| Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
октябрь | I 1. Развитие логического мышления детей. 2. Закрепление прямого и обратного счета в пределах 10 у детей. 3. Развитие умения у детей ориентироваться в пространстве. 4. Развитие у детей творческих способностей. 5. Развитие умения действовать сообща, учитывать интересы сверстника.
II 1. Развитие у детей внимания, памяти, пространственного мышления. 2. Развитие у детей умения составлять фигуру путем перемещения частей игры в пространстве, по силуэтной схеме и точкам координатной сетки с учетом заданных условий, считать в обратном порядке, соотносить предметы по цвету, ориентироваться на плоскости. 3. Развитие у детей умения составлять слова из заданного количества букв, связные рассказы на заданную тему, осуществлять звуковой анализа слова, выразительно читать стихи. 4. Активизация творческих способностей детей в придумывании рассказа и складывании фигуры на заданную тему. 5. Развитие у детей умения действовать вместе с одной целью.
III 1. Знакомство детей с качествами и свойствами предметов, уточнение представлений о количестве, счете о величине. 3. Развивать у детей умение рисовать по точкам координатной сетки, составлять цифру путем наложения игровых элементов друг на друга, измерять предметы с помощью условной мерки, ориентироваться на плоскости и в пространстве. 4. Развивать у детей умение составлять описательные рассказы, активизировать математический словарь. 5. Развивать творческое воображение детей, тактильное восприятие и мелкую моторику рук.
| Совместная игровая деятельность «Путешествие с Винни Пухом»
Совместная игровая деятельность «Путешествие в космос»
Совместная игровая деятельность «Волшебная пуговица»
| - Игровой прием: письмо от Винни, путешествие по следам. - Логические задачи (типа: в лесу растёт дерево). На нём 6 веток. На ветках сидят 5 воробьёв. (Сколько веток на дереве?) - Порядковый счёт в обратном порядке от 10 до 1. - Конструирование домов по точкам координатной сетки («Геоконт»). - Ориентировка по плану в группе. - Рисование круга по точкам координатной сетки («Геоконт») и дорисование его до «Винни – пуха» (по способу кляксографии). - Игровой прием: «план путешествия» - подарок от Малыша Гео (конфета, в которой находится план путешествия). - Складывание фигуры «конфета» по заданным характеристикам («Четырехцветный квадрат Воскобовича») - Счёт стартовых ступеней космического корабля от 10 до 1, десятками от 10 до100. - Составление рассказа о космосе. - Музыкальное сопровождение. - Чтение стихов о природе («Планета природы»). - Силуэтное конструирование изображения бабочки («Чудо соты» / « Чудо - крестики 2, 3»). - Отгадывание загадок, на какой цветок по цвету сядет бабочка, где располагается цветок («Планета природы»). - Отгадывание загадки, в какой игре зашифровано геометрическое название планеты? («Геоконт», «Планета Гео») - Конструирование геометрических фигур разной формы и размера («Планета Гео», «Геоконт»). - Составление слова из заданного количества букв, определение места нахождения заданных звуков («Конструктор букв», «Планета букв»). - Составление летающего аппарата по собственному замыслу («Двухцветный квадрат Воскобовича», «Четырехцветный квадрат Воскобовича»).
- Игра: найти дорожку, которая соответствует длине трёх кубиков определённого цвета. - Загадка про пуговицу. - Волшебный мешочек с предметами (найти в мешочке «отгадку» на загаданную загадку). - Рисование круга по заданному шифру и дорисовываиние его до пуговицы («Геовизор»). - Составление описательного рассказа (какие бывают пуговицы, из какого материала, где используют и т.д.). - Игра: «в какой руке пуговица». - Сосчитать пуговицы под салфеткой и составить число, которое получилось («Прозрачная цифра»). - Рисование чертежа с фигурами (взрослый показывает изображение фигуры на «Геоконте», дети рисуют такую же на листе бумаги с помощью «Геовизора») - Измерение длины сторон фигур пуговицами (например, сколько пуговиц поместится в длине сторон квадрата, прямоугольника и т.д.). - Укрась фигуру узором из пуговиц (выкладывание прямых и волнистых линий). |
ноябрь | I 1. Обогащать представления детей о звездах и созвездиях. 2. Развивать у детей умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20, ориентироваться во времени и на плоскости, находить предмет по заданным признакам. 3. Развивать у детей математическую речь, наблюдательность. 4. Активизировать творческие способности детей в конструировании по собственному замыслу. 5. Воспитывать у детей умение общаться в процессе работы, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.
