Проект "Математический знайка"
проект по математике (средняя группа)

Нартдинова Фаниса Фангатовна

Цель: повышение у детей интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, навыков и умений детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_matematike_v_sredney_gruppe_no10.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Математический  знайка»

Руководители:  Кошеварова Л.Н.; Нартдинова Ф.Ф.

Актуальность:

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.

Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.

Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

Цель: повышение у детей интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, навыков и умений детей.

Задачи:

- Формирование у детей представления о творческой деятельности как способе познания окружающего мира;

- Формирование умения самостоятельно использовать полученные знания, вовлекать сверстников в совместную деятельность;

- Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного;

- Содействие развитию творческой активности детей, родителей и педагогов.

Вид:

  • по количеству участников - коллективный ( родители группы)
  • по приоритету метода – познавательно – творческий
  • По контингенту участников – одновозрастной
  • По продолжительности – три года (средняя, старшая и подготовительная группы).

План проекта для средней группы:

Срок

Тема

Задачи:

        Содержание работы

1

Обсуждение с детьми темы проекта

Создать проблемную ситуацию, выявить представления детей об использовании математики в жизни людей..

Беседа: «Математика в жизни людей»

2

. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник

Уметь находить предметы в форме круга, квадрата, треугольника; учить вырезать круг из квадрата

Складывание квадрата из палочек;

превращение квадрата в треугольник; составление квадрата из треугольников; превращение квадрата в круг;

 упражнение «Расположи фигуры».

Задание «Дорисуй фигуру».

раскрашивание  фигур по заданию;

игра «Чудесный мешочек»

3

Геометрические формы (прямоугольник).

Познакомить с прямоугольником; учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги;

игра «Не ошибись»;

знакомство с прямоугольником;

задание «Расположи фигуры»

4

Геометрическая фигура «овал».

Познакомить с геометрической фигурой «овал»;

Задание «Дорисуй фигуры».

игра «Что похоже на овал»;

подвижная игра «Боулинг с овощами»;

5

Геометрическая фигура «куб»

Познакомить с геометрическим телом «куб»;

        ознакомление с геометрической фигурой «куб»;

задание: на индивидуальной картинке дети закрашивают кубы красным карандашом, а

квадраты - зеленым;

игра «Кто быстрей?»;

подвижно-речевые игры «В темном лесу есть избушка», «Хорошо гулять в лесу», «Листопад»;

6

Геометрическая фигура «Шар».

Упражнять в назывании и нахождении предметов разной формы

задания: назвать геометрические фигуры;

на сюжетной картинке найти предметы пря моугольной формы; сделать елочку из треугольников

 Прочтение стихотворения «Шар».

упражнения «Найди шар»,

«Пересчитай листья»;

        игра «Что катится?»;

        комплекс упражнений «Деревья»;

 Раскрашивание силуэтов деревьев

7

Относительность величины предметов.

Формировать представления об относительности величины предметов

Игры со строительным материалом.

Дидактическая игра «Домики»

8

Величина (высота и ширина)

Уточнить представление детей о величине (высота и ширине). Упражнять в словесном описании величины предметов.

Игры со строительным материалом.

 Дидактическая игра «Домики и постройки»

9

Величина - длина

Формировать представления о величине (длине) и способах сравнения по величине.

Дидактическая игра  «Найди полоску такой же длинны»

10

Величина  (Длина, высота, ширина, толщина)

Закреплять представления о величине (Длине, высоте, ширине, толщине) Продолжать учить детей соотносить предметы по величине, зрительно проверяя правильность выбора, при необходимости использовать наложение

Дидактическая игра «Где такие?».

11

Свойства предметов

Конкретизировать представления о свойствах предметов;

Рассматривания сюжетной картины летнего леса

12

Величина

Закреплять представления о величине

Продолжать учить детей соотносить предметы по величине, зрительно проверяя правильность выбора, при необходимости использовать наложение

Показ слайдов на мултимедийном оборудовании,

Дидактическая игра «Где такие?»,

 «Найди полоску такой же длинны»,

«Домики и постройки»

13

Числа «один» и «два» и соответствующие цифры.

Учить считать предметы в пределах двух, согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным. Познакомить с цифрами 1 и 2. учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

Заучивание стихотворений про цифры 1 и 2. Дидактические игры «Столько же»  ;  

«Не ошибись!»;

14

Число «три»

цифра 3.

Учить считать предметы в пределах трех. Упражнять в сравнении двух групп предметов. Учить уравнивать: добавлять к меньшей группе недостающий предмет или убирать из большой группы предмет. Познакомить с цифрой 3.

Раскрашивание числа три

 Дидактическая игра «Проверим внимание» Чтение стихотворений про числа и цифры.

