Значение игровой деятельности для дошкольников 4-5 лет
статья по математике (средняя группа)

Значение игровой деятельности для дошкольников 4-5 лет (математика) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_igrovoy_deyatelnosti_dlya_doshkolnikov.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игровой деятельности для дошкольников 4-5 лет

Ведущие педагоги (З.А. Михайлова, Т.И. Ерофеева, М.А. Метлина, А.А. Столяр, М.Н. Полякова и др.) отмечают, что обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить задачу, потому усваиваются легче и быстрее.

Знакомство детей порядковому счету в «дидактической игре» осуществляется в процессе взаимодействия взрослого с детьми, а также детей между собой. Основная задача заключается в том, чтобы создать условия для перевода детей от игр, в которых ведущая роль принадлежит взрослому, к играм, где он - равноправный участник, самостоятельным играм. Особую ценность в развитии самостоятельных игр дошкольников имеют дидактические материалы, построенные на основе принципа автодидактизма, в которых заложены способы контроля и оценки результата игровой деятельности.

В процессе игр с правилами типа лото, домино (например, «Найди столько же», «Сосчитай» и др.) у детей совершенствуются умения сравнивать группы по количеству входящих в них предметов. Начинает закрепляться представление о сохранении количества независимо от признаков и пространственного положения. В процессе таких игр, как «Помоги зайчихе собрать своих зайчат», «Утка с утятами», они начинают понимать, что количество не зависит от формы расположения и размера объектов.

В сборник дидактических игр А.А. Столяра вошли занятия, игры, упражнения по обучению количественного и порядкового счета с детьми среднего дошкольного возраста. В упражнениях на выработку умения вести порядковый счет, автор считает, что важно менять наглядность, задавать разные вопросы, чередовать задания.

Ерофеева Т.И. в вопросе игровой деятельности, рекомендует дидактические игры и игровые упражнения с занимательным математическим содержанием: сказки, задачи – шутки, головоломки, загадки, считалки, сценарии математических досугов, которые позволяют детям решать проблемные математические ситуации играючи.

З.А. Михайлова, определяя значимость игровой деятельности в работе с дошкольниками по занимательной математики рекомендует к материалу включать занимательные вопросы с целью уточнения, конкретизации знаний. Большим успехом у детей пользуются задачи на смекалку, где ребенок выдвигает гипотезу и проявляет догадку в правильном решении задачи.

Дидактическая, занимательная игра может стимулировать включение всех видов детского мышления и постепенно приводить их в целостную форму наглядно-интуитивного (логического) мышления.

Игровые упражнения развивающего характера, предложенные Л.А. Венгер, А.Л. Венгер по обучению порядкового счета основаны на однородных предметах – карандашах, кубиках или совокупностях состоящих из разных предметов одного типа (куклы, зверушки). Задания типа: «Найди третий карандаш», «Посмотри, какая кукла четвертая от стула», которые надо чередовать с заданиями типа «Посчитай, который по порядку заяц».

Результатом освоения игр становится развитие интереса к познанию, т.е. развивается умение думать, осознавать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры. Ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.

Таким образом, условно можно выделить три этапа в освоении ребенком игр: 1) совместные; 2) на уровне самодеятельности; 3) игры с взрослыми и сверстниками на более высоком уровне (по сравнению с 1-ым этапом). Обучение, используя игровые технологии: моделирование А.В. Белошистой, проблемно-логические задачки З.А. Михайловой,  проблемные ситуации в сказке, задаче-шутке Т.И. Ерофеевой, игры с образной точки отсчета Л.А. Венгер  и др., способствует усвоению порядковому счету у детей среднего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

значения игровой деятельности в речевом развитии ребенка

рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых....

Значение игровой деятельности в социализации старших дошкольников.

Проблема социализации личности, несмотря на широкую представленность в научной литературе, остается актуальной и по сей день. Процессы, происходящие в любых сферах общественно...

Значение игровой деятельности в формировании личности дошкольника

Значение игровой деятельности в формировании личности дошкольника Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством...

Значение игровой деятельности в экологическом воспитании дошкольников.

Значение игр, в том числе обучающих дидактических, в воспитательно – образовательном процессе хорошо известно всем педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Важны они и в экологическо...

Консультация для молодых специалистов "Значение игровой деятельности для дошкольника. Виды игр"

В консультации раскрывается значение игровой деятельности для психичского развития ребенка дошкольника, воспитательная и обучающая роль игр. Представлены виды игр....

Значение игровой деятельности для дошкольника, виды игр

Консультация для молодых специалистов«Значение игровой деятельности для дошкольника, виды игр»Психическое развитие детей идёт не плавно и линейно, а скачкообразно, определёнными периодами....