II 1. Развивать у детей умение рисовать геометрические фигуры по точкам координатной сетки, определять их структуру, решать логико-математические задачи на поиск предмета по признакам, ориентироваться на плоскости, работать с линией симметрии. 2. Развивать математическую речь детей, умение связно и развернуто высказываться, аргументировать свои высказывания, рассуждать. 3. Создавать условия для проявления творчества детей, развивать умение видеть в фигурах-многоугольниках предметы окружающего мира и соответственно дорисовывать их. 4. Развивать у детей умение работать согласованно, в команде, уступая друг другу.
III 1. Уточнять и обогащать представления детей о понятии «лес», обитателях леса, о геометрических фигурах и частях суток. 2. Развивать у детей умение конструировать буквы по образцу и составлять из них слово, конструировать геометрические фигуры по точкам координатной сетки, решать логические задачи, выбирать фигуры по признакам и определенным образом располагать их на плоскости. 3. Стимулировать речевую активность детей, готовность и желание высказывать предложения, рассуждать, фантазировать в речевом плане. 4. Воспитывать бережное отношение детей к природе, действовать в команде, приходить на выручку.
| Совместная игровая деятельность «Путешествие к звёздам»
Совместная игровая деятельность «Королевство Гео»
Совместная игровая деятельность «Спасаем обитателей леса» | - Наглядный приём: внесение телескопа, рассматривание звезд. - Беседа о том, что такое звезда и созвездие. - Игровой момент: подготовка к полету к звёздам, счет ступеней на предстартовой площадке в пределах. - Игра «Внимание космонавты»: проверка готовности космонавтов к полету. - Конструирование космического корабля по собственному замыслу («Чудо крестики 3»). - Старт: обратный счёт от 10. - Определение на мониторе звезды по цвету и расположению. - Перечисление дней недели (в какой день мы отправились, какой был перед этим и т.д.). - Поиск корабля, на котором отправимся в обратный путь («Игровизор», лист бумаги с изображением разных кораблей, обведение маркером заданного). - Выкладывание по типу графического диктанта траектории обратного пути («Игровизор», маркер).
- Использование персонажа Малыша Гео. - Рисование по точкам координатной сетки фигур-многоугольников, определение их структуры (четырех-, пяти-, шестиугольники и др.) и дорисовывание до предметов, необходимых Малышу Гео в путешествии («Геовизор»). - Путешествие Малыша Гео на кораблике «Брызг-Брызг», игра «Ветер срывает флажки»: дети снимают флажки, ориентируясь на цвет, количество, порядковый номер и высоту мачт («Кораблик Брызг-Брызг»). - Составление пути Малыша Гео к волшебному дубу: дети определяют количество клеточек и соотносят их с цифрой («Игровизор», пособие «Прозрачные цифры»). - Игровое задание «Арифметические препятствия»: дети, решая арифметические примеры, находят нужный маршрут в лабиринте к волшебному дубу. - Конструирование по точкам координатной сетки контура волшебного дуба («Геоконт»). - Волшебные плоды с волшебного дуба разбились на части: дети достраивают по линии симметрии изображения разных предметов («Чудо-крестики 2/3», «Чудо-соты»).
