Картотека дидактических игр
картотека по математике (младшая, средняя, старшая группа)
Картотека дидактических игр на формирование геометрических представлений детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр на формирование геометрических представлений детей дошкольного возраста
Младший возраст
«Подбери чайную пару»
Цель игры: Научить сопоставлять предметы, выделять основные признаки.
Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. Закреплять понятия «разные», «одинаковые», «пара», названия геометрических фигур и навык их различать.
Оборудование: вырезанные из картона разноцветные чайные чашки и блюдца с наклеенными на них геометрическими фигурами.
Ход игры: Воспитатель раздает детям разноцветные чайные чашки. На столах лежат блюдца соответствующих цветов. Детям предлагается найти чайную пару – соотнести фигуру на чашке и блюдца.
«Составь предмет»
Цель игры: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
Оборудование: На столе крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина. Перед ребёнком наборы разных геометрических фигур.
Ход игры: Педагог предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Дети рассматривают получившиеся силуэты игрушек, вспоминают соответствующие стихи, загадки. Возможно объединение составленных силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица» и т.д.
«Спрячь мышку в домик»
Цель игры: развивать представления детей об основных цветах и геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) .
Оборудование: Игра состоит из четырёх карточек, посередине которых нарисована мышка в разных геометрических фигурах и фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).
Ход игры: спрячем мышку от кошки, закроем домик «такой же» фигурой, что и окошко.
«Соберем бусы»
Цель игры: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур, развивать восприятие цвета, размера.
Оборудование: На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т.д.
Ход игры: Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка, следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.
«Подбери фигуру»
Цель игры: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Закрепить название геометрических фигур, умение подбирать необходимые геометрические фигуры использовать способ наложения. Развивать внимание, терпение и аккуратность.
Оборудование: Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, (овал, прямоугольник), вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами 3 (5) геометрических лото, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, треугольник (овал, прямоугольник).
Ход игры: Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносе. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятали «нарисованные». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает ее на начерченную фигуру («прятать»).
Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.
Средний возраст
« Подбери по величине»
Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по од-ному признаку (размер).
Оборудование: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие.
Ход игры: Педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие.
«Назови геометрическую фигуру»
Цель: Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, пря-моугольник, овал)
Оборудование: Таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице контурные изображения двух-трёх фигур в разных положениях и соче-таниях.
Ход игры: Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, назвать их. На одном занятии можно показать ребёнку 2- 3 таблицы.
«Что подходит?»
Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом.
Оборудование: Четыре четырехугольника, три треугольника, цифры «3», «4».
Ход игры: Детям даны два четырехугольника и два треугольника, они делят фигуры на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника, у каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла).
«Чудесный мешочек»
Эта игра хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.
Старший возраст
«Собери геометрическую фигуру из частей»
Цель: упражнять в составлении геометрической фигуры из частей.
Материал: деревянная платформа с рамками разной формы, детали – вкладыши.
Ход игры: Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.
«Колумбово яйцо»
Цель: формировать умение анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления.
Материалы: овал, разрезанный на 10 частей, карточки – образцы.
Ход игры: На каждого ребёнка раздаётся одно колумбово яйцо (10 частей). Используются все 10 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные изображения фантастического животного по образцам и по собственному замыслу.
Математическая головоломка «Пифагор»
Задача: формировать умение составлять из геометрических фигур различные изображения, силуэты животных, предметы, строения.
Материал: квадрат, одинаково раскрашенный с двух сторон, разрезанный на 7 частей: 2 квадрата разного размера, 1 четырехугольник (параллелограмм), 2 маленьких треугольника и 2 больших треугольника, карточки образцы.
Ход игры: На каждого ребёнка раздаётся один танграм (7 частей). Используются все 7 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные изображения, силуэты животных, предметы, строения по образцам и по собственному замыслу.
Игра – головоломка «Въетнамская игра»
Задачи: формировать умение анализировать, вычленять формы составляемого предмета на части, искать способы соединения одной части с другой.
Материал: круг из 7 частей, из которых равны между собой 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части – разные по размеру и форме.
Ход игры: На каждого ребёнка раздаётся один круг (7 частей). Используются все 7 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные силуэты животных, птиц, насекомых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...
Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС
Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для работы с дидактическим пособием «Макет дороги».
Картотека дидактических игр разработана для дидактического пособия по изучению правил дорожного движения (ПДД) «Макет дороги», она предназначена для детей старшего дошкольного возраста....