Перспективное планирование по самообразованию «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» 2020-2021г.
методическая разработка
Планирование по самообразованию "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_2020-2021_god.docx | 33.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СШ №55 ДСП «Территория детства»
План работы по самообразованию 2020-2021 год
на тему:
«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Воспитатели: Лукаева Мария Игоревна
Федосеева Евгения Владимировна
г. Красноярск
Актуальность
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Методика формирования элементарных математических представлений призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности. Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, т.е. умения делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребенка. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Именно поэтому так важна преемственность программы детского сада и школы.
Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными. Очень важно на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимальным доступным ему объемом знаний и стимулировать, побуждать поступательное интеллектуадльное развитие.
В младшей группе мы начинаем специальную работу по формированию элементарных математических представлений, закладываем основы математического развития. Внимание у детей 3–4 лет непроизвольное, неустойчивое, способность запоминать характеризуется непреднамеренностью. Большое значение придается работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять действия в определенной последовательности. Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы.
В связи с этим нас заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования игровых приемов.
Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Исходя из этого, мы сформулировали следующую рабочую гипотезу: формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.
В дошкольном возрасте, на наш взгляд, игра имеет важнейшее значение.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Игры математического содержания рассматриваются нами как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.
Научно-теоретическая база опыта
Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
Понятие «математическое развитие» дошкольников трактуется в основном как формирование и накопление математических знаний и умений. (Л.А.Венгер) В настоящее время вопросы формирования познавательной деятельности дошкольников рассмотрены известными российскими и зарубежными педагогическими деятелями, такими как Л.Г. Петерсоном,, О.А. Карбановой, А.Г. Асмоловым, и другими.
«Учитесь мыслить, играя» - говорил известный психолог Е.Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления.
Игра и мышление – эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития дошкольников.
Известными учёными (Выготский П.С., Давыдов В.В, Запорожец) установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии ребёнка. В настоящее время прослеживаются два подхода к определению содержания обучения. Ряд авторов (Г.А.Корнеева, Э.Ф. Николаева, Е.В. Родина) эффективность математического развития детей связывают с расширением информационной насыщенности занятий. Другие же (П.Я. Гальперин, А.Н. Федорова) стоят на позиции обогащения содержания, направленного на развитие интеллектуальных способностей и формирование содержательных, научных представлений и понятий.
Познание и отображение в представлениях общих связей и отношений дошкольники осуществляют посредством наглядно-действенного и наглядно-образного мышления (А. В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н. Н.Поддьяков, С. Л. Новоселова и др.). Мы разделяем точку зрения, согласно которой все виды мышления развиваются одновременно и имеют непреходящее значение на протяжении всей человеческой жизни. (Н.Н. Поддьяков). В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике. В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания (А. А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А. А. Столяр); игры, направленные на интеллектуальное развитие детей (А. А. Зак, 3.А. Михайлова);
Начиная работу по данной теме, мы ознакомились с существующими ныне методиками по ФЭМП. Это работы таких авторов как: Леушина, Ерофеева, Колесникова, Новикова, Соловьева, Петерсон, Никитин. Конечно же все они отличаются как по содержанию, так и по форме подачи материала, однако общее, что определяет все эти методики то, что все вышеперечисленные авторы делают упор на игру, как на средство, метод и форму организации образовательного процесса у дошкольников.
Можно выделить следующие особенности занимательных игр предлагаемые детям для усвоения математических представлений:
- Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
- Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
- Все психологические новообразования берут начало в игре.
- Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
- Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
В формировании у детей математических представлений в нашей работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал включаем в ход самого мероприятия или используем в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяем различные дидактические игры: на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о геометрических формах, временных отношениях мы применяем занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяем при формировании временных представлений.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, активно отвечают на вопросы. В работе нам помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающихся, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.
Игры математического содержания рассматриваются нами как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.
В группе создан центр «Занимательная математика». В него вошли развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. В центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре занимательной математики организовываем с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаем ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаем в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываем их. Помогаем освоить игру.