- Составление в командах наперегонки слова «лес» («Конструктор букв»). - Беседа о том, что такое лес. - Игра – фантазия «Каким вы себе представляете сказочный лес». - Игра: «Назови птиц». - Игра: «Угадай, какое время суток». - План спасения зверей (пособия «Разноцветные веревочки», «Кармашки» и др.). - Загадки о геометрических фигурах. - Конструирование отгадок по точкам координатной сетки («Геоконт»). - Преодоление математического лабиринта («Игровизор», приложение «Лабиринты цифр») - Составление свечки, с помощью которой можно попасть в пещеру и спасти обитателей леса: дети выбирают фигуры по признакам и определенным образом располагают на плоскости («Прозрачный квадрат»). |
декабрь | I 1. Развивать у детей умение конструировать цифры по условной цветной модели, конструировать предметные изображения по точкам координатной сетки, считать в прямом и обратном порядке в пределах второго десятка. 2. Активизировать речь детей, желание и готовность высказываться, рассуждать. 3. Развивать творческое воображение детей, умение видеть в сконструированных фигурах предметы окружающего мира. 4. Формировать у детей потребность в самовыражении и способность к принятию решений. II 1. Развивать у детей умение зрительно воспринимать и понимать последовательность действий, ориентируясь на условные обозначения карты-плана. 2. Развивать у детей умения анализировать структуру фигур, образовывать множества, сравнивать их между собой, увеличивать и уменьшать, образовывать десяток разными способами, составлять целое из заданного количества равных и неравных частей. 3. Активизировать у детей математическую речь, обогащать словарный запас, развивать умение рассуждать, логически и связно выстраивать свои высказывания. . 4. Воспитывать у детей самостоятельность и инициативность, развивать умение конструировать сюжетные картинки по собственному замыслу и рассказывать о них.
| Совместная игровая деятельность «Приключения Малыша Гео»
Совместная игровая деятельность «Спасение колобка» | - Малыш Гео расшифровывает «разноцветные шифры»: дети конструируют цифры 2, 3, 4, 7 («Волшебная восьмерка 2»). - Игра «Чего всегда бывает по два / три / четыре/ семь». - Встреча Малыша Гео и Паучка на поляне Золотых плодов. - Малыш Гео помогает Паучку отыскать внучат-паучат: конструирование контурных изображений, рассматривание их с разных точек зрения, придумывание образных сравнений («Геоконт»). - Сосчитывание найденных внучат-паучат в прямом и обратном порядке.
- Рассматривание карты – плана спасения колобка на игровом поле (пособия «Прозрачные цифры», «Кармашки», «Разноцветные веревочки» др.). - Определение направления по карте-плану от цифры 1 к цифре 2: дети находят условное обозначение геометрических фигур. - Группировка геометрических фигур по структуре: дети находят все треугольники, четырехугольники, пятиугольники и т.д. («Чудо-крестики 2»). - Конструирование сюжетной картинки из всех частей игры («Чудо-крестики 2»). - Определение направления по карте-плану от цифры 2 к цифре 3: дети находят условное обозначение гриба. - Образование различных множеств, их уменьшение, увеличение, уравнивание, образование десятка разными способами («Математические корзинки 10»). - Определение направления по карте-плану от цифры 3 к цифре 4: дети находят условное обозначение квадрата. - Составление 9-ти квадратов из равных и неравных частей («Прозрачный квадрат»). - Определение направления по карте-плану от цифры 4 к цифре 5: дети находят условное обозначение дома. - Лепка колобков: дети пытаются обмануть лису, обменяв пластилинового колобка на настоящего. |
январь | I 1. Развивать у детей умение складывать предметное изображение путем перемещения частей игры в пространстве, выкладывать горизонтальный ряд по алгоритму, рисовать по точкам координатной сетки. 2. Активизировать речь детей, умение рассуждать, высказывать предположения и обосновывать их, развивать речевую инициативу. 3 Создавать условия для проявления творчества детей в конструировании и речи. 4. Развивать смекалку, сообразительность, желание и готовность помочь игровым персонажам.
