План по самообразованию: « Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников »
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД "Золотая рыбка"
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ
Бурдиной Ольги Николаевны
21год первая
(стаж работы) квалификационная категория
Тема: « Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников »
Старшая группа
(возрастная группа)
2021-2022г.
Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Актуальность выбранной темы
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Василий Александрович Сухомлинский.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре, каких – либо иных целей, чем играть. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическим: (действия в перекладывании, подборе) и мыслительным (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения).
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданными математиками, педагогами, методистами.
Разнообразный элементарный математический материал можно классифицировать, выделив в нем условно группы: развлечения, математические игры, задачи, развивающие дидактические игры.
Основная цель использования дидактического материала: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам, ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения, развитие творческих способностей.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – упражнять детей в различении, выделении, названии множеств предметов, чисел. Геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Все дидактические игры можно разделить на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры путешествие во времени.
3. Игры на ориентировке в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, Играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
В старшей группе занятия по развитию элементарных математических представлений проводятся еженедельно. Продолжительность занятия – 25 минут. На каждом занятии идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного. С первых занятий перед детьми данной группы ставят познавательные задачи, которые придают их действиям нацеленный характер. Внимание четырехлетних детей, еще не устойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр – все это создает у детей хороший эмоциональный настрой. Используются игры, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием.
На занятиях по математике используют наглядно-действенные приемы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность.
На пятом году у детей интенсивно развивается способность к исследовательским действиям. В связи с этим ребят побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска. Он подсказывает, а если требуется — показывает, что нужно сделать, чтобы найти на них ответ.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу формирование элементарных математических представлений у дошкольников через игровые приемы.
Задачи самообразования:
- Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по данной теме.
- Разработать и подобрать дидактические игры, задания игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
- Создавать условия для развития познавательно активной деятельности через пополнения развивающих центров (дидактическими играми, наглядными пособиями).
- Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и дидактических игр.
- Повысить компетентность родителей в значимости дидактических игр по математике для детей дошкольного возраста;
Формы работы с детьми:
Совместная работа с детьми;
Индивидуальная работа;
Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
В непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
Работа вне образовательной деятельности (дидактические игры во второй половине дня);
Родительское собрание с показом дидактических игр;
Взаимодействие с родителями- консультации и беседы.
Методы и приёмы работы:
Объяснение, показ, беседа, игра
Пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
Изготовление дидактических игр,
Лепка из пластилина;
Игры с кубиками, конструкторами.
Предполагаемый результат:
Использование игровых приемов способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
Этапы работы:
Успешность работы с детьми старшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены III этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.
I этап – Организационно-диагностический
Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития математических способностей каждого воспитанника.
II этап – Теоретический
На этом этапе проводится изучение психологических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки математических игр, игр с прищепками и т.д.)
III этап – Обобщающий
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие внимания, памяти, логического мышления, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.
Дата начала работы над темой: 1 сентября 2021 года.
Предполагаемая дата окончания работы: 31 мая 2022 года.
