Проект "Математический знайка"
проект по математике (средняя группа)
Цель: повышение у детей интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, навыков и умений детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_matematike_v_sredney_gruppe_no10.docx | 33.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Математический знайка»
Руководители: Кошеварова Л.Н.; Нартдинова Ф.Ф.
Актуальность:
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.
Цель: повышение у детей интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, навыков и умений детей.
Задачи:
- Формирование у детей представления о творческой деятельности как способе познания окружающего мира;
- Формирование умения самостоятельно использовать полученные знания, вовлекать сверстников в совместную деятельность;
- Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного;
- Содействие развитию творческой активности детей, родителей и педагогов.
Вид:
- по количеству участников - коллективный ( родители группы)
- по приоритету метода – познавательно – творческий
- По контингенту участников – одновозрастной
- По продолжительности – три года (средняя, старшая и подготовительная группы).
План проекта для средней группы:
Срок | Тема | Задачи: | Содержание работы |
1 | Обсуждение с детьми темы проекта | Создать проблемную ситуацию, выявить представления детей об использовании математики в жизни людей.. | Беседа: «Математика в жизни людей» |
2 | . Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник | Уметь находить предметы в форме круга, квадрата, треугольника; учить вырезать круг из квадрата | Складывание квадрата из палочек; превращение квадрата в треугольник; составление квадрата из треугольников; превращение квадрата в круг; упражнение «Расположи фигуры». Задание «Дорисуй фигуру». раскрашивание фигур по заданию; игра «Чудесный мешочек» |
3 | Геометрические формы (прямоугольник). | Познакомить с прямоугольником; учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги; | игра «Не ошибись»; знакомство с прямоугольником; задание «Расположи фигуры» |
4 | Геометрическая фигура «овал». | Познакомить с геометрической фигурой «овал»; | Задание «Дорисуй фигуры». игра «Что похоже на овал»; подвижная игра «Боулинг с овощами»; |
5 | Геометрическая фигура «куб» | Познакомить с геометрическим телом «куб»; | ознакомление с геометрической фигурой «куб»; задание: на индивидуальной картинке дети закрашивают кубы красным карандашом, а квадраты - зеленым; игра «Кто быстрей?»; подвижно-речевые игры «В темном лесу есть избушка», «Хорошо гулять в лесу», «Листопад»; |
6 | Геометрическая фигура «Шар». | Упражнять в назывании и нахождении предметов разной формы | задания: назвать геометрические фигуры; на сюжетной картинке найти предметы пря моугольной формы; сделать елочку из треугольников Прочтение стихотворения «Шар». упражнения «Найди шар», «Пересчитай листья»; игра «Что катится?»; комплекс упражнений «Деревья»; Раскрашивание силуэтов деревьев |
7 | Относительность величины предметов. | Формировать представления об относительности величины предметов | Игры со строительным материалом. Дидактическая игра «Домики» |
8 | Величина (высота и ширина) | Уточнить представление детей о величине (высота и ширине). Упражнять в словесном описании величины предметов. | Игры со строительным материалом. Дидактическая игра «Домики и постройки» |
9 | Величина - длина | Формировать представления о величине (длине) и способах сравнения по величине. | Дидактическая игра «Найди полоску такой же длинны» |
10 | Величина (Длина, высота, ширина, толщина) | Закреплять представления о величине (Длине, высоте, ширине, толщине) Продолжать учить детей соотносить предметы по величине, зрительно проверяя правильность выбора, при необходимости использовать наложение | Дидактическая игра «Где такие?». |
11 | Свойства предметов | Конкретизировать представления о свойствах предметов; | Рассматривания сюжетной картины летнего леса |
12 | Величина | Закреплять представления о величине Продолжать учить детей соотносить предметы по величине, зрительно проверяя правильность выбора, при необходимости использовать наложение | Показ слайдов на мултимедийном оборудовании, Дидактическая игра «Где такие?», «Найди полоску такой же длинны», «Домики и постройки» |
13 | Числа «один» и «два» и соответствующие цифры. | Учить считать предметы в пределах двух, согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным. Познакомить с цифрами 1 и 2. учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. | Заучивание стихотворений про цифры 1 и 2. Дидактические игры «Столько же» ; «Не ошибись!»; |
14 | Число «три» цифра 3. | Учить считать предметы в пределах трех. Упражнять в сравнении двух групп предметов. Учить уравнивать: добавлять к меньшей группе недостающий предмет или убирать из большой группы предмет. Познакомить с цифрой 3. | Раскрашивание числа три Дидактическая игра «Проверим внимание» Чтение стихотворений про числа и цифры. |