II 1. Развивать у детей умения рисовать по точкам координатной сетки, моделировать составные фигуры из частей эталонных, конструировать буквы по образцу и составлять из них слова, ориентироваться на плоскости. 2. Активизировать речь детей, развивать умение рассуждать, связно и развернуто излагать свои мысли. 3. Активизировать творческое воображение детей, развивать умение конструировать предметные изображения по собственному замыслу. 4. Воспитывать у детей готовность прийти на помощь, развивать умение работать в команде в условиях соревнования, добиваться общего результата. | Совместная игровая деятельность «Путешествие в Фиолетовый лес»
Совместная игровая деятельность «Спасение жителей Фиолетового леса» | - Завязка игровой интриги: Магнолик сообщает в письме, что ему необходима помощь, чтобы собрать потерянные «чешуйки» Большого Плода Знаний. - Высказывание детьми предположений: какие волшебные предметы можно взять с собой в путешествие, чтобы преодолеть препятствия? - Первое испытание: как переправиться через дремучий лес? - Складывание самолета, на котором можно перелететь через дремучий лес («Четырехцветный квадрат Воскобовича»). - Второе препятствие: как преодолеть длинный и долгий путь по суше? - Составление разноцветного поезда – горизонтального ряда по алгоритму («Чудо-соты»). - Третье препятствие: как переправиться через бескрайнее море? - Рисование по точкам координатной сетки изображения кораблика («Геовизор»). - Встреча с Пчелкой Жужей, Китенком Тимошкой на «Чудо-островах». - Творческое конструирование волшебного предмета, который поможет найти недостающие «золотые чешуйки» (игры по выбору детей). - Рассказывание по сконструированным изображениям. - Составление Большого Плода Знаний.
- Завязка игровой интриги: жители Фиолетового леса оказались запертыми в заколдованных домиках на окраине Фиолетового леса и забыли свои имена. - Рисование по точкам координатной сетки заколдованных домиков («Геовизор»). - Изготовление волшебных ключей, для того, чтобы отпереть замки заколдованных домиков – моделирование составных фигур из частей эталонных с помощью подвижной линейки («Логоформочки 5»). - Составление в командах имен жителей Фиолетового леса, которые попали в беду: Жужа, Метр, Гео, Паук («Конструктор букв»). - Прокладывание обратного пути по Фиолетовому лесу («Разноцветные веревочки»). - Подарок от жителей Фиолетового леса за их чудесное спасение – творческое конструирование (игры по выбору детей). |
февраль | I 1. Развивать умение конструировать предметные изображения по силуэтному образцу, решать логико-математические задачи на выбор предметов по признакам и ориентировку на плоскости, складывать фигуру путем перемещения частей игры в пространстве, составлять целое из заданного количества неравных частей. 2. Активизировать речь детей, желание и готовность вести диалог со взрослым, предлагать решение проблемной ситуации. 3. Создавать условия для проявления творчества детей в конструировании предметны изображений. 4. Вовлекать детей в совместную деятельность, стимулировать активность, развивать умение соблюдать очередность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству.
II 1. Уточнять и обогащать математические представления детей о пространстве и времени, цифрах и эталонах цвета. 2. Развивать у детей умения конструировать буквы по образцу и составлять из них слово, понимать и пользоваться условными обозначениями, составлять цифры по условным моделям, предметные изображения, учитывая заданные количественные характеристики, работать с линией симметрии. 3. Активизировать речь детей, желание готовность высказываться, объяснять свои практические действия, рассуждать. 4. Активизировать творческое воображение детей в плоскостном конструировании и речевой деятельности. 5. Способствовать поддержанию детского любопытства, развитию интереса к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.