Тема «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Цель и задачи:
- Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Планирования деятельности
по теме самообразования
Модуль | Направления деятельности по теме | Мероприятия | Сроки |
Научно-методическое обеспечение | Обучение по теме самообразования | - изучение опыта других педагогов по данной теме | сентябрь-май |
Ознакомление с научной и методической литературой по теме | - посещение библиотеки, книжных магазинов; - поиск литературы в сети Интернет | сентябрь-октябрь | |
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | разработка: - учебно-методических комплексов; - дидактических игр, упражнений, образовательных ситуаций; - конспектов непосредственно образовательной деятельности; - проектов, развлечений; - рекомендаций, консультаций; - папок-передвижек | октябрь-ноябрь | |
Проектирование деятельности | - разработка перспективных и тематических планов; - составление программы деятельности по теме | сентябрь | |
Мониторинг деятельности | - проведение диагностических наблюдений; - обработка полученных данных; - отслеживание промежуточных результатов; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами | ноябрь, май | |
Психолого-педагогическое обеспечение | Формирование личностных качеств воспитанников в процессе реализации темы по самообразованию | - проведение ситуаций позитивного общения; - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников; - поддерживание доброжелательных отношений воспитанников друг к другу; -поддерживание взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности; - ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка; - применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей | сентябрь-май |
Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования | Проведение консультации для родителей на темы: «Играем вместе с детьми», «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» Проведение индивидуальных бесед с родителями. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала | октябрь-май | |
Условия реализации методической темы | Создание развивающей предметно-пространственной среды | - оформление развивающих зон в группе; - оснащение пространства группы новыми играми; - создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме | октябрь-май |
Обобщение результатов | Описание и обобщение деятельности по теме самообразования | представление опыта в форме: - презентаций; - проектов; - выставок; - непосредственно образовательной деятельности; - публикаций | апрель-май |
Технология опыта
Задачи обучения | Игры, задачи, и/упражнения | |
Количество, счет. - учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; - различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; -находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; - понимать вопрос «Сколько?», при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного»; -учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения на основе взаимного сопоставления элементов (предметов); -учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?» - отвечать на вопросы; - учить уравнивать неравные по количеству группы предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы. | Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП: «Магазин игрушек» (много, один, поровну), «Зоопарк» (счёт), «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну), «Путешествие на корабле» Игровые математические знания с театрализацией: «Математика в сказках», «Стоит в поле теремок», «Колобок ищет друзей» | В течении учебного года |
Форма и цвет. - познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником; - учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание. | Проведение дидактических игр: «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры», «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него), «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами), «Подбери ключик к замочку», «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным), «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг), «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.), «Найди свою пару» (варежку), «Цветная мазайка», блоки Дьенеша. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием: Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д. Проведение игр – соревнований: «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы). Коврограф «Воскобовича» | В течении учебного года |
Ориентировка в пространстве, во времени. - учить различать правую и левую руки; - развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева; -учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер. | Настольно – печатные игры: «Лото», «Парные картинки», «Домино», , «Пазлы» Дидактические игры: «Собери сказочного героя» (из частей), «Кто больше найдёт отличий?»( 2 паровоза, 2 собачки и т. д.), «Пароход», и т. д. Игры путешествие во времени: «Когда это бывает», «Наш день», «Что мы делаем?» | В течении учебного года |
Величина. -учить сравнивать два предмета по размеру (длиннее - короче, выше - ниже, больше -меньше); -учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; -учить при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; - учить обозначать результат сравнениясловами (длинный - короткий, одинаковые (равные) по длине; широкий -узкий, одинаковые (равные) по ширине; высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте; большой - маленький, одинаковые (равные) по величине) | Дидактические игры: «Три медведя», «Игра с обручом», «Ручеек», «Пузырь», «Сбор урожая», «Мостики для зайчат», «Три квадрата», «Высокий –низкий», «Маленький –большой». | В течении учебного года |
Адресная направленность
Опыт адресуется педагогам и родителям, интересующимся темой формированию элементарных математических представлений через игру у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат по самообразованию и консультация для педагогов на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Реферат по самообразованию, консультация для педагогов на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»....
Перспективное планирование по самообразованию «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Перспективный план работы по Формированию элементарных математических представлений...
Самообразование:«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
самообразование...
Перспективное планирование по самообразованию «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» 2019-2020г.
План работы по самообразованию на 2019-2020гг....
План по самообразованию: « Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников »
самообразование...
План по самообразованию "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Повышение теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу формирование элементарных математических представлений у дошкольников через игровые приемы...