15

Числа в пределах трех (закрепление)

Закрепить представление о числах в пределах трех и соответствующих цифрах. Упражнять в умении соотносить предметы с соответствующей цифрой. Упражнять  в счете звуков на слух.

Дидактические игры  «Считай не ошибись», «Проверим внимание»

16

Число «четыре» и цифра 4.

Познакомить с образованием числа «четыре» и цифрой 4. упражнять в пересчете предметов в пределах 4, согласовывая в роде, числе и падеже числительное с существительным.

Дидактическая игра  «Считай не ошибись». Вырезание числа четыре.

задание «Дорисуй» (дети дорисовывают столько предметов, чтобы их было 4).

подвижные игры «Мы устали, засиделись»

17

Число «пять» и цифра 5

Познакомить с образованием числа «пять» и цифрой 5. упражнять в пересчете предметов в пределах 5. упражнять в порядковом счете от 1до 5.

 Развивать внимание, логику.

 Воспитывать культуру общения

Дидактическая игра  «Считай не ошибись».

ознакомление с цифрой 5;

Вырезание числа пять.

счет до 4 по карточкам с цифрами, порядковый счет

задание «Раскрасьте столько предметов, сколько обозначено цифрой».

18

Счет до пяти

 Продолжать совершенствовать счетные навыки детей в пределах пяти, в порядковом счете в пределах пяти. Упражнять в умении сравнивать группы предметов, используя различные способы уравнивания.

 Развивать внимание, память.

 Воспитывать культуру деятельности.

Дидактические игры  «Считай не ошибись», «Проверим внимание»

задания «Посчитай ульи»,

 «Соедини картинки с нужными цифрами», «Дорисуй бусинки».

 Подвижные игры «Будь внимателен»

19

Числа в пределах пяти.

 Закрепить представления о числах в пределах 5, их отношениях; упражнять в использовании терминов, обозначающих величину. Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 5. Развивать внимание, сообразительность.  Воспитывать культуру общения.

Дидактическая игра «Столько же»,

«Какой цифры не стало?»,

«Считай не ошибись»

развивающая игра «Что лишнее?»;

игры на закрепление счета до 5:

 «Постройся по порядку», «Сколько предметов»;

подвижные игры «Снежки», «По следу», «Эстафета в валенках».

20

Мы дружим с цифрой «пять».

Упражнять в использовании математических представлений в игровых ситуациях.Развивать самостоятельность и инициативность детей.Воспитывать умение работать в коллективе.

Раскрашивание числа пять Дидактическая игра «Проверим внимание»

Чтение стихотворений про числа и цифры.

21

Соизмерение предметов по величине (длине и ширине)

Учить детей сравнивать (соизмерять) предметы по длине и ширине. Упражнять в использовании терминов, обозначающих величину; в прямом и обратном счете в пределах 5. Развивать внимание, память. Воспитывать  культуру деятельности.

Дидактическая игра «Где такие?»,

«Найди полоску такой же длинны»,

 «Домики и постройки», «Наоборот»

22

Свойства предметов. Классификация по 1-2 признакам.

 Уточнить  и расширить представления о свойствах предметов. Упражнять в умении классифицировать предметы по одному - двум признакам. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать культуру интеллектуально - познавательного общения.

«Летает – не летает», «Тонет -  не тонет»

Игровое упражнение «Мебельный магазин»

23

Равенство – неравенство групп предметов. Классификация по выделенному признаку.

Упражнять в классификации предметов по выделенному признаку. Упражнять в сравнении групп предметов, их равенстве-неравенстве. Развивать логическое мышление, речевую активность. Воспитывать культуру общения.

«Найди полоску такой же длинны»,

 «Столько же»

 Игровое упражнение «Что изменилось?»

24

Геометрические фигуры.

Учить различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и их свойства (углы, стороны). Развивать глазомер, внимание. Воспитывать  культуру деятельности и общения.

Игровое упражнение «Найди свой автобус»

сравнение геометрических фигур и предметов: дети определяют, на какую фигуру похож тот или иной предмет;

        задание: определить, из каких геометрических фигур состоит рисунок.

25

Геометрическая фигура цилиндр.

Учить сравнивать предметы по ширине, познакомить с геометрической фигурой «цилиндр»,

знакомство с геометрической фигурой «цилиндр»;

        игра «Найди предметы такой же формы»;

сравнение предметов по ширине: книги, листочки, полоски разной ширины; широкий и узкий цилиндры;

26

Пирамида. Время суток

Упражнять в узнавании геометрических фигур среди изображенных предметов

соотнесение предметов разной формы и геометрических фигур;

ознакомление с пирамидой;

сравнение предметов;

ознакомление с частями суток;

27

Геометрические фигуры. Конус

Учить узнавать конус в предметах;

задания на закрепление знаний о геометрических фигурах:

 закрасить фигуры, у которых три угла; закрасить только конусы

28

Сравнение по длине путем наложения и приложения.

