как дни недели-первый, второй, третий…Ведь в неделе тоже семь дней, как в радуге.
- Понедельник-красный
- вторник - оранжевый
- среда - желтый
- четверг-зеленый
- пятница - голубой
- суббота - синий
- воскресенье - фиолетовый.
Е: да, подивили вы меня , ребята, ах, да ярмарка у вас,
Диву я дивился, разному учился.
Подходи-ка, детвора, разбирай товар сполна,
Раздаем с потехой, с шуткой и смехом.
(раздают угощения, летают шары, дети танцуют, катаются на карусели.)
В: Вот и пришел конец нашей ярмарке чудес.
Добрый конец
– всему делу венец,
До свиданья друзья, в добрый час,
Мы закрываем ярмарку сейчас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игрового развлечения по развитию речи и лепке с использованием русского народного фольклора в первой младшей группе на тему: <<Колобок>>
Конспект игрового развлечения по развитию речи и лепке...
Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Снеговики в гостях у ребят>>
Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Cнеговики в гостях у ребят>>...
Цикл НОД по развитию речи с использованием русского народного фольклора
Конспекты НОД (непосредственно образовательной деятельности) по развитию речи с использованием русского народного фольклора для детей старшего дошкольного возраста....
сценарий музыкального развлечения для старших дошкольников "Праздник русской берёзки" с использованием русско- народного фольклора
"Праздник русской берёзки" приурочен к празднованию дня Святой Троицы. Этот праздник имеет на Руси древние корни, гармонично воссоединяет в себе традиции христианства и язычества. Цель развлечения поз...
Использование русского народного фольклора в математическом развитии детей
Консультация для педагогов...
Русский национальный фольклор.
Русский национальный фольклор....
Статья "Русский национальный фольклор"
Русский национальный фольклор чрезвычайно разнообразен. Знакомство с народным творчеством обогащает духовный мир ребенка, развивает патриотизм, уважение к прошлому своего народа, способствует усвоению...