15 | Числа в пределах трех (закрепление) | Закрепить представление о числах в пределах трех и соответствующих цифрах. Упражнять в умении соотносить предметы с соответствующей цифрой. Упражнять в счете звуков на слух. | Дидактические игры «Считай не ошибись», «Проверим внимание» |
16 | Число «четыре» и цифра 4. | Познакомить с образованием числа «четыре» и цифрой 4. упражнять в пересчете предметов в пределах 4, согласовывая в роде, числе и падеже числительное с существительным. | Дидактическая игра «Считай не ошибись». Вырезание числа четыре. задание «Дорисуй» (дети дорисовывают столько предметов, чтобы их было 4). подвижные игры «Мы устали, засиделись» |
17 | Число «пять» и цифра 5 | Познакомить с образованием числа «пять» и цифрой 5. упражнять в пересчете предметов в пределах 5. упражнять в порядковом счете от 1до 5. Развивать внимание, логику. Воспитывать культуру общения | Дидактическая игра «Считай не ошибись». ознакомление с цифрой 5; Вырезание числа пять. счет до 4 по карточкам с цифрами, порядковый счет задание «Раскрасьте столько предметов, сколько обозначено цифрой». |
18 | Счет до пяти | Продолжать совершенствовать счетные навыки детей в пределах пяти, в порядковом счете в пределах пяти. Упражнять в умении сравнивать группы предметов, используя различные способы уравнивания. Развивать внимание, память. Воспитывать культуру деятельности. | Дидактические игры «Считай не ошибись», «Проверим внимание» задания «Посчитай ульи», «Соедини картинки с нужными цифрами», «Дорисуй бусинки». Подвижные игры «Будь внимателен» |
19 | Числа в пределах пяти. | Закрепить представления о числах в пределах 5, их отношениях; упражнять в использовании терминов, обозначающих величину. Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 5. Развивать внимание, сообразительность. Воспитывать культуру общения. | Дидактическая игра «Столько же», «Какой цифры не стало?», «Считай не ошибись» развивающая игра «Что лишнее?»; игры на закрепление счета до 5: «Постройся по порядку», «Сколько предметов»; подвижные игры «Снежки», «По следу», «Эстафета в валенках». |
20 | Мы дружим с цифрой «пять». | Упражнять в использовании математических представлений в игровых ситуациях.Развивать самостоятельность и инициативность детей.Воспитывать умение работать в коллективе. | Раскрашивание числа пять Дидактическая игра «Проверим внимание» Чтение стихотворений про числа и цифры. |
21 | Соизмерение предметов по величине (длине и ширине) | Учить детей сравнивать (соизмерять) предметы по длине и ширине. Упражнять в использовании терминов, обозначающих величину; в прямом и обратном счете в пределах 5. Развивать внимание, память. Воспитывать культуру деятельности. | Дидактическая игра «Где такие?», «Найди полоску такой же длинны», «Домики и постройки», «Наоборот» |
22 | Свойства предметов. Классификация по 1-2 признакам. | Уточнить и расширить представления о свойствах предметов. Упражнять в умении классифицировать предметы по одному - двум признакам. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать культуру интеллектуально - познавательного общения. | «Летает – не летает», «Тонет - не тонет» Игровое упражнение «Мебельный магазин» |
23 | Равенство – неравенство групп предметов. Классификация по выделенному признаку. | Упражнять в классификации предметов по выделенному признаку. Упражнять в сравнении групп предметов, их равенстве-неравенстве. Развивать логическое мышление, речевую активность. Воспитывать культуру общения. | «Найди полоску такой же длинны», «Столько же» Игровое упражнение «Что изменилось?» |
24 | Геометрические фигуры. | Учить различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и их свойства (углы, стороны). Развивать глазомер, внимание. Воспитывать культуру деятельности и общения. | Игровое упражнение «Найди свой автобус» сравнение геометрических фигур и предметов: дети определяют, на какую фигуру похож тот или иной предмет; задание: определить, из каких геометрических фигур состоит рисунок. |
25 | Геометрическая фигура цилиндр. | Учить сравнивать предметы по ширине, познакомить с геометрической фигурой «цилиндр», | знакомство с геометрической фигурой «цилиндр»; игра «Найди предметы такой же формы»; сравнение предметов по ширине: книги, листочки, полоски разной ширины; широкий и узкий цилиндры; |
26 | Пирамида. Время суток | Упражнять в узнавании геометрических фигур среди изображенных предметов | соотнесение предметов разной формы и геометрических фигур; ознакомление с пирамидой; сравнение предметов; ознакомление с частями суток; |
27 | Геометрические фигуры. Конус | Учить узнавать конус в предметах; | задания на закрепление знаний о геометрических фигурах: закрасить фигуры, у которых три угла; закрасить только конусы |