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Раздел плана | С детьми | Педагогами | Самообразование | Родителями | |||||||
1 ЭТАП информационно-аналитический | |||||||||||
Сентябрь | Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
| 1.Изучение научной и учебно-методической литературы. 2.Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразование, подбор материала, учитывая возрастные особенности детей | 1 Изготовление папки – передвижки для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей 5-6лет». | ||||||||
2 ЭТАП — Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | |||||||||||
октябрь | Мониторинг знаний о геометрических фигурах Д/и «Геометрическая мозаика», «Почини коврик» «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме». |
|
| Вовлечение родителей в образовательный процесс по плану проекта: ознакомление родителей с возможными проблемами в формировании элементарных математических представлений. | |||||||
ноябрь | Формирование представлений об ориентировке в пространстве Д/и» «Что где находится» (сзади, впереди, слева, справа и т. д.) «Где лежит игрушка» (сверху, снизу, посередине) Развивающие игры с палочками Кюзинера и игры с блоками Дьенеша | Подготовка и проведение семинара-практикума «Организация и проведение сюжетных логико-математических игр» (блоки Дьенеша»). | Изучение учебно-методической литературы |
| |||||||
декабрь | Формирование представлений об ориентировке во времени Д/и «Части суток», «Вчера, сегодня, завтра» |
». | Оформить в группе уголок Продолжать пополнять картотеку игр по формированию элементарных математических представлений | Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников» | |||||||
январь | Изучение порядковых и количественных числительных Д/и «Назови скорей» Покажи столько же» Какой цифры не стало» «Соедини цифру с нужным количеством» и др. | Консультация для воспитателей:«Эффективные технологии и методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» | Изучение учебно-методической литературы | Индивидуальные беседы. Подготовить презентацию консультацию для родителей о развитии математических способностей у дошкольников с использованием дидактических игр. | |||||||
февраль | Формирование понятия о порядковом счете и количественных числительных, упражнения в порядковом счете до 10 Прямой счет (1, 2, 3; первый, второй и т. д.) Обратный счет (10, 9. 8; десятый, девятый, восьмой и т. д.) «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек». | Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста» | Изучение учебно-методической литературы Подбор дидактических, настольно-печатных игр ФЭМП | Рекомендации: «Формируем пространственные Представления у детей старшего возраста» | |||||||
март | Развитие внимания зрительной, слуховой памяти, логического мышления, наблюдательности Посчитай через 1 цифру вперед. назад (1, 3, 5; 2, 4, 6; 10, 8, 6; 9, 7, 5 и т. д.) ноябрь Продолжать формировать у детей представление о порядковом счете Д/и «Какие цифры поменялись местами», «Назови соседей» и др. | Изучение учебно-методической литературы | Подготовить памятки для родителей «Как научить детей определять свойства предметов». | ||||||||
апрель | Формирование представлений об ориентировке в пространстве с помощью слуха Д/и «Откуда позвали», «Иди на звук колокольчика» (вправо, влево и т. д.) январь Формирование представлений об ориентироваться в пространстве относительно предмета Д/и «Поставь чайник справа от чашки» ( спереди. слева и т. д.) «Что находится слева от…» (за. над и т. д.) Расскажи, где стоит стол. стул, шкаф и т. д.» | Консультация для педагогов « Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»» | Изучение учебно-методической литературы | Памятка «Советы родителям». | |||||||
3 этап. Заключительный. Обобщение опыта работы | |||||||||||
май | гностика уровня сформированности математических представлений | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год | ||||||||
июнь | выставка детских работ: «Летние деньки – время радости» | Организовать работу по самообразованию на следующий учебный год | Консультация для родителей: «Летние забавы для детей». | ||||||||
июль | |||||||||||
август |
Выход темы:
Опыт работы показал, регулярное использование игровых ситуаций математического содержания направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Использование игр и игровых приемов, аналогичного типа построенном на самом различном материале, позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития.
Список литературы:
. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.
3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.
4. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
2. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников
3. Е. В. Колесникова «Математика для детей 5-6 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Я считаю до десяти»
4. А.А. Смоленцева «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием»
5. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.
Интернет источники
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/
- http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/pedagogicheskiy-opyit
- http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-igrovyh-priemov-na-zanjati-po-formirovaniyu-yelementarnyh-matematicheskih-predstavlenii-u-doshkolnikov
- http://studnb.ru/pedagogika/item/1404-ispolzovanie-igrovykh-priemov-pri-formirovanii-elementarnykh-matematicheskikh-predstavlenij
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Индивидуальный план самообразованияНа 20...-20.... учебный год Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Цель и за...
Перспективное планирование по самообразованию «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Перспективный план работы по Формированию элементарных математических представлений...
Самообразование:«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
самообразование...
Перспективное планирование по самообразованию «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» 2020-2021г.
Планирование по самообразованию "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"...
Перспективное планирование по самообразованию «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» 2019-2020г.
План работы по самообразованию на 2019-2020гг....
План по самообразованию "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Повышение теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу формирование элементарных математических представлений у дошкольников через игровые приемы...