| Совместная игровая деятельность «Путешествие в Фиолетовый лес»
Совместная игровая деятельность «Волшебная страна математика» | - Использование аудиозаписи «Голоса леса»: где живут и кому принадлежат прослушанные звуки. - Подготовка Кораблика «Брызг-Брызг» к путешествию: развешивание флажков способом «пестрое одеяло». - Приготовление завтрака на борту «Кораблика Брызг-Брызг»: конструирование по силуэтной схеме чайника и чашек («Чудо-крестики 2»). - «Кораблик Брызг-Брызг» попал в шторм, игра «Ветер срывает флажки» («Кораблик «Брызг-Брызг»). - Складывание трехцветной лодочки-шлюпки («Четырехцветный квадрат Воскбовича»). - Выкладывание тропинки с помощью графического диктанта (для взрослого «Разноцветные веревочки», для детей «Игровизор»). - Составление квадратов из заданного количества неравных частей – конструирование моста, чтобы перебраться через овраг («Прозрачный квадрат»). - Встреча с жителями Фиолетового леса: творческое конструирование угощения (игры по выбору детей).
- В гости к детям прилетает Ворон Метр. - Загадка: в какой стране побывал Ворон Метр? - Составление отгадки – слова «математика» («Конструктор букв»). - Беседа о временах года: почему Ворон Метр замерз по дороге? - Словесная игра «Месяц называй – стульчик занимай». - Игра «Мяч лови – день недели назови» с использованием музыкального сопровождения. - Игра «Разноцветная неделя»: дети соотносят цвета радуги, их условные названия и дни недели (пособие «Цветные квадраты»), например, Кохле – понедельник – красный лепесток / квадрат и т.д. - Конструирование волшебных цифр, которые могут превращаться в цветы («Волшебная восьмерка»). - Придумывание названий волшебных цветов по количеству лепестков. - Составление волшебных цветов, учитывая их «говорящие названия» («Чудо-цветик»). - Ворон Метр принес с собой подарки из волшебной страны Математики, чтобы их получить, нужно открыть заколдованный сундук волшебным ключиком. - Достраивание по линии симметрии изображения «ключ» («Геоконт»). |
март | I 1. Уточнять представления детей о перелетных птицах. 2. Закрепить у детей умение считать в пределах 20, решать арифметические примеры, пользовать знаками арифметических действий. 3. Развивать у детей умение конструировать цифры по условной цветной модели, ориентироваться на плоскости и в системе координат, складывать предметное изображение путем перемещения частей игры в пространстве. 4. Стимулировать речевую активность детей, активизировать словарь детей, умение объяснять и комментировать свои действия.
II 1. Уточнять и обогащать представления детей о дорожных знаках и правилах поведения на дороге. 2. Совершенствовать навыки счёта в пределах 7, развивать умение конструировать цифры по условной модели, самостоятельно составлять и решать задачи, ориентироваться на листе бумаги в клетку, измерять длину предмета с помощью условной меры, рисовать по точкам координатной сетки. 3. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, коммуникативные умения, готовность помогать друг другу, выражать свои действия в речи. 4. Воспитывать организованность, коллективизм; уважительное отношение к окружающим
| Совместная игровая деятельность «Весна! Ждём прилёта гостей»
Совместная игровая деятельность «Дорожная математика» | - Счёт в пределах 20 («Счетовозик» / «Математические корзинки 10»). - Загадки о перелетных птицах. - Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц. - Каждая перелетная птица принесла с собой загадочную цифру: конструирование цифр по условному цветному шифру («Волшебная восьмерка»). - Решение арифметических задач про птиц. - Вышивание правильных ответов («Шнур-затейник»). - Складывание фигуры птицы («Четырехцветный квадрат Воскобовича»). - Конструирование скворечника для птиц по точкам координатной сетки («Геоконт»).
