«Использование русского национального фольклора на математическом развлечении»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Чугунова Ольга Леонидовна

Программное содержание:                                    

1. Учить детей применять полученные ранее знания:

-Понятие противоположных слов,

–Значение геометрических форм и фигур,

–Прямой, обратный и порядковый количественный счет, Понятие смежных чисел, знание дней недели,

-Ориентир в пространстве,

–Соизмерение величин,

-Составление и решение задач,

–Измерение углов.

2. Закреплять значение математических терминов:

–Многоугольник, круг, квадрат, конус, треугольник, прямоугольник, призма, пирамида, шар, круг.

–Угол прямой, острый, тупой.

–Плюс, минус, равно, неравенство, больше, меньше.

–Проекция геометрических тел.

3. Закрепить знания малых фольклорных форм:

Считалочки, песенки, русские народные игры, народно-прикладное искусство, пословицы, поговорки .

4. Познакомить детей с изделиями мастеров-пряничников Руси.

5. Воспитывать любовь  детей к народному промыслу и русскому фольклору.

6. Применять полученные знания в повседневной жизни, праздниках и развлечениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_mat.folklor.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа Подольск

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МДОУ детского сада №64 «Непоседа»

Конспект мероприятия

«Использование русского национального фольклора на математическом развлечении»

(подготовительная группа)

Подготовила и провела

Воспитатель: Чугунова О.Л.

(Март 2019 г.)

Программное содержание:                                    

1. Учить детей применять полученные ранее знания:

-Понятие противоположных слов,

–Значение геометрических форм и фигур,

–Прямой, обратный и порядковый количественный счет, Понятие смежных чисел, знание дней недели,

-Ориентир в пространстве,

–Соизмерение величин,

-Составление и решение задач,

–Измерение углов.

2. Закреплять значение математических терминов:

–Многоугольник, круг, квадрат, конус, треугольник, прямоугольник, призма, пирамида, шар, круг.

–Угол прямой, острый, тупой.

–Плюс, минус, равно, неравенство, больше, меньше.

–Проекция геометрических тел.

3. Закрепить знания малых фольклорных форм:

Считалочки, песенки, русские народные игры, народно-прикладное искусство, пословицы, поговорки .

4. Познакомить детей с изделиями мастеров-пряничников Руси.

5. Воспитывать любовь  детей к народному промыслу и русскому фольклору.

6. Применять полученные знания в повседневной жизни, праздниках и развлечениях.

Материал к занятию:

1. Демонстрационный: Геометрические формы, фигуры.

Математические знаки: плюс, минус, равно, неравно, больше, меньше.

Карточки смежных чисел,  цифры от 1 до 10, изделия народно-прикладного искусства.

2. Раздаточный:

Цифры, математические знаки, карточки для составления задач, счетная линейка, измеритель углов, многоугольник.

В зал, украшенный изделиями нар-прикладного искусства, входит воспитатель.

В. Мое почтенье, господа!

Я, хозяйка ярмарки,

Будем ярмарку встречать,

Веселиться да играть!

Под музыку «Коробейники» входят дети.

Входят 2-е детей зазывалы.

1 зазывала:

Ой вы гости - дорогие!

Красны девицы, добры молодцы,

Слушайте и глядите, да не говорите,

Что слухом не слыхали

И видом не видали!

2 зазывала:

Приглашаем всех на поляну зеленую

На ярмарку веселую

И начнется на ярмарке веселое представление!

С играми – потешками,

С шутками-прибаутками,  

С хитрыми задачами!

Зазывалы изображают из лент ворота, дети строятся парами, проводится игра: «Солнце и ветер». Дети идут к воротам, приговаривая:

Шла-шла тетеря,  шла-шла рябая,

Шла-шла кругом, вела детей лугом:

Старшего, меньшого, среднего, большого.

Подойдя к воротам, вос-ль спрашивает детей:

Вы к солнцу иль к месяцу? (ответ)

Тогда выполни задание.

1. Противоположные слова:

-Высокий - низкий,

-Широкий - узкий,

-Толстый - тонкий,

-Тяжелый – легкий

-Много – мало

2. Повтори и дополни:-

-Круг, квадрат …(Треугольник)

-Куб, шар,…..(конус)

Конус, пирамида….(цилиндр)

-треугольник, прямоугольник….( многоугольник)

3. Назови предыдущее, последующие числа:

-Я живу в квартире №8, ты в квартире №6, а в какой квартире живет Миша?

-Я стою на ступеньке №5, Таня на 7-й, Алеша между ними, на какой ступеньке стоит Алеша?

-Какая цифра спряталась в окошке?  2 ? 4;  ? 5.6;   ?  8 ?: 8 ? 10.

4. Назови правильно день недели, время суток.

-Сегодня понедельник, какой день был вчера? будет завтра?

-Назови три дня подряд, не пользуясь названиями  дней недели, числами (Вчера, сегодня завтра)

-Я обедала днем, а когда ты завтракал?