Упражнять  в применении способа сравнения (соизмерения) по длине путем наложения  и приложения. Развивать внимательность, речь.  Воспитывать  культуру деятельности.

Дидактическая игра «Где такие?»,

 «Найди полоску такой же длинны»,

«Домики и постройки»

29

Равенство – неравенство групп предметов. Способы сравнения.

Продолжать учить устанавливать равенство – неравенство групп предметов по количеству, используя способы сравнения: наложение, приложение, третья группа предметов (игрушки – помощники). Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к математике.

«Найди полоску такой же длинны»,

 «Столько же»

Игровое упражнение «Что изменилось?»

30

Количественные представления предметов

Активизировать усвоенные количественные представления, счетные навыки и пространственные ориентировки Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к математике.

«Столько же»,  «Проверим внимание»

31

Сравнение предметов по величине

Закрепить способы опосредованного сравнения предметов по величине, счетные навыки. Развивать внимание, логику, речь. Воспитывать интерес к математике.

Дидактическая игра «Где такие?»,

 «Найди полоску такой же длинны»,

 «Домики и постройки»

32

Геометрические фигуры.

Закрепить названия геометрических фигурр (круг, квадрат, треугольник) и их свойства (углы, стороны). Развивать глазомер, внимание. Воспитывать  культуру деятельности и общения.

Сказка о дружбе.

33

Соизмерение предметов по величине (длине и ширине)

Учить детей сравнивать (соизмерять) предметы по длине и ширине. Упражнять в использовании терминов, обозначающих величину; в прямом и обратном счете в пределах 5. Развивать внимание, память.  Воспитывать  культуру деятельности.

Дидактическая игра «Где такие?»,

 «Найди полоску такой же длинны»,

«Домики и постройки»

34

Количественный и порядковый счет.

Обобщить и закрепить представления о числах и отношениях между ними в пределах пяти, о количественном и порядковом счете.  Развивать внимание, память. Воспитывать умение работать в группе, в паре.

Игры «Столько же»,

 «Кто быстрей»,

«Живые цифры»

«Путаница»

35

Счетные навыки в пределах четырех.

Упражнять в выкладывании числового ряда. Упражнять в умении соотносить число предметов с  цифрой. Развивать логическое мышление, речь, пространственные ориентировки. Воспитывать культуру деятельности

«Угадай-ка», «Убираем цифры по заданию»

36

Свойства предметов

Конкретизировать представления о свойствах предметов; закреплять представления о количественных отношениях: столько-сколько. Развивать внимание, логику, речь. Воспитывать культуру деятельности и общения.

Игры «Летает – не летает», «Тонет -  не тонет»

37

Величина (высота и ширина)

Уточнить представление детей о величине (высота и ширине). Упражнять в словесном описании величины предметов. Развивать внимание, речь. Воспитывать умение работать в паре, в группе.

Дидактическая игра «Где такие?»,

 «Найди полоску такой же длинны»,

 «Домики и постройки»

38

Величина (Длина, высота, ширина, толщина)

Закреплять представления о величине (Длине, высоте, ширине, толщине) и относительной удаленности предметов друг от друга. Развивать внимание, речь. Воспитывать культуру труда и общения

Дидактическая игра «Где такие?».

 Игры со строительным материалом.

 Дидактическая игра «Домики и постройки»

39

Счет до пяти (закрепление)

Продолжать совершенствовать счетные навыки детей в пределах пяти, в порядковом счете в пределах пяти. Упражнять в умении сравнивать группы предметов, используя различные способы уравнивания.  Развивать внимание, память. Воспитывать культуру деятельности.

«Считай не ошибись», «Кто больше вспомнит»

Оформление  панно « Веселая математика» (коллективная работа)

             

   

               

                 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у Знайки"

Конспект открытого занятия...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гостях у Знайки"

Экспериментирование -деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерносте...

конспект непосредственной образовательной деятельности "Знайка в гостях у ребят"

конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы. в конспекте рассматривается право на здоровье и его ре...

интелектуальный марафон "Знайки"

Интеллектуальный марафон "ЗНАЙКИ" Опубликовано 25.12.2011 - 10:12 - Кубракова Марина Алексеевна Совместное мероприятие школьников и дошкольников. Интеллектуальный марафон "Знайки" Цел...

Журнал для родителей "Знайка" (Выпуск № 2, январь 2012г. "Зима")

Журнал "Знайка" - это форма работы с родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности, на формирование сотрудничества родителей с педагогами МБДОУ, на популяризацию работы МБДОУ....

Перспективное планирование кружковой работы "Знайка"

Данный материал представляет собой готовое кадендарно-тематическое планирвание работы кружка. Кружок "Знайка" работает  в познавательно-речевом направлении, привевает ребёнку интерес и любоз...