- Конструирование загадочного гостя – вертикального ряда по алгоритму «светофорика» («Чудо-крестики»). - Светофорик приглашает детей в город, в который можно попасть в определенный день недели. - Конструирование цифры, обозначающей день недели по условной цветной модели («Волшебная восьмерка»). - Светофорик приглашает прокатиться по городу на определенном виде транспорта. - Рисование по типу графического диктанта автомобиля («Игровизор»). - Измерение длины дорого условной меркой (пособие «Разноцветные веревочки» - дороги, «Разноцветные липучки» - условная мерка). - Игра «Посели соседей». - Составление задачу про жителей города. - Рисование по точкам координатной сетки геометрических фигур для изготовления дорожных знаков («Геовизор»). - Дорисовывание фигур до дорожных знаков. - Беседа о том, что обозначает каждый дорожный знак. - Размещение дорожных знаков на условной карте города. |
апрель | I 1. Закреплять представления детей о солнечной системе, умение детей самостоятельно решать задачи, ориентироваться по карте-схеме. 2. Развивать у детей умения конструировать буквы по образцу и составлять из них слово, конструировать контурное изображение по точкам координатной сетки, составлять двухзначное число по условной модели. 3. Активизировать речь детей, желание и готовность рассуждать, развивать умение составлять связные описательные рассказы. 4. Создавать условия для проявления творчества в конструировании и речевой деятельности. 5. Воспитывать интерес к математике и развивающим играм.
II 1. Уточнять представления детей о городе и деревне. 2. Развивать у детей умения конструировать предметные изображения по силуэтным схемам и точкам координатной сетки, составлять горизонтальный ряд фигур-многоугольников по алгоритму. 3. Развивать у детей умение предлагать варианты решения проблемной ситуации, рассуждать и свободно высказываться. 4. Создавать условия для проявления творчества детей в плоскостном конструировании. 5. Развивать у детей умение решать задачи, сообразительность и смекалку.
| Совместная игровая деятельность «Путешествие смешариков в космос»
Совместная игровая деятельность «Путешествие в Простквашино»
| - Дети получают план солнечной системы и письмо с заданиями. - Дети расшифровывают, кто прислал письмо – составляют слово «смешарики» («Конструктор букв»). - Рисование маршрута путешествия смешариков на плане-карте – последовательное соединение цифр на звёздах. - Конструирование по точкам координатной сетки контура ракеты, на которой смешарики отправятся в путешествие к звездам («Геоконт»). - Творческое конструирование космических жителей и обитателей планет (игры по выбору детей). - Рассказ-фантазирование о сконструированных космических жителях. - Составление двухзначного числа, которое обозначает время, на которое назначен отлёт ракеты со смешариками на Землю («Волшебная восьмерка 2»). - «Незабываемые фотографии» из космоса: дети обводят сконструированные изображения, раскрашивают и дорисовывают.
- Дети отправляются в Простквашино. - Решение проблемной ситуации: на чем из города можно отправиться в деревню? - Дети предлагают варианты решения проблемной ситуации и включаются в творческое конструирование (игры по выбору детей). - Конструирование по силуэтным схемам зверей, которые повстречались в лесу и деревне («Чудо-соты», «Чудо-крестики 2,3»). - Переправа через речку: составление разноцветного моста – горизонтального ряда по алгоритму («Чудо-соты»). - Встреча с Дядей Федором, который показывает свой дом. - Конструирование по точкам координатной сетки дома Дяди Федора («Геоконт»). - Чаепитие у Дяди Федора: решение занимательных задачек за чашкой чая. - Подарок Дяде Федору за теплый прием: дети включаются в творческое конструирование (игры по выбору детей) и рассказывают о сконструированных изображениях. |
май | 1. Подвести итоги проделанной работы. 2. Выявить трудности и достижения детей.
3. Создать условия для преодоления выявленных трудностей и закрепления индивидуальных достижений детей. | Мониторинг результатов работы в течение года.
Индивидуальная работа детьми. | Тестовые, игровые задания. Наблюдение. Анализ продуктов детского творчества.
Индивидуальные игровые упражнения, задания, упражнения. |