-Ты пришел в д/сад утром, а когда ушел?

Когда все пройдут в ворота, считаем ( прямой и количественный счет ) где детей больше у солнца, или у месяца? Обозначить результат знаком Больше меньше…Группа детей, где большее количество «дразнит» группу, где детей меньше

-Солнце греет, к нему все идут, а месяц холодный, к нему идти не хотят!

-Солнце жарит и палит, к нему не хотят идти, месяц ясный ночью светит, к нему все идут!

Раздается стук. Входит Ерема под музыку «Ехал на ярмарку Ухарь –купец»

В: Ты кто?

Е: Я Ерема, здорово, друзья!

В: Здорово, Ерема, куда путь держишь? И долго ли идешь?

Е: Да вышел я во вторник еще 1 день бегом, да один день пешком. Сколько дней я шел?

Е: Молодцы, а вот еще загадка:

Летела стая гусей. 2 впереди, 1 сзади, поменялись и полетели 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?(3)

Молодцы. А куда я попал?

В: -На ярмарку.  

Е: Так ярмарки на Руси всегда проходили осенью, после весенне- летних работ уборки урожая! Ведь недаром говорится «Делу время, потехе час!»

В: А мы решили весной на ярмарке погулять .На людей позевать, да полакомиться орехами да пирогами.

Е: А что ваши дети знают о весне?

В: Послушай! Сколько весенних месяцев?(3)

А как они называются? А какие приметы и поговорки вы о весне знаете?

-(Пришел марток, одевай 40 порток, в марте курица из лужицы напьется к обилию травы, иногда и март морозом хвалится, март сухой, да мокрый май- будет каша да каравай, птицы вьют гнезда на солнечной стороне- к холодному лету, кто спит весною, тот плачет зимою.)

В: А сейчас, Ерема, мы приглашаем тебя на ярмарке погулять. Это                                     «мастеровой двор» . Полюбуйся  сколько изделий народных промыслов. И все это изготовили русские мастера. Это дымковская игрушка, это филимоновские  свистульки, жостовские подносы, хохломская деревянная посуда, городецкий короб и гжельская посуда. Вот какие умельцы живут на Руси. Славится Россия и этой игрушкой!.

«Эй, веселые сестрицы!

Вы матрешки - озорницы

Круглолицы и румяны

Разноцветны сарафаны

-Дети, а матрешки одинаковые? Правильно, разные.

-Давайте мы поставим матрешек в ряд по росту, по порядку, начиная с самой высокой,

-Поставь высокую рядом с самой низкой, поставь низкую впереди средней, а сейчас подберите матрешкам чашки по размеру.

Вос: «А сейчас мы пойдем в « аппетитный ряд»

«Самовар шумит, подходить велит,

Бублики, баранки, как на самобранке!

Карамель – конфета - слаще в мире нету» (Ерема пытается съесть пряник)

В: Подожди  Ерема,  дай детям полюбоваться на творение мастеров - кондитеров. Это леденцы «петушки да курочки». А это пряники. Каких только пряников не бывает на Руси!  Пряники узорные- с хоромами и теремами, с гусями – лебедями. Пряники вырезные, фигурные.

Пекли пряники из подкрашенного розовым и малиновым сиропом теста, покрывались цветным вареным сахаром и сладкой позолотой.

Были они и с маленькую ладошку и такие, что на подводе не увезешь.

А выпекали их сахарных дел мастера – прянишники. Пряники называли печатными потому что, заготовив тесто, прянишники раскатывали его в лепешку и припечатывали резной доской. Доску мастера изготовляли сами. Брали доску и острым ножом вырезались на ней затейливый рисунок,- картинка с углублением, но дерево выбирали грушу, липу, или березу. Прижав тесто такой доской, рисунок отпечатывался на нем и получался узорный пряник, поэтому раньше торговцы                                                                                                                                                                                                             на ярмарках выкрикивали:

-Пряники печатные, мятные, приятные. А весну встречали пряничными жаворонками. Румяные, сладкие жаворонки, словно солнцем подсвеченные. Крылья у них цветным сахарным сиропом залиты, а глаза из запеченных изюминок. Выбегали дети на улицу, размахивали птичками и пели:

«Уж вы жаворонки, жаворонки,

Прилетите вы к нам,

Принесите вы нам лето теплое,

Весну красную!»

До наших дней не забылось старинное умение выпекать фигурные и печатные пряники. Их пекли в Москве, Вологде, Твери, Вязьме, Городце и Туле. Тула славится и самоварами. А можно чай попить и с карамелькой. Проводятся задания с леденцами, для выполнения задания Ерема выбирает ребенка считалкой:

Сидит Егор на скамейке долбит, долбит 3 копейки,

Хочет сделать 3 рубля, чтоб купить себе коня.

Следующий ребенок считает другую считалку:

-Цын-цы брынцы, балалайка,

Цын-цы брынцы заиграй ка,

Цын-цы брынцы не хочу,

Цын-цы брынцы  спать хочу.

-На златом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых и честных людей.