28 | Сравнение по длине путем наложения и приложения. | Упражнять в применении способа сравнения (соизмерения) по длине путем наложения и приложения. Развивать внимательность, речь. Воспитывать культуру деятельности. | Дидактическая игра «Где такие?», «Найди полоску такой же длинны», «Домики и постройки» |
29 | Равенство – неравенство групп предметов. Способы сравнения. | Продолжать учить устанавливать равенство – неравенство групп предметов по количеству, используя способы сравнения: наложение, приложение, третья группа предметов (игрушки – помощники). Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к математике. | «Найди полоску такой же длинны», «Столько же» Игровое упражнение «Что изменилось?» |
30 | Количественные представления предметов | Активизировать усвоенные количественные представления, счетные навыки и пространственные ориентировки Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к математике. | «Столько же», «Проверим внимание» |
31 | Сравнение предметов по величине | Закрепить способы опосредованного сравнения предметов по величине, счетные навыки. Развивать внимание, логику, речь. Воспитывать интерес к математике. | Дидактическая игра «Где такие?», «Найди полоску такой же длинны», «Домики и постройки» |
32 | Геометрические фигуры. | Закрепить названия геометрических фигурр (круг, квадрат, треугольник) и их свойства (углы, стороны). Развивать глазомер, внимание. Воспитывать культуру деятельности и общения. | Сказка о дружбе. |
33 | Соизмерение предметов по величине (длине и ширине) | Учить детей сравнивать (соизмерять) предметы по длине и ширине. Упражнять в использовании терминов, обозначающих величину; в прямом и обратном счете в пределах 5. Развивать внимание, память. Воспитывать культуру деятельности. | Дидактическая игра «Где такие?», «Найди полоску такой же длинны», «Домики и постройки» |
34 | Количественный и порядковый счет. | Обобщить и закрепить представления о числах и отношениях между ними в пределах пяти, о количественном и порядковом счете. Развивать внимание, память. Воспитывать умение работать в группе, в паре. | Игры «Столько же», «Кто быстрей», «Живые цифры» «Путаница» |
35 | Счетные навыки в пределах четырех. | Упражнять в выкладывании числового ряда. Упражнять в умении соотносить число предметов с цифрой. Развивать логическое мышление, речь, пространственные ориентировки. Воспитывать культуру деятельности | «Угадай-ка», «Убираем цифры по заданию» |
36 | Свойства предметов | Конкретизировать представления о свойствах предметов; закреплять представления о количественных отношениях: столько-сколько. Развивать внимание, логику, речь. Воспитывать культуру деятельности и общения. | Игры «Летает – не летает», «Тонет - не тонет» |
37 | Величина (высота и ширина) | Уточнить представление детей о величине (высота и ширине). Упражнять в словесном описании величины предметов. Развивать внимание, речь. Воспитывать умение работать в паре, в группе. | Дидактическая игра «Где такие?», «Найди полоску такой же длинны», «Домики и постройки» |
38 | Величина (Длина, высота, ширина, толщина) | Закреплять представления о величине (Длине, высоте, ширине, толщине) и относительной удаленности предметов друг от друга. Развивать внимание, речь. Воспитывать культуру труда и общения | Дидактическая игра «Где такие?». Игры со строительным материалом. Дидактическая игра «Домики и постройки» |
39 | Счет до пяти (закрепление) | Продолжать совершенствовать счетные навыки детей в пределах пяти, в порядковом счете в пределах пяти. Упражнять в умении сравнивать группы предметов, используя различные способы уравнивания. Развивать внимание, память. Воспитывать культуру деятельности. | «Считай не ошибись», «Кто больше вспомнит» Оформление панно « Веселая математика» (коллективная работа) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В гостях у Знайки"
Конспект открытого занятия...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гостях у Знайки"
Экспериментирование -деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерносте...
конспект непосредственной образовательной деятельности "Знайка в гостях у ребят"
конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы. в конспекте рассматривается право на здоровье и его ре...
"Незнайка и Знайка в гостях у ребят"
Спортивный праздник...
интелектуальный марафон "Знайки"
Интеллектуальный марафон "ЗНАЙКИ" Опубликовано 25.12.2011 - 10:12 - Кубракова Марина Алексеевна Совместное мероприятие школьников и дошкольников. Интеллектуальный марафон "Знайки" Цел...
Журнал для родителей "Знайка" (Выпуск № 2, январь 2012г. "Зима")
Журнал "Знайка" - это форма работы с родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности, на формирование сотрудничества родителей с педагогами МБДОУ, на популяризацию работы МБДОУ....
Перспективное планирование кружковой работы "Знайка"
Данный материал представляет собой готовое кадендарно-тематическое планирвание работы кружка. Кружок "Знайка" работает в познавательно-речевом направлении, привевает ребёнку интерес и любоз...