Программа кружка "Математические ступеньки"
рабочая программа по математике (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Математические ступеньки" | 46.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сланцевский детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании распоряжением МДОУ
педагогического совета «Сланцевский детский сад №2»
протокол № от от №
Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Математические ступеньки»
Срок реализации программы: 1 год.
Разработчик: Капитина Юлия Александровна
воспитатель
г. Сланцы
2020
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи
3. Инновационность
4. Продолжительность реализации программы
5. Режим реализации программы
6. Формы и методы
7. Дидактический материал и техническое оснащение
8. Форма подведения итогов кружка
9. Разделы программы кружка
10. Ожидаемые результаты
11. Учебный план кружка
12. Литература.
- Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Математические ступеньки» разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №1726-р),
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступеньки» - уровень сложности – базовый.
Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступеньки» имеет естественнонаучную направленность. В данной программе представлено описание и система работы для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Актуальность.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика окружает нас повсюду: повторяющийся орнамент на фасаде здания, смена дня и ночи, ежегодное празднование дня рождения и Нового года. Весь мир — это живое доказательство математических теорем и закономерностей. Дети прирожденные математики, получающие первичныйматематический опыт сразу после рождения. Взрослые должны помочь им перевести этот опыт на язык цифр, чисел, форм, измерений.Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу мышлению и воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка Педагог должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
Данная программа составлена в соответствии с программой математического развития «Мате: плюс. Математика в детском саду» (авт. Стародубцева Е.А.).
Использование в работе кружка программы Мате: плюс® дает устойчивые базовые знания по всем разделам математического содержания, необходимые для обучения в начальной школе; освоение математических представлений в игре, раскрывающей и повышающей их привлекательность; радость открытий, поддержка и стимулирование внутренней познавательной мотивации и познавательной активности;индивидуальный подход к каждому, дающий в результате качественный рост компетентностей и чувство самоэффективности у детей с разными возможностями;уверенность взрослого в собственной педагогической компетентности благодаря ясным рекомендациям, инструкциям и рабочим материалам.
1.2. Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания на практике посредством материалов учебно-методического комплекса «Мате:плюс. Математика в детском саду».
Задачи программы:
- Формировать мотивацию к учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.
- Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
- Развивать произвольное внимание, память.
- Развивать интеллектуальный, эмоциональный, социально-личностный компонент.
- Развивать у детей способности применять математические знания и умения в практических ситуациях повседневной жизни и в различных видах образовательной деятельности, в том числе в других образовательных областях.
- Расширять спектр дополнительных услуг.
- Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.Воспитывать у детей навыки сотрудничества, взаимодействия,умение подчинять свои интересы определеннымправилам.
1.3. Отличительная особенность и инновационность.
Особенность работы кружка «Математические ступеньки» заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Игровая форма заданий и отличные игровые материалы гарантируют позитивные эмоции всем участникам занятий, большой выбор игр и их вариантов. Материал построен по принципу «от простого – к сложному», что предполагает развивающий и мотивирующий эффект. Тщательно проработана система игровых, рабочих и диагностических материалов, обеспечивающая наиболее полный охват математических явлений и понятий. Дети имеют возможность «прожить» математическое содержание эмоционально, через деятельность, через взаимодействие и игру. Игры и задания пробуждают любопытство, стремление к постановке новых вопросов, активизируют интерес к взаимосвязям, вызывают радость открытия. Работа в кружке дает возможность развивать интерес к математике, логическое мышление, познавательную активность и математические способности детей. Основой интеллектуального развития детей является формирование и развитие математических представлений у дошкольников, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. .На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.
1.4. Продолжительность реализации программы
Срок реализации программы: 1 год обучения.
1.5 Режим реализации программы
Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет и предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня.
Наполняемость учебных групп: до 20 человек.
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий: подгрупповая, групповая
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 25 минут.
В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
1.6. Формы и методы работы с детьми
словесные (объяснение, беседа, диалог, рассказ); наглядные (показ с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий); игровые (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы); практические (выполнение работ на заданную тему, по инструкции); поддержка ребенка в ситуации неудачи; демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений; создание ситуации успеха; постепенное усложнение материала.
1.7. Дидактический материал и техническое оснащение.
1. Центр математического развития «В мире математики».
2. Карточки для самостоятельной деятельности детей.
На карточке инструкция-иллюстрация к игре. Рассматривая картинку, ребёнок вспоминает игры, придумывает новые варианты работы с материалами, тем самым подходит к заданию творчески.
3. Математические тетради.
Здесь дети могут относительно самостоятельно выполнять задания или под руководством педагога рисовать, писать, решать задачи. В тетрадях и на карточках для детей, в верхнем углу имеются условные обозначения, которые подсказывают ребёнку: что он должен попросить педагога дать пояснения к заданию; от педагога требуется помощь или наблюдение; буква «м» означает, что задание можно выполнить много раз. Это позволит проследить его успехи в развитии; зеркало-означает, что речь идёт о зеркальном отображении объекта или картинки.
4. Карточки.