Примеры заданий с леденцами:

-Выбери леденцы, похожие на геометрическую форму – треугольник, многоугольник, круг. Сколько их?-

-Выбери леденцы, похожие на геометрическое тело конус.

Как изображается «фото графия - паспорт» этой фигуры? (треугольник, круг)

(также куб, пирамида, призма)

-Возьми 4 леденца треугольной формы и 5 цилиндрической. Каких больше? Каким знаком можно обозначить? Е: А я возьму вот этот леденец, какой он формы\ Ответы детей: многоугольник.  А почему он так называется?

-У него много углов и они все разные.

Е: А какие углы вы знаете?- (острый, тупой, прямой)

В: А давайте мы измерим углы у своих многоугольников, сосчитаем, сколько углов прямых, острых, тупых. Работа проходит за столами, вос. индивидуально задает вопросы, Ерема просит помочь детей измерить свой леденец.

В: Давайте теперь отдохнем и поиграем в игру «Горелки». Ведущего выбирают считалкой:-

-Раз, два, три, четыре

Меня грамоте учили,

И читать и писать
И на лошади скакать.

-Шла кукушка мимо сети,

 А за нею малы дети

 И кричали: Кук! Мак!

Убирай один кулак.

Ерема: Ох, устал я, проголодался, как будто 3 года не ел.

В:  А чтобы полакомиться надо в чудо – село сходить за угощением.

Е: Ох, а кто же туда пойдет, кто путь укажет? (выбирают считалкой)

Задание:  (2 шага вперед,  шаг влево,   шаг назад, три вперед,  влево наклонись  и повернись назад. И так 3-4 раза.  В  конце  ребенок находит угощение.)

Е: Ну и молодцы у вас ребята! И народных умельцев знают и геометрические формы. А задачки решать умеют?

В: А ты проверь.

Е: На поляне, у реки

Жили майские жуки

Дочка, сын, отец и мать,

Кто успел их сосчитать?

-На базар петух ходил,

Семь жилеток он купил,

Двух сынов одел, двух дочек

Любовался ими очень

Сам одел, одел наседку,

Не забыл и про соседку,

Сколько жилеток оказалось у соседки?

-Подогрела чайка чайник

Пригласила 8 чаек

Приходите все на чай,

Сколько чаек, отвечай!

В: Ерема, а дети еще умеют сами составлять задачи по картинкам и решать их. Цифрами и арифметическими знаками дети выкладывают условие, решение, ответ за столами. В. предлагает проверить решение с помощью счетной линейки , или схемы. Ерема удивляется, а вос –ль- предлагает ему отгадать хотя бы загадки.

-Крашено коромысло через реку повисло.

(дети отгадывают - радуга.)

Дети: Радуга-дуга, не давай дождя,

Давай солнышка, колоколнышка.

Е: А почему крашено коромысло?

Дети: Потому что у радуги 7 разных цветов, и каждый цвет обозначает название дней недели.

Е: Как это?

Р-к: Ведь радуга имеет 7 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.( выкладывает на фланелеграф, получая радугу)

Е: Ух, красиво! Да разве так много запомнишь?

Р-к: Запомни: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Начальная буква – это цвет радуги.

Е: А как же радуга и дни недели? Каждый цвет идет друг за другом, как дни недели-первый, второй, третий…Ведь в неделе тоже семь дней, как в радуге.

  1. Понедельник-красный
  2. вторник - оранжевый
  3. среда - желтый
  4. четверг-зеленый
  5. пятница  - голубой
  6. суббота - синий
  7. воскресенье - фиолетовый.

Е: да, подивили вы меня , ребята,  ах,  да ярмарка у вас,

Диву я дивился, разному учился.

Подходи-ка, детвора, разбирай товар сполна,

Раздаем с потехой, с шуткой и смехом.

(раздают угощения,  летают шары, дети танцуют, катаются на карусели.)

В: Вот и пришел конец нашей ярмарке чудес.

Добрый конец

– всему делу венец,

До свиданья друзья, в добрый час,

Мы закрываем ярмарку сейчас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Снеговики в гостях у ребят>>

Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Cнеговики в гостях у ребят>>...

Цикл НОД по развитию речи с использованием русского народного фольклора

Конспекты НОД (непосредственно образовательной деятельности) по развитию речи с использованием русского народного фольклора для детей старшего дошкольного возраста....

сценарий музыкального развлечения для старших дошкольников "Праздник русской берёзки" с использованием русско- народного фольклора

"Праздник русской берёзки" приурочен к празднованию дня Святой Троицы. Этот праздник имеет на Руси древние корни, гармонично воссоединяет в себе традиции христианства и язычества. Цель развлечения поз...

Русский национальный фольклор.

          Русский национальный фольклор....

Статья "Русский национальный фольклор"

Русский национальный фольклор чрезвычайно разнообразен. Знакомство с народным творчеством обогащает духовный мир ребенка, развивает патриотизм, уважение к прошлому своего народа, способствует усвоению...