В комплекте находятся 10 наборов карточек для многочисленных игр и заданий. Каждому набору соответствует свой символ, который указан на обратной стороне (рубашке) карточки для детей.
5. Подставки.
Подставки для карточек предназначены для того, чтобы ребёнок мог поставить карточки перед собой, это позволяет ему во время игры держать у себя перед глазами карточку, при этом остальным игрокам она не видна.
6. Сюжетные игровые поля. (4 поля)
На них можно сделать много открытий: находить части целого, сравнивать объекты по размеру и количеству, осваивать пространственные понятия.
7. Игровое поле. (2 поля)
Предназначены для игр по правилам, в которых потребуется умение считать и просчитывать свои ходы.
8.Медведи.
В наборе представлены фигурки медведей трёх цветов и трёх размеров. Фигурки медведей используются для развивающих игр по разделам: сравнивать и сортировать; копировать схемы расстановки; для освоения пространственных понятий. Расставлять медведей можно под диктовку, по карточке-образцу, зеркальную расстановку.В разделе «Множества числа операций» фигурки используются для пересчёта, сравнения количества: больше, меньше.
9.Деревянное табло (кубики синие и красные).
Деревянное табло, размеченное на 20 ячеек, формирует у детей первое представление о составе числа. В табло размещаются кубики, окрашенные в синий и красные цвета, что позволяет наглядно увидеть, что при изменении цветов кубиков, общее число остаётся неизменным.
10.Кубики для строительства.(деревянные кубики).
Кубики для строительства предназначены, для создания трёхмерных фигур. Здесь возможны самые разные варианты заданий, которые будут стимулировать развитие пространственного воображения у детей. Можно построить конструкцию под диктовку партнёра или педагога, на пример: поставь кубик за, на, справа, слева от другого кубика. Строить фигуры по образцу карточки «конструкции из кубиков». Если ребёнок, построив конструкцию, ошибся, то для него будет полезно обойти конструкцию и рассмотреть её со всех сторон, чтобы увидеть с разных точек зрения.
11.Мозаичные кубики (красные, жёлтые).
Способствуют развитию пространственного воображения. Задания выполняются на плоскости, но при этом от ребёнка требуется структурирование изображённых на карточках фигур из кубиков. Можно строить фигуры по образцу, определить какой из кубиков отсутствует в незаконченной фигуре, также придумывать свои фигуры.
12.Волчок и кубики.
В играх с кубиками (6-гранники и 12-гранники) и волчком дети получают первые представления о вероятности. Служит для изучения вероятности. Сектора круга волчка можно формировать, т.е. раскрашивать самыми разными способами и от этого будет зависеть вероятность того, что волчок упадёт на тот или иной сектор цвета. Таким образом, у детей развивается понимание связи между способом раскраски секторов круга и вероятности того, на какой цвет упадёт волчок.
13.Штампы.
В наборе имеются цветовые штампы. С их помощью дети печатают цифры в прямой и обратной последовательности. Располагают на листе бумаги под диктовку педагога или сверстников.
14.Трафареты.
С помощью них дети учатся аккуратно рисовать фигуры. Создавать самые разные узоры в разной последовательности.
15.Мешочек для тактильных игр.
Дети в мешочек прячут различные предметы, а затем определяют их на ощупь, не заглядывая в мешочек. Ищут предметы по заданным свойствам, например: круглый, с гранями, определяют количество и др.
16.Фишки (круги синие, красные).
Фишки позволяют отобразить количество. С их помощью дети выполняют различные действия. Выкладывают заданное количество, например: положи 4 фишки в один ряд, а под ними 3 фишки, показывают равнозначные количества и т.д.
17.Тубы.
Поскольку дети ещё не умеют сравнивать большие количества, путём пересчёта, то для сравнения их по высоте они используют прозрачные тубы. Дети помещают в тубы определённое количество фишек и ставят тубы рядом, сравнивая количество фишек. Происходит прямое сравнение, без определения количества.
18. Коробочка с шариками «Встряхни и отгадай».
служит для разложения числа и развития понимания части и целого. В коробочку помещают определенное количество бусин и встряхивают ее. Сколько бусин в одной секции мы видим, а сколько бусин в другой?
19. Зеркало безопасное на подставке.
С помощью которого, дети исследуют изображения и объекты с точки зрения симметрии.
20. Цветные геометрические фигуры.
Подходят для разных геометрических экспериментов. С их помощью можно упражнять детей в умении сортировать и сравнивать фигуры, создавать большие геометрические фигуры и узоры, сравнивать их площади и получать первое представление об углах, создавать дорожки и по аналогии продолжать их дальше.
21. Пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур: комплект геометрических фигур; геометрические конструкторы: «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу; математические планшеты Геометрик, цветные резиночки.
1.8. Форма подведения итогов кружка: квест – игра: «В мире математики»
1.9. Разделы программы кружка:
- Пространство и форма
- Структуры, закономерности, узоры
- Величины и измерения
- Данные, частота, вероятность
- Множества, числа, операции
1.10. Ожидаемые результаты:
В результате работы по данной программе с использованием учебно-методического комплекса «Мате: плюс. Математика в детском саду»
- у детей сформируются представления о пространстве и форме, величинах и измерениях, множестве, числах, математических операциях.
- дети будут экспериментировать с основными геометрическими формами; играя с кубиками и зеркалами, создавая узоры, будут исследовать закономерности и симметрию.
- дети освоят числовой ряд и научатся сопоставлять числа и количество, получат первые представления о вероятности, будут писать цифры.
- благодаря нескучным и порой неожиданным заданиям дошкольники обнаружат, что математика окружает нас повсюду.
2.Учебный план кружка.
Месяц | Неделя Тема | Задачи | Количество занятий |
Октябрь | 1 неделя «Логические цепочки» |
| 1 |
2 неделя «Медведи» |
| 1 | |
3 неделя «Продолжи закономерность» |
| 1 | |
4 неделя «Найди предмет такой же формы» |
| 1 | |
Ноябрь | 1 неделя «Танграммы» |
| 1 |
2 неделя «Четвертый лишний» |
| 1 | |
3 неделя «Зеркало безопасное с подставками» |
| 1 | |
4 неделя «Геометрические фигуры» |
| 1 | |
Декабрь | 1 неделя «Медведи» |
| 1 |
Декабрь | 2 неделя «Тубы» |
| 1 |
3 неделя «Трафареты» |
| 1 | |
4 неделя Кубики для строительства. (деревянные кубики) |
| 1 | |
Январь | 1 неделя Коробочка с шариками «Встряхни и отгадай» |
| 1 |
2 неделя Цифровые пазлы. Игровое упражнение «Нарисуй, как я», |
| 1 | |
3 неделя «Продолжи рисунок» Фишки (круги синие, красные) |
| 1 | |
Февраль | 1 неделя 2 неделя «Волшебные монетки» «Штампы» |
| 2 |
Февраль | 3 неделя Деревянное табло (кубики синие и красные) Сюжетные игровые поля |
| 1 |
4 неделя Мозаичные кубики (красные, жёлтые)» |
| 1 | |
Март | 1 неделя «Решение логических задач» |
| 1 |
2 неделя «Волчок и кубики» |
| 1 | |
3 неделя «Колумбово яйцо» (составление фигур птиц) |
| 1 | |
4 неделя Математические планшеты |
| 1 | |
Апрель | 1 неделя 2 неделя «Волшебный круг» |
. | 2 |
3 неделя Решение логических задач на поиск недостающих фигур. |
| 1 | |
Апрель | 4 неделя «Танграммы»(морские обитатели» |
| 1 |
5 неделя Сюжетные игровые поля |
| 1 | |
Май | 1 неделя «Штампы» |
| 1 |
2 неделя «Трафареты» |
| 1 | |
3 неделя Математический досуг. |
| 1 | |
4 неделя Квест – игра: «В мире математики» |
| 1 | |
Всего занятий | 32 |
Литература
1. В. Волина. Праздник числа. - М.; Знание, 1993.
2. Л. Г. Петерсон, Кочемасова Е. Е. Игралочка (2части). - М. ;издательство «Ювента», 2011.
3. Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.
4. Колесникова Е. В. Математика для детей. -М. ; ТЦ Сфера, 2007.
5.Пономарева И. А., Позина В. А. Занятия по формированиюэлементарных математических представлений. -М. ; Мозаика-Синтез, 2009.
6. Касицына М. А., Смирнова В. Д. Дошкольная математика. - М.Серия «Опыт работы практического педагога», 2007.
7. Новикова В. П. Математика в детском саду. -М. ; Мозаика-Синтез,2000.
8. Фалькович Т. А., Барыякина Л. П. Формирование математическихпредставлений. -М. ; Вако, 2005.
9. З.А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по программе "Раз - ступенька, два - ступенька" Л.Г.Петерсона, Н.П.Холиной переложенное для использования интерактивной доски.
Знакомство с образованием и составом числа 5, с цифрой 5. Закрепление знания цифр 1 - 4, понятия многоугольника, числового отрезка....
Занятие №24 по программе "Раз - ступенька, два - ступенька" Л.Г.Петерсона, Н.П.Холиной переложенное для использования интерактивной доски.
Знакомство с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4. Формирование умения соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками. Закрепление умения разбивать группу ...
Программа «Математические ступеньки» (Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.)
Программа «Математические ступеньки» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет....
Программа "Раз ступенька, два ступенька"
для детей 4-5 лет...
Программа "Раз ступенька, два ступенька"
для детей 5- 6 лет...
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Раз - ступенька, два - ступенька» (старший дошкольный возраст 5-6 лет)
Программа «"Раз-ступенька, два - ступенька» разработана на основе программы математического развития дошкольников "Школа 2100…", учебно-методического пособия "Ра...
Дополнительная общеразвивающая программа "Раз, ступенька - два ступенька"
Дополнительная программа "Раз, ступенька - два ступенька" Направленость: социально